Скачать презентацию Искусство Московского царства Иконопись и монументальное искусство 1617 Скачать презентацию Искусство Московского царства Иконопись и монументальное искусство 1617

искусство московского царства.ppt

  • Количество слайдов: 27

Искусство Московского царства Иконопись и монументальное искусство 1617 вв. Исторические темы в иконописи. Строгановская Искусство Московского царства Иконопись и монументальное искусство 1617 вв. Исторические темы в иконописи. Строгановская икона. Ярославская школа. Парсуна. Творчество С. Ушакова. Орнамент. ДПИ. Архитектура

Архитектура 16 века Когда Москва стала столицей единого общерусского государства, на ее архитектуру было Архитектура 16 века Когда Москва стала столицей единого общерусского государства, на ее архитектуру было обращено особенное внимание. В начале 16 в. окончательно сложился ансамбль Московского Кремля. Еще в 1462 г. под руководством В. Д. Ермолина старые кремлевские стены и башни были коренным образом перестроены и приспособлены к новому, «огневому» бою. В конце 15 в. кремлевские стены приобрели современный вид (кроме шатровых завершений башен, которые были в основном сооружены в 80 -х гг. 17 в. ). Легко представить себе, какое грандиозное впечатление производил Кремль - великолепный ансамбль древнерусского зодчества - в 16 -17 вв. , возвышаясь среди низких деревянных строений. Его стены и башни, суровый и мужественный характер которых обусловлен прежде всего жизненной необходимостью, обладают и огромной художественной выразительностью. Московский Кремль. Стены и башни. 1485 -1495 гг. Верхние части башен надстроены в 17 в. Вид с юговостока. Башни (слева направо) - Константино. Еленинская, Набатная, Спасская.

На площади, обращенной к Москве-реке, сосредоточены наиболее замечательные сооружения, воздвигнутые в 15 и 16 На площади, обращенной к Москве-реке, сосредоточены наиболее замечательные сооружения, воздвигнутые в 15 и 16 вв. Площадь эта названа Соборной, потому что образована тремя соборами. Успенский собор (1475 - 1479), возведенный под руководством итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти, был главной русской святыней, символизировавшей всю православную церковь. Успенский собор в Московском Кремле. Продольный разрез. Успенский собор в Московском Кремле. План. Здесь впервые на Руси сделаны крестовые своды, применены железные связи; благодаря уменьшению веса сводов и хорошему качеству кладки были возведены более тонкие и широко поставленные столбы, что сделало интерьер собора просторным.

В конце 15 и начале 16 в. были сооружены и два других храма Соборной В конце 15 и начале 16 в. были сооружены и два других храма Соборной площади в Кремле. В 1484 -1489 гг. псковскими мастерами был построен Благовещенский собор, а в 1505 -1509 гг. итальянцем Алевизом Новым - Архангельский собор. Существенным новшеством явилось применение в Архангельском соборе классического ордера, который Алевиз органично сочетал с традиционной системой русского крестовокупольного храма. Пилястры с растительными капителями. Архангельский собор Благовещенский собор

На протяжении XVI в. в Московском государстве велось интенсивное фортификационное строительство. Эти меры были На протяжении XVI в. в Московском государстве велось интенсивное фортификационное строительство. Эти меры были необходимы для обороны страны на случай нападения татар с юга и востока, Польши и Литвы с запада. Перестраивались старые и строились новые крепости на ближних и дальних подступах к Москве. Такого рода опорными пунктами служили кремли городов и монастыри. В этот период были построены каменные кремли в Нижнем Новгороде, Смоленске, Туле, Можайске, и в других городах. Кремль Нижнего Новгорода Стены и башни Тульского Кремля Смоленский Кремль

В 16 веке в России появляется принципиальной новый тип сооружений – шатровые храмы, не В 16 веке в России появляется принципиальной новый тип сооружений – шатровые храмы, не использующие в своей конструкции подпорок, как традиционные древнерусские крестовокупольные храмы. Среди шатровых каменных храмов 16 в. первой по времени является церковь Вознесения в Коломенском (1532). Динамичный характер церкви Вознесения резко отличает ее от обычных пятиглавых и одноглавых церквей. Решающее значение имеют вертикальные членения, подчеркнутые пилястрами четверика и восьмерика. Они в наибольшей мере придают храму динамичность, которая усиливается также острыми углами вимпергов и вытянутыми вверх кокошниками. Внешний облик храма отличается гармоничной ясностью, монолитностью, кристальной четкостью всех частей, сливающихся в неразрывное целое. Благодаря отсутствию апсиды храм выглядит одинаково со всех сторон, что придает ему особую цельность. Церковь Вознесения в селе Коломенском близ Москвы. 1532 г.

