Скачать презентацию Искусство его виды Многозначность термина Два основных значения Скачать презентацию Искусство его виды Многозначность термина Два основных значения

лекц.1 выборка педиаторы.pptx

  • Количество слайдов: 75

Искусство, его виды Многозначность термина. Два основных значения: 1) мастерство, умение, развитые опытом и Искусство, его виды Многозначность термина. Два основных значения: 1) мастерство, умение, развитые опытом и знанием; 2) творческая деятельность, направленная на создание художественных произведений, шире - эстетически-выразительных форм.

Этимология ст. -слав. искоусъ — опыт, церк. -слав. искусьство греч. τέχνη — мастерство, умение, Этимология ст. -слав. искоусъ — опыт, церк. -слав. искусьство греч. τέχνη — мастерство, умение, ремесло Сегодня используются англ. Art и нем. Kunst, близкие к своему латинскому эквиваленту - Аrs, который может быть также переведен как «мастерство» или «ремесло»

Определение искусства Искусство есть особая форма общественного сознания и духовной деятельности, специфика которой состоит Определение искусства Искусство есть особая форма общественного сознания и духовной деятельности, специфика которой состоит в творческом отражении, воспроизведении действительности в художественных образах.

Искусство – часть культуры. Культура – совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. Это Искусство – часть культуры. Культура – совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. Это отличающее эпоху и создающее ее как целостность определенное внутреннее единство форм мышления, единство стилистики, запечатленное в формах экономической, политической, духовной, религиозной, практической, художественной жизни.

Виды искусства Это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания Виды искусства Это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т. д. ).

Три группы Пространственные или пластические виды искусств: изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладное искусство, Три группы Пространственные или пластические виды искусств: изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладное искусство, архитектура, фотография. II. Временные или динамические виды искусств: музыка, литература. III. Пространственно-временные (синтетические, зрелищные): хореография, театр, кино. I.

МУЗЫКА В КУЛЬТУРЕ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА ПЕРИОДИЗАЦИЯ Каменный век: 2 млн. л. до н. э. МУЗЫКА В КУЛЬТУРЕ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА ПЕРИОДИЗАЦИЯ Каменный век: 2 млн. л. до н. э. – палеолит 10 000 до н. э. – мезолит 5 000 до н. э. - неолит Бронзовый век 2700 до н. э. Железный век между 1 500 и 1400 до н. э. ХРОНОГРАФ 2, 5 млн. лет – возраст самых древних археологических находок. 35 -10 тысячелетия до н. э. - эпоха верхнего палеолита, период возникновения искусства.

Основные черты первобытного искусства Ритуально-магическая сущность; Коллективность деятельности; Практицизм (прикладной характер); Синкретизм – изначальное Основные черты первобытного искусства Ритуально-магическая сущность; Коллективность деятельности; Практицизм (прикладной характер); Синкретизм – изначальное единство, слитность, нерасчлененность того, что впоследствии распадается на самостоятельные сферы искусства: музыку, поэзию, театр, танец, живопись, скульптуру, начатки архитектуры, декоративно-прикладные художества; Мифологичность.

Пещерные росписи - главный жанр изобразительного искусства первобытных людей. Петрогли фы — высеченные изображения Пещерные росписи - главный жанр изобразительного искусства первобытных людей. Петрогли фы — высеченные изображения на каменной основе (от др. -греч. πέτρος — камень и γλυφή — резьба). 1864 год - первые пещерные росписи, обнаруженные французским палеонтологом Ф. Гарригу. Самые известные сегодня пещеры – Ляско (Франция), Альтамира (Испания).

БИЗОН - роспись пещеры Альтамира. Верхний палеолит БИЗОН - роспись пещеры Альтамира. Верхний палеолит

Бизон – роспись пещеры Альтамира, верхний палеолит. Бизон – роспись пещеры Альтамира, верхний палеолит.

Голова быка – роспись пещеры Ласко, верхний палеолит Голова быка – роспись пещеры Ласко, верхний палеолит

Женщины с детьми – фрагмент наскальной росписи в Тассили Женщины с детьми – фрагмент наскальной росписи в Тассили

Охота на оленей - неолит Охота на оленей - неолит

Фрагмент росписи пещеры Ласко – верхний палеолит Фрагмент росписи пещеры Ласко – верхний палеолит

Петроглифы Майи Петроглифы Майи

Петроглифы Майи (2) Петроглифы Майи (2)

Петроглифы Майи (3) Петроглифы Майи (3)

Петроглифы Майи (4) Петроглифы Майи (4)

Петроглифы Майи (5) Петроглифы Майи (5)

