Искусство Древней Греции 1.pptx
- Количество слайдов: 65
Искусство Древней Греции
Древнегреческое искусство развивалось под влиянием трёх очень различных культурных потоков: - эгейского, ещё сохранившего жизненную силу в Малой Азии; - дорического, порождённого волной северного дорийского нашествия, склонного к введению строгих корректив в традиции крито-микенского стиля; - восточного, донёсшего в Элладу образцы художественного творчества Египта , законченную конкретность пластических и живописных форм, своё замечательное изобразительное мастерство.
Периодизация древнегреческого искусства Крито-микенский период: 3 - 2 тысячелетия до н. э. Гомеровский и раннеархаический период: XI - VIII века до н. э. Архаика: VII - VI века до н. э. Классика: V век до н. э. - до последней трети IV века до н. э. Эллинизм: последняя треть IV века до н. э. - I век н. э.
Крито-микенский (эгейский) период: 3 - 2 тысячелетия до н. э. ЭГЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА (крито-микенская культура) - общее название цивилизаций бронзового века на островах Эгейского моря, Крите, в материковой Греции и Малой Азии (Анатолии). Ученые выделяют несколько локальных археологических культур (цивилизаций), входящих в эгейскую культуру. Это, прежде всего, минойская (на острове Крит), кикладская (на островах Эгейского моря), элладская (в материковой Греции) культуры, а также фессалийская, македонская, западноанатолийская.
Процесс формирования эгейской культуры был сложным и длительным: культуры западной Анатолии и Средней Греции возникли на основе местного неолита, на островах восточной части Эгейского моря преобладало влияние культуры Трои; западно-анатолийское влияние было сильно и на других островах. Культурным центром в раннеэгейский период являлись Киклады.
Среди памятников 3 -го тыс. до н. э. выделяется погребальная пластика с Кикладских островов, так называемые «кикладские идолы» , — мраморные статуэтки или головы (фрагменты статуй) геометризованных, лаконичных, монументальных форм с четко выраженной архитектоникой ( «скрипкообразные» фигуры, статуэтки обнаженных женских тел).
Крит Для минойской культуры характерно стремление раствориться в окружающем, вобрать его в себя, овладеть им так, что подчас исчезают границы вещи и мира. строительное искусство носило преимущественно светский, дворцовый характер.
Искусство носит оптимистический, радостный характер, оно наполнено стремлением к блеску, пестроте и яркости, поражает своей экспрессией, смелыми ракурсами, динамичностью. Во многих памятниках критского искусства переплетается острое ощущение действительности с изысканной стилизацией.
В 1580 -1450 гг. до н. э. наступает расцвет единого Критского государства с центром в Кноссе, главной достопримечательностью которого являлся Кносский дворец. Белые стены, тёмные сверкающие колонны, суживающиеся книзу, - особенность критской архитектуры; ничего громоздкого, давящего. Главным украшением дворцовых покоев была живопись. Стены дворца заполняли росписи в виде фризов или панелей. В росписях преобладали яркие и светлые краски.
Лабиринт
Один из залов Лабиринта
Придворная дама ("Парижанка")
Игры с быком
Критские художники были и замечательными мастерами чеканки, о чём свидетельствуют золотые кубки из Вафио. На них изображены сцены ловли и приручения диких быков. Мелкая пластика Крита, как и живопись носит изысканно-декоративный, динамический характер. Это фигурки животных, фаянсовые статуэтки изящных женщин со змеями в руках, олицетворяющих богиню растительности
Золотой кубок из Вафио
В декоративно-прикладном искусстве Крита орнаментально-декоративный стиль (XX - XVIII вв. до н. э. , достигший совершенства в вазописи «камарес» ) сменяется в XVII - XVI вв. до н. э. более конкретной и непосредственной передачей образов растительного и животного мира и человека (вазы с изображением морских существ); к концу XV в. до н. э. предположительно, в связи с завоеванием ахейцами) популярной становится более условная вазопись «дворцового стиля»
Ваза в стиле «камарес»
Ваза с осьминогом
Около 1470 до н. э. некоторые центры эгейской культуры, особенно на Крите, пострадали от извержения вулкана Санторин на острове Тира (Фера). Это во многом ускорило упадок минойской культуры, на Крите после этого появилось ахейское (микенское) население, принесшее новую культуру. В конце XIII в. до н. э. для эгейской культуры наступил глубокий внутренний кризис, нашествие дорийцев и «народов моря» привело эгейскую культуру к гибели.
Микены Микенская культура формировалась под сильным влиянием критской. Новые черты микенского художественного гения особенно явственны в зодчестве и монументальной скульптуре. В отличие от от критских микенские дворцовые постройки окружены крепостными стенами. Циклопическая кладка, названная так за огромные размеры камней, придаёт постройкам несколько примитивный, но внушительный вид.
Львиные ворота
Микенская керамика в техническом отношении лучше критский: тоньше стенки сосудов, прочнее краски, манера изображения сюжетного рисунка кажется небрежной, но сам рисунок, служивший в керамике Крита лишь декоративным узором, стал теперь выразителем сложной художественной идеи. Как и на критских вазах, здесь особенно часты изображения морских мотивов, но осьминоги, каракатицы застывают и схематизируются, постепенно превращаясь в геометрический орнамент. Микенские и мастера любили строгую симметрию, схематичность форм.
