Iskusstvo_Drevney_Rusi_9-14v-Агеева.В(21гр).pptx
- Количество слайдов: 51
Искусство Древней Руси IX-XIV век
Восточные славяне
VIII-IX столетия были временем, когда продолжалось расселение славян, начало которому было положено в V-VII вв. Его усиливали и усложняли миграции в Восточную Европу Как правило, города строились на торговых путях (Ладога, Новгород, Киев и др. ), важнейшими из которых в IX-X вв. были «путь из варяг в греки» (Балтийское (Варяжское)) море - Западная Двина или р. Нева - Ладожское озеро - р. Волхов и Ловать и Волжский торговый путь (Финский залив - р. Волга После Великого переселения народов, славяне заняли территории Центральной и Восточной Европы от Эльбы (Лабы) до Днепра и Волги, от южных берегов Балтийского моря до севера Балканского полуострова. Восточные славяне — это белорусы, русские, украинцы; западные — поляки, словаки и чехи (балтийские славяне были ассимилированы соседями-германцами в XII веке); южные — болгары, македонцы, сербы, словенцы, хорваты, боснийцы.
Низшим звеном социальной организации у восточных славян была соседская (территориальная) община - вервь. Ее члены объединялись не по принципу родства , а на основе совместного проживания на одной территории; дом, скот, орудия; леса, луга, водные угодья; пахотная земля. Соседские общины объединялись в племена, последние - в союзы племен. Союзы племенных княжений представляли собой довольно сложный социальный организм. Их центром являлся укрепленный град, а некоторые грады со временем превращались в крупные городские центры, где происходили собрания свободных мужчин союза (веча), на которых они решали важнейшие вопросы. Немного позже - старейшин, которые стали управлять племенами, поэтому значение народных собраний постепенно начало снижаться. Еще в VI-VIII вв. , т. е. в эпоху массовых миграций, ведущие позиции стал занимать слой профессиональных воинов-дружинников во главе с князем, в руках которого концентрировалась власть в союзах племен. В связи с этим последние определяются как племенные княжения.
ПАНТЕОН БОГОВ Первоначально славяне верили в добрых и злых духов природы - берегинь и упырей. И тем и другим люди приносили жертвы, чтобы возблагодарить добрых и умилостивить злых. Затем наступила эпоха великих богов. Род мужское божество(родство , прибыль) Святовит Бог Чернобог Стрибог Бог ветра. Триглав Сварог
Идолы Берегиня Морана (Мара, Морена) Богиня Зимы и Смерти Велес «покровитель домашних животных» Збручский Бог Перун — бог грозовых туч, грома и молнии. Капище - языческое культовое сооружение, языческий храм Историко-культурный и природный музейзаповедник Томская писаница Славянские боги Сварог и Мокошь
Архитектура восточных славян В начале железного века возникают укрепленные поселки, называемые городищами. Древнейшие Волго-Окские городища, существовавшие с VII в. до н. э. по V в. н. э. , называются Дьяковскими. Небольшие крепости защищали имущество рода от нападения врагов. Отличительным признаком их являются рвы и земляные валы, на которые ставили деревянный забор (тын). Городища были расположены обычно на возвышенных мысах, выходящих на реку; иногда их искусственно окружали водой. В среднем население городища составляло около 150 человек. Важную композиционную роль в княжеских хоромах играли терема, обычно башнеобразные сооружения с шатровым покрытием, завершавшие постройку и определявшие во многом их архитектурный облик. Жилища. 1. Полуземляночное жилище с печью-каменкой. VIII–X века. 2. Полуземляночное жилище с глиняной печью. X–XI века. 3. Наземное жилище с комбинированной печью (камень и глина). X–XI века. 1 -вал и стена Белгорода, 2 -деревянное укрепление из частокола, 3 -оборонительная стена города
Декоративно-прикладное искусство В конце X - начале XI столетия древнерусское декоративно-прикладное искусство вступает в полосу блестящего расцвета, выдвинувшись на одно из первых мест в Европе. Особенно высокого совершенства мастера Древней Руси достигли в изготовлении прославленных перегородчатых эмалей, зернении и скани (филиграни). Изготовление женских украшений, элементов поясного набора, амулетов и прочих предметов отличалось большой сложностью и требовало от мастеров хорошей выучки, большого опыта и тонкого художественного вкуса. Бронзовое навершие (VIII век) Бронзовая бляха-медальон с головой медведя (VI – VIII века) подвески X века (Пермская область) Фигурка выполнена в стиле скандинавского искусства вендельского периода (VII-VIII вв. ) Деревянная мужская фигурка VIII века Бронзовая дарственная пластина VI-VIII веков Семеро идущих на спине ящера» (VI I век) Голова зверя, фигурка из рога (IX – X века)