Наиболее замечательным архитектурным памятником 16 столетия явился Покровский собор (храм Василия Блаженного), построенный в Наиболее замечательным архитектурным памятником 16 столетия явился Покровский собор (храм Василия Блаженного), построенный в 1555 -1560 гг. в честь взятия Казани Иваном Грозным. Это выдающееся произведение русского средневекового зодчества. В храме Василия Блаженного нет ясности и чистоты церкви Вознесения, в целом архитектура Покровского собора производит торжественное и пышное впечатление. Собор Покрова на рву (храм Василия Блаженного) в Москве. Поперечный разрез. Собор Покрова на рву (храм Василия Блаженного) в Москве. 1555 -1560 гг.

Здание Храма Василия Блаженного возводилось из кирпича, нового в ту пору материала. Фундамент и Здание Храма Василия Блаженного возводилось из кирпича, нового в ту пору материала. Фундамент и цоколь храма, как и некоторые декоративные элементы, выполнили из более традиционного материала — белого камня. Храм Василия Блаженного поражает живописным великолепием, производит поистине сказочное впечатление - настолько разнообразны архитектурные формы этого сооружения, состоящего из девяти церквей-столпов. Особенно интересно внешнее декоративное оформление собора. Храм и в наше время привлекает внимание сложностью конструкции и разноцветными затейливыми маковками. Собор Покрова на рву (храм Василия Блаженного) в Москве. План.

Параллельно со строительством шатровых храмов и в Москве, и в провинции продолжается активное строительство Параллельно со строительством шатровых храмов и в Москве, и в провинции продолжается активное строительство пятиглавых крестово-купольных. Среди них можно особенно выделить строительство Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве, по архитектуре схожего с Успенским собором Московского Кремля а также Успенский собор Троице-Сергиевой лавры, 15591585 гг. Смоленский Собор Новодевичьего монастыря, 1524 -1525 гг.

В архитектуре период 17 века получил название В архитектуре период 17 века получил название "нарышкинского" - по имени рода матери Петра I. В «нарышкинских» храмах усилены светские тенденции. Некоторые существенные особенности этих сооружений (динамичность, отказ от замкнутости объемов, живая связь с окружающим пространством) позволяют провести аналогии с современной им барочной архитектурой Западной Европы. Великолепным памятником «нарышкинского» стиля является церковь Покрова в Филях (16901693), отличающаяся открытым характером композиции. Свободная связь здания с окружающим пространством подчеркнута обилием широких окон. Храм в Филях, бесстолпный и многоярусный, покрыт характерной луковичной главкой. Главки венчают и полукружия нижнего четверика, придавая церкви большую декоративность. Несмотря на украшения из белого камня, контрастирующие с красным цветом кирпичных стен, церковь обладает большой конструктивной четкостью. Решающим в ней является вертикальный ритм, подчеркнутый белыми колонками, расположенными на ребрах четверика и восьмерика, на стройных шейках глав, на наличниках окон. Церковь Покрова в Филях

Одним из значительных художественных центров стал в 17 столетии Ярославль, богатый торговый город, выдвинувший Одним из значительных художественных центров стал в 17 столетии Ярославль, богатый торговый город, выдвинувший первоклассных строителей. Здесь был выработан тип посадской церкви. Среди ярославских храмов выделяется церковь Ильи Пророка. В противоположность многим сооружениям 17 в. церковь Ильи Пророка, как и некоторые другие ярославские храмы, производит внушительное впечатление. Это свидетельствует о том, что русская архитектура и в период, непосредственно предшествовавший новому времени, далеко не полностью утратила величие и монументальность. Церковь Ильи Пророка (1647 -1650) Важнейшей особенностью церкви Ильи Пророка является живописность, сказавшаяся в асимметрии плана и свободном расположении основных объемов. Два нарядных крыльца ведут на закрытую паперть, опоясывающую церковь с севера и запада. В юго-западном углу находится придел, который увенчан высоким шатром, контрастирующим с пятью куполами церкви и перекликающимся с нарядным, прорезанным слуховыми окнами шатром отдельно стоящей колокольни.

