Скачать презентацию Искусство эпохи Возрождения Цель преподавания дисциплины Изучение Скачать презентацию Искусство эпохи Возрождения Цель преподавания дисциплины Изучение

Практика 2.2.Искусство Возрождение.ppt

  • Количество слайдов: 76

Искусство эпохи Возрождения Искусство эпохи Возрождения

Цель преподавания дисциплины Изучение культурного фундамента европейской цивилизации, представлений об общечеловеческой значимости итальянского Ренессанса, Цель преподавания дисциплины Изучение культурного фундамента европейской цивилизации, представлений об общечеловеческой значимости итальянского Ренессанса, который соединил конец средневековья с началом Нового времени и дал переходный тип культуры, разницу в мировоззрении, в понимании образа человека и природы. l Студентам такие краткие характеристики помогут изучить ансамбли и творчества наиболее значимых мастеров. l Формирование у студентов навыков анализа формы и содержания произведений. l

План работы Переход от эмоциональности готики к рационализму и упорядоченности в представлениях о мире План работы Переход от эмоциональности готики к рационализму и упорядоченности в представлениях о мире и о форме. Преодоление цехового подхода к созданию произведения искусства, выделение творческой личности. l Зарождение итальянского ренессансного гуманизма, его особенности. Начало формирования нового эстетического идеала. l Проторенессанс. Кватроченто. Высокое и Позднее Возрождение. l Своеобразие архитектуры Италии. Особенности синтеза искусств. l

Периодизация эпохи Возрождения. l Треченто. Проторенессанс 1 -й половины ХIII - начала ХIV века. Периодизация эпохи Возрождения. l Треченто. Проторенессанс 1 -й половины ХIII - начала ХIV века. l Кватроченто. Раннее Возрождение XV века. l Чинквеченто. Высокое Возрождение с конца XV- первой трети XVI века. l Позднее Возрождение в середине и второй половине XVI века.

Проторенессанс. Кватроченто Воспитание «нового человека» , самопознание, самосовершенствование или гуманизм. l Противоречивость новой универсальной Проторенессанс. Кватроченто Воспитание «нового человека» , самопознание, самосовершенствование или гуманизм. l Противоречивость новой универсальной личности. l Влияние античной философии. Эстетические взгляды средневековых мыслителей (Бонавентуры, Фомы Аквинского, Франциска Ассизского и др. ), итальянских писателей (Данте, Петрарки, Боккаччо, поэтов «нового сладостного стиля» ). l Расцвет гуманистической мысли, влияние Данте на искусство Проторенессанса. l

Пиза. Возникновение первой крупной школы скульптуры. Николо Пизано. Кафедра баптистерия в Пизе. Его стремление Пиза. Возникновение первой крупной школы скульптуры. Николо Пизано. Кафедра баптистерия в Пизе. Его стремление преодолеть в своем творчестве романские, готические, византийские традиции, обратиться к древнеримской классике, выйти на новый уровень осмысления религиозных образов (достоинство и величие) и формы (объемность, материальность, рационализм).

Арнольфо ди Камбио. Группа в крипте церкви Санта-Мария Маджоре. Обращение к конкретной личности, к Арнольфо ди Камбио. Группа в крипте церкви Санта-Мария Маджоре. Обращение к конкретной личности, к портретным изображениям. Разработка нового принципа координации в соединении архитектуры и скульптуры.

Флорентийская школа живописи. Чимабуэ (Ченни ди Пепо). Мадонна (1285 г. ). Ломка привычной структуры Флорентийская школа живописи. Чимабуэ (Ченни ди Пепо). Мадонна (1285 г. ). Ломка привычной структуры изображения, поиск монументальной формы, достоверность образов.

Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи в Падуе. Острый интерес к этическим проблемам. Имперсональность, архетипичность Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи в Падуе. Острый интерес к этическим проблемам. Имперсональность, архетипичность образов. Создание новой живописной системы, новаторское понимание синтеза архитектуры и живописи, эмпирическое представление о трехмерности в построении пространства, стремление к объемной моделировке фигур и предметов.