Техника черни Игральные шашки IX – XI веков (раскопки в Старой Ладоге) Золотой кубок VII века из Перещепинского клада Меч с золотым навершием VII века Внутри Черной могилы были найдены турьи рога, покрытые серебряной оковкой с изображениями людей и животных и орнаментом. Изображения зверей напоминают скифские рельефы, а орнамент близок к русскому архитектурному орнаменту более поздних эпох. Перегородчатая эмаль Гребни из рога , Х века (клад из раскопки в Старой Ладоге)
Украшения Рясны (цепи из круглых или квадрофолийн ых бляшек) и колты – головной убор Скань – (от старославянского глагола «съкати» — сучить, свивать в одну нить несколько прядей) орнамент, нанесенный тонкой золотой или серебряной проволокой, напаянной на металлическую. поверхность Колты – полые височные кольца
Прялка служила приспособлением для прядения нитей из льняного сырья. Фрагмент шёлковой расшитой византийской ткани (VIII век) Фрагмент кафтана, крытого византийским шелком ''с фазанами''(VIII – IX века)
Искусство Киевской Руси
История государства Киевская Русь — государство, возникшее в IX веке в результате объединения восточнославянских племён под властью князя Олега Вещего. К середине XII века вступила в состояние политической раздробленности и фактически распалась на отдельные русские княжества. Вплоть до монгольского нашествия (1237— 1240) Киев формально продолжал считаться главным городом Руси, а Киевское княжество занимало главные позиции в государстве. Династия Рюриковичей Рюрик не сразу утвердился как единый правитель - против него несколько раз поднимали восстания жители Новгорода, однако они были подавлены и единая власть Рюрика стала незыблемой. После своей смерти Рюрик велел своему воеводе Олегу стать регентом над свои малолетним сыном Игорем. В 882 князь Олег захватил Киев, убил правивших там Аскольда и Дира, и объявил Киев столицей своего государства, господствующей религией было язычество, хотя в Киеве также были и христиане. Олег, прозванный Вещим, совершил множество победоносных походов, вдвое увеличив территорию Руси. Также он совершил два похода на Византию, которые закончились победой русских. Преемником Олега стал сын Рюрика - Игорь. Его прозвали Старым, потому что он поздно вступил на престол. В 945 году Игорь был убит во время сбора дани с древлян. После смерти Игоря в силу малолетства его сына Святослава реальная власть оказалась в руках вдовы Игоря княгини Ольги. Она стала первым правителем Древнерусского государства, официально принявшим христианство византийского обряда
Крещение Руси При князе Владимире в 988 году официальной религией Руси становится христианство. Русь вела торговлю с южными и западными славянами, Скандинавией, Византией, Западной Европой, народами Кавказа и Средней Азии. После смерти Владимира на Руси произошла новая междоусобица. Святополк Окаянный в 1015 убил своих братьев Бориса, Глеба и Святослава. Но в ходе междоусобицы киевский престол занял Ярослав Владимирович. Правление Ярослава Мудрого стало расцветом государства. Общественные отношения регулировались сборником законов «Русская правда» и княжескими уставами. Позже он разделил страну между своими сыновьями. Так, Изяславу, старшему сыну, завещался в управление город Киев, Святослав становился правителем Чернигова, Всеволод наследовал Переяславль, Игорь становился князем во Владимиро-Волынской земле, Вячеслав же становился правителем Смоленска.
Русское искусство периода Средневековья формировалось в столкновении двух религий – язычества и христианства. . Церкви строились на местах языческих капищ; в церковь проникли элементы народного обожествления природы, а некоторым святым стали приписывать роль старых богов. Для искусства домонгольской поры характерна одна отличительная черта – монументализм форм. Многоглавие было исконно национальной чертой русского зодчества. Техникой кладки в Киевской Руси была так называемая смешанная – «opus mixtum» – стены воздвигали из более тонкого, чем современный, кирпича-плинфы и камня на розовом известковом растворе – цемянке.