Иконопись и монументальное искусство 16 века Новые тенденции в живописи 16 века: -усложнение композиции; Иконопись и монументальное искусство 16 века Новые тенденции в живописи 16 века: -усложнение композиции; -склонность к аллегорическим и символическим сюжетам; -массовые сцены, наполненные пышностью и величием; -интерес к бытовым подробностям, к мелким деталям, особенно в миниатюрах; -появление «бытийного письма» , т. е. своего рода исторического жанра. О новых тенденциях уже свидетельствуют иконы первой половины 16 в. , например «Видение Евлогия» или «Лествица Иоанна Лествичника» , в которых, правда, еще живы традиции монументального искусства 15 столетия. Видение преподобного Евлогия. Икона из Введенского монастыряря в Сольвычегодске. 1565 - 1596 Видение преподобного Иоанна Лествичника, с житием и монашескими подвигами. Вторая половина XVI в.

Сознательное стремление русских великих князей и царей подчинить живопись государственным задачам отчетливо выступает во Сознательное стремление русских великих князей и царей подчинить живопись государственным задачам отчетливо выступает во многих произведениях Эпохи. В этом отношении особый интерес представляет икона «Церковь воинствующая» , написанная в ознаменование взятия Казани Иваном Грозным. В сущности, это уже не икона, а скорее картина со сложным символико-аллегорическим сюжетом. Ее основной идеей является окончательно сложившееся в те годы учение о власти русского самодержца, данной и освященной Богом. В иконе чувствуются черты нового художественного видения. Композиция отмечена большой свободой. Художник легко умещает на доске многочисленное пешее и конное воинство, среди которого находится и Иван Грозный. Естественно, что интерес к бесчисленным подробностям увел иконописца от монументального стиля, который господствовал в древнерусской живописи прежде. "Благословено воинство небесного царя. . . " (Церковь воинствующая) Середина XVI века Церковь воинствующая. Фрагмент

Большого распространения достигло в 16 в. , особенно во второй его половине, искусство миниатюры. Большого распространения достигло в 16 в. , особенно во второй его половине, искусство миниатюры. Именно здесь была пробита серьезная брешь в традиционных формах искусства. В иллюстрациях к «Летописному своду» можно встретить живо трактованные бытовые сцены, современные одежды, сооружения и т. д. Художников привлекали не столько переживания людей, сколько обстановка. Димитрий Иоаннович получает ярлык на Владимирское великое княжение. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70 -е гг. XVI в. Видение Лествицы преподобным Иоанном Лествичником. Миниатюра из «Лествицы и Паренесиса прп. Ефрема Сирина» . XVI в. Преставление великого князя Димитрия Иоанновича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70 -е гг. XVI в.

В середине 16 в. у древнерусской рукописной книги появилась соперница - печатная книга. В В середине 16 в. у древнерусской рукописной книги появилась соперница - печатная книга. В московской типографии Ивана Федорова в 1564 г. была отпечатана первая точно датированная книга «Апостол» . Особенно примечательна заставка с изображением евангелиста Луки, помещенным в арку, живо напоминающую формы ренессансной архитектуры. Следует сказать, что именно печатная книга во многом определила в 17 в. обращение древнерусского искусства к реалистическому искусству Запада. Экземпляры первых русских печатных книг 16 века несли свои особенности, к примеру, раскрашенные от руки заставки и буквицы, которые можно увидеть на страницах Евангелия 1563 -1564 годов, придающие особую нарядность строгому тексту. Апостол (книга, 1564) Евангелие. 1563 -1564

Иконопись и монументальное искусство 17 века. Строгановская икона Новые тенденции в живописи 17 века: Иконопись и монументальное искусство 17 века. Строгановская икона Новые тенденции в живописи 17 века: -расширение круга тем - реальный мир проникает в религиозную живопись; -мастера все чаще прибегают к непосредственным жизненным наблюдениям; -впечатление движения, внутренней энергии; -роспись производит впечатление цветистого ковра - отказ от высоких принципов древнерусской монументальной живописи. О новых тенденциях в живописи свидетельствуют иконы «строгановского письма» , названных так по имени купцов Строгановых. Строгановы были страстными почитателями иконописи и объединили вокруг себя талантливых мастеров - создателей маленьких икон, предназначенных для домашних молелен. Строгановские иконы отличаются мельчайшими подробностями, увлекающими зрителя несложным, но обстоятельным, изобилующим деталями рассказом. Никифор Савин, «Чудо Федора Тирона» , нач. 17 в. В иконе Никифора Савина «Чудо Федора Тирона» на небольшом поле объединено несколько эпизодов. «Священным» , по существу, остается лишь сюжет, который облечен в форму увлекательной сказки.