Дуччо ди Буонинсенья. Мадонна Ручеллаи(1285 г. ). Сиена. l Преобладание готической и византийской традиций, Дуччо ди Буонинсенья. Мадонна Ручеллаи(1285 г. ). Сиена. l Преобладание готической и византийской традиций, влияние французского искусства (праздничная декоративность колорита и линейная структура форм). Поэтичность религиозных образов. l

Симоне Мартини. Маэста. Палаццо Публико в Сиене (1328 г. ). Утонченный аристократизм творчества, ее Симоне Мартини. Маэста. Палаццо Публико в Сиене (1328 г. ). Утонченный аристократизм творчества, ее куртуазного светского начала.

Амброджо Лоренцетти. ? – 1348. Фреска в Палаццо Публико в Сиене. Доброе и дурное Амброджо Лоренцетти. ? – 1348. Фреска в Палаццо Публико в Сиене. Доброе и дурное правление и их последствия. 1337 – 1339.

Братья Пьетро и Амброджо Лоренцетти. l Философскоинтеллектуальны й характер творчества. Фреска. Аллегория Доброго и Братья Пьетро и Амброджо Лоренцетти. l Философскоинтеллектуальны й характер творчества. Фреска. Аллегория Доброго и Злого правления. Зал десяти Палаццо Публико в Сиене (1337 -1339 гг. ).

Роль семейства Медичи в культурной жизни Флоренции. Антропоцентризм, героизация человеческой личности. l Научный подход Роль семейства Медичи в культурной жизни Флоренции. Антропоцентризм, героизация человеческой личности. l Научный подход к разработке пространства (построение пространственной модели с помощью линейной перспективы) и изучению пропорций человеческого тела. l Перспектива – научная дисциплина, изучающая закономерности изображения предметного мира в соответствии с его зрительным восприятием. Линейная перспектива ( «ясно вижу» ) чётко строит кажущиеся очертания предметов при любом положении. Паоло Учелло. Пьеро делла Франческа.

Паоло Учелло. Битва при Сан Романо. 1456. Темпера, масло, дерево. 182 х319. Национальная галерея, Паоло Учелло. Битва при Сан Романо. 1456. Темпера, масло, дерево. 182 х319. Национальная галерея, Лондон.

Пьеро делла Франческа. Победа Константина над Максенцием. Фреска, церкви Сан Франческо в Ареццо. Фрагмент. Пьеро делла Франческа. Победа Константина над Максенцием. Фреска, церкви Сан Франческо в Ареццо. Фрагмент. 1452 -1466 гг.

Портреты герцога Урбинского Федериго да Монтефельтро и его супруги Баттисты Сфорца, 1466, Галерея Уффици, Портреты герцога Урбинского Федериго да Монтефельтро и его супруги Баттисты Сфорца, 1466, Галерея Уффици, Флоренция

Новаторство Брунеллески-скульптора. Развитие принципов многофигурного рельефа в творчестве Лоренцо Гиберти, богатство его пластического языка. Новаторство Брунеллески-скульптора. Развитие принципов многофигурного рельефа в творчестве Лоренцо Гиберти, богатство его пластического языка. l Значение конкурса 1401 года на создание рельефа северных дверей флорентийского баптистерия. Две образные концепции в конкурсных работах Брунеллески и Гиберти.

Брунеллески. Жертвоприношение Авраама. Конкурсный рельеф для вторых дверей флорентийского баптистерия. Фрагмент. Бронза. 1401/02 гг. Брунеллески. Жертвоприношение Авраама. Конкурсный рельеф для вторых дверей флорентийского баптистерия. Фрагмент. Бронза. 1401/02 гг. Флоренция, Национальный музей.