С христианством на Русь пришла крестово-купольная форма храма прямоугольного в плане, четырьмя (или более) столбами его интерьер делится на продольные части – нефы . Четыре центральных столба соединяются арками, поддерживающими через паруса барабан купола. Подкупольное пространство является центром храма. Ячейки, примыкающие к подкупольному пространству, перекрыты цилиндрическими сводами. Все центральное пространство храма в плане образует крест, отсюда название системы подобного храма – крестовокупольная. В восточной стороне интерьера размещаются алтарные помещения – апсиды, поперечное пространство в западной части интерьера называется притвором, нартексом. В этой же западной части на втором ярусе располагаются хоры, где находились князь и его приближенные во время богослужения. В экстерьере домонгольского храма отличительной чертой является членение фасада плоскими вертикальными пилястрами без капителей (по-древнерусски –лопатками) на прясла. Полукруглое завершение прясла, форма которого определяется посводным покрытием, называется закомарой.
Успения Богородицы, или Десятинная церковь (989– 996) – 25 -главая шестистолпная церковь, с двух сторон обнесенная пониженными галереями, что придавало пирамидальный облик всему храму (западная часть имела сложную, до сих пор до конца не выявленную планировку). Пирамидальность, наращение масс – черты, чуждые византийскому зодчеству. Десятинная церковь была богато «изукрашена» Шиферный саркофаг Как и в Десятинной церкви, интерьер Софии Киевской был необычайно богат и живописен: хорошо освещенные алтарные помещения и центральное подкупольное пространство украшены мозаикой, столбы нефов, полы были также мозаичные и из шифера. Особой красотой отличались алтарные преграды и решетки хоров: по византийскому обычаю они были каменными, тончайшей резьбы.
Киевская София–пятинефный, пятиапсидный, 13 -купольный храм. Софийский храм, как и Десятинная Церковь, был обнесен внутренней двухэтажной галереей – гульбищем.
В ряду изобразительных искусств Киевской Руси первое место принадлежит монументальной живописи – мозаике и фреске. В барабане центрального купола были изображены 12 апостолов, выражая собой идею проповеди христианства во все концы мира. Очень подробен для XI века был цикл евангельских событий, а в киевском храме , среди многочисленных фресок , имеются также и сугубо светские росписи: на западной стене помещался лишь частично сохранившийся портрет семьи князя Ярослава. Главный купол и алтарь был украшен мозаиками, из которых хорошо сохранились образ Христа Пантократора (вседержитель) в зените купола и Богоматерь Оранта в своде алтаря. Остальные части интерьера были расписаны фреской. Стиль как мозаик, так и фресок точно соответствует аскетическому стилю. (В ликах отсутствовали чувства и эмоции, были огромные симметричные глаза с отрешённым взглядом, фигуры приобретали грузные пропорции, а руки и ступни становятся тяжёлыми и грубоватыми)
На столбах триумфальной арки перед центральной апсидой изображается сцена Благовещения: две фигуры – архангела Гавриила и Богоматери. На подпружных арках в медальонах – « 40 мучеников севастийских» . Строгий ритм, торжественная каноническая неподвижность фигур святителей (они представлены в фас, между ними определенное пространство: фигура– цезура, фигура–цезура) не лишает их одухотворенные лица индивидуальности.
Для древнерусского искусства важную роль сыграли строительство и роспись Успенского собора в Киево. Печерском монастыре. Работы были выполнены константинопольскими мастерами в 1073 -89 годах. Монументальный историзм В стиле Монументального историзма авторы XI—XIII вв. стремятся изображать только самое крупное и значительное. Стиль монументального историзма характеризуется прежде место стремлением рассматривать предмет изображения с больших дистанций: пространственных, временных, иерархических. Тот стиль, в пределах которого все наиболее значительное и красивое , представляется монументальным, величественным, но принимается как бы с высоты птичьего полета. Летописцы (так же как и авторы житий или похвальных слов и поучений) смотрят на мир как бы с большого удаления. Этот период развито панорамное зрение, стремление сопрягать изложении различные удаленные друг от друга географические пункты. Древнерусские писатели стремились писать не о вымышленном, а об исторически бывшем, и когда описывали что-либо фантастическое (например, чудеса), то и сами по большей части верили в них и стремились внушить читателям, что те или иные события происходили в действительности. Литература того времени не знает (или точнее сказать: считает, что не знает) ни вымышленных лиц, ни вымышленных событий.
