Искусство Франции в 18 веке. 2 часть..pptx
- Количество слайдов: 92
Искусство Франции в XVIII веке Часть 2.
Шарден Жан Батист Симеон (1699— 1779) Французский живописец. Представитель реалистического направления во французском искусстве XVIII в. Автор более 1000 картин. Член Королевской академии в Париже (с 1728 г. ) и Руанской академии живописи (с 1765 г. ). Современник таких выдающихся мыслитетлей как Вольтер, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Шарден черпал вдохновение не в передовых идеях современности, а в патриархальных семейных устоях так называемого «третьего сословия» , к которому принадлежал сам. Создавал жанровые сцены, живописующие жизнь простых городских тружеников. Большое место в творчестве художника занимают образы детей. Известен как блестящий мастер натюрморта и портретист. Чрезвычайно популярный при жизни, Шарден умер в нужде и безвестности. Былая популярность вернулась к нему лишь в середине XIX в.
Бытовой жанр и натюрморт органически связаны в его искусстве как аспекты целостного и поэтически глубокого восприятия реальности. Вслед за голландцами французский жанрист умел выразить очарование интерьера и тех предметов домашнего обихода, которые окружают человека. Для своих композиций Шарден выбирал самые обычные предметы — кухонный бак для воды, старые кастрюли, овощи, глиняный кувшин, и лишь изредка в его натюрмортах можно увидеть величественные атрибуты наук и искусств. Достоинство этих картин — не в драгоценности вещей, которую так любили голландцы, а в их одухотворенной поэтической жизни, в уравновешенности построения, создающих образ гармонического бытия. В совершенстве владея знанием цветовых отношений, Шарден тонко чувствовал взаимосвязь предметов и своеобразие их структуры. Дидро восхищался тем умением, с которым художник заставляет ощутить движение соков под кожицей плода. В цвете предмета Шарден видел множество оттенков и маленькими мазками передавал их. Из подобных оттенков соткан его белый цвет. Необычайно многочисленны серые и коричневые тона, которыми владел Шарден. Пронизывающие полотно лучи света придают предмету ясность и чёткость.
В 1730 -х гг. Шарден обратился к жанровой живописи, к повседневным семейным и домашним сценам, полным любви и покоя, удивительной образной и колористической цельности ( «Молитва перед обедом» , 1744). В жанровых сценах Шарден воссоздал спокойный, размеренный уклад повседневной жизни — то в самые заурядные, но лирически возвышенные моменты, то в эпизодах, имеющих внутреннее нравственное значение. Картины жанровой живописи, отличающиеся наивной простотой содержания, силой и гармоничностью красок, мягкостью и сочностью кисти, ещё более, чем прежние работы Шардена, выдвинули его из ряда современных ему художников и укрепили за ним одно из видных мест в истории французской живописи. В 1728 г. он был сопричислен к парижской академии художеств, в 1743 г. избран в её советники, в 1750 г. принял на себя должность её казначея; кроме того, с 1765 г. он состоял членом руанской академии наук, словесности и изящных искусств.
В произведениях разных лет и разных жанров, таких, как «Прачка» (1737), «Банка с оливками» (1760) или «Атрибуты искусств» (1766), Шарден всегда остается превосходным рисовальщиком и колористом, художником «тихой жизни» , поэтом повседневности; его пристальный и нежный взгляд одухотворяет самые обыденные предметы. В последние годы жизни Шарден обратился к пастели и создал несколько великолепных портретов (автопортрет, 1775), в которых проявил присущую ему эмоциональную тонкость, но также способность к психологическому анализу. Многое для распространения славы Шардена сделали энциклопедисты, которые противопоставляли его «буржуазное» искусство «оторвавшимся от народа» придворным художникам — мастерам эротических и пасторальных виньеток в духе рококо. Дидро сравнивал его мастерство с колдовством: «О, Шарден, это не белая, красная и черная краски, которые ты растираешь на своей палитре, но сама сущность предметов; ты берешь воздух и свет на кончик своей кисти и накладываешь их на
Живопись Жан Батист Симеон Шарден родился 2 ноября 1699 г. в Париже в семье краснодеревщика. Работал в мастерской Пьера Жака Каза, затем у известного живописца и скульптора Н. Н. Куапеля, у которого Шарден начал писать с натуры. Среди наставников Шардена был также Ж. Б. Ванлоо, под руководством которого молодой художник принимал участие в работах по реставрации фресок XVI в. во дворце Фонтенбло. В 1728 г. Шарден организовал выставку в галерее на площади Дофин, которая принесла ему большой успех. Выставленные на ней натюрморты были выполнены в духе фламандских мастеров XVII в. Благодаря этим работам, среди которых были знаменитые «Скат» и «Буфет» , художника избирают членом Королевской академии как «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов» . В 1730 -е — 1740 -е гг. Шарден создал свои лучшие жанровые сцены, живописующие жизнь простых городских тружеников, людей «третьего сословия» ( «Прачка» , «Разносчица» , «Трудолюбивая мать» , «Молитва перед обедом» ). Многие картины Шардена посвящены детям ( «Маленькая учительница» , «Мыльные пузыри» , «Карточный домик» , «Девочка с воланом» ). Запечатленные на полотнах Шардена образы отмечены жизненной непосредственностью, простотой и задушевностью.
