Искусство и мифология восточных славян.pptx
- Количество слайдов: 55
Искусство и мифология восточных славян
VIII-IX столетия были временем, когда продолжалось расселение славян, начало которому было положено в V-VII вв. Его усиливали и усложняли миграции в Восточную Европу с других частей заселенного славянами ареала, заметно расширившегося и культурно изменившегося в VI-VII вв. , а также вовлечение в миграционный процесс неславянского населения. Расселение славян сопровождалось частичной ассимиляцией местных финно-угорских и балтских племен (к V-VII вв. можно отнести лишь только начало этого процесса). Как правило, города строились на торговых путях (Ладога, Новгород, Киев и др. ), важнейшими из которых в IX-X вв. былипуть "из варяг в греки" (Балтийское (Варяжское)) море - Западная Двина или р. Нева - Ладожское озеро - р. Волхов и Ловать, далее суда по системе волоков перетаскивались в Днепр - Черное море и Византия) и Волжский торговый путь (Финский залив - р. Волга - Каспийское море и страны мусульманского Востока). Восточные славяне — это белорусы, русские, украинцы; западные — поляки, словаки и чехи (балтийские славяне были ассимилированы соседями-германцами в XII веке); южные — болгары, македонцы, сербы, словенцы, хорваты, боснийцы.
Карта расселения славян в VII—VIII веках. Восточные славяне обозначены тёмно-зеленым цветом После Великого переселения народов, славяне заняли территории Центральной и Восточной Европы от Эльбы (Лабы) до Днепра и Волги, от южных берегов Балтийского моря до севера Балканского полуострова.
Низшим звеном социальной организации у восточных славян была соседская (территориальная) община - вервь. Ее члены объединялись не по принципу родства, как это было принято в первобытной общине, а на основе совместного проживания на одной территории; дом, скот, орудия и результаты труда принадлежали составлявшим общину индивидуальным семьям; леса, луга, водные угодья находились в совместном пользовании членов общины; пахотная земля периодически перераспределялась между входившими в общину семьями. Соседские общины объединялись в племена, последние - в союзы племен. Союзы племенных княжений представляли собой довольно сложный социальный организм. Их центром являлся укрепленный град, а некоторые грады со временем превращались в крупные городские центры, где происходили собрания свободных мужчин союза (веча), на которых они решали важнейшие вопросы. Однако усложнение общественной жизни в рамках союзов племен вело к выделению особого слоя - старейшин, которые стали управлять племенами, поэтому значение народных собраний постепенно начало снижаться. Еще в VI-VIII вв. , т. е. в эпоху массовых миграций, военных походов славян и нередких столкновений между племенными союзами, ведущие позиции стал занимать слой профессиональных воиновдружинников во главе с князем, в руках которого концентрировалась власть в союзах племен. В связи с этим последние определяются как племенные княжения. Обладая властью и военной силой, опираясь на свой авторитет и накопленные богатства, князья, дружинники, старейшины изымали у рядовых общинников часть произведенных ими продуктов. Таким образом, в IX в. в восточнославянском этносе, имевшем широкую неславянскую периферию, создались социально-экономические условия для формирования государственности.
ПАНТЕОН БОГОВ Первоначально славяне верили в добрых и злых духов природы - берегинь и упырей. И тем и другим люди приносили жертвы, чтобы возблагодарить добрых и умилостивить злых. Затем наступила эпоха великих богов.
Самым древнейшим верховным мужским божеством у славян был Род. В славянских языках корень «род» означает родство, рождение, воду (родник), прибыль (урожай), такие понятия, как народ и родина, кроме того, он означает красный цвет и молнию, особенно шаровую, называемую «родия» . Это разнообразие однокоренных слов, несомненно, доказывает величие языческого бога.