Искусство Древней Руси периода феодальной раздробленности (XII – XIV вв. )
Искусство Владимиро-Суздальского княжества. До распада Древнерусского государства на отдельные княжества, Владимиро-Суздальское княжество было собственностью Владимира Мономаха. После его смерти наступил период феодальной раздробленности, северозападные земли вышли из-под власти Киева, и Юрий Долгорукий стал полноправным правителем. Князь Юрий старался застроить Ростово. Суздальскую землю укрепленными городами, церквами и монастырями. При нем активно развивались архитектура, изобразительное искусство Особенности архитектуры Владимиро-Суздальского княжества Использование при строительстве блоков белого камня (известняка). При строительстве возводились две тонкие стенки из каменных блоков, а пространство между ними заполнялось щебнем и камнями и заливалось известковым раствором. Иногда для большей прочности в стены закладывались дубовые балки. Объем храма снаружи четко делится на два яруса. Примерно на середине стены поверх вертикальных лопаток расположен горизонтальный выступ. Небольшие по размеру окна располагались только в верхнем ярусе. В наружном декоре использовался невысокий изобразительный рельеф
Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, 1152 -Одноглавый крестовокупольный четырёхстолпный трёхапсидный храм — самый ранний из белокаменных архитектурных памятников Северо-Восточной Руси. Церковь Покрова на Нерли, 1165 Храм крестово-купольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый, c аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами. Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклоненными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. Церковь Покрова на Нерли. Монета Банка России — Серия: «Памятники архитектуры России» , Владимирские врата (Золотые ворота во Владимире) 1164 Это были самые парадные ворота города в XII—XIII веках.
Успенский собор, 1158 – 1160(перестроен в 1186 – 1189 гг) Шестистолпный, трёхапси дный, построенный из высококачественного белого камня. Дмитриевский собор, 1194 - 1197 Собор одноглавый, четырёхстолпный, трёхапсидный. Собор знаменит своей белокаменной резьбой — его стены украшают около 600 рельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных.
Особенности живописи Владимиро. Суздальского княжества Владимиро-суздальская живопись испытывала огромное влияние византийской традиции, что проявляется в изысканности колорита, пластической моделировке форм при монументальности общего решения, психологической сложности и одухотворенности трактовки. Росписи Дмитриевского собора во Владимире Пророк Аввакум Ок. северо-восточном 1189 г. Фреска на столпе. Апостолы и ангелы Деталь фрески «Страшный Суд» . Неизвестный пророк Ок. 1189 г. Успенский собор, Владимир Фреска на юговосточном столпе
Дмитрий Солунский (конец XII – начало XIII) Монументальная икона Дмитрия Солунского (конец 12 — начало 13 в) В этой иконе Дмитрий Солунский — не суровый воинподвижник, а властитель, на которого бог руками ангела возлагает княжескую корону. Ярославская Оранта (Ок. 1218 г) В иконе господствует строгая симметрия, благодаря которой поза Богоматери кажется особенно неподвижной и величественной, но в целом ее образ не отличается непреклонностью. Фрески в диаконнике суздальского собора(1233 г) На северной и южной пилястрах апсиды расчищены две головы святых старцев, отличающиеся тонким исполнением. Старцы представлены в рост, причем фигуры их вписаны в орнаментированные арки. Лица суровые, аскетические. Строгий, точный рисунок, мягкие охристые высветления, отсутствие резких светотеневых контрастов, столь излюбленных новгородскими живописцами, — все это накладывает на оба лица отпечаток особой сдержанности
Искусство псковской и новгородской земель Псков. • Развитие древнерусского искусства было нарушено в первой половине 13 в. монгольским нашествием, варварским разрушением татаро-монголами многих городов. • Выгодное географическое положение, возле реки Великой, позволяли хозяевам города контролировать обширные территории и торговые пути. • Большое влияние на атмосферу духовной жизни оказывала система управления церковными общинами. Иерархически духовенство Пскова было подчинено новгородскому владыке — архиепископу. • В панораме Псковской земли доминируют мягкие волнистые линии, подъемы и спуски, они не позволяет глазу зрителя охватить ее всю целиком, раскрываясь постепенно и поражая обилием разнообразных живописных ракурсов.