Петроглифы Майи (6) Петроглифы Майи (6)

Мегалиты Мегали ты (от греч. μέγας — большой, λίθος — камень) — доисторические сооружения Мегалиты Мегали ты (от греч. μέγας — большой, λίθος — камень) — доисторические сооружения из больших каменных блоков, соединённых без применения цемента или известкового раствора. Термин был предложен в 1849 году английским исследователем А. Хербертом в книге «Cyclops Christianus»

Виды мегалитов менгир (одиночный вертикально стоящий камень до 20 м высотой) кромлех — группа Виды мегалитов менгир (одиночный вертикально стоящий камень до 20 м высотой) кромлех — группа менгиров, образующая круг или полукруг дольмен — сооружение из огромного камня, поставленного на несколько других камней (похоже на ворота) и др.

Стоунхендж (англ. Stonehenge, букв. «каменный хендж» ) Стоунхендж (англ. Stonehenge, букв. «каменный хендж» )

1845 год 1845 год

Искусство древних цивилизаций Культуры Древнего мира: Шумеро-вавилонско-ассирийская Египетская Индийская III –I тысячелетия до н. Искусство древних цивилизаций Культуры Древнего мира: Шумеро-вавилонско-ассирийская Египетская Индийская III –I тысячелетия до н. э.

Основные достижения Архитектура Строительство храмов (Шумер), пирамид и храмовых комплексов (Египет). 1792 -1750 до Основные достижения Архитектура Строительство храмов (Шумер), пирамид и храмовых комплексов (Египет). 1792 -1750 до н. э. – годы правления Хаммурапи, строительство зиккурата Этеменанки, известного как Вавилонская башня.

Вавилон Вавилон

Зиккурат Культовое здание в Шумере (башня), состоявшее из 3 х ступеней – платформ в Зиккурат Культовое здание в Шумере (башня), состоявшее из 3 х ступеней – платформ в соответствии с тремя главными божествами – Анну (бог неба), Энлиль (владыка воздуха и земли, сын Анну), Энки (владыка мировых вод, мудрости и хранитель человеческих судеб). Наверху находился небольшой храм – жилище бога, к которому подняться можно было по специальным лестницам. Длительный подъем ассоциировался с идеей бесконечного пути в небо. Окраска платформ символична: нижняя – черный цвет – подземное царство, средняя – обожженный кирпич – земная жизнь, верхняя – белого и красного цвета – небо. Храмик бога – синего цвета.

Египет Египет

Египет Древнее Царство (2800 -2250 до н. э. ) – строительство пирамид Новое Царство Египет Древнее Царство (2800 -2250 до н. э. ) – строительство пирамид Новое Царство (ок. 1580 — ок. 1070) - строительство огромных храмовых комплексов.

Древнейшая пирамида Джосера арх. Имхотеп Древнейшая пирамида Джосера арх. Имхотеп

Пирамиды в Гизе Пирамиды в Гизе

Пирамида Хеопса (Хуфу) арх. Хемиун, ок. 2560 г. (2470) Пирамида Хеопса (Хуфу) арх. Хемиун, ок. 2560 г. (2470)

Пирамида Хефрена в Гизе Пирамида Хефрена в Гизе

Храмовый комплекс в Луксоре Храмовый комплекс в Луксоре

Аллея сфинксов в Луксоре – 15 в. до н. э. Аллея сфинксов в Луксоре – 15 в. до н. э.

Храмовый комплекс Амона в Карнахе Храмовый комплекс Амона в Карнахе

1922 год – открытие гробницы Тутанхомона 1922 год – открытие гробницы Тутанхомона

Мумификация Мумификация

Особенности изобразительного канона в рельефе Построчное размещение сюжетных сцен (разделение плоскости на горизонтальные пояса) Особенности изобразительного канона в рельефе Построчное размещение сюжетных сцен (разделение плоскости на горизонтальные пояса)

Особенности изобразительного канона в рельефе Особенности изобразительного канона в рельефе

Особенности изобразительного канона в рельефе Композиционная организация сцен на основе упорядоченности, например, при изображении Особенности изобразительного канона в рельефе Композиционная организация сцен на основе упорядоченности, например, при изображении шествия фигуры располагаются одна за другой, через одинаковые интервалы, с повторяющимися жестами

Особенности изобразительного канона в рельефе Разномасштабность фигур (например, фараон – самая крупная фигура); Изображение Особенности изобразительного канона в рельефе Разномасштабность фигур (например, фараон – самая крупная фигура); Изображение человека: голова и ноги в профиль, а торс и глаз – в фас; вся фигура обрисовывалась единой линией; То, что находится дальше, изображается выше;