Стрибог - в восточнославянской мифологии бог ветра. Имя Стрибога восходит к древнему корню «стрег» , что означает «старший» , «дядя по отцу» . Подобное значение встречается в «Слове о полку Игореве» , где ветры названы «стрибожьими внуками» . Родился Стрибог из дыхания Рода. Он может вызвать и укротить бурю и может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим. А вообще ветер обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря-океяна. Корольков В. «Бог Стрибог»
От имени этого славянского бога происходит само название святости, всего святого, святых праведников и божественного света, проливающегося на землю. Корольков В. «Бог Святовит»
Иностранные хронисты считали Триглава одним из многочисленного сонма славянских богов, не понимая, что в этом главнейшем символе была выражена сама суть нашей древней веры: бог един, но у него множество проявлений. Чаще всего, это три главные сущности: Сварог, Перун и Святовит. Считалось, что Триглав неусыпно следит за всеми царствами: Правью, Явью и Навью. Взгляд бога и его слово обладали такой силой, что способны были с легкостью сломать тонкие преграды между мирами. Корольков В. «Бог Триглав»
Рядом с Триглавом всегда находились Белобог(Белбог) и Чернобог, которые пребывали в постоянной борьбе друг с другом: дневной свет тускнел в надвигающихся сумерках, а ночную тьму рассеивала утренняя заря; на смену грусти спешила радость: вслед за жестокостью и завистью приходило время бескорыстных и добрых дел. Белобога изображали мудрым седобородым и седовласым старцем, Чернобога — уродливым скелетообразным «кощеем» . Однако Белобога и. Чернобога почитали в равной мере. Корольков В. «Бог Чернобог» Корольков В. «Бог Белогог»
Морана (Мара, Морена) - могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады, сестра Живы и Лели. Марана у славян в древности считалась воплощением нечистых сил. Она не имела семьи и странствовала в снегах, время от времени навещая людей, чтобы сделать свое черное дело. Имя Морана (Морена) действительно родственно таким словам, как «мор» , «морок» , «мрак» , «марево» , «морочить» , «смерть» . Корольков В. «Богиня Морана»
В «Повести временных лет» летописец Нестор называет Велеса «скотьим богом» , покровителем домашних животных. Велес — один из величайших богов древнего мира. Его главным деянием стало то, что Велес привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. День стал сменять ночь; за зимой неизбежно следовали весна, лето и осень; за выдохом — вдох, после печали — радость. Это было не однообразное повторение одних и тех же циклов, а обучение основам жизни. Корольков В. «Бог Велес»
Со священного языка арийцев санскрита, слово «сварог» переводится как «ходящий по небу» . В давние времена им обозначали дневной путь солнца по небу, потом им стали называть небо вообще, небесный свет. Корольков В. «Бог Сварог»
Корольков В. «Берегиня» Древние славяне полагали, что Берегиня - это великая богиня, породившая все сущее. Ее повсюду сопровождают светозарные всадники, олицетворяющие солнце. К ней особенно часто обращались в период созревания хлебов - это указывает на принадлежность богини к верховным покровителям человеческого рода. Пожалуй, не менее значимо здесь слово «оберег» . Ведь великая богиня должна была оберегать созданных ею людей!
Богиня Лада - славянская богиня любви и красоты. Даждьбог — бог Солнца, податель тепла и света
Бог Перун — самый знаменитый из братьев Сварожичей. Он бог грозовых туч, грома и молнии. Ярило- бог весны, возрождения жизни, солнца, плодородия, любви
Макошь - Богиня всей Судьбы Леля (Ляля) - богиня весны, дочь богини красоты, любви и плодородия Лады
Славянские идолы Идол – деревянная или каменная статуя, изображение бога Збручский идол Славянские боги Сварог и Мокошь
Капище - языческое культовое сооружение, языческий храм Капище и идолы древних славян Историко-культурный и природный музей-заповедник Томская писаница
Архитектура восточных славян В начале железного века возникают укрепленные поселки, называемые городищами. Древнейшие Волго-Окские городища, существовавшие с VII в. до н. э. по V в. н. э. , называются Дьяковскими, по названию подмосковного села Дьякова, где впервые было открыто городище такого типа. Появление городищ связано с развитием скотоводства, укреплением отцовского рода, усилением межродовых столкновений. Эти небольшие крепости защищали имущество рода от нападения врагов. Отличительным признаком их являются рвы и земляные валы, на которые ставили деревянный забор (тын). Городища были расположены обычно на возвышенных мысах, выходящих на реку; иногда их искусственно окружали водой. В среднем население городища составляло около 150 человек. Они жили в землянках, которых насчитывается до 25 в одном городище. В средней части городища располагался общий загон для скота.
Городище. Общий вид. Жилища. 1. Полуземляночное жилище с печью-каменкой. VIII–X века. 2. Полуземляночное жилище с глиняной печью. X–XI века. 3. Наземное жилище с комбинированной печью (камень и глина). X–XI века.