Шарден Жан Батист Симеон (1699— 1779) Скат. 1728 , Холст, масло
Шарден Жан Батист Симеон (1699— 1779) Буфет. 1728 Холст, масло
Прачка. 1730 -е гг. Холст, масло. 37, 5 x 42, 7 Государственный Эрмитаж
Шарден Жан Батист Симеон (1699— 1779) Разносчица
Шарден Жан Батист Симеон (1699— 1779) Трудолюбивая мать
Молитва перед обедом.
Маленькая учительница. Около 1736
Мыльные пузыри. Около 1739 Холст, масло
«Карточный домик»
Шарден Жан Батист Симеон (1699— 1779) Девочка с воланом. 1740
В 1731 г. Шарден женился на дочери купца Маргарите Сентар. У них родились дочь и сын (тоже ставший художником). Дочь Шардена умерла в младенчестве; практически одновременно с ней умерла и Маргарита. В 1744 г. Шарден женился на Маргарите Пуже. Дочь, родившаяся от второго брака, также умерла. Погиб также и сын Шардена (уже в зрелом возрасте). В своем творчестве Шарден постоянно обращается к натюрморту. На его натюрмортах совсем немного вещей, расставленных тщательно и продуманно: несколько сосудов, несколько плодов, кухонная утварь, скромная пища простого человека ( «Серебряная супница» , «Медный бак» , «Натюрморт с фазаном и охотничьей сумкой» , «Стакан с водой и кувшин» , «Трубки и кувшин» , «Натюрморт с бриошью» , «Серебряный кубок» ). С годами популярность художника растет. Гравюры, сделанные с его картин, раскупаются весьма бойко. Картину «Шарманка» за 1500 ливров приобретает сам король. В 1743 г. Шарден становится советником, а в 1755 г. — казначеем академии. Ему поручается организация ежегодных выставок. В 1765 г. Шардена избирают членом Руанской академии живописи. Художник удостаивается заказов высокопоставленных особ. Он пишет несколько натюрмортов для замка Шуази, для императрицы Екатерины II создает картину «Натюрморт с атрибутами искусств» .
Шарден Жан Батист Симеон (1699— 1779) Серебряная супница. Около 1728 Холст, масло
Медный бак.
Шарден Жан Батист Симеон (1699— 1779) Натюрморт с фазаном и охотничьей сумкой.
Шарден Жан Батист Симеон (1699— 1779) Стакан с водой и кувшин
Трубки и кувшин. Около 1760— 63 Натюрморт с бриошью. 1763
Серебряный кубок. Около 1768
«Натюрморт со стеклянной бутылкой и хлебом»
Натюрморт с атрибутами искусств. 1766
Натюрморт № 2
«Рисовальщик»
В 1770 г. директором Академии становится могущественный Ж. Б. М. Пьер, который ниспровергает покровителей Шардена; в результате художник лишается своих постов. Шарден испытывает материальные затруднения, он даже вынужден продать свой дом. Из-за ухудшающегося зрения художник вынужден оставить масляные краски и работать пастелью ( «Автопортрет» ) или рисовать карандашом. Одна из последних работ Шардена — знаменитый «Автопортрет с зеленым козырьком» — вершина творчества мастера. 6 декабря 1779 г. Шарден умер, оставив после себя свыше тысячи картин. Современники очень скоро забыли Шардена. Былая слава вернулась к нему лишь в середине XIX столетия.
Автопортрет. 1771 Пастель Автопортрет с зеленым козырьком. 1775
Морис Кантен де Латур родился в 1704 г. в Сен-Кантене (департамент Эна) в семье музыканта, не одобрявшего занятий живописью. Тем не менее в возрасте 15 лет Морис уехал в Париж, где посещал студию фламандского живописца Ж. Спеде. В 1724 г. Латур посетил Реймс, в 1725 г. — Лондон. В 1727 г. окончательно осел в Париже, где возобновил занятия живописью у Клода Дюпуша. В 1737 г. Латур выставил первый из ста пятидесяти портретов, создавших парижскому Салону славу на ближайшие 37 лет. Работы художника быстро завоевали популярность; заказы следовали один за другим: из королевской семьи и ее окружения, от богатых аристократов, из литературных, артистических, театральных, научно-философских кругов. Латуру позировали такие известные личности, как Вольтер, Жан Жак Руссо, Даламбер, король Людовик XV, маркиза де Помпадур. За свою долгую творческую жизнь Латур исполнил свыше 1200 пастелей и рисунков. Художник умел мастерски запечатлеть ум и обаяние своих моделей, передавая темперамент и психологические характеристики во взгляде и выражении лица портретируемого ( «Мадмуазель Ферранд, размышляющая над книгой Ньютона» ). В 1746 г. Латур был принят в Королевскую академию, в 1751 г. стал членом Совета. В 1750 г. получил должность «живописца короля» , которую оставил лишь в 1773 г. по состоянию здоровья. Умер Латур в Сен-Кантене в 1788 г.
