Искусство конца 19 – начала 20 века
Импрессионизм Клод Моне. Впечатление. Восход солнца. 1872.
• ИМПРЕССИОНИЗМ (фр. — впечатление) — художественный стиль в европейском искусстве второй половины XIX в. (1874 -1886 гг. ), оказавший огромное влияние на все последующее искусство. Зародился во Франции и затем распространился по всему миру. • Художники стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления от окружающей среды живописными средствами (через иллюзию света и воздуха, растворение цвета в свете и воздухе, использование чистых цветов и оптического восприятия глаза, лишение предмета материальности формы) и охватить лишь ее внешнюю, видимую сторону. • Для живописи присуща необычайная меткость наблюдения, смелость и неожиданность композиционных решений; картина со всеми ее законами завершенности, законченности подменена этюдом. • Термин «импрессионизм» возник с легкой руки критика журнала «Le Charivari» Луи Леруа, который озаглавил свой фельетон о Салоне Отверженных «Выставка импрессионистов» , взяв за основу название картины «Впечатление. Восходящее солнце» Клода Моне.
• «Поймать свет на кончик кисти» – работа на пленере. • Светлые и чистые цвета, маленькие мазки – сливались в нужный тон, если смотреть на картину издалека – впечатление дрожащего в жаркий день воздуха. • Случайно схваченный кусок действительности – иной подход к композиции. • Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Камиль Писсарро.
• • Первая выставка (15 апреля — 15 мая 1874) Адрес: бульвар Капуцинок, 35 (ателье фотографа Надара). Участники: Аструк, Аттендю, Белиар, Бракемон, Брандон, Буден, Бюро, Гийомен, Дебра, Дега, Кальс, Колен, Ла Туш, Левер, Лепик, Лепин, Мейер, де Молен, Моне, Моризо, Мюло Дюриваж, Джузеппе Де Ниттис, А. Оттен, Л. Оттен, Писсарро, Ренуар, Робер, Руар, Сезанн, Сислей. Вторая выставка (апрель 1876) Адрес: ул. Лепелетье, 11 (Галерея Дюран Рюэля). Участники: Базиль (посмертно, художник погиб в 1870), Белиар, Бюро, Дебютен, Дега, Кайботт, Кальс, Левер, Легро, Лепик, Милле, Моне, Моризо, Л. Оттен, Писсарро, Ренуар, Руар, Сислей, Тилло, Франсуа Третья выставка (апрель 1877) Адрес: ул. Лепелетье, 6. Участники: Гийомен, Дега, Кайботт, Кальс, Кордей, Левер, Лями, Моне, Моризо, Моро, Пьетт, Писсарро, Ренуар, Руар, Сезанн, Сислей, Тилло, Франсуа. Четвёртая выставка (10 апреля — 11 мая 1879) Адрес: авеню Опера, 28. Участники: Бракемон, госпожа Бракемон, Гоген, Дега, Дзандоменеги, Кайботт, Кальс, Кассат, Лебур, Моне, Пьетт, Писсарро, Руар, Сомм, Тилло, Форен. Пятая выставка (1 апреля — 30 апреля 1880) Адрес: ул. Пирамид, 10. Участники: Бракемон, госпожа Бракемон, Видаль, Виньон, Гийомен, Гоген, Дега, Дзандоменеги, Кайботт, Кассат, Лебур, Левер, Моризо, Писсарро, Рафаэлли, Руар, Тилло, Форен. Шестая выставка (2 апреля — 1 мая 1881) Адрес: бульвар Капуцинок, 35 (ателье фотографа Надара). Участники: Видаль, Виньон, Гийомен, Гоген, Дега, Дзандоменеги, Кассат, Моризо, Писсарро, Рафаэлли, Руар, Тилло, Форен. Седьмая выставка (март 1882) Адрес: Фобург Сент Оноре, 251 (У Дюран Рюэля). Участники: Виньон, Гийомен, Гоген, Кайботт, Моне, Моризо, Писсарро, Ренуар, Сислей. Восьмая выставка (15 мая — 15 июня 1886) Адрес: ул. Лаффитт, 1. Участники: госпожа Бракмон, Виньон, Гийомен, Гоген, Дега, Дзандоменеги, Кэссет, Моризо, Камиль Писсарро, Люсьен Писсарро, Редон, Руар, Сёра, Синьяк, Тилло, Форен, Шуффенекер.