Под кистью строгановских мастеров фигуры становятся хрупкими, уже совсем лишенными внутренней силы и этической Под кистью строгановских мастеров фигуры становятся хрупкими, уже совсем лишенными внутренней силы и этической значимости, свойственной образам иконописи 14 и 15 вв. В иконе «Святой Никита» работы Прокопия Чирина святойвоин отличается утонченным изяществом. Художник обращал главное внимание на изысканность красочных сочетаний, на тщательную отделку деталей одежды и миниатюрную выписанность лица и рук. Прокопий Чирин. Святой Никита. 1593 Прокопий Чирин. Избранные святые. Конец 16 -начало 17 вв. Икона «Избранные святые» интересна прежде всего тем, что она посвящена изображению святых, соименных семье царя Бориса Годунова. Одежды изображенных затканы сетью мелких золотых орнаментов. Мельчайший цветочный узор вьется по одеждам стоящих, украшает их шапочки. С миниатюрной тонкостью написаны лица.

Тенденции, заложенные в искусстве строгановских проникали в большие образа. В иконе «Иоанн в пустыне» Тенденции, заложенные в искусстве строгановских проникали в большие образа. В иконе «Иоанн в пустыне» фоном для фигуры аскета служит с величайшей тщательностью выписанный ландшафт. Очевидно, художник не мог противостоять желанию запечатлеть реальный мир, волновавший его воображение. Никифор Савин. Иоанн в пустыне. 20 -30 годы 17 в В росписях Ростова еще сохранялось мастерство гибкой и выразительной линии. В церкви Спаса на Сенях представлены дьяконы в праздничных облачениях. Их силуэты выразительны, движения размеренны и важны, но и здесь художник отдал дань времени: парчовые одежды украшены затейливым растительным и геометрическим орнаментом. Церковь Спаса на Сенях. Дьяконы. 17 в. Церковь Спаса на Сенях. Ласкание Богородицы. Фрагмент фрески. 17 в.

Творчество Симона Ушакова Художники 17 в. задумывались над переоценкой принципов, которые лежали в основе Творчество Симона Ушакова Художники 17 в. задумывались над переоценкой принципов, которые лежали в основе древнерусской живописи. Важнейшей в этом смысле была деятельность царского иконописца Симона Ушакова (1626 -1686). Оставаясь на почве исконного русско-византийского иконописания, Ушаков присматривался к западным образцам и к натуре, стремился сообщать фигурам характерность и движение, хотя достигал всего этого, конечно, лишь настолько, насколько было ему доступно при тогдашней зависимости искусства от церкви и от требований русского быта. Ушаков был художником талантливым, прекрасно владевшим всеми средствами тогдашней техники и старавшийся вывести русскую живопись из застоя и рутины, в которых она находилась до его появления. Симон Ушаков. Похвала Владимирской иконе Божией Матери. Древо государства Российского. 1668

Икон, писанных Ушаковым, дошло до нас довольно много, но, к сожалению, большинство их искажено Икон, писанных Ушаковым, дошло до нас довольно много, но, к сожалению, большинство их искажено позднейшими записями и реставрациями. Как на сохранившиеся лучше других и особенно любопытные, можно указать на иконы: Благовещения, в которой главное изображение окружено композициями на темы акафиста Пресвятой Богородицы, Владимирской Богоматери с московскими угодниками, Нерукотворного Спаса, Троицы. Симон Ушаков. Троица. 1671 Симон Ушаков. Благовещение. 1659 г.

Икона «Нерукотворный Спас» - одна из излюбленных композиций мастера. Произведение это внутренне противоречиво. Отказываясь Икона «Нерукотворный Спас» - одна из излюбленных композиций мастера. Произведение это внутренне противоречиво. Отказываясь от плоскостности старой иконописи, Ушаков не смог преодолеть ее условность. Правда, он пытался сделать форму объемной и тщательно моделировал лицо Христа, но моделировка еще очень приблизительна, за ней не чувствуется знания анатомии. Симон Ушаков. Спас Нерукотворный. Написан для Троице-Сергиевой Лавры в 1658 году

В гораздо более яркой и действенной форме желание избавиться от канонов иконописи сказывалось тогда, В гораздо более яркой и действенной форме желание избавиться от канонов иконописи сказывалось тогда, когда художники изображали своих современников. В 17 столетии, особенно к концу века, значительно распространилась так называемая парсуна - изображение определенного лица, «персоны» . Здесь происходил более решительный, чем в иконе, отход от древнерусского искусства и проявлялись реалистические устремления. В конце 17 в. было создано немало парсун (портреты стольника В. Люткина, Л. Нарышкина), предваряющих портрет 18 столетия. Стольник Василий Федорович Люткин. Симон Ушаков. Князь М. В. Скопин-Шуйский. Парсуна. 1698 г. Парсуна. 17 в Лев Кириллович Нарышкин. Парсуна, 17 век.