Портрет Ж. Ж. Руссо. 1753 Латуру позировали Вольтер, Ж. Ж. Руссо, Даламбер, король Людовик XV, маркиза де Помпадур, художники, писатели, музыканты, актеры, общественные деятели эпохи Просвещения. За свою долгую творческую жизнь Латур исполнил свыше 1200 пастелей и рисунков. Художник умел мастерски запечатлеть ум и обаяние своих моделей, передавая темперамент и психологические характеристики во взгляде и выражении лица портретируемого. Портрет Ж. Ж. Руссо
Маркиза де Помпадур. 1755
Мадмуазель Ферранд, размышляющая над книгой Ньютона. 1753
Фрагонар Жан Оноре (1732— 1806) Французский живописец и график. Один из крупнейших художников Франции второй половины XVIII в. Продолжая и развивая традиции художественного стиля рококо, создавал галантные сцены и игриво-эротические композиции. Написал несколько произведений в историческом жанре, за одно из которых был причислен к Академии живописи и скульптуры. Обращался к бытовому жанру, портрету и пейзажу. Известен как талантливый график — автор офортов и многочисленных рисунков, созданных в технике сангины, сепии и бистра. В 1794— 1800 гг. занимался формированием национальных музейных коллекций, в том числе Лувра. Умер в безвестности и нищете. Былую славу обрел лишь в середине XIX столетия
Жан Оноре Фрагонар родился в 1732 г. на юге Франции, в Грасе, в семье перчаточника. В шесть лет будущий художник оказался в Париже, где и получил образование. Он должен был стать клерком в конторе нотариуса, но увлекся живописью и начал посещать мастерскую знаменитого художника Ф. Буше, затем недолго учился у Ж. Б. С. Шардена, потом снова вернулся к Буше. В ученические годы Фрагонар создает произведения исключительно в стиле Буше. В это же время художник изучает творения великих мастеров в знаменитой коллекции Кроза. В 1752 г. по совету Буше Фрагонар принимает участие в академическом конкурсе на Римскую премию. Он выставляет на конкурс картину «Иеровоам приносит жертвы идолам» и получает первый приз. В 1753— 56 гг. Фрагонар посещает художественную школу К. Ванлоо, а затем едет в Рим, где в течение трех лет обучается во Французской академии. Познакомившись с молодым меценатом, аббатом Сен-Ноном, Фрагонар остается в Италии еще на один год. Он живет у Сен-Нона на вилле д’Эсте, где создает циклы пейзажных рисунков, а также несколько жанровых сцен ( «Выигранный поцелуй» , «Прачки» ).
Выигранный поцелуй. 1756— 61
Маленький парк. 1764— 65
Корез и Каллироя. 1765
Сюжет картины заимствован из легенды, рассказанной греческим писателем II в. Павзанием. Верховный жрец Диониса (в римской мифологии — Вакха) Корез пылает страстью к прекрасной Каллирое, которая его решительно отвергает. Оскорбленный Корез обращает мольбы к Дионису. В ответ Дионис насылает на страну мор — смертельное опьянение. Оракул объявляет, что для спасения страны есть лишь одно средство: Корез должен принести в жертву Дионису свою возлюбленную или того, кто добровольно занял бы ее место. Когда начинается церемония жертвоприношения, Корез в отчаянье закалывается сам.
Качели. 1766
Свидание. 1771 — 73
В 1761 г. Фрагонар вернулся в Париж. К первой половине 1760 -х гг. относится ряд пейзажей ( «Маленький парк» ), серия «старческих» голов, жанровые сцены, пасторали. Одновременно художник исполняет несколько исторических композиций, в том числе на сюжеты из «Освобожденного Иерусалима» Т. Тассо. В 1765 г. за историческую картину «Корез и Каллироя» Фрагонар был причислен к Академии живописи и скульптуры. Картина имела невероятный успех. Сам король приобрел полотно и даже заказал с него гобелен. Перед Фрагонаром открывается блестящая карьера исторического живописца, он получает квартиру и мастерскую в Лувре. Историческая живопись (в широком понимании XVIII в. ) не была чужда творчеству Фрагонара: помимо бесчисленных копий с исторических картин, которые он сделал в годы учения, Фрагонар самостоятельно разрабатывал многие сюжеты: библейские, мифологические, сюжеты из классической литературы. Однако художник сделал крутой и совершенно неожиданный поворот: он пренебрег всем достигнутым и
Продолжая традиции Ф. Буше, Фрагонар посвящает свое творчество галантным сценам ( «Качели» , «Свидание» , «Любовное письмо» ) и игривой эротике рококо ( «Купающиеся наяды» , «Девушка, играющая с собачкой» ). Художник обращается также к бытовому жанру ( «Читающая девушка» , «Урок музыки» ), пишет так называемые «фантастические» портреты ( «Вдохновение» ) и просто портреты. Работает в области миниатюры, изображая чаще всего головки детей и молодых девушек прозрачной акварелью на слоновой кости. Временами занимается офортным гравированием. Произведения Фрагонара входят в моду и покупаются нарасхват по дорогой цене. В 1773 г. художник едет в Италию. Он сопровождает некоего Бержере, богатого откупщика, путешествующего по Италии вместе с семьей. Во время путешествия Фрагонар должен комментировать встречающиеся произведения искусства и делать зарисовки. Этот год художник много рисует — уличные сценки, простых людей, пейзажи. Позднее, когда Бержере захочет взять эти рисунки себе, Фрагонар будет с ним судиться и в конечном итоге выкупит их. В 1774 г. Фрагонар возвратился в Париж.