Въезд в Иерусалим. 1403 -24 гг. Лоренцо Гиберти. Баптистерий, Флоренция. Позолоченная бронза. Въезд в Иерусалим. 1403 -24 гг. Лоренцо Гиберти. Баптистерий, Флоренция. Позолоченная бронза.

Л. Гиберти. «Жертвоприношение Авраама» . Рельеф для северных дверей баптистерия во Флоренции. Бронза. 1401— Л. Гиберти. «Жертвоприношение Авраама» . Рельеф для северных дверей баптистерия во Флоренции. Бронза. 1401— 02. Национальный музей. Флоренция.

Филиппо Брунеллески. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре (1420 -1436 гг. ). Своеобразное использование достижений Филиппо Брунеллески. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре (1420 -1436 гг. ). Своеобразное использование достижений предшествующих стилей, новизна и органичность осмысления конструкций.

Донателло (Донато ди Никколо ди Бетти Барди) и значение круглой скульптуры: статуи, конного памятника, Донателло (Донато ди Никколо ди Бетти Барди) и значение круглой скульптуры: статуи, конного памятника, скульптурной группы. Кондотьер Гаттамелата (1443 -1453 гг. ). Научное изучение пропорций человеческого тела.

Мазаччо (Томмазо ди сер Джованни ди Симоне Кассаи). Утверждение идеи величия человека. Церковь Санта Мазаччо (Томмазо ди сер Джованни ди Симоне Кассаи). Утверждение идеи величия человека. Церковь Санта Мария дель Кармине во Флоренции (1427 -1428 гг. ). Сложение собственного монументального стиля, лаконичность и скульптурная осязаемость форм, пластическая и световая разработка трехмерного пространства. Исцеление паралитика и воскрешение Тавифы. (левая часть) 1426 -27 гг. Капелла Бранкаччи, Санта Мария дель Кармине, Флоренция. Фреска.

Проповедь Святого Петра. 1426 -27 гг. Мазолино да Паникале. Санта Мария дель Кармине, Флоренция. Проповедь Святого Петра. 1426 -27 гг. Мазолино да Паникале. Санта Мария дель Кармине, Флоренция. Фреска.

Фра Беато Анджелико (Гвидо ди Пьетро). Снятие с креста (1438 -1440 гг. ). Сочетание Фра Беато Анджелико (Гвидо ди Пьетро). Снятие с креста (1438 -1440 гг. ). Сочетание глубокой религиозности и светского понимания красоты, созерцательности и логики.

Противоречивость творческой концепции Паоло Учелло (Паоло ди Дони), его эксперименты в области перспективы, динамических Противоречивость творческой концепции Паоло Учелло (Паоло ди Дони), его эксперименты в области перспективы, динамических композиционных построений и цвета. Николо де Толентино в битве при Сан-Романо (1456 г. ).

Эволюция творчества Андреа Вероккио (Андреа да Чони) от поиска разумной уравновешенности к экспрессивному, динамичному Эволюция творчества Андреа Вероккио (Андреа да Чони) от поиска разумной уравновешенности к экспрессивному, динамичному взаимодействию формы с пространством. Конный памятник кондотьеру Коллеони в Венеции (1479 -1496 гг. ).

Значение личности Лоренцо Медичи (Великолепного) в культурной жизни Флоренции второй половины XV века. «Речь Значение личности Лоренцо Медичи (Великолепного) в культурной жизни Флоренции второй половины XV века. «Речь о достоинстве человека» Пико делла Мирандоллы. Политические потрясения во Флоренции, влияние идей Саванароллы.

Сандро Боттичелли (Алессандро Филипепи). Весна (1477 -1478 гг. ). Рождение Венеры (1483 -1484 гг. Сандро Боттичелли (Алессандро Филипепи). Весна (1477 -1478 гг. ). Рождение Венеры (1483 -1484 гг. ). Дуализм его искусства. Эволюция от утонченной поэтичности к открытому драматизму и надлому в трактовке им религиозных сюжетов в разные периоды творчества.