Архитектура В 12 в. псковские зодчие воздвигли храм Спаса в Мирожском монастыре это одноглавая крестово-купольная церковь, производящая впечатление удивительной компактности, цельности и силы. Ясно выраженный основной объем храма венчает массивный барабан купола; центральная абсида почти равна по высоте стенам и отчетливо выступает на глади восточной стены. Низкие боковые абсиды образуют общий с центральной массив. Как и позднейшие сооружения Пскова, церковь Спаса отличается особенной пластичностью. • В Пскове храмы живописно укрыты, рассчитаны на осмотр с близкого расстояния и с разных точек зрения. Объем, масса значат для псковских зодчих больше, чем силуэт. Облик храмов постепенно видоизменялся. Наиболее яркий пример тому дает монументальный храм Богоявления в Запсковье, построенный в 1496 году. одноглавый, трехапсидный четверик с притвором, галереями, двумя приделами: северного — во имя Трех Святителей и южного — во имя Усекновения главы Иоанна Крестителя. К северо-западному углу примыкает крупная палатка на подклёте с четырехпролётной звонницей.
Замечательным памятником 15 в. является церковь Василия Великого на Горке (1413). Как и многие псковские храмы, она кажется немного приземистой и воспринимается как скульптурный памятник, настолько пластичны, словно «вылеплены» ее объемы. -Храм имеет три апсиды и ступенчатые арки. Апсиды церкви и барабан завершают тройные орнаметальные фризы. Орнаменты фризов состоят из мотивов новгородского происхождения, расположенных тройными лентами, что выдаёт московское влияние. Храм — четырехстолпный, с повышенными подпружными арками, имеет основной и два боковых придела (северный и южный). • Для псковской архитектуры характерны орнаментальные пояса из различно поставленных кирпичей вокруг купола и по верхней части стен абсид. Эти узоры напоминают народные вышивки и придают всему сооружению праздничный, светлый характер.
В 15 — 16 вв. в Пскове был выработан тип небольшого бесстолпного приходского храма. Таковы церкви Николы Каменно-градского, Успения в Пароменье (1521), Сергия с Залужья (середины 16 в. ), Николы со Усохи (1536) и др. Николы со Усохи (1536) Сергия с Залужья (середины 16 в. ) Николы Каменно-градского Успения в Пароменье (1521) Восточный фасад церкви Николы на Усохе.
Живопись Самый ранний памятник псковской живописи — роспись храма Спаса Мирожского монастыря (12 век) — обнаруживает явную близость к византийскому искусству. Интерьер Спасо. Преображенского собора Мирожского монастыря имеет ясную и уравновешенную структуру с отчетливо выраженными высокими ветвями подкупольного креста, увенчанными в центре просторным светлым куполом. Стены ветвей креста, прорезанные лишь невысокими арочками и немногочисленными окнами. В живописи важна не только построчная последовательность композиций, по горизонтали опоясывающих стены собора, но и вертикальные связи сцен между собой, а также соотношения композиций, расположенных в наиболее важных сакральных участках храма - в апсиде, куполе и на сводах.
Роспись церкви Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1313) резко отлична от всего, что было создано в предшествовавшие столетия. Псковские художники внесли в свои композиции много нового, идущего от апокрифов и свидетельствующего об их «еретическом» свободомыслии. Но особенно замечательны в снетогорской росписи образы апостолов и святых, очень индивидуализированные и наделенные духовной силой. Художественный язык псковской иконы экспрессивен. Этим он отличен от гармоничного, уравновешенного языка московской иконы. Псковская школа была наиболее демократичной по духу и наиболее непосредственной и импульсивной по формам выражения. Новые веяния проникли в Псков из Новгорода, где с 1378 года работал гениальный Феофан Грек. И одному из них удалось на основе псковских традиций и незабываемых впечатлений от феофановского искусства создать нечто столь яркое и оригинальное, что это во многом определило дальнейший ход развития псковской иконописи.