Любовное письмо.
«Вдохновение»
Задвижка. Около 1778
Семидесятые годы XVIII в. ознаменовались в жизни, литературе и искусстве Франции новыми настроениями. Прославление добродетели, долга, морали поражает воображение читателей Дидро; призыв Руссо — вернуться в лоно естественной, простой жизни, стать ближе к природе, положить добродетель в основу семейных отношений — находит отклик в творчестве Фрагонара: он пишет целую серию картин на сентиментальные сюжеты из семейной и сельской жизни ( «Счастливая мать» , «Счастливое изобилие» и т. п. ). К прежней галантно-эротической тематике художник обращается значительно реже ( «Задвижка» ). После итальянского путешествия Фрагонар исполняет 12 больших декоративных панно, на которых изображены картины народных увеселений, ярмарки, парки. Самой знаменитой из этой серии стала композиция «Праздник в Сен-Клу» , заказанная герцогом Пентьевром для особняка «Отель де Тулуз» , в 1808 г. приобретенного Французским банком. Позднее творчество Фрагонара мало изучено. Художник постепенно теряет былую популярность, а революция наносит ему окончательный удар: его довольно значительное состояние сильно уменьшилось, а богатая клиентура оказалась разоренной или вовсе была изгнана из страны. Однако Фрагонар избежал нищеты благодаря своему бывшему ученику Давиду, а также благодаря своим познаниям эксперта: в 1794 гг. он был избран членом Музейной комиссии — организации, занимавшейся формированием национальных музейных коллекций, в первую очередь — Лувра. В поздний период творчества Фрагонар редко обращался к своей излюбленной теме галантных сцен и игривой эротики, однако именно в это время было создано одно из лучших его произведений — «Поцелуй украдкой» . К этому же времени относится большая серия аллегорических картин ( «Фонтан любви» ). В 1795 г. художник выполнил серию иллюстраций к «Сказкам» Лафонтена. В конце XVIII в. Фрагонар был забыт современниками. Он умер в 1806 г. в безвестности и нищете. Былая слава вернулась к нему лишь в середине XIX столетия.
Поцелуй украдкой. Конец 1780 -х гг.
Фонтан любви. 1785
Давид Жак Луи (1746— 1825) Французский живописец. Академик, член Якобинского клуба (1790 г. ), Национального Конвента (1792 г. ), Комиссии искусств и Комитета просвещения (1792 г. ), первый живописец императора (1804 г. ), обладатель ордена Почетного легиона (1814 г. ). В предреволюционную эпоху во Франции крупнейший представитель так называемого «революционного» классицизма. Создавал исторические картины, стремясь выразить героические идеалы через образы античности. Во время Великой французской революции писал исторические картины на современные темы. При Наполеоне I исполнил ряд заказных декоративно-эффектных парадных композиций. Известен также как портретист. Написал несколько мифологических композиций. Был учителем А. Гро, Ф. Жерара, Ж. О. Д. Энгра и многих других.
Жак Луи Давид родился в Париже в семье состоятельного коммерсанта. В юности посещал академию Сен-Люк, работал в мастерской Вьена. В 1766 г. был принят в Королевскую академию, где учился у Вьена. С 1771 г. ежегодно участвовал в конкурсах на Римскую премию, которую получил лишь в 1774 г. за картину «Антиох, сын Селевка» . Получив награду, в октябре 1775 г. Давид вместе с Вьеном отправляется в Рим. В Риме большую часть времени художник посвящает рисованию с античных статуй и рельефов и копированию полотен великих мастеров. В 1780 г. Давид возвращается на родину. В годы, предшествовавшие Великой французской революции, художник становится крупнейшим представителем так называемого «революционного» классицизма. Творчество Давида имеет ярко выраженную публицистическую направленность, художник стремится выразить героические идеалы через образы античности. Впервые принципы классицизма у Давида намечаются в картине «Велизарий, просящий подаяние» . Эта картина, выставленная в Салоне 1781 г. вместе с некоторыми другими полотнами, принесла художнику известность и признание. За нее Давида причислили к Академии, что являлось первым академическим званием. В 34 -летнем возрасте Давид женился на некоей Маргарите Шарлотте Пекуль, дочери состоятельного и влиятельного руководителя работ в Лувре. С Шарлоттой художник прожил много лет; у них было двое сыновей и две дочери.