Гробница Сен-Неджема Гробница Сен-Неджема

Гробница Нефер-ренпета Гробница Нефер-ренпета

Руины города Индской цивилизации Руины города Индской цивилизации

Литература Появление письменности: ок. 3000 до н. э. в Шумере возникла клинопись Литература Появление письменности: ок. 3000 до н. э. в Шумере возникла клинопись

 7 в. до н. э. - ассирийский царь Ашшурбанапал основал в своем дворце 7 в. до н. э. - ассирийский царь Ашшурбанапал основал в своем дворце Ниневия крупнейшую из известных библиотек, Среди записей, датируемых 26 в. до н. э. , уже есть образцы жанров народной мудрости, культовые тексты и гимны. Найденные клинописные архивы донесли до нас около 150 памятников шумерской литературы, среди которых есть мифы, эпические сказания, обрядовые песни, гимны в честь царей, сборники басен, поговорок, споры-диалоги и назидания.

Эпос о Гильгамеше Самым древним и значительным памятником шумерской литературы является Эпос о Гильгамеше Эпос о Гильгамеше Самым древним и значительным памятником шумерской литературы является Эпос о Гильгамеше ( «Сказание о Гильгамеше» - «О все видавшем» ). История открытия эпоса в 70 -х годах 19 века связана с именем Джорджа Смита, сотрудника Британского музея, который среди обширных археологических материалов, присылаемых в Лондон из Месопотамии, обнаружил клинописные фрагменты сказания о Потопе. Доклад об этом открытии, сделанный в конце 1872 в Библейском археологическом обществе, произвел сенсацию.

Гильгамеш Гильгамеш

Египет Появление письменности в период Раннего Царства (ок. 3000 -2800 до н. э) – Египет Появление письменности в период Раннего Царства (ок. 3000 -2800 до н. э) – иероглифы; в иероглифы начале третьего тысячелетия до нашей эры из папируса (травянистое растение) стали делать писчий материал.

Письменность. Письменность.

Литература Расцвет литературы приходится на период Среднего царства. Существовали различные жанры: сказки, поучения, мифы, Литература Расцвет литературы приходится на период Среднего царства. Существовали различные жанры: сказки, поучения, мифы, повести (например, «История Синухета» - автобиографическая повесть), гимны в честь богов, поэзия. «Книга мертвых»

 «Книга мертвых» «Книгой мертвых» назывались древнеегипетские религиозные тексты, которые помещались в захоронения, чтобы «Книга мертвых» «Книгой мертвых» назывались древнеегипетские религиозные тексты, которые помещались в захоронения, чтобы оградить покойника и напутствовать его в загробной жизни. «Книга мертвых» составлялась, начиная с периода Нового царства (16 в. до н. э. ) и до конца истории Древнего Египта. Богато иллюстрированные тексты писались на листах папируса и вкладывались в пелены мумий.

Книга мертвых Книга мертвых

Книга мертвых Книга мертвых

Книга мертвых Книга мертвых

Письменность Индии Письменность Индии

ВЕДЫ Веды (санскр. веда, букв. — знание) - памятники древнеиндийской литературы (кон. 2 -го ВЕДЫ Веды (санскр. веда, букв. — знание) - памятники древнеиндийской литературы (кон. 2 -го — нач. 1 -го тыс. до н. э. ) на древнеиндийском (ведийском) языке. Веды, или ведическую литературу, составляют сборники гимнов и жертвенных формул (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа), теологические трактаты (брахманы и упанишады). Веды — источник сведений по социальноэкономической и культурной истории древнейшей Индии.

Ведическая литература «Ригведа» (веда гимнов) - собрание преимущественно Ригведа религиозных гимнов, первый известный памятник Ведическая литература «Ригведа» (веда гимнов) - собрание преимущественно Ригведа религиозных гимнов, первый известный памятник индийской литературы. Оформился к 10 в. до н. э. Это э. наиболее древняя и значительная из вед, ценный источник для изучения древнеиндийской истории и мифологии. Состоит из 10 книг, объединивших 1028 гимнов. «Махабхарата» — старшая из двух великих эпопей Махабхарата древней Индии. Время, к которому восходят основные ее сказания, время ее «героического века» — рубеж II и I тыс. до н. э. , эпоха межплеменных войн и образования первых государств в долине Ганга. Процесс циклизации этих сказаний и сложения целого эпопеи завершается, по-видимому, к середине I тыс. до н. э. (не позднее IV в. до н. э. , во всяком случае), письменная же фиксация «Махабхараты» может быть отнесена к III — IV вв. н. э.