Синтетичный характер искусства Пьеро делла Франчески, трансформация в его творчестве различных влияний (искусства Флоренции, Синтетичный характер искусства Пьеро делла Франчески, трансформация в его творчестве различных влияний (искусства Флоренции, Северной Италии). Фрески церкви Сан. Франческо в Ареццо (14521466 гг. ). Принцип «параллелизма и соответствия» , открытый им в монументальной живописи. Поиск совершенной гармонии и архитектоники форм, монументальная обобщенность пластического языка. Новизна колорита и светового осмысления пространства. Теоретическое наследие.

Встреча Соломона с царицей Савской. Фреска церкви Сан Франческо в Ареццо. 1452 -1466 гг Встреча Соломона с царицей Савской. Фреска церкви Сан Франческо в Ареццо. 1452 -1466 гг

Высокое и Позднее Возрождение. Влияние идей Реформации, мечта о создании единого, могущественного государства Италии. Высокое и Позднее Возрождение. Влияние идей Реформации, мечта о создании единого, могущественного государства Италии. Разграбление Рима (1527) германскими войсками. Падение республики во Флоренции (1350). Роль католической церкви в жизни общества. l Рим – столица искусств. Увлечение классической древностью. Образ прекрасного, гармонически развитого, сильного телом и духом человека в искусстве Высокого Возрождения. l Особенности изобразительного языка (верность реалистическим традициям), стремление к синтезу. l Утрата раннеренессансного сочетания непосредственности и рационализма в восприятии мира. Проблема гражданского долга и героического подвига. l

Универсальность личности Леонардо да Винчи. l Самодостаточность его живописных образов, космический взгляд на природу Универсальность личности Леонардо да Винчи. l Самодостаточность его живописных образов, космический взгляд на природу и человека. Рационализм композиционных поисков художника. Трактовка линейной и воздушной перспективы, особенности пространства в картинах и фресках Леонардо. Джоконда (1503 г. ).

Тайная вечеря. Фреска Санта-Мария деле Грацие в Милане (1495 -1497 гг. ). Тайная вечеря. Фреска Санта-Мария деле Грацие в Милане (1495 -1497 гг. ).

Творчество Микеланджело Буонарроти. l Слияние «Платона, Данте и Саванароллы» в его мироощущении. Представление о Творчество Микеланджело Буонарроти. l Слияние «Платона, Данте и Саванароллы» в его мироощущении. Представление о человеке как о квинтэссенции природы, поиск всеобщего начала в каждом образе. Две концепции в скульптурном творчестве художника: от раннего периода «finito» к «non finito» . Живопись и архитектурное творчество Микеланджело. Давид (15011504 гг. ). Зарождение стилевых черт барокко в его искусстве.

Пьета (1497 -1498 гг. ). Пьета (1497 -1498 гг. ).

Роспись Сикстинской капеллы (1508 -1512 гг. ). Роспись Сикстинской капеллы (1508 -1512 гг. ).

Синтез ренессансных концепций в искусстве Рафаэля Санти. Обручение Марии. (1504 г. ). Поиск этического Синтез ренессансных концепций в искусстве Рафаэля Санти. Обручение Марии. (1504 г. ). Поиск этического и эстетического идеала в образах мадонны.

Фреска. Афинская школа (1508 -1511 гг. ). Архитектоничность, гармоническая ясность монументальных произведений. Фреска. Афинская школа (1508 -1511 гг. ). Архитектоничность, гармоническая ясность монументальных произведений.

Бальдассаре Кастильоне (1516 г. ). Портретные образы художника, интерес к психологии человека. Бальдассаре Кастильоне (1516 г. ). Портретные образы художника, интерес к психологии человека.