Велизарий, просящий подаяние. 1781
Велизарий (ок. 505— 65) — знаменитый полководец византийского императора Юстиниана. Вершиной его военной карьеры было освобождение большой территории Италии от готов. Впоследствии был обвинен в заговоре против императора, лишен всех наград и заточен в тюрьму. Позднее его невиновность была доказана. Существует легенда о том, что в наказание за измену он был лишен зрения, и в старости, больной и беспомощный, был вынужден скитаться по улицам Константинополя, выпрашивая подаяние. На картине изображен с мальчикомповодырем, протягивающим прохожим нищенскую суму. Проходящий мимо солдат с удивлением узнает в жалком нищем знаменитого полководца Велизария.
Андромаха, оплакивающая Гектора. 1783
Сюжет картины заимствован из «Илиады» Гомера: Гектор, доблестный предводитель троянцев, был сражен в поединке Ахиллом и оплакан верной женой Андромахой. Картина имеет совершенно прозрачный общественно-политический смысл. Андромаха театральным жестом указывает на тело героя, отдавшего жизнь за родной город. Во французском обществе предреволюционной поры идея служения отчизне противопоставлялась идее служения королевской власти.
Клятва Горациев. 1784
В 1776 г. во Франции была разработана правительственная программа, которая поощряла создание больших картин, «призванных оживлять добродетели и патриотические чувства» . Давиду был предложен героический сюжет из ранней римской истории — подвиг трёх братьев из знатного патрицианского рода Горациев. Во время войны римлян с городом Альба. Лонга (VII в. до н. э. ) они одолели в бою трёх лучших воинов противника (тоже братьев — Курпациев), что принесло римлянам почти бескровную победу. Двое Горациев погибли в бою. В этой драматической истории художник нашёл миг возвышенной доблести — сцену, где братья клянутся отцу не отступать в битве. Для работы над картиной Давид уехал в Рим. Когда полотно было закончено и художник выставил его для публики, началось настоящее паломничество римлян и иностранцев в его мастерскую. Действие картины разворачивается во внутреннем дворике древнеримского дома: сверху на героев картины льётся поток света, вокруг них оливковосерые сумерки. На втором плане — трёхпролётная аркада; в каждую из арок вписана одна или несколько фигур. В середине стоит отец семейства, слева от него — готовые к сражению сыновья, справа — оцепеневшие от горя и страха женщины с детьми. Плавные очертания женской группы противопоставлены чеканным линиям фигур воинов. В основе всей композиции число три: три арки, три группы персонажей, три меча, три руки, с готовностью протянутые к оружию. Эти троекратные повторения наполняют всю сцену настроением бодрой собранности: любое движение сразу обретает утроенную силу.
Смерть Сократа. 1787
Сократ (470/69— 399 до н. э. ) — древнегреческий философ, один из родоначальников философской диалектики, понимаемой как нахождение истины при помощи бесед, т. е. постановки вопросов и методического нахождения ответов на них. Проповедовал на улицах и площадях, ставя своей целью борьбу с софистами и воспитание молодёжи. Был казнён (принял яд), как гласило официальное обвинение, за введение новых божеств и за развращение молодёжи в новом духе. Сократ не оставил после себя каких-либо сочинений; важнейшими источниками сведений о его жизни и учении являются сочинения его учеников — Ксенофонта и Платона, в большинстве диалогов которого Сократ выступает как главное действующее лицо. В этике основной тезис Сократа гласил, что добродетель есть знание, что знающий доброе обязательно и поступает по-доброму, а поступающий по-злому или не знает, что такое добро, или творит зло в целях конечного торжества добра. Сократа необоснованно обвиняли во враждебности к демократии; в действительности он критиковал все формы правления — монархию, тиранию, аристократию, плутократию, демократию, если они нарушают справедливость. В последующие эпохи образ Сократа часто выступал как идеальное воплощение мудреца.
Ликторы приносят Бруту тела его сыновей. 1789
Луций Юний Брут — согласно древнеримскому преданию, патриций, возглавивший в 509 г. до н. э. восстание римлян против этрусского правителя Тарквиния Гордого и основавший в Риме республиканский строй. Брут приговорил к смерти двоих сыновей за участие в монархическом заговоре. В густой тени колоннады с суровым и беспристрастным видом сидит Брут. Ликторы (служители, сопровождавшие и охранявшие высших должностных лиц государства) несут на носилках тела сыновей Брута. В правой части картины женщины бурно оплакивают казнённых сыновей и братьев. Картина, выставленная в Салоне 1789 г. вскоре после штурма Бастилии, снискала Давиду славу живописца, «чей гений предвосхитил революцию» .