Оска р Кло д Моне (фр. Oscar Claude Monet, 14 ноября 1840, Париж — 5 декабря 1926, Живерни) — французский живописец, один из основателей импрессионизма. • • • Поступил в студию живописи, которую организовал Шарль Глейр. В студии он познакомился с такими художниками, как Огюст Ренуар, Альфред Сислей и Фредерик Базиль. Они были практически сверстниками, придерживались схожих взглядов на искусство и вскоре составили костяк группы импрессионистов. Известность Моне принёс портрет Камиллы Донсьё, написанный в 1866 году ( «Камилла, или портрет дамы в зелёном платье» ). Камилла 28 июня 1870 года стала женой художника. У них родилось два сына: Жан (1867 год) и Мишель (17 марта 1878 года). 5 сентября 1879 года Камилла Моне умерла от туберкулёза в возрасте тридцати двух лет. Моне изобразил её на смертном одре. 1872 года Моне пишет свой знаменитый пейзаж «Впечатление. Восходящее солнце» (Impression, soleil levant). Именно эта картина и дала название группе импрессионистов и целому художественному направлению. Картина была показана на первой импрессионистской выставке в 1874 году. Знаменитый критик Леруа так писал об этой выставке: «На ней не было ничего, кроме впечатленчества. »
Цикл «Руанский собор» — это цикл из тридцати картин французского художника импрессиониста Клода Моне, представляющих собой различные виды собора в зависимости от времени дня, года и освещения, написанные художником в период с 1892 по 1893 гг.
«Пруд с лилиями» , 1899 г.
Пьер Огю ст Ренуа р (фр. Pierre Auguste Renoir; 25 февраля 1841, Лимож — 2 декабря 1919, Кань сюр Мер) — французский живописец, график и скульптор, один из основных представителей импрессионизма. Ренуар известен в первую очередь как мастер светского портрета, не лишённого сентиментальности; он первым из импрессионистов снискал успех у состоятельных парижан. В середине 1880 х гг. фактически порвал с импрессионизмом, вернувшись к линейности классицизма, к энгризму. Отец знаменитого режиссёра.
«Бал в Мулен де ла Галетт» (1876)
Портрет актрисы Жанны Самари, 1877 Пушкинский музей, Москва
• Близким другом Огюста Ренуара являлся Анри Матисс, который был почти на 28 лет младше его. Когда О. Ренуар оказался из за болезни по сути прикован к постели, А. Матисс навещал его каждый день. Ренуар, практически парализованный артритом, превознемогая боль, продолжал писать картины в своей студии. Однажды, наблюдая за тем, с какой болью даётся ему каждый мазок кисти, Матисс не выдержал и спросил: «Огюст, почему вы не оставите живопись, вы же так страдаете? » Ренуар ограничился лишь ответом: «La douleur passe, la beauté reste» (Боль проходит, а красота остаётся). И в этом был весь Ренуар, творивший до последнего вздоха.
• Эдга р-Жермен-Илер де Га, или Эдга р Дега (фр. Edgar Degas) (19 июля 1834, Париж — 27 сентября 1917) — французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения.
«Меня называют живописцем танцовщиц» , — писал Дега. Он в самом деле часто обращался к этой теме. «Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение» . Э. Дега. Голубые танцовщицы. Музей им. Пушкина, Москва.
Камиль Писсарро «Бульвар Монмартр. После полудня, солнечно» 1897
ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ Ван Гог Поль Гоген Поль Сезанн
ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ ( «пост» значит «после» ) — чисто французское художественное явление конца XIX в. : • возник параллельно с импрессионизмом и сознательно выступил против него; • его основная социально психологическая предпосылка — разобщенность, глубокая жизненная и социальная неудовлетворенность, желание вырваться из прозаического мира мещанской ограниченности, отсюда идея уединенной, отшельнической жизни; • как поиск новых способов для выражения своих мыслей и чувств, своего внутреннего мира; отказ от приверженности только зрительным впечатлениям; как стремление отобразить более обобщенное выражение своих впечатлений, основные сущностные закономерности бытия, создать язык новой образности; отход от натурности в сторону свободно обобщенной трактовки действительности передачи материальности мира, неизменной вечной реальности, значительности и великого таинства природы; • для живописи характерна цветовая гармония, эмоциональное звучание красок, композиционная уравновешенность форм, объемов, линий.
Винсе нт Ви ллем Ван Гог (нидерл. Vincent Willem van Gogh, 30 марта 1853, Грот Зюндерт, около Бреды, Нидерланды — 29 июля 1890, Овер сюр Уаз, Франция) — всемирно известный нидерландский художник постимпрессионист.