Псковская иконопись, так же как и фрески Снетогорского монастыря, говорит о поисках напряженной драматичности. Следы этого можно усмотреть в отдельных памятниках 13 в. (икона пророка Ильи из села Выбуты; ) особенно отчетливо они обнаруживаются в произведениях 14 в. и более позднего времени, Такова икона «Собор Богоматери» со свободой иконографического извода, где художник передал всю композицию беспокойным, стремительным ритмом. Как и новгородские мастера, псковские иконописцы свободно переосмысляли традиционные сюжеты. Образ пророка Ильи и его бурный взлет в колеснице на небо исполнены подлинно языческой силы ( «Огненное восхождение Ильи» , 14 в. , Исторический музей в Москве).
Икона «Богоявление» конца XIII-начала XIV века иногда связывается с особенностями росписей Снетогорского монастыря. Ее иконография следует византийским канонам, но живописный стиль иконы свидетельствует о сдвиге в сторону восточно-христианской византийской традиции. Меняется техника живописи. Навсегда пропадает черный рисующий контур. Гармонию между цветовыми пятнами мастер находит как внутри самого цвета, так и в определенном ритмическом размещении его по всей плоскости. Пример более монументального решения - икона «Св. Анастасия, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Василий Великий» (конец 14 - начало 15 в. , Третьяковская галлерея). Поражает экспрессия, напряженность лиц святых, которые в этом отношении перекликаются с образами Феофана Грека.
Искусство Новгородской земли (XII-XV в. в. ) Архитектура Основным строительным материалом Новгородской земли всегда было дерево. Из дерева была построена и первая христианская церковь города во имя Софии Премудрости Божией (989 г. ). Но при киевском князе Ярославе Мудром (1019– 1054 гг. ) столица Руси была украшена целым рядом каменных сооружений, среди каменных сооружений, можно выделить грандиозный Софийский собор (40 -е годы XI в. ) - главный православный храм Великого Новгорода. Это пятинефный, крестово-купольный храм с тремя апсидами — центральная пятигранная, и боковые — округлые, с пяти главами, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов. В главной апсиде и в парусах под средним барабаном внутренние стены заполнены голосниками — керамическими сосудами округлой формы. План в наст. время Постройки первой четверти XII века продолжают ту линию в архитектуре Новгорода, которая была намечена Софийским собором.
Церковь Благовещения (1103 г. ). шестистопный храм с башней у северо-западного угла. Строить во второй половине XII – начале XIII века стали больше, но заметно уменьшились размеры зданий, упростилось их внутреннее и внешнее убранство. Изменилась социальная база каменного строительства, стала другой и архитектура. Новгородцы научились строить быстро, просто, без всяких конструктивных или декоративных ухищрений Ладожские храмы – этап в развитии новгородской архитектурной школы. Храмы Ладоги – Успенский и Георгиевский (третья четверть XII века). Георгиевский собор в Юрьеве монастыре (1119— 1130 ) Церковь Успения Богородицы Георгиевский собор, 1160 -1180 гг. Построенные вслед за ней храмы Успения Богоматери и Св. Георгия принадлежат к одному типу – это совсем небольшие четырехстопные одноглавые храмы. Построены они по-новгородски: об этом свидетельствуют материал, технические, конструктивные и декоративные особенности. Ладожские храмы – этап в развитии новгородской архитектурной школы.
В Новгороде малый тип храма получил широкое распространение несколько позже – в конце XII – начале XIII века. Примерами таких храмов могут служить церкви Благовещения у деревни Аркажи (1179 г. ), Петра и Павла на Синичьей горе (1192 г. ), Ильи на Славнее (1202 г. ) и, в особенности, Спасо. Преображенский храм на Нередице (1198 г. ). Храм Ильи Пророка на Славне. (1202 г. ) Храму присущи традиции новгородского зодчества XII века — кубовидность, простота и массивность форм, наличие одного купола и трех апсид. Церковь Благовещения в Аркажах (1179 г. ) Четырёхстолпная, однокупольная постройка.