Парис и Елена. 1788
Парис — сын царя Трои Приама и Гекубы. Перед его рождением Гекуба увидела горящую головню, от которой сгорела Троя. Это было сочтено знамением, и новорожденный был брошен на Иде, где его вскормила медведица, а затем воспитали пастухи. Зевс поручил Парису рассудить споривших между собой о красоте Геру, Афину и Афродиту (Суд Париса). Афродита пообещала Парису прекраснейшую из смертных женщин — Елену, жену царя Спарты Менелая. При поддержке Афродиты Парис похитил Елену, что явилось причиной Троянской войны. Две другие богини, возненавидевшие Париса, способствовали поражению Трои в этой войне.
Врач А. Леруа. 1783
Портрет четы Лавуазье. 1788
В 1783 г. в Салоне была выставлена знаменитая давидовская «Андромаха, оплакивающая Гектора» , за которую художник был принят в действительные члены Академии. В 1784 г. вместе с семьей и учениками Давид отправляется в Рим. В Риме он пишет картину «Клятва Горациев» , которая имела грандиозный успех и в которой нашли наиболее полное выражение принципы революционного классицизма. В последующие годы Давид много пишет. Он создает исторические полотна ( «Смерть Сократа» , «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» ), мифологические композиции ( «Парис и Елена» ), портреты ( «Врач А. Леруа» , «Портрет четы Лавуазье» ). Художник приобретает славу «самого передового и смелого живописца» , «сокрушителя основ» . Он становится богатым, знаменитым и популярным.
Клятва в Зале для игры в мяч. Эскиз. 1791 Бумага, перо, сепия
В октябре 1790 г. Якобинский клуб, объединявший наиболее решительных деятелей Великой французской революции, заказал Давиду большую историческую картину, которая должна была запечатлеть событие, ставшее началом революции. Когда 20 июня 1789 г. король Людовик XVI попытался распустить Национальное собрание, заседавшее во Дворце малых забав в Версале, его депутаты обосновались в Зале для игры в мяч на улице Св. Франциска в Париже и поклялись не расходиться до тех пор, пока не выработают конституцию. К 1791 г. Давид написал эскиз картины «Клятва в Зале для игры в мяч» и приготовил для неё огромный холст размером пять с половиной на девять с половиной метров. Однако за два года он успел выполнить в красках только головы некоторых депутатов и был вынужден отказаться от работы: в ходе дальнейших событий революции многие участники «клятвы» были объявлены «врагами народа» ; они эмигрировали или были казнены.
Смерть Марата. 1793 Холст, масло
Марат Жан Поль (1743— 93) — деятель Великой французской революции, учёный, публицист, практикующий врач. С началом революции Марат оставил научные занятия, посвятив себя служению восставшему народу. Издавал газету «Друг народа» . В 1792 г. был избран в Конвент. В апреле 1793 г. Марат был арестован и предан суду Революционного трибунала; однако был оправдан и с триумфом возвращен в Конвент. Вместе с Робеспьером руководил подготовкой народного восстания 31 мая — 2 июня 1793 г. , свергнувшего власть Жиронды. Тяжёлая болезнь помешала Марату активно участвовать в деятельности Конвента после установления якобинской диктатуры. 13 июля 1793 г. , спустя полтора месяца после якобинского переворота, Марат был заколот в своей квартире дворянкой по имени Шарлота Корде. Картина «Смерть Марата» была закончена художником меньше чем за три месяца и повешена в зале заседаний Конвента. Давид, посетивший Марата накануне его смерти, , а затем назначенный распорядителем похорон, хорошо знал обстоятельства убийства. В момент гибели Марат сидел в ванне — из-за кожной болезни он был вынужден так работать и принимать посетителей. Не являются вымыслом художника и залатанные простыни, и простой деревянный ящик, заменявший стол. Однако сам Марат, тело которого было обезображено болезнью, под кистью Давида превратился в благородного атлета, подобного античному герою.
Простота обстановки придает зрелищу особую трагическую торжественность. Ванна напоминает саркофаг; ящик, на котором начертано посвящение «Марату — Давид» , — выразительный рубеж, разделяющий погибшего и зрителей; пустое сумеречное пространство фона — образ вечности, где пребывает павший герой. Первый план картины залит идущим сверху светом; тело Марата и предметы вокруг, написанные плотными мазками неярких, но предельно насыщенных красок, почти осязаемы. Нейтральный фон исполнен в более легкой и зыбкой манере, в его темной глубине тускло светятся искорки мазков. Все детали несут определенный смысл: нож на полу — орудие мученичества Марата; зажатое в руке окровавленное письмо Корде — ее притворная просьба о помощи; лежащая рядом с чернильницей ассигнация — видимо, последние деньги, которые Марат собирался отдать просительнице. Это «документальное» воспроизведение его милосердия, которым коварно воспользовалась убийца, не соответствует историческим фактам: на самом деле Корде проникла к нему под предлогом доноса. Картина «Смерть Марата» — политический миф, созданный Давидом, но миф красивый и возвышенный, в котором реальность сплетается с вымыслом.