Корреджо (Антонио Аллегри, 1489 -1534) – пармский художник первой половины XVI века. Склонность к Корреджо (Антонио Аллегри, 1489 -1534) – пармский художник первой половины XVI века. Склонность к динамическому построению композиции, подвижность фигур, необычные ракурсы, контрасты света и тени, иллюзорность найдут отражение в искусстве барокко. Поклонение пастухов (Ночь, 1530 г. ).

Венецианская республика – очаг ренессансной культуры и гуманизма. Издательство Альда Мануция. Совершенное владение перспективой, Венецианская республика – очаг ренессансной культуры и гуманизма. Издательство Альда Мануция. Совершенное владение перспективой, пластичностью форм, световая разработка пространства передаёт ощущение атмосферы. Новаторство Антонелло да Мессина (1430 -1479) в портрете. Обращение к технике масляной живописи.

Святой Иероним в келье (1465). Святой Иероним в келье (1465).

l Синтез нидерландских и флорентийских влияний в его творчестве. Новизна художественных приемов в монументальной l Синтез нидерландских и флорентийских влияний в его творчестве. Новизна художественных приемов в монументальной живописи и в организации с ее помощью архитектурного пространства. Герцог Лодовико Гонзага с семьёй и приближёнными. Роспись камеры дельи Спози в мантуанском дворце герцога Гонзага (1471 -1474). Андреа Мантенья(1431 -1506).

Повествовательность и поэтичность в произведениях Джентиле Беллини (1429 -1507) и Витторио Карпаччо (1456 -1526), Повествовательность и поэтичность в произведениях Джентиле Беллини (1429 -1507) и Витторио Карпаччо (1456 -1526), в цикле картин для скуола ди Санта Орсола (История святой Урсулы, 1490 -1495 гг. ); роль пейзажа в их творчестве, неразрывная связь городских венецианских мотивов с религиозными сюжетами.

Джованни Беллини. Святая аллегория (1488 г. ). Его представление о природе как о главном Джованни Беллини. Святая аллегория (1488 г. ). Его представление о природе как о главном гармонизирующем начале. Тишина и созерцательность произведений, метафоричная емкость его образов. Поиск пространственного равновесия. Колористические достижения мастера.

Джорджоне (Джорджо да Кастельфранко). Гроза. (1506). Целомудренная поэтичность его образов, унаследованная от Джованни Беллини. Джорджоне (Джорджо да Кастельфранко). Гроза. (1506). Целомудренная поэтичность его образов, унаследованная от Джованни Беллини. Реформатор живописи (Мантенья, Леонардо да Винчи) пишет на литературные темы, стремится к одухотворённости и психологизму, вводит изображение нагого тела, передаёт состояние природы, предпочитая воздушную перспективу, тонкие переходы цвета по мере удаления от глаз зрителя, и цветовые отношения в свету и тенях.

Торжество светского начала в искусстве Тициана Вечеллио. l Влияние Джорджоне на его раннее творчество. Торжество светского начала в искусстве Тициана Вечеллио. l Влияние Джорджоне на его раннее творчество. Поиск Тицианом земного чувственного идеала красоты, проявившегося в трактовке мифологических, аллегорических, религиозных сюжетов, а также в портрете. Любовь земная и небесная (15151516 гг. ).

Вознесение Марии (1516 -1518 гг. ). l Преломление кризисных потрясений эпохи в искусстве великого Вознесение Марии (1516 -1518 гг. ). l Преломление кризисных потрясений эпохи в искусстве великого мастера, эволюция его творчества от жизнерадостной самодостаточности образов к интеллектуальному психологизму и открыто драматическому строю. Постепенное изменение живописной структуры в произведениях Тициана.

Паоло Веронезе (Паоло Кальяри). Пир в доме Левия (1573 г. ). Праздничность и аристократизм Паоло Веронезе (Паоло Кальяри). Пир в доме Левия (1573 г. ). Праздничность и аристократизм его произведений. Драматизм поздних работ мастера. Новизна в разработке больших многофигурных композиций, элементы барокко в плафонной живописи. Применение сложных ракурсов, богатство и изысканность колорита.