Театр - Мистерии В период Среднего царства большое развитие получили мистерии, выросшие на основе Театр - Мистерии В период Среднего царства большое развитие получили мистерии, выросшие на основе обрядов в честь бога Осириса. Согласно мифу, бог плодородия Осирис был когда-то царем Египта и научил египтян возделывать землю и сажать сады. Он был убит своим ревнивым и завистливым братом Сетом. Сын Осириса Гор вызвал Сета на поединок и победил его. После этого он воскресил Осириса, дав ему проглотить вырванное у Сета око. Он не остался на земле, а стал править миром мертвых. По одной из версий, Осириса оживила Исида.

Гор ведет умершего к Осирису Гор ведет умершего к Осирису

Исида -сестра и супруга Осириса, мать Гора, а, соответственно, и египетских царей, которые исконно Исида -сестра и супруга Осириса, мать Гора, а, соответственно, и египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями сокологолового бога.

Постановки мистерий (по сведениям Геродота) осуществлялись в 16 -ти городах Египта. Участники действа лепили Постановки мистерий (по сведениям Геродота) осуществлялись в 16 -ти городах Египта. Участники действа лепили изваяние Осириса, рядом с которым стояли Исида и его сестра Нефтида в траурной одежде и с распущенными волосами. В своих причитаниях они умоляли Осириса вернуться к жизни. Осирис возрождался в процессе обрядов (поисков, оплакивания, погребения, «великого боя» ).

Музыка входила в качестве важнейшей составляющей во все три пласта искусства древних культур, которые Музыка входила в качестве важнейшей составляющей во все три пласта искусства древних культур, которые можно выделить в соответствии с их назначением: Фольклор (от анг. Folk-lore – народная мудрость) – народное песенно-поэтическое творчество с элементами театрализации и хореографии; Храмовое искусство – культовое, богослужебное, выросшее из ритуальных действ; Дворцовое – светское искусство; его функции – гедонистическая (доставлять удовольствие) и церемониальная.

Изображения музыкантов Изображения музыкантов

Изображения музыкантов Изображения музыкантов

Плакальщицы. Рельеф из Мемфиса Плакальщицы. Рельеф из Мемфиса

Плакальщицы. Рельеф из Мемфиса Плакальщицы. Рельеф из Мемфиса

Музыкальные инструменты Наиболее часто встречаются изображения арфы, арфы поэтому ее можно считать самым популярным Музыкальные инструменты Наиболее часто встречаются изображения арфы, арфы поэтому ее можно считать самым популярным и почитаемым музыкальным инструментом. Из письменных источников известно, что в Шумере и Вавилоне почитали флейту. Звук этого флейту инструмента, по мнению шумерцев, был способен возвращать к жизни умерших. Повидимому, это было связано с самим способом звукоизвлечения – дыханием, которое считалось признаком жизни. На ежегодных праздниках в честь Таммуза – вечно воскрешающего бога – звучали флейты, олицетворяя воскресение. На одной из глиняных табличек было написано: «В дни Таммуза играйте мне на лазоревой флейте…»

Музыкальные инструменты В различных музеях мира хранятся древние египетские музыкальные инструменты: арфа (число струн Музыкальные инструменты В различных музеях мира хранятся древние египетские музыкальные инструменты: арфа (число струн от 6 до 22), деревянные флейты и барабаны (во Флоренции и Лувре), набл (струнный инструмент с длинным грифом – в Берлине). Большинство исследователей склоняются к тому, что древнеегипетская музыка была одноголосной.

Музыка в Индии Музыка в Древней Индии составляла триединство пения, танца и инструментальной музыки. Музыка в Индии Музыка в Древней Индии составляла триединство пения, танца и инструментальной музыки. Широкое развитие получила ритуальная музыка. Считается, что индийская музыка была одноголосной.

Музыкальные инструменты Индии Инструменты, использовавшиеся в практике, весьма разнообразны – это барабаны, колокольчики, бубенцы, Музыкальные инструменты Индии Инструменты, использовавшиеся в практике, весьма разнообразны – это барабаны, колокольчики, бубенцы, гонги, раковины; основной ударный инструмент – табла (напоминает маленькие литавры). Среди других инструментов популярностью пользовались флейта, саранга (смычковый струнный инструмент с кожаной верхней декой, где были струны играющие – 3 или 4 и резонирующие – от 11 до 41), ситар (семиструнный щипковый), вина (царица ситар инструментов, семиструнный щипковый инструмент с двумя тыквенными резонаторами под грифом).