Последующий период жизни Давида был тесно связан с политической жизнью Франции. Художник стал активным участником событий Великой французской революции. В 1790 г. он стал членом Якобинского клуба, в 1792 г. Давид был избран депутатом в Конвент, высший законодательный и исполнительный орган Первой республики, а после переворота 31 мая — 2 июня 1793 г. , когда к власти пришли якобинцы, фактически стал проводником правительственной политики в области искусства. Давид руководил также организацией национальных празднеств; в его задачи входило и прославление погибших революционеров, официально объявленных «мучениками свободы» . В январе 1793 г. в числе других депутатов Конвента Давид проголосовал за смерть короля Людовика XVI, который позднее был казнен. Воодушевленный героикой революции, Давид пишет историческую картину на современную тему — «Клятва в зале для игры в мяч» (не закончена). Полотна «Убитый Лепелетье» (не сохранилась) и «Смерть Марата» стали памятником героям революционной эпохи. После нового переворота в июле 1794 г. Давид, как видный якобинец, был арестован и предстал перед следствием. Однако он сумел доказать свою непричастность к массовым казням 1793— 94 гг. и был освобождён в августе 1795 г. Выйдя из заключения, Давид с воодушевлением берется за кисть. Он пишет портреты четы Серизиа ( «Портрет Пьера Серизиа» , «Портрет мадам Серизиа» ), приступает к работе над многофигурным полотном «Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами» , которое он писал около пяти лет. На неоконченное еще полотно приехал посмотреть Наполеон Бонапарт. Оценив талант Давида, Наполеон назначает его «живописцем правительства» , предлагает художнику должности члена государственного совета и сенатора. Однако Давид отказывается от всех предложений, предпочтя им жизнь свободного художника.
Портрет Пьера Серизиа. 1795 Холст, масло
Портрет мадам Серизиа. 1795
Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами. 1799 Холст, масло
В 753 г. до н. э. Ромул основал город Рим. Первоначально население Рима состояло из одних мужчин, главным образом, молодых. Ромул рассылает в соседние городки посольства с предложением породниться, однако темное происхождение и буйный нрав первых римлян не внушают доверия окрестным жителям. Оскорбленные римляне задумывают и успешно осуществляют знаменитое похищение сабинянок. С этой целью они устраивают знатные игры в честь Нептуна. Среди прочих явилось на праздник многочисленное племя сабинян, с женами и детьми. В самый разгар праздника римляне похищают незамужних сабинянок. Сабинянки смирились со своей судьбой. Но позже армия сабинян атаковала город и частично захватила его. Согласно Плутарху, их остановило «поразительное, неописуемое зрелище. Отовсюду разом появились похищенные дочери сабинян и с криком, сквозь гущу вооруженных воинов, по трупам, словно вдохновляемые божеством, ринулись к своим мужьям и отцам. Одни прижимали к груди крохотных детей, другие, распустив волосы, с мольбою протягивали их вперед, и все взывали то к сабинянам, то к римлянам, окликая их самыми ласковыми именами» . Так неожиданно установился мир между враждующими сторонами.
В 1800 г. Давид написал первый портрет Наполеона, за которым последовало полотно «Наполеон при переходе через Сен-Бернар» . Работа настолько понравилась Наполеону, что впоследствии он заказал три повторения картины. Звезда Давида засияла вновь. Не имея никаких официальных должностей, он фактически остается первым живописцем Франции. Позировать Давиду считается большой честью, удостаивались которой немногие ( «Мадам Рекамье» ). В 1804 г. Наполеон, провозглашенный императором, жалует Давиду звание «первого живописца императора» и кавалерский орден Почетного легиона. В том же году Давид начал писать картину, изображающую коронацию Наполеона I ( «Коронование Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 г. » ). Работая над этим заказом, художник создал около полутораста портретов государственных сановников, изображения которых предстояло включить в композицию. Это уникальное по размеру полотно художник писал около трех лет. Картина была принята благосклонно, и на художника вновь посыпались почести. В 1812 г. Давид написал последний портрет Наполеона ( «Портрет Наполеона» ). В 1814 г. Давид закончил работу над полотном «Леонид в сражении у Фермопил» , которое он выставил в своей мастерской. Это было последнее большое полотно художника. Внимания публики оно не привлекло. С окончательным падением Бонапарта в жизни Давида наступили черные дни. Художник был осужден к пожизненному изгнанию из Франции как голосовавший за казнь короля. Не получив разрешения уехать в Рим, Давид вместе с женой в 1816 г. едет в Брюссель. В Брюсселе он продолжает писать, создавая портреты, а также картины на античные сюжеты ( «Амур и Психея» ). В конце 1825 г. произошел несчастный случай, после которого 77 -летнний художник уже не сумел оправиться. 29 декабря 1825 г. Давид умер. Французские власти не дали разрешения на его погребение во Франции, Давид был похоронен в Брюсселе.
