Скачать презентацию Искусство эпохи Возрождения в Северной Европе Нидерланды Скачать презентацию Искусство эпохи Возрождения в Северной Европе Нидерланды

Искусство эпохи Возрождения в Северной Европе. Особенности Северного Возрождения. Нидерланды.pptx

  • Количество слайдов: 15

Искусство эпохи Возрождения в Северной Европе. Нидерланды. Искусство эпохи Возрождения в Северной Европе. Нидерланды.

Искусство Северного Возрождения Северные города Европы (северные по отношению к Италии) не имели такой Искусство Северного Возрождения Северные города Европы (северные по отношению к Италии) не имели такой самостоятельности, как итальянские, они были более зависимы от власти крупного сеньора, короля или императора, от всей классически развитой системы феодализма. Это несомненно отразилось на характере культуры Северной Европы в период Возрождения. В искусстве Северного Ренессанса больше сказалось средневековое мировоззрение. В нем больше религиозного чувства, символики, оно более условно по форме, более архаично, более связано с готикой и, естественно, менее знакомо с античностью, с которой и сблизилось только через Италию уже в конце XV в.

Переход от средневековья к Новому времени происходил не только через Ренессанс, стремившийся возродить античную Переход от средневековья к Новому времени происходил не только через Ренессанс, стремившийся возродить античную культуру, но и через Реформацию, призывающую католическую церковь возвратиться к «временам апостольским» . Влияние Реформации с ее реализмом и прагматизмом сказалось на искусстве Северного Ренессанса в пристальном внимании и любви к реалиям, к точности деталей, в интересе к изображению нарочито грубого, иногда даже отталкивающе -безобразного, уродливого — это удивительно уживалось с чувством мистического, и реального, с динамичностью и атектоничностью форм, что объединяет Северный Ренессанс, с одной стороны, с готикой, а с другой — с будущим искусством барокко, может быть, даже более прочно, чем Италию.

Нидерланды Новое искусство зародилось в Нидерландах в XIV в. Это была эпоха странствующих художников, Нидерланды Новое искусство зародилось в Нидерландах в XIV в. Это была эпоха странствующих художников, искавших учителей и заказчиков на чужбине. Нидерландских мастеров в первую очередь привлекала Франция, которая поддерживала с Нидерландами давние культурные и политические связи. Долгое время нидерландские художники оставались лишь прилежными учениками своих французских собратьев.

Основными центрами деятельности нидерландских мастеров в XIV в. стали парижский королевский двор — в Основными центрами деятельности нидерландских мастеров в XIV в. стали парижский королевский двор — в правление Карла V Мудрого (1364— 80), а на рубеже столетий — дворы двух его братьев — Жана Французского, герцога Беррийского, в Бурже и Филиппа Смелого, герцога Бургундского, в Дижоне. Таким образом, художник XIV столетия, как правило, творил в придворном мире, вся жизнь которого, напоминая пышное, утонченное празднество, была своего рода искусством.

Скульптура Поскольку нидерландские церкви возводились больше из кирпича, чем из камня, то и церковная Скульптура Поскольку нидерландские церкви возводились больше из кирпича, чем из камня, то и церковная скульптура не получила большого развития. Блестящим исключением в культуре Нидерландов стал Клаус Слютер, работавший при дворе бургундского герцога Филиппа Смелого. Самым прославленным произведением Слютера стал так называемый «Колодец пророков» — почти двухметровый шестигранный постамент, на котором некогда помещалось монументальное Распятие. Украшающие «Колодец» статуи шести библейских пророков (особенно могучая фигура старца Моисея) замечательны монументальностью форм, жизненной выразительностью и мужественной силой образов.

 «Колодец пророков» Клаус Слютер «Колодец пророков» Клаус Слютер

Живопись В XV в. , как и в эпоху Средневековья, нидерландские живописцы черпали сюжеты Живопись В XV в. , как и в эпоху Средневековья, нидерландские живописцы черпали сюжеты для своих произведений преимущественно в духовной литературе — в житиях святых, в Ветхом и Новом заветах. Но в искусство уже постепенно проникают черты, связанные с распространением новых религиозных идей, получивших название Нового благочестия. Духовной основой этого религиозного движения стали идеи пантеизма, утверждавшие присутствие Бога в окружающем мире и, следовательно, равенство всех без исключения Божьих созданий перед Всевышним.

Человек теперь воспринимался не как сосуд греха, а как совершенное творение Божие. Художники обращаются Человек теперь воспринимался не как сосуд греха, а как совершенное творение Божие. Художники обращаются к изображению земного мира, который выглядит в их произведениях прекрасным и совершенным, обыденная реальность превращается в их творениях в красочное и поэтическое зрелище. Зримый мир воспринимается теперь как отражение мира божественного, в котором все совершенно.

Стремление к правдивому изображению человека и окружающей его среды, необычайная чуткость к красоте мира Стремление к правдивому изображению человека и окружающей его среды, необычайная чуткость к красоте мира становятся главной особенностью нидерландского искусства: художники благоговейно выписывают облик предметов, тщательно передают их объем и фактуру. Не случайно именно в XV в. в самостоятельный жанр живописи выделяется портрет, широкое распространение получает изображение пейзажей на фонах религиозных картин, а в изображении интерьера можно угадать зачатки будущего бытового жанра.

Зарождение нового искусства в Нидерландах совпало по времени с началом эпохи Возрождения в Италии. Зарождение нового искусства в Нидерландах совпало по времени с началом эпохи Возрождения в Италии. И здесь, и там художники решали задачу отражения окружающего их мира средствами живописи, однако пути изучения действительности в Нидерландах вели в ином направлении. Жители Нидерландов были в меньшей степени знакомы с художественным наследием античности — в отличие от итальянцев, имевших непосредственную возможность изучать памятники древнеримской скульптуры и архитектуры. В Нидерландах дольше, чем в Италии, сохранялись художественные традиции Средневековья.

В отличие от итальянцев нидерландские художники не стремились уловить определенные закономерности в окружающей действительности В отличие от итальянцев нидерландские художники не стремились уловить определенные закономерности в окружающей действительности и отразить в искусстве достижения современной науки, их не слишком волновали проблемы перспективы и анатомического строения человеческого тела. Они, скорее, пытались постичь общую картину мира, обратившись к передаче всевозможных явлений природы в их неповторимой индивидуальности. Эта потрясающая реалистичность нидерландской живописи стала возможной не только благодаря острой наблюдательности художников, их вниманию к каждому элементу видимого мира, но и как результат реформы живописной техники. В XV в. нидерландские мастера начинают активно использовать масляную живопись, усовершенствование которой связано с именем Яна ван Эйка, применявшего ее в собственном творчестве и познакомившего с ней своих современников.

Ян ван Эйк (нидерл. Jan van Eyck, ок. 1385 или 1390, Маасейк— 1441 Брюгге) Ян ван Эйк (нидерл. Jan van Eyck, ок. 1385 или 1390, Маасейк— 1441 Брюгге) — нидерландский живописец раннего Возрождения, мастер портрета, автор более ста композиций на религиозные сюжеты, один из первых художников, освоивших технику живописи масляными красками.

Новая техника давала художникам возможность более полно передать великолепие предметного мира, глубину и звучность Новая техника давала художникам возможность более полно передать великолепие предметного мира, глубину и звучность цвета, нюансы красочных оттенков, многообразие рефлексов, тонкость светотеневых переходов.