Важную композиционную роль в княжеских хоромах играли терема, обычно башнеобразные сооружения с шатровым покрытием, завершавшие постройку и определявшие во многом их архитектурный облик. Значение теремов в княжеской жизни, видимо, было весьма велико, о чем свидетельствуют частые упоминания о них летописцев и их богатая отделка. 1 -вал и стена Белгорода, 2 -деревянное укрепление из частокола, 3 -оборонительная стена города
Декоративно-прикладное искусство — область искусства, целью которой является создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, а также художественная отделка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д. ). Декоративно-прикладное искусство зародилось в глубокой древности на почве религиозно-мифологического мировоззрения человека и стало неотъемлемой частью культуры как отдельного человека, так и целого общества, этноса, цивилизации. Почти тысячелетие насчитывает история древнерусского искусства. Оно зародилось в IX – X веках, когда возникло первое феодальное государство восточных славян - Киевская Русь. Формируясь и развиваясь в тесном взаимодействии со многими культурами других государств и народов, древнерусское искусство, представляющее целостное и ярко самобытное явление, заняло свое особое место в истории мирового искусства.
В конце X - начале XI столетия древнерусское декоративноприкладное искусство вступает в полосу блестящего расцвета, выдвинувшись на одно из первых мест в Европе. Величайшее значение киевского периода в истории искусства состоит в том, что он заложил основы всего последующего развития русской культуры. В отличие от Византии Древняя Русь вступила на путь феодализма, минуя рабовладельческий строй. Это обусловило более непосредственную и глубокую связь феодальной художественной культуры с народными художественными представлениями. В то же время развитие феодализма в Древней Руси имело существенные социально-экономические и политические особенности. Величайшим испытанием для русского народа было нашествие монголов в XIII веке. Особенно высокого совершенства мастера Древней Руси достигли в изготовлении прославленных перегородчатых эмалей, зернении и скани (филиграни). Изготовление женских украшений, элементов поясного набора, амулетов и прочих предметов отличалось большой сложностью и требовало от мастеров хорошей выучки, большого опыта и тонкого художественного вкуса.
"Дарственная пластина" имеет сложную двухъярусную композицию. На ней изображен лось-человек, идущий по ящеру налево в окружении жертв: две головы животных, три шкурки пушных зверей, одна из которых бобровая. Сюжет композиции связан с заключительным действием родового праздника: "проводы посланца в род". Лосьчеловек несет прошение о благополучии и соответствующую жертву. Бронзовая дарственная пластина VI-VIII веков
Бронзовая бляха-медальон с головой медведя (VI – VIII века) Бляха в виде крупной выпуклой головы медведя в жертвенной позе. Изображение головы медведя с передними лапами является каноническим образом прикамского искусства. Культ медведя получил у народов Прикамья широкое распространение.
Бляха «Семеро идущих на спине ящера» (VI I век) Семь лосей-людей с двупалыми руками и с копытцами на ногах идут по длинному рогатому ящеру. Сюжет образка связан с культом близнецов. Семерка братьев-близнецов число сакральное.
Бронзовые бляшки в форме выпуклого круга с подвесками конца XI –начала XII века Бронзовые чеканные подвески по типу славянских в XI – XII веке стали элементом женского убора финно-угорских племён. Шесть привесок в виде лягушачьих лапок подчёркивают влияние языческих верований на комплекс украшений данной культуры.
Бронзовые литые финноугорские «шумящие» подвески X века (Пермская область)
Бронзовое навершие (VIII век) Бронзовое навершие в виде стержня со скульптурной головой бородатого мужчины и двумя птичьими головками над ней, повернутыми друг к другу. Предположительно, это изображение древнего скандинавского бога Одина с двумя воронами Хугином и Мунином. По легенде, они летали над всем миром и рассказывали Одину обо всем, что творится на свете. Фигурка выполнена в стиле скандинавского искусства вендельского периода (VII-VIII вв. )
Голова зверя, фигурка из рога (IX – X века) Голова зверя с раздутыми ноздрями и торчащими из раскрытой пасти клыками трактована условно. Во всю длину скульптурки сделано продольное отверстие. Назначение предмета неизвестно. По общему облику голова зверя напоминает скандинавские резные изделия времени викингов. Однако орнамент указывает на местное происхождение.
Деревянная мужская фигурка VIII века Мужская фигурка с веретенообразным туловищем. Удлиненное тело лишено рук. В нижней части имеется расширение, изображающее, по-видимому, коротенькую юбочку в складку и выше круговое утолщение пояс. На бородатом лице вырезан прямой нос, кружками обозначены глаза, прямой линией рот. Низко на лоб надвинут головной убор или шлем. Завершается фигурка круглым стержнем с обломанным концом.