Тинторетто (Якопо Робусти). Тайная вечеря (15921594 гг. ). Глубокий драматизм и бунтарское новаторство его Тинторетто (Якопо Робусти). Тайная вечеря (15921594 гг. ). Глубокий драматизм и бунтарское новаторство его искусства. Преломление в творчестве Тинторетто традиций венецианской живописи и римско-флорентийских влияний (особенно Микеланджело), воздействие маньеризма. Динамичное пространство его композиций, эмоциональная роль цвета и света.

Основная литература l l l l l l Арган Дж. К. История итальянского искусства: Основная литература l l l l l l Арган Дж. К. История итальянского искусства: Т. 1 -2. учебное пособие. - М. , 2000. Безызвестных Е. Ю. Искусство Венеции второй половины XV-XVI века. Трактовка евангельских сюжетов в произведениях Тициана: учебное пособие. - КГХИ. Красноярск, 2005. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих: Т. 1 -5. - М. , 2001. Вельфлин Г. Классическое искусство: Введение в итальянское Возрождение. – М. , 2004. Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусства. – М. , 2002. Возрождение [Электронный ресурс]. - М. , 2004. Вундрам М. Возрождение. - М. , 2007. Забалуева Т. История архитектуры и строительной техники: учебное пособие. - М. , 2007. Ильина Т. История искусств: Западноевропейское искусство: учебное пособие. - Изд. 4 -е. - М. , 2008. История античного искусства. История искусства зарубежных стран до XVIII века. История зарубежного искусства XVIII-XX веков: учебное методическое пособие. - Изд. 2 -е, испр. и доп. Красноярск, КГХИ. , 2006. История искусства зарубежных стран. Средние века и Возрождение: учебное пособие / ред. Ц. Г. Нессельштраус. - М. , 2003. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения: учебное пособие. - М. , 2001. Лисичкина О. Мировая художественная культура: Возрождение: учебное пособие. - М. , 2004. Жестаз Б. Архитектура Ренессанса: От Брунеллески до Палладио. – М. , 2002. Искусство итальянского Ренессанса: Архитектура. Скульптура. Живопись. Рисунок. – Кёльн, 2000. Монументальная живопись эпохи Джотто в Италии, 1280 -1400. - М. , 2003. Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. – СПб. , 2006. Ренессанс: Архитектура. Скульптура. Живопись / ред. Р. Томана. - Кёнеманн, 2000. Сны готики и Ренессанса: Сиенская живопись XIV –XVI века. - СПб. , 2002. Степанов А. Искусство эпохи Возрождения. Италия XIV-XV веков: учебное пособие. – СПб. : Азбука- Классика, 2005. - (Новая история искусства). Степанов А. Искусство эпохи Возрождения. Италия XVI век: учебное пособие. - СПб. , 2007. (Новая история искусства). Лисовский В. Архитектура эпохи Возрождения. Италия: учебное пособие. – СПб. , 2007. - (Новая история искусства).

Северное Возрождение. l l l l Религиозные войны, движение Реформации. Развитие капиталистических отношений в Северное Возрождение. l l l l Религиозные войны, движение Реформации. Развитие капиталистических отношений в городах, преобладание бюргерского уклада. Идеал благочестия, уважения к «среднему человеку» , любовь к природе. Отсутствие культа героической личности. Преклонение перед природой, космический взгляд на мир. Своеобразие искусства Северного Ренессанса, его готические основы, ограниченное влияние античности. Представление о человеке как о части природы. Эмпирическое осмысление пространства, в большей степени эмоциональное, чем рациональное.