Церковь Спаса на Нередице. (1198 г. ). Заказчиком церкви был князь Ярослав Владимирович, отец Але ксандра Невского. Она относится к числу последних княжеских построек в Новгороде. Церковь Спаса-Нередицы представляет кубического типа постройку, почти квадратную в плане, с четырьмя столбами внутри, несущими единственный купол. Узкий щелевидный ход в толще западной стены ведет на хоры. В отличие от более ранних построек, только средняя часть хор открыта внутрь церкви. В северо-западном и юго-западном углах на полатях помещались небольшие приделы. Нередица не блещет геометрической точностью линий и форм, стены ее непомерно толсты, кладка грубовата. Кривизна линий, неровность плоскостей, скошенность углов — все это придает церкви Спаса на Нередице особую пластичность, столь отличающую новгородское и псковское зодчество церковь Николы на Липне (1292 г. )
• Неизменной остаётся структура четырёх-столпного, близкого в плане к квадрату, одноглавого храма с одной апсидой, выступающей за линию восточного фасада. В конце XIII – середине XIV века наряду с традиционным посводным (закомарным) перекрытием используется восьмискатная форма и трёхлопастное завершение. • Решительно изменяется с 60 -х годов XIV века декорировка фасадов. Важные изменения происходят в технике строительства: вместо тонкой плинфы употребляется брусковый кирпич, а на смену известковому раствору с примесью кирпичной крошки приходит раствор с песчаным наполнителем. Грубоватая тёска известняка лишает стены новгородских храмов жёсткого геометризма, придаёт им особое пластическое обаяние. Церковь Фёдора Стратилата 1360 – 1361 четырёхстолпная одноглавая постройка кубического типа. На фасаде, особенно на барабане и апсидах, немало декоративных элементов. С западной стороны к церкви примыкает пристройка и колокольня, построенные в XVII веке.
Храм петра и павла в кожевниках, 1406 г Церковь Преображения (1374 г. ), четырёхстолпный квадратный в плане храма с одной алтарной апсидой и одним куполом. Фасады имеют трёхлопастное завершение. В настоящее время кровля восьмискатная, придающая завершениям фасадов треугольную форму. Храм обладает выраженной высотностью, а форма кровли придаёт ему динамичность.
Уличанский храм Уличанские храмы одноглавые, с одной массивной апсидой, но без притвора. Крупные, вид парадный, предназначен для узкого круга прихожан. В качестве заказчиков выступают не князья, а купцы, пассадники, городские общины и т. д Новгородские храмы: • Четырехфронтонная, восьмискатная форма кровли • Форма фронтона- трилистник • Фасад расчленен широкими лопатками на 3 прясла, сверху оформлен ползучей многолопостной аркой • Одна апсида пониженная, обычно ее высота соответствует нижней части фронтона. Апсида вынесена за пределы четверикав отличии от ранненовгородской архитектуры Декор: • Особо нарядный барабан (тройной арочный пояс, бегунец и бровки над окнами. • Апсида: ряд окон и ниш, по вертикали расчленена пряслами, аркатурный арочный пояс • Специфика окон: полуциркульные или стрельчатые, утоплены в ниши (Описание по Церкви Федора Стратилата на Ручью) Церковь Рождества Богородицы на Перыни Кон 12 - нач 13 века
Новгородская иконопись Новгородская икона отличалась жизнеутверждающей силой. Художественный язык новгородской иконы прост, лаконичен, четок. Композиция строится на противопоставлении крупных форм и ярких локальных тонов. Из Софийского собора происходят несколько огромных икон, входивших в древнейшее убранство храма. Икона «Спас Златая риза» XI век, изображающая Христа на троне в золотых одеждах. Апостолы Пётр и Павел. Икона середины XI века Икона написана неизвестным мастером (византийским, киевским или местным новгородским), её стиль навеян фресковыми изображениями. • Необычным для византийского искусства является гигантский размер икон, предназначенных для огромного храма. Благовещение «Устюжское» . XII век. Из Георгиевского собора Юрьева монастыря происходят две иконы 1130 -х гг: « Устюжское Благовещение» и ростовая икона святого Георгия. . Иконы также большого размера и превосходного исполнения. Размеру соответствует и монументализм образов. Святой Георгий, ок. 1130 года Иконография образа соответств ует распростран ившемуся в Византии с X века изображению святого Георгия в образе воина, а не молодого муч еника.