В 1888 году Ван Гог переехал в Арль, где окончательно определилось своеобразие его творческой манеры. Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами, находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах.
Подсолнухи (1888)
В последнюю неделю своей жизни Ван Гог пишет свою последнюю и знаменитую картину: «Пшеничное поле с воронами» . Она была свидетельством трагической смерти художника.
Напряжённая работа и разгульный образ жизни Ван Гога (злоупотреблял абсентом) в последние годы привели к появлению приступов психической болезни. Его здоровье ухудшалось, и в итоге он оказался в клинике для душевнобольных в Арле (врачи поставили диагноз «эпилепсия височных долей» ), затем в Сен Реми де Прованс (1889— 1890), где познакомился с доктором Гаше (художником любителем), и в Овер сюр Уаз, где он предпринял попытку покончить жизнь самоубийством 27 июля 1890 года. Выйдя на прогулку с материалами для рисования, выстрелил в себя из пистолета в область сердца (купил его для отпугивания птичьих стай во время работы на пленэре), а затем самостоятельно добрался до лечебницы, где, спустя 29 часов после ранения, скончался от потери крови (в 1: 30 ночи 29 июля 1890 года). По словам брата Тео, который был при Винсенте в его смертные минуты, последними словами художника были: La tristesse durera toujours ( «Печаль будет длиться вечно» ).
Ирисы (1889)
Эже н Анри Поль Гоге н (7 июня 1848 — 8 мая 1903) — французский живописец, скульптор керамист и график. Наряду с Сезанном и Ван Гогом был крупнейшим представителем постимпрессионизма. В начале 1870 х годов начал заниматься живописью как любитель. Ранний период творчества связан с импрессионизмом. С 1880 года участвовал в выставках импрессионистов. С 1883 года профессиональный художник. Работы Гогена не находили спроса, художник был беден
Испытывая с детства, проведённого в Перу (на родине матери), тягу к экзотическим местам и считая цивилизацию «болезнью» , Гоген, жаждущий «слиться с природой» , в 1891 году уезжает на Таити, где проживал в Папеэте и где в 1892 году пишет целых 80 полотен. После кратковременного (1893— 1895) возвращения во Францию, из за болезни и отсутствия средств он навсегда уезжает в Океанию — сначала на Таити, а с 1901 года на остров Хива Оа (Маркизские острова), где берёт себе в жены молодую таитянку и работает в полную силу: пишет пейзажи, рассказы, работает журналистом. На этом острове он и умирает. Несмотря на болезни (в т. ч. проказу), бедность и депрессию, приведшую его к попытке самоубийства, лучшие свои работы Гоген написал именно там. Слава пришла к художнику после смерти, когда в 1906 году в Париже было выставлено 227 его работ. Влияние творчества Гогена на искусство XX века бесспорно. Жизнь Гогена легла в основу романа Сомерсета Моэма «Луна и грош» . В нем описывается простой английский брокер Чарльз Стрикленд, бросивший семью, работу и дом, для того чтобы
«А ты ревнуешь? »
«Девушка с плодом»
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём? 1897
Поль Сезанн (1839 1906) «Меня привлекают безграничные фантазии природы. . . природа раскрывается мне постепенно, я продвигаюсь очень медленно совершенствоваться следует бесконечно» . П. Сезанн
«Мужчина с трубкой» , 1890 г.
«Пьеро и Арлекин» ( «Масленица» ), 1888 год, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва.