Формирование нидерландской национальной школы в I половине XV века – Робер Кампен ( «мастер Формирование нидерландской национальной школы в I половине XV века – Робер Кампен ( «мастер из Флемаля» ), Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Гуго ван дер Гус, Ганс Мемлинг. Мадонна каноника ван дер Пале 1436, Художественная галерея, Брюгге

Ян ван Эйк (1390 -1441). Совместная работа с братом Губертом. Близость к бургундскому двору, Ян ван Эйк (1390 -1441). Совместная работа с братом Губертом. Близость к бургундскому двору, аристократичный характер творчества. Пантеизм. Гентский алтарь (1432 г. ). Цельность представления о мире в сочетании с любовью к деталям, разработка уникального колорита.

Живопись Южных Нидерландов. Готическая религиозность и реализм в творчестве Рогира ван дер Вейдена, последовательность Живопись Южных Нидерландов. Готическая религиозность и реализм в творчестве Рогира ван дер Вейдена, последовательность его композиционных поисков. Снятие с креста (1437 -1438 гг. ).

Драматизм образов Гуго ван дер Гуса, высокое представление о человеке, простонародность образов; поиск трехмерного Драматизм образов Гуго ван дер Гуса, высокое представление о человеке, простонародность образов; поиск трехмерного пространства и колористического напряжения. Алтарь Портинари (1473 -1475 гг. ).

Аристократичный характер и рафинированная декоративность живописи Ганса Мемлинга. Страшный суд (1466 -1473 гг. ). Аристократичный характер и рафинированная декоративность живописи Ганса Мемлинга. Страшный суд (1466 -1473 гг. ).

Нидерланды под властью Габсбургов в XVI веке. Гуманизм в Нидерландах (Эразм Роттердамский). Проникновение идей Нидерланды под властью Габсбургов в XVI веке. Гуманизм в Нидерландах (Эразм Роттердамский). Проникновение идей Реформации, особенно кальвинизма. Иконоборчество. Усиление испанского диктата во второй половине XVI века, католическая реакция. Революция в Нидерландах, отделение северных штатов (Голландии). Живопись Нидерландов конца XV -XVI века – Иероним Босх (Иероним ван Акен).

Соединение средневековья и Ренессанса в его искусстве. Пессимизм мироощущения. Интеллектуальный характер творчества. Фантастика и Соединение средневековья и Ренессанса в его искусстве. Пессимизм мироощущения. Интеллектуальный характер творчества. Фантастика и символика в соединении с реалистичностью изображений, использование фольклорных мотивов. Этическая идея Босха. Образ «человечества изнутри» . Воз сена (1500 -1502).

Страшный суд (1503 -1504). Страшный суд (1503 -1504).

Ирония и метафоричность произведений Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого 1525 -1569), философские размышления, отсутствие созерцательности, Ирония и метафоричность произведений Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого 1525 -1569), философские размышления, отсутствие созерцательности, энергия жизни в его картинах. Самобытность многофигурных композиций. Ощущение необъятности мира. Слепые (1568 г. ).

Охотники на снегу (1565 г. ). Охотники на снегу (1565 г. ).

Искусство Германии XV – XVI веков. l l l l Феодальная раздробленность, сложность и Искусство Германии XV – XVI веков. l l l l Феодальная раздробленность, сложность и противоречивость общественной жизни. Нарастание протеста против светской и католической власти во всех слоях немецкого общества. Крестьянская война. Реформация: Мартин Лютер. Позднеготический характер культуры Германии. Проникновение итальянских, французских и нидерландских влияний. Зарождение печатных графических техник и книгопечатания (И. Гуттенберг) и их значение для развития искусства гравюры в Германии и в Европе. Многообразие школ в художественной жизни Германии. Готическая эмоциональность искусства Матиаса Грюневальда. Искусство Германии XVI века. Дунайская школа, влияние на нее натурфилософских идей (в частности Парацельса).