Наполеон при переходе через Сен-Бернар. 1800 Холст, масло
В 1799 г. в результате очередного государственного переворота к власти пришёл Наполеон Бонапарт. Давид, как и многие бывшие революционеры, радостно приветствовал это событие. В картине «Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернар» художник изобразил своего нового героя возвращающимся из победоносного похода в Италию. Неподвижная, как монумент, фигура полководца на вздыбленном коне возвышается на фоне безжизненных линий горных хребтов: кажется, что весь мир замер, послушный властному жесту победителя. Камни под ногами коня — своеобразный пьедестал: на них выбиты имена трёх великих завоевателей, прошедших этой дорогой, — Ганнибала, Карла Великого и самого Наполеона.
Мадам Рекамье. 1800 Холст, масло
Коронование Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 г. . 1805— 1807
Провозглашенный в 1804 г. императором Наполеон назначил Давида своим «первым живописцем» . Он безошибочно выбрал талантливейшего мастера своего времени и одного из лучших в истории художниковпропагандистов. В грандиозной картине «Коронование Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 г. » Давид создал очередной миф — блеск алтаря и великолепие одежд придворных действуют на зрителя не хуже, чем убогая мебель и старые простыни в картине «Смерть Марата» .
Портрет Наполеона. 1812 Холст, масло
Леонид в сражении у Фермопил. 1814 Холст, масло
Леонид — спартанский царь в 488— 80 гг. до н. э. (Древняя Греция). В период грекоперсидских войн возглавил объединённое войско греческих полисов против персидского царя Ксеркса в 480 г. , когда персы вторглись в Грецию. Погиб в сражении у Фермопил, прикрывая с небольшим отрядом отступление основной части греческого войска. В античной традиции имя Леонида — символ патриотизма и воинской доблести.
Психея — олицетворение человеческой души; изображалась в образе бабочки или девушки. Любовь Психеи и Эрота (в римской мифологии — Амура) — распространенный сюжет в литературе и изобразительном искусстве. Амур и Психея
Декоративно – прикладное искусство В декоративно-прикладном искусстве Франции XVIII века наиболее интересно оформление интерьера. Внутреннее убранство помещения в стиле рококо делало пространство легким и хрупким. Стены казались тонкими, прямые углы тщательно маскировались, особую популярность приобрели овальные формы. Важную роль играли ширмы и передвижные плоские стенки, зрительно изменяющие пространство. Стены оформлялись инкрустацией и маленькими живописными панно с пейзажами. В цветовой гамме обоев и обивки мебели преобладали бледные тона — голубой, нежно-розовый, сероватожемчужный. Именно таковы интерьеры отеля Субиз в Париже (Овальный салон) и замка в городке Шан (середина XVIII в. , мастер Кристоф Гюе). Здесь представлена характерная для рококо мебель: маленькие изящные кресла, столики и кушетки с изогнутыми ножками, золоченые бра и подсвечники с тонкими причудливыми очертаниями. Большой популярностью в этот период пользовались декоративные композиции, выполненные в стиле шинуазри (франц. chinoiserie —
Мода на китайские ширмы, фарфор и лаковую живопись получила отражение в гобеленах с изображениями цветов, птиц, пагод, мужчин и женщин в китайских одеждах. Они органично дополняли экзотическую картину, создаваемую в интерьерах рококо подлинными китайскими изделиями. В середине 60 -х гг. XVIII в. , с развитием неоклассицизма, убранство помещений стало простым и изысканно строгим. Яркий пример нового стиля — интерьеры покоев Людовика XV в Версале, выполненные Жаком Анжем Габриелем в 1735— 74 гг. Предметов мебели здесь немного, но все они устойчивы и просты. На смену изогнутым формам рококо пришли строгие прямые линии. Вместо прихотливых по форме часов и подсвечников, сложной по рисунку лепнины появились беломраморные медальоны с античными профилями, строгие пилястры и полуколонны. Изменились и представления о пространстве. В эпоху рококо даже большое по площади помещение должно было производить впечатление будуара. Декораторы неоклассицизма стремились к обратному эффекту — они создавали иллюзию большого, масштабного пространства независимо от реальных размеров комнат и залов. С конца XVII столетия во Франции изготовлялись фарфоровые изделия. Расцвет этого ремесла пришелся на середину XVIII в. и прежде всего был связан с королевской мануфактурой в городе Севре (Поднос для чашек; Кубок). В 1757— 67 гг. мануфактуру возглавлял Этьен Морис Фальконе. Он наладил производство изделий из бисквита — особо приготовленного фарфора с матовой поверхностью, который в отличие от обычного не имел блестящего стекловидного покрытия — глазури. Небольшие статуэтки из бисквита кроме Фальконе создавали Жан Батист Пигаль и другие известные скульпторы. Нередко в их сюжетах воспроизводились композиции Франсуа Буше. Матовая поверхность придавала статуэтке особую изысканность и лирическую теплоту, а миниатюрные размеры — удивительную грациозность и легкость.
Поднос для чашек. Около 1763 Фарфор. Малый Трианон, Версаль
Кубок. Около 1795 Фарфор. Музей истории Парижа
Стол. 1774. Лувр, Париж
Комод мадам дю Барри. 1772. Лувр, Париж