МОДЕРНИЗМ =искусство самовыражения художника Фовизм Абстракционизм Экспрессионизм Сюрреализм Кубизм Примитивизм
• • Название закрепилось за группой художников, чьи полотна были представлены на осеннем салоне 1905 года. Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти, и французский критик Луи Восель назвал этих живописцев дикими зверями (фр. les fauves). Это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения. Сами же художники никогда не признавали над собой данного эпитета. художественные принципы: «эквивалентность света и конструирование пространства средствами красок, заполнение плоского пространства без помощи иллюзорного моделирования и светотени, очищение и упрощение средств, полное соответствие с выразительностью, декоративность, внутренняя организация средствами композиции» Фовизм • главные средства художественной выразительности цвет (цветовая гармония, контраст цветов, звучные, не смешанные краски) и линия (лаконизм линий, четкость силуэта), условность формы и пространства. • Андре Дерен, Морис де Фламинк, Альбер Марке, Рауль Дюфи
Морис де Фламинк
Анри Матисс (1869 1954) «Я хочу, чтобы усталый, измученный, изнуренный зритель мог вкусить перед моей картиной мир и отдохновение»
Кубизм • Кубизм — одно из наиболее самобытных изменчивых художественных течений модернизма: • ставит целью раскрытие и познание реальности, внутренней, философской сущности предметов; • для кубизма характерно упрощение предметов до геометрических форм — шара, цилиндра, конуса, призмы, куба; расчленение реальных предметов и существ на части в соответствии с их внутренним строением и укладывание их в другом порядке; изображение одного и того же предмета с разных сторон одновременно, во многих ракурсах и разрезах, что приводило к ритмической игре форм, плоскостей, объемов; коллажи (фр. — наклеивание); деформирование фигур; сознательное искажение ( «искривление» ) перспективы; «аскетизм» , статичность; • в живописи — ограниченный набор красок: серый, коричневый, черный, иногда белый или голубой; многоцветные живописные композиции, образованные плоскими фрагментами каких либо предметов; • изваяния строили из кубов, цилиндров, шаров и др. геометрических форм; не из сплошного куска металла или камня, а обозначали металлическими полосами только внешние контуры фигуры, оставляя ее внутри пустой (как бы рисование в воздухе). • Возникновение кубизма традиционно датируют 1906— 1907 г. и связывают с творчеством Пабло Пикассо и Жоржа Брака. Термин «кубизм» появился в 1908 г. , после того как художественный критик Луи Восель назвал новые картины Брака «кубическими причудами» (фр. bizarreries cubiques).
П. Пикассо
Пикассо • • • Санти сима Тринида д Мáртир Патри сио Руи с и Пика ссо (принят также вариант Пикассо ; 25 октября 1881, Мáлага, Испания — 8 апреля 1973, Мужен, Франция) — испанский художник, скульптор, график, керамист и дизайнер. Основоположник кубизма (совместно с Жоржем Браком и Хуаном Грисом), в котором трёхплоскостное тело в оригинальной манере рисовалось как ряд совмещённых воедино плоскостей. Пикассо много работал как график, скульптор, керамист и т. д. Вызвал к жизни массу подражателей и оказал исключительное влияние на развитие изобразительного искусства в XX веке. Согласно оценке Музея современного искусства (Нью Йорк), Пикассо за свою жизнь создал около 20 тысяч работ По результатам опроса 1, 4 млн читателей, проведённого газетой The Times в 2009 году, Пикассо был признан лучшим художником среди живших за последние 100 лет. Его полотна стоят на первом месте по «популярности» среди похитителей
Пабло Пикассо
В апреле 1937 года немецкая и итальянская авиация бомбила и разрушила небольшой городок басков Герни кa — культурный и политический центр жизни этого свободолюбивого народа. За два месяца Пикассо создает свою «Герни ку» — громадное полотно, которое было выставлено в республиканском павильоне Испании на Всемирной выставке в Париже. Светлые и темные монохромные краски словно передают ощущение от всполохов пожара. В центре композиции, наподобие фриза, в комбинаторике кубистическо сюрреалистических элементов показаны павший воин, подбегающая к нему женщина и раненая лошадь. Основной теме сопутствуют изображения плачущей женщины с мертвым ребёнком и быком за её спиной и женской фигуры в пламени с воздетыми вверх руками. В темноту маленькой площади, над которой висит фонарь, протягивается рука со светильником — символом надежды. Пабло Пикассо «Герника»
Экспрессионизм
• Экспрессиони зм (от лат. expressio, «выражение» ) — течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии. Экспрессионизм стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора. Он представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, архитектуру, музыку и танец. Это первое художественное течение, в полной мере проявившее себя в кинематографе. • Экспрессионизм возник как острейшая, болезненная реакция на уродства капиталистической цивилизации, Первую мировую войну и революционные движения. Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога, страх. Эстетизму и натурализму старшего поколения они противопоставляли идею непосредственного эмоционального воздействия на публику. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Принцип выражения преобладает над изображением. Очень распространены мотивы боли и крика. • Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, Отто Мюллер, Эрнст Людвиг Кирхнер
• «Крик» норвежского художника Эдварда Мунка (1893) — своеобразная витрина искусства экспрессионизма
• движение против академизма, господствовавшего в живописи; как отклик на острейшие противоречия эпохи, плод общественного разочарования, выражение индивидуалистического протеста против тотального отчуждения. Технический прогресс воспринял как бич, ужас, историческое наваждение, опасность; • причины возникновения: недовольство существующими порядками, отсутствие путей выхода из положения, отсюда — состояние удрученности, разочарования и досады, недовольство всем сущим, неспособность увидеть в мире что-либо иное, кроме зла и уродства; • характерна внешняя повышенная экспрессивность, эмоциональность, почти отталкивающая деформация, угнетающий пессимизм, «пафос отрицания» , вопль боли, ощущение собственной неполноценности, безнадежности и беззащитности в этом мире; • стремление выразить драматическую подавленность человека в мире — в геометрических упрощенных формах; • в живописи: либо кричащие яркие краски, либо, наоборот, мрачные грязноватые тона, беспокойные и небрежные движения кисти, резкие и упрощенные формы, сознательные их искажения; отказ от иллюзорного пространства, плоскостная трактовка пред метов, несгармонированные сочетания; • в скульптуре: слегка деформированные фигуры ради усиления выразительности; • в архитектуре: больше целесообразности, чем выразительности; появляются странные, мрачные, как бы случайной формы здания.