Гомеровский и раннеархаический период: XI - VIII века до н. э. Период с XI до IX века до н. э. называют гомеровским, потому что главным письменным источником для его изучения служат поэмы Гомера "Иллиада" и "Одиссея". От этого времени почти не осталось памятников зодчества. Сохранились лишь руины, по которым можно сказать, что строительство в этот период развивалось на основе традиции микенской культуры.
Широкое развитие получила расписная керамика. До VII в. до н. э. в ней существовал геометрический стиль. В период его расцвета (VIII в. до н. э. ) создавались большие вазы, служившие надгробиями, и сосуды бытового назначения. Росписи состояли из геометрического орнамента и отличались чёткой ритмикой, выразительностью линий. Геометризации подчинялись и скульптурные изображения людей и животных.
В эпоху ранней архаики появляются первые монументальные скульптуры – ксоаны. Ксоаны - это примитивные скульптуры культового назначения. Они представляли собой столб со слегка обозначенными формами человеческого тела и были символическим изображением божества. В раннеархаическом периоде в геометрическом стиле появляются черты, свидетельствующие о начале отхода от условности росписей и скульптур. Появляется стремление показать фигуру человека не схематично, но более живо.
Ваза с геометризированным орнаментом
Скульптура лошади. Геометрический стиль
Артемида. Ранняя архаика.
Архаика: VII - VI века до н. э. Эпоха архаики - это время становления греческих полисов и интенсивного сложения древнегреческой культуры, формирования основных градостроительных принципов, видов храмов, жилых и общественных зданий. В это время получает развитие ордерная система (дорический и ионический ордера). Появляются новые типы монументальной скульптуры — статуи юношей-атлетов (курос) и девушек (кора).
Греческая архитектура была в первую очередь храмовой. Ясно выявились два стиля, или, как принято говорить, ордера: дорический и ионический. Дорический ордер частично восходит к Микенам. Он характерен для Пелопонесса и греческих поселений в Сицилии и Южной Италии. Происхождение ионического ордера связано с богатыми городами Ионии. Дорический ордер своей простотой и геометричностью воплощал идею мужественности, гармонию силы и строгости. Ионический же ордер выражал стремление к декоративности, лёгкости форм, лиричности.
Ионический ордер
Дорический ордер
Скульптура представлена первоначально небольшими деревянными, позже бронзовыми статуэтками, затем изваяниями обнажённых куросов и стройных кор в длинных одеждах. Знаменательная черта: уже на заре греческого искусства скульптурные изображения богов отличаются от изображений человека только эмблемами. Архитектурные детали и скульптурные украшения храмов были ярко раскрашены, что придавало зданиям нарядно-праздничный вид.
Кора
Курос
Кора
В эпоху архаики получили развитие основные разновидности древнегреческих ваз: овальные амфоры с узкой шейкой и двумя ручками; объёмистые кратеры с широким горлом; изящные гидрии - кувшины для ношения воды с двумя горизонтальными ручками; плоские с ножкой и двумя ручками килики; высокие удлинённые лекифы. В их росписях жёсткость линий и условность геометрических узоров постепенно уступают место гибкости линий и силуэтов, богатым растительным мотивам, распространяются сюжетные, главным образом мифологические, сцены.
В VI веке до н. э. орнаменту отводится подчинённая роль, он уже не заглушает действие сюжета. В конце VII—VI вв. до н. э. в вазописи Коринфа, а затем Афин утверждается чернофигурный стиль. В конце VI века до н. э. чернофигурная роспись сменяется краснофигурной.
Чернофигурный стиль вазописи
Краснофигурный стиль вазописи
Классика: V век до н. э. - до последней трети IV века до н. э. Подъём экономической и политической жизни Греции в V веке до н. э. сопровождался расцветом культуры, центром которой стали Афины, чему в немалой степени способствовал демократический строй, создавший благоприятную почву для её развития. В мировоззрении греков наметился перелом, ведущий художников к новым формам в искусстве и качественно новому периоду в осмыслении мира - классике.
Ранняя классика: первая треть V века до н. э. Строгий стиль. Искусство этого времени пронизано напряжёнными поисками реалистического изображения человека, обобщающих типических образов и правдивой передачи движения. Нарастает стремление к гармоничной соразмерности частей художественного произведения, почитавшейся за его основное достоинство. Искусство обращается к сценам реальной жизни, решает задачу построения групповых композиций и проблему синтеза скульптуры и архитектуры.
В первые десятилетия V века до н. э. греческое искусство развивается в борьбе с пережитками старого, архаического стиля, уже не отвечавшего новым требованиям. Мифологическая тема продолжает занимать ведущее место в искусстве, но фантастическая сторона мифа отходит на второй план. В мифологических образах прежде всего раскрывается идеал силы и красоты реального человека, причём красоты не только внешней, но и внутренней.
В вазописи возникло навое понимание пространства, постоянными элементами композиции становились многоплановость и глубинность. Наряду с краснофигурной техникой в V веке получают широкое распространение сосуды с белой сплошной обмазкой, на которую лаком наносился рисунок.
Возничий
Мирон. Дискобол
Высокая классика: третья четверть V века до н. э. В период высокой классики разрушенные персами Афины заново отстраиваются общественными зданиями, жилыми домами, площади и улицы украшаются статуями, на акрополе на развалинах старого ансамбля храмов, ещё архаичного, воздвигается новый ансамбль.
Статуя Афины
Фриз Парфенона
Поздняя классика Период поздней классики - это период постