Искусство античности 1.ppt
- Количество слайдов: 33
Искусство Древней Греции: периодизация, становление архитектуры План. 1. Сущность и периодизация искусства Древней Греции. 2. Искусство крито-микенской эпохи. 3. Архитектура Древней Греции.
Искусство древнегреческой цивилизации: примерно с 3000 года до н. э. до середины I в. до н. э. 1. 2. 3. 4. 5. Содержание древнегреческого искусства: Развиваясь в условиях полисной системы, древнегреческое искусство было ориентировано на решение проблем, связанных с деятельностью человека. В основе художественной деятельности древних греков лежала идея человека как «меры всех вещей» (Протагор); Искусство Эллады имело как общественное, так и религиозное назначение; Древнегреческое искусство было нацелено на поиск и выявление идеальной красоты. Основной категорией искусства стало понятие «прекрасно – доблестного» . Содержательной основой древнегреческого искусства была мифология.
Крито-микенский этап формирования искусства Эллады включает в себя: а) искусство минойской цивилизации (3000 -1450 гг. до н. э); б) искусство Микен и Тиринфа в континентальной Греции (1600 -1100 гг. до н. э. )
Этап развития собственно древнегреческого искусства, начавшийся с завоевания земель Пелопонесса дорийцами, XII – сер. I вв. до н. э На этом этапе можно выделить такие периоды: а) «гомеровский» или «древнегреческое средневековье» - с конца XII до VIII ст. до н. э. ; б) архаический (от древнегреч. «архайос» - древний) период – VII – VI ст. до н. э. ; в) классический ( «образцовый» ) – V – 2 -я пол. IV ст. до н. э. ; г) эллинистический – конец IV ст. до н. э. (распад империи А. Македонского) – середина Iст. до н. э. (подчинение Древней Греции Древнему Риму).
«Гомеровский» период или «древнегреческое средневековье» - с конца XII до VIII ст. до н. э. 1. Начиная с VIII в. до н. э. началась «великая колонизация» эллинов в разные районы Средиземного и Черного морей (750 -650 до н. э. ). 2. В искусстве, прежде всего в керамике и мелкой пластике, утвердился т. н. «геометрический стиль» .
Архаический (от древнегреч. «архайос» - древний) период – VII – VI ст. до н. э. 1. Сформировались основные типы древнегреческих храмов и других видов строений; 2. Была разработана система архитектурного ордера; 3. В скульптуре началось освоение анатомии и пропорций строения тела человека; 4. Развивалось искусство вазописи (чернофигурная роспись и краснофигурная роспись).
Классический ( «образцовый» ) период – V – 2 -я пол. IV ст. до н. э. 1. В архитектуре полностью сформировалось понятие «архитектурного ансамбля» ; 2. В скульптуре были разработаны принципы изображения тела человека трехмерным, в сложном движении, и формы передачи психологического состояния человека; 3. В живописи освоены приёмы светотени, перспективы, отображения тела в разных ракурсах.
Эллинистический период – конец IV ст. до н. э. – середина Iст. до н. э. 1. 2. 3. Развивалась архитектура городов стал популярным коринфский ордер; В скульптуре преобладала статуя и скульптурный портрет; По-новому переосмысливались традиции классического периода.
Основные виды искусства критской эпохи: 1. 2. 3. 4. 5. Архитектура дворцов (культовые сооружения отсутствовали); Скульптура – мелкая пластика в виде статуэток из бронзы, раскрашенной терракоты, слоновой кости: Монументальная роспись – фрески на стенах дворцов с изображением ритуальных шествий, спортивных игр; Расписная керамика – преобладали сосуды мягкой, округлой формы, декорированные зооморфным и растительным орнаментом на морскую тему; Художественная обработка металла.
Дворец в Кноссе: 24 тыс. м. кв. , состоял из системы наземных, подземных, полуподвальных помещений, сгруппированных вокруг внутреннего двора
В критском изобразительном искусстве преобладали женские образы, нередко встречались изображения быка
Росписи критских дворцов ещё представляли собой раскрашенный контурный рисунок
Изображения на критских фресках были утонченными, согласованными по цвету, правдивыми
Основные виды искусства микенского (ахейского) периода 1. 2. Возведение цитаделей. Крепости строили на возвышенностях, стены складывали из камней весом до 5 -6 тонн, толщина их варьировалась от 6 до 17 метров (в толщи стен размещали галереи и склады); Создание захоронений ахейских правителей. Особенно известны царские гробницы в Микенах, которые были круглыми в плане – т. н. «толос» .
Остатки города-крепости Микены. «Львиные ворота» в Микенах. XIV в. до н. э.
Искусство обработки металла, создание предметов быта, оружия находилось на высоком уровне в критомикенской цивилизации. Ножны со сценой охоты. XVI в. до н. э.
Периптер - прямоугольное здание, не имеющее окон, поднятое от земли на высоком фундаменте, имеющее двускатную крышу, окруженное колоннадой. Храм Геры в Пестуме. VII в. до н. э.
Храмы ставились на возвышенностях, иногда над морем, чтобы природа служила естественной оправой для здания.
Архитектурный ордер - вид архитектурной композиции, состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) частей в соответствующей стилевой обработке.
Дорический ордер возник на землях Пелопонесса в VII в. до н. э. Колонны дорического ордера увенчаны простой капителью, стоят непосредственно на фундаменте, не имея базы. Фриз разделен на метопы. Дорические колонны Парфенона
Ионический ордер окончательно оформился на малоазийских землях Древней Греции в VI в. до н. э. Колонны ионического ордера стоят на базах, их капитель выполнена в виде двух противоположно расположенных волют, фриз непрерывный.
Коринфский ордер сложился во 2 -й половине V века до н. э. Капитель коринфского ордера напоминает корзину, покрытую стилизованными листьями аканта. Храм Зевса Олимпийского в Афинах
Характерные особенности ансамбля Акрополя: 1. Ансамбль был в основном построен между 449 и 421 годами до н. э. по инициативе политика Перикла. 2. Руководителем работ на Акрополе был скульптор Фидий. 3. Ансамбль должен был выразить - впервые в истории Греции - идею общеэллинского единства. Кресилай. Портрет Перикла. Римская копия. Мрамор. Середина V ст. до н. э.
Основные композиционные принципы Акрополя в Афинах: принцип гармонического равновесия сооружений в пределах комплекса; принцип поступательного раскрытия художественных качеств ансамбля
Пропилеи – торжественный вход на холм в виде дорической колоннады (арх. Мнесикл, 437— 432 гг. до н. э. )
Храм Ники Аптерос ( «Бескрылой» ) –храм в честь богини победы на выступе скалы рядом с Пропилеями (арх. Калликрат, между 449 и 421 гг. до н. э. )
Парфенон – храм, посвященный Афине-Деве. Архитекторами Парфенона были Иктин и Калликрат (с 447 г. до н. э. до 438 г. до н. э. ) Парфенон имеет по 8 колонн по коротким сторонам и по 17 по длинным: общие размеры здания 31 на 70 м, высота колонн— 10, 5 м. Скульптурные работы на Парфеноне продолжались до 432 года.
Эрехтейон – храм, посвященный Афине и Посейдону ( арх. Филокл, в 406 году до н. э).
Эрехтейон, созданный на месте старого святилища Посейдона и Афины, знаменит «портиком кариатид» , где роль колонн выполняют женские статуи – «коры»
В период классики было расширено святилище Аполлона в Дельфах, считавшееся центром всего эллинского мира
В начале IV века до н. э. увеличилось число зданий общественного предназначения: театры, пританеи, гимнасии, телестерионы.
В период эллинизма появился новый тип здания: монументальный алтарь для жертвоприношений Пергамский алтарь. Реконструкция. Около 180 г. до н. э.
• • • Литература: Виньола Дж. Правило пяти ордеров архитектуры. — М. : Архитектура. С, 2005. Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. – М. : Наука, 1972. Ильина Т. В. Введение в искусствознание. – М. : Астрель, 2003. – 206 с. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Выпуск I. – М. : Искусство, 1986. Колпинский Ю. Д. Великое наследие античной Эллады. – М. : Изобразительное искусство, 1977. Михайловский И. Б. Теория классических архитектурных форм. — М. : Издательство «В. Шевчук» , 2003.