искусство этруссков.ppt
- Количество слайдов: 40
Искусство Этрусков
1. Общая характеристика 2. Архитектура 3. Скульптура 4. Живопись
Общая характеристика Этру ски (итал. Etruschi, лат. Etrusci, Tusci, др. -греч. τυρσηνοί, τυρρηνοί, самоназв. Rasenna, Raśna) — древние племена, населявшие в первом тысячелетии до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова (область — древняя Этрурия, современная Тоскана) между реками Арно и Тибр, и создавшие развитую культуру, предшествовавшую римской и оказавшую на неё большое влияние. Римские заимствования у этрусков включают развитое инженерное искусство, в частности, возведение арочных сводов зданий. Такие римские обычаи, как бои гладиаторов, гонки на колесницах и многие погребальные обряды также имеют этрусское происхождение.
Архитектура - Храмовые сооружения - Городские постройки - Гробницы
Храм в этрусской цивилизации большого значения не имел. С древнейших времен в религиозных обрядах этруски использовали открытые святилища, храмовое строительство началось позднее. Самое раннее одноцелловое сооружение датируется первой половиной VI века до н. э. Свои святилища этруски строили из дерева и глины — поэтому они не сохранились, и восстанавливаются на основе трактата Витрувия и терракотовых урн в форме храма[1].
Храм строился на высоком основании с низкими колоннами, по своим формам отдаленно напоминал дорический храм. Центральная целла была чуть больше боковых, портик поддерживали два ряда колонн. Крыша покрывалась черепицей. По краям кровли помещались антефиксы. На фризе изображались сначала группы богов или людей, позднее — цветочный орнамент. Вся терракотовая отделка раскрашивалась в яркие цвета.
Храмы этруски строили из дерева. Перед прямоугольным зданием находился портик с простыми колоннами. Деревянные балки перекрытия позволяли ставить колонны на значительном расстоянии друг от друга. Крыша имела сильный наклон, роль фриза выполняли ряды расписанных глинянных плит. Самой своеобразной чертой храма было высокое основание, которое унаследовали римские строители. Ещё одну важную новинку этруски оставили в наследство римлянам - технику выведения сводов.
Лучше всего строительный талант этрусков проявлялся в сооружении городских стен и ворот. Упомянем стены и ворота Перузии и Волатерры. В VIII—VI веке до н. э. для сооружения ложных сводов и арок использовалась каменная кладка, настоящий цилиндрический свод начал сооружаться в период эллинизма. Ворота Перузии Ворота в Волатерры
Они были мастерами обработки и плотной пригонки друг к другу камней из местной мягкой породы. Выдающимся достижением этрусской архитектуры является принцип плотной подгонки каменных блоков и их опоры друг на друга, на котором основывается система арочного и сводчатого перекрытия. Арочный свод станет и основным элементом римской архитектуры.
Главные этрусские гробницы находятся в Орвьето, Тарквинии, Кьюзи, Черветери. Своих мертвецов этруски обычно хоронили прямо в земле. Наверху делалась земляная насыпь конической формы, основание которой окружалась камнями. После отказа от кремации этруски стали захоранивать усопших в гробницах.
Есть и скальные захоронения, например, в Соване. Они обычно состоят из нескольких помещений с плоской или двускатной крышей, иногда в виде «толоса» . Для прочности перекрытия поддерживаются обтесанными опорами.
Стены часто украшались живописью. В гробнице с расписными рельефами в Черветери опоры украшены терракотовыми полихромными рельефеми, изображащими животных, оружие.
Дома в Этрурии возводились из необожженного кирпича, фундамент складывали из речных камней. Дома, скорее всего, были одноэтажными. Этруски использовали плоскую и изогнутую черепицу.
Скульптура - Крупная декоративная пластика - Мелкая пластика для обстановки дома - Украшения - Канопы и саркофаги
Но одна форма скульптуры VII века до н. э. была достижением местных мастеров — это погребальная урна из глины или бронзы с крышкой в виде человеческой головы, или канопа.
К VII в. до н. э. восходят канопы из Клузиума. Сосуд воспроизводит человеческое тело, разумеется схематически. Руки изображаются ручками, голова на крышке повторяет своеобразную маску или портрет покойного. Материал — терракота или металл.
Наибольших успехов этруски достигли в работе с бронзой. В Кампании делались бронзовые урны, украшенные фигурками. Бронзу использовали при изготовлении мебели и колесниц, ларцов, зеркал.
Терракотовые изделия этрусков также были на высоком уровне. Примечателен саркофаг из Черветери 520 года до н. э. , украшенный изваянием супружеской пары.
Крылатые кони из терракоты. II век до н. э.
Капитолийская волчица: тонкая проработка тела, но стилизованная передача шерсти, градации в игре света и тени.
В V в. до н. э. Химера из Ареццо демонстрирует усиление ионийского влияния, которое переходит в свою противоположность благодаря усилению лаконичности и экспрессивности
Наиболее оригинальное создание этрусской скульптуры — саркофаги, обычно терракотовые. Саркофаг супругов из Цере.
Керамика Виллановианцы изготовляли гончарные изделия из материала, часто называемого импасто, хотя это не совсем корректный термин для описания италийских сосудов из глины с примесью, обожженных до коричневого или черного цвета.
Приблизительно в середине VII века до н. э. в Этрурии появились настоящие сосуды буккеро — характерная для этрусков черная керамика.
В VI веке получила распространение чернофигурная керамика.
Но постепенно стиль склонялся к черной керамике — сосуд покрывался краской, что имитировало металл. Встречались посеребренные сосуды, изысканной формы, украшенные горельефами. Поистине знаменитой стала керамика из Ареццо, использовавшаяся на столах римлян в последующие столетия.
Изделия из бронзы
Карманное зеркало. III век до н. э.
Монета с изображением Минервы. 273 -250 гг. до н. э.
Бронзовая фляга для масла. II век до н. э.
стригилы — лопаточки для счищения масла и грязи
Предметы роскоши и ювелирные изделия Амулет. Около 460 г. до н. э. Золотая подвеска. VI век до н. э. Браслет. 400 -350 гг до н. э. Золотая серьга. 530 -480 гг. до н. э.
Живопись Этруская живопись тесно связана с погребальной архитектурой. По технике она — разновидность фрески. Тематика — сюжеты из земной жизни покойника: обрядовые сцены с музыкантами, танцорами, гимнастами, изображения охоты и рыбной ловли, мифологические сюжеты (из греческой вазописи или выполненные приезжими из Греции художниками).
Роспись из гробницы Уток, Вейи. 680 г. до н. э
Музыканты из гробницы Триклиния. Тарквиния, 470 год до н. э.
Сцена из гробницы Тифона. Тарквиния, I век до н. э.
Ахилл в засаде у фонтана. Сцена из гробницы Быков. Тарквиния, 540 -530 годы до н. э.
Музыкант, играющий на тибии.
Этрусские танцы и представления
С V в. до н. э. начинается упадок этрусских городов, их главным соперником на море становятся Сиракузы. В IV в. до н. э. Этрурия попадает под власть Рима, и с этих пор римское искусство уже играет главную роль. Но традиции этрусского искусства несомненно сказались на формировании искусства Древнего Рима.
искусство этруссков.ppt