Золотой кубок VII века из Перещепинского клада Кубок смонтирован из резервуара и ножки сложной формы, спаянной из нескольких частей. Узор составляют пальметты и стебли с бутонами наверху. В полую шарообразную часть ножки помещен бубенчик. Он звенел, когда кубок поднимали во время пиров и торжественных церемоний. По поверью, звон бубенчика не только развлекал пирующих, но и отгонял злых духов. В Перещепинском кладе было 11 золотых кубков такой конструкции.
Меч с золотым навершием VII века из Перещепинского клада Однолезвийный меч в золотой облицовке входил в состав особого набора вооружения и снаряжения знатного воина. Создан, предположительно, в византийской мастерской, специализировавшейся на изготовлении предметов роскоши для знатных кочевников. Этот меч важен для интерпретации перещепинской находки в качестве погребения конкретного исторического лица.
Внутри Черной могилы были найдены турьи рога, покрытые серебряной оковкой с изображениями людей и животных и орнаментом. Изображения зверей напоминают скифские рельефы, а орнамент близок к русскому архитектурному орнаменту более поздних эпох.
Женщины носили украшения из меди или золота VII век, украшения из Перещепинского клада
Золотой колт XI – XII веков из клада (Киев) Колт с обеих сторон украшен парными композициями птиц (сиринов) в сочетании с растительным орнаментом. Изображения, выполненные в технике перегородчатой эмали.
Серебряные плетёные браслеты в форме гривен с вставками сердолика на концах, XI – XII век Серебряное ожерелье X века находка из «Шалаховского клада» Псковской области
Серебряные бармы X-XI века с элементами пайки, золочения, тиснения
Скань – (от старославянского глагола «съкати» — сучить, свивать в одну нить несколько прядей) орнамент, нанесенный тонкой золотой или серебряной проволокой, напаянной на металлическую. поверхность
Колты – полые височные кольца
Рясны (цепи из круглых или квадрофолийных бляшек) и колты – головной убор
Техника черни Обычно черневые украшения делали из тонкого листа серебра. Для получения из тонкого листа полого изделия применялся очень древний способ - ручная выколотка, когда лист серебра под ударами деревянного молотка принимал необходимую форму. Вторая стадия в изготовлении ювелирного произведения с чернью - гравировка на металле
Перегородчатая эмаль На золотую поверхность напаивали контуры рисунка тончайшей золотой проволокой или пластинкой в форме желобка. В образовавшиеся ячейки засыпали стеклянный порошок – эмаль. При нагреве эмаль прочно соединялась с поверхностью изделия. Для получения того или иного цвета требовалась своя температура нагрева. Эмальерное дело было вершиной древнего прикладного искусства, овладение им свидетельствовало о высочайшем уровне мастера.
…. широкие браслеты, за которыми неверно закрепилось название «наручей» (вместо древнерусского обруча) с их богатой орнаментацией, круглые медальоны нагрудного украшения типа мониста или барм, перстни - принесли славу русским серебряника. Техника золочения, украшение камнями – так создавались изделия для знати. Колты, декорированные перегородчатой эмалью в сочетании с разноцветными драгоценными камнями и орнаментом из сканных завитков. Чаще всего на колтах встречаются геральдические птицы-сирины и древо жизни. Эти изображения ученые связывают с символикой свадебного обряда, с охраной от злых духов и идеей плодородия. Птицы трактуются как символ брачной пары, а дерево или росток между ними – как символ появления новой жизни. Позднее на колтах появляются образы христианских святых. …
Игральные шашки IX – XI веков (раскопки в Старой Ладоге)
Мечи – игрушки, IX век (раскопки в Старой Ладоге)
Гребни из рога , Х века (клад из раскопки в Старой Ладоге)
Ткацкий станок у восточных славян был в каждой семье. Долгими зимними вечерами славянки занимались прядением и ткачеством.
Прялка служила приспособлением для прядения нитей из льняного сырья.
Фрагмент шёлковой расшитой византийской ткани (VIII век)
Узоры на одежде славянки. Традиционно для вышивки использовался красный цвет ниток.
Фрагмент кафтана, крытого византийским шелком ''с фазанами'' (VIII – IX века)
Корзина, туесок, лапти – эти изделия изготавливали мужчины в зимнее время, когда не было полевых работ.
Работа гончара за гончарным кругом. Из этого куска глины должен получиться хороший кувшин. Говорят, что в кувшине из жёлтой глины дольше сохраняются продукты.