Масштаб и универсальность личности Альбрехта Дюрера. Адаптация идей итальянского Возрождения, их плодотворный синтез с Масштаб и универсальность личности Альбрехта Дюрера. Адаптация идей итальянского Возрождения, их плодотворный синтез с национальной готикой. Новый тип художника-учёного. «Четыре книги о пропорциях» (1528). Автопортрет (1498).

Гравюра на меди. Меланхолия (1514 г. ). Сочетание монументальности и детальной конкретности изображений ассоциируется Гравюра на меди. Меланхолия (1514 г. ). Сочетание монументальности и детальной конкретности изображений ассоциируется с глубокой преданностью натуре и стремлением воспроизвести её с максимальной точностью.

. «Четыре апостола» (1526) воплощают образы поборников истины и справедливости, чьи изречения направлены против . «Четыре апостола» (1526) воплощают образы поборников истины и справедливости, чьи изречения направлены против лжепророков и лжеучений. Картиназавещание преподнесена в дар городу.

Светское начало и самобытное освоение античности в творчестве Лукаса Кранаха Старшего (1472 -1553). Юдифь Светское начало и самобытное освоение античности в творчестве Лукаса Кранаха Старшего (1472 -1553). Юдифь (1530 г. ) и «Принцесса Сибилла Клевская» (1526) воплощают идеальный тип женской красоты.

Ганс Гольбейн Младший (1497 -1543). Мёртвый Христос (1521 г. ). Религиозное содержание картины отодвинуто Ганс Гольбейн Младший (1497 -1543). Мёртвый Христос (1521 г. ). Религиозное содержание картины отодвинуто на второй план, предпочитая неприкрытый реализм тления трупа. Классический характер, уравновешенность его произведений, отход от готики.

Портрет в творчестве Гольбейна. Портрет Эразма Роттердамского (1523) написан в период общения с кружком Портрет в творчестве Гольбейна. Портрет Эразма Роттердамского (1523) написан в период общения с кружком базельских гуманистов. Достижения в области гравюры.

Основная литература. l l l l l Бенеш О. Искусство Северного Возрождения - М. Основная литература. l l l l l Бенеш О. Искусство Северного Возрождения - М. , 1973. Всемирная история: Средние века. Возрождение и реформация. Эпоха просвещения. М. : АСТ; Мн. : Харвест, 2002. Возрождение [Электронный ресурс]. - М. , 2004. Гнедич П. История искусства с древнейших времен. – Репр. воспроизведение изд. 1885. М. , 2000. Гнедич П. История искусств. Северное Возрождение: живопись, скульптура, архитектура. М. , 2005. Даниэль С. Нидерландская живопись: Две ветви одной кроны. - СПб. - 2001. История античного искусства. История искусства зарубежных стран до XVIII века. История зарубежного искусства XVIII-XX веков: учебное пособие. - Изд. 2 -е, испр. и доп. - Красноярск, КГХИ. , 2006. Никулин Н. Н. Золотой век. Нидерландская живопись XV-XVI веков в Эрмитаже. - М. , 1981. Живопись Ренессанса: Открытие мира и человека : пер. с итал. /авт. -сост. Ф. Кастриа Маркетти. – М. , 2002. Ильина Т. История искусств: Западноевропейское искусство: учебное пособие. - Изд. 4 -е. М. , 2008. История искусства зарубежных стран. Средние века и Возрождение: учебное пособие / ред. Ц. Г. Нессельштраус. - М. , 2003. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения: учебное пособие. - М. , 2001. Камчатова А. Германия, Англия XV –XIX века. - СПб. , 2008. (Художники Западной Европы). Камчатова А. Нидерланды, Фландрия, Голландия XV –XIX века. - СПб. , 2008. (Художники Западной Европы). Панофский Э. Ренессанс и «Ренессансы» в искусстве Запада. - М. , 1998. Ренессанс: Архитектура. Скульптура. Живопись / ред. Р. Томана. - Кёнеманн, 2000. Хейзинга Й. Осень средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. - М. , 2004.