Эмиль Нольде «Маски» Эрнст Людвиг Кирхнер
Отто Дикс «Продавец спичек»
О. Дикс
Абстракционизм • как беспредметное искусство, отклик на общую дисгармонию современного мира; очистивший себя от изобразительности, показа предметного мира; несущий знаки непостижимого духовного начала мироздания и сокровенности человеческих чувств, таинственности человеческих чувств и духа; • социально психологические и политические причины успеха: апология хаоса, беспорядочности, отказ от сознательного в искусстве, призыв «уступить инициативу формам, краскам, цвету» ; • основные средства живописи: точки, линии, плоскости, цвет; различные геометрические формы, окрашенные в разные цвета: белый, черный, красный, синий, желтый (выбор цвета призван передать настроение художника); небрежные мазки; • в скульптуре выразился меньше, чем в живописи; характерно объемное направление (интерес к соотношению отвлеченных объ емов) и «новое пространство» (решение новых пространственных отношений). • Основоположники: Василий Кандинский, Казимир Малевич, Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, Пит Мондриан.
В. Кандинский
В. Кандинский
В. Кандинский
"Композиция с красным, синим и желтым", Пит Мондриан, 1930 г.
Казимир Малевич Чёрный квадрат (1915)
Сюрреализм
Сюрреализм (фр. — сверхреальный, сверхъестественный) • мировоззрение, воспринимающее современный мир как комплекс алогизмов, парадоксов, социального безумия; идейно художественная концепция неправдоподобности и обманности реальности, темных сил личности и социума; представления об абсурдности, непознаваемости бытия, которые являются художнику в пугающе кошмарном или забавно фантастическом обличье; • художественная концепция сюрреализма: границы личности и мира расплылись. Нет ничего определенного, все искажается, смещается, расплывается; в живописи — «тяжелое повисает» , «твердое растекается» , «мягкое костенеет» , «прочное разрушается» , «безжизненное оживает» и т. п. ; прокламирует хаос мира и пытается художественной формой восстановить распавшуюся связь вещей и людей: • характерно сочетание натурального и парадоксального, деформированного; «соединение несоединимого» , подчеркнутая объемность; иррациональный интеллектуализм, стремление обесчувствить действительность; • творческий принцип — интуитивизм, усыпление разума, ассоциативность.
• • • Основателем и идеологом сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон. Под заголовком «сюрреалистическая драма» обозначил в 1917 году одну из своих пьес Гийом Аполлинер. Джорджо де Кирико, Марк Шагал, Хоан Миро Одними из величайших представителей сюрреализма в живописи стали Сальвадор Дали, Макс Эрнст и Рене Магритт. Наиболее яркими представителями сюрреализма в кинематографе считаются Луис Бунюэль, Жан Кокто, Ян Шванкмайер и Дэвид Линч. Сюрреализм в фотографии получил признание благодаря пионерским работам Филиппа Халсмана.
• Джорджио де Кирико «Таинственность и печаль улицы»
Хоан Миро. Карнавал Арлекино. 1924– 1925.
• Марк Шагал. М Марк Шагал
С. Дали
С. Дали «Постоянство памяти»
Сальвадор Дали
Примитивизм • Примитиви зм — стиль живописи, зародившийся в XIX веке, вмещавший в себя обдуманное упрощение картины, делающее её формы примитивными, как творчество ребёнка или рисунки первобытных времен.
Анри Руссо «Мост в Севре» Пиросмани «Пикник»