Ярославская школа Ещё во второй половине 16 века в Ярославле начала складываться собственная школа Ярославская школа Ещё во второй половине 16 века в Ярославле начала складываться собственная школа иконописания. Они усложняли традиционные изображения на иконах, создавали новые композиции канонических сюжетов, обогащали их бытовыми подробностями. Периодом наивысшего расцвета искусства ярославских художников стала вторая половина 17 века. Роспись в церкви Ильи Пророка. 17 в.

В построении иконных композиций окончательно утверждается принцип свободной компоновки сюжета на плоскости доски. На В построении иконных композиций окончательно утверждается принцип свободной компоновки сюжета на плоскости доски. На иконах работы ярославских мастеров второй половины 17 века господствует движение. В росписях ярославских церквей Ильи Пророка (1680, исполнена под руководством московских мастеров Г. Никитина и С. Савина) и Иоанна Предтечи (1694 - 1695, исполнена под руководством Д. Плеханова) художники не обращали внимания на стройность силуэтов, на изысканность линий. Они были поглощены действием, которое развертывается в многочисленных сценах. Роспись первых трех ярусов северной стены центрального храма церкви Иоанна Предтечи. Ярославль. 17 в Роспись в церкви Ильи Пророка. 17 в.

Традиционная «Троица» приобрела под кистью ярославских мастеров чисто жанровый характер. Внутренние переживания, глубина выражения Традиционная «Троица» приобрела под кистью ярославских мастеров чисто жанровый характер. Внутренние переживания, глубина выражения чувства исчезли. Авраам и трое ангелов о чем-то горячо беседуют. Ангелы жестикулируют, один из них стоит, подняв вверх руку, другой явно собирается встать - так естествен жест его руки, опирающейся на стол. Фрагмент фрески «Искушение Иосифа женой фараона Пантефрия» Ярославский художник отважился и на то, что показалось бы в 16 в. кощунством. В сцене «Искушение Иосифа» жена фараона представлена полуобнаженной. Троица Ветхозаветная (Гостеприимство Авраама) Середина XVI в.

Развитие орнамента и декоративно-прикладного искусства В художественной культуре 17 столетия сложились исключительно благоприятные условия Развитие орнамента и декоративно-прикладного искусства В художественной культуре 17 столетия сложились исключительно благоприятные условия для развития орнамента, бурно развивались почти все виды русских ремесел и ювелирное дело. Стены храмов, трапезных монастырей, гражданских построек одевались в богатые праздничные наряды, их покрывал затейливый узор из кирпичей, белого камня, разноцветных изразцов. Однако в противоположность произведениям прикладного искусства 15 в. , где орнамент не противоречил тектонике предмета и даже подчеркивал ее, в 17 столетии эта связь и соподчинение утрачены. Резной иконостас в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве. 1685 г. Золотой оклад Евангелия 1571 г. из Благовещенского собора в Московском Кремле.

Народное творчество служило источником, откуда черпали мотивы мастера, создавшие роскошные княжеские одежды, блещущие драгоценными Народное творчество служило источником, откуда черпали мотивы мастера, создавшие роскошные княжеские одежды, блещущие драгоценными камнями оклады икон, поражающие великолепием сосуды. Порой эта связь выступает особенно отчетливо. Глядя на золотой ковш царя Михаила Федоровича, невольно вспоминаешь деревянные крестьянские ковши, форма которых не менялась в течение многих столетий. Парадный булатный шлем Михаила Фёдоровича по праву считается одним из шедевров русского оружейного искусства 17 века. Шлем выполнен знаменитым кремлевским кузнецом, оружейником Никитой Давыдовым. Ковш царя Михаила Федоровича, 1618 г. Парадное холодное оружие. Кинжалы. 17 век Шлем булатный ( «Шапка ерихонская» ). 1621 г.