Икона Богоматери «Знамение» 1130— 1140 -х гг. Древняя живопись здесь почти совершенно утрачена, её небольшие раскрытые фрагменты соседствуют с поздними слоями. Графическая проработка, в особенности стилизованные пробела и движки указывают на комниновский стиль( произведения достигают уравновешенности между классической формой и одухотворенностью образа, они изящны и поэтичны). • Во второй четверти XII века в художественной культуре Новгорода происходит существенный перелом(масштаб форм в местной живописи становится относительно умеренным, а образы — более эмоциональными и экспрессивными. ) «Спас Нерукотворный» Новгородская икона Богоматери конца XII- начала XIII века.
Небольшая оглавная икона архангела Гавриила, получив шая название «Ангел Златые власы» -кон. 12 в. , некогда являлась частью деисусного чина. Центральными памятником новгородской иконописи второй половины XIII века является икона «Святитель Николай Чудотворец, с избранными святыми на полях» , исполненная в 1294 году Алексеем Петровым
Вторая половина XIV века была исключительно плодотворным временем для новгородского искусства. Один из главных памятников 30– 40 годов XIV столетия — иконы из праздничного ряда иконостаса Софийского собора. Самым ранним памятником новгородской монументальной живописи является совершенно уникальный по своему стилю фрагмент росписи, сохранившийся в южной галерее собора св. Софии в Новгороде. К их числу и относится фрагмент южной галереи, на котором представлены св. Константин и Елена в рост. В лицах отсутствует малейший намек на моделировку. Изящные, графически точные линии проведены уверенной опытной рукой, искушенной во всех тонкостях каллиграфии. Светлые, нежные краски (преобладают воздушные голубые, белоснежные и розовато-оранжевые цвета) подкупают своей прозрачностью и какой-то особой легкостью.
На рубеже XIV–XV веков в культуре византийского мира важнейшее значение получает новый вариант позднепалеологовского стиля. Спокойные, незатесненные композиции, стройные фигуры, задумчивые лики, ритмичные, округлые контуры, согласованные оттенки мягко светящихся красок передают гармонию небесного мира. Полуфигура царя Соломона Сошествие Святого Духа Карп, епископ Фиатирский, 1108 г. Собор Святой Софии, Новгород Фреска в южной световой арке.
Другие памятники новгородской монументальной живописи раннего XII века —росписи Николо-Дворищенского собора, возведенного в 1113 году и собора Антониева монастыря. Фрагменты фресок были открыты в юго-западной части подцерковья (остатки монументальной композиции Страшный суд и редко встречающейся сцены Иов на гноище) и в центральной апсиде (нижние части трех фигур святителей). Жена Иов на гноище
Из иной школы вышли росписи собора Рождества Богородицы Антониева монастыря, исполненные, согласно свидетельству I Новгородской летописи, в 1125 году. • Массивные головы с крупными мясистыми чертами лица выделяются своим не совсем византийским типом. Лица очерчены энергичными красновато-коричневыми линиями, . Фактура широкая. Тяжелая и плотная колористическая гамма выдержана в холодных тонах с преобладанием серого тона. Неизвестный преподобномученик 1125 г. Целитель Кир 1125 г. Обретение главы Иоанна Предтечи 1125 г. Неизвестный целитель 1125 г.
Феофан Грек Феофа н Грек (около 1340 — около 1410) — великий русский и византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей. Феофан родился в Византии (отсюда прозвище Грек). В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Самым грандиозным изображением в храме является погрудное изображение Спаса Вседержителя в куполе. Кроме купола Феофаном расписан барабан фигурами праотцев и пророков Ильи и Иоанна Предтечи. До нас дошли также росписи апсиды — фрагменты чина святителей и «Евхаристии» , часть фигуры Богородицы на южном алтарном столбе, и «Крещение» , «Рождество Христово» , «Сретение» , «Проповедь Христа апостолам» и «Сошествие во ад» на сводах и примыкающих к ним стенах Лучше всего сохранились фрески Троицкого придела. Фреска Архангел, 1378 Даниил Столпник, 1378 Фрагмент фрески в Церкви Преображения
Феофан Грек оказал заметное влияние на развитие новгородского искусства. Его мировоззрение и отчасти манера письма были восприняты местными мастерами, расписавшими церкви Успения Богородицы на Волотовом поле и Фёдора Стратилата на Ручью. Память о Феофане Греке осталась и в новгородских иконах — в иконе «Отечество» (XIV век) Отечество Архангел Гавриил. Фреска в притворе церкви Успения на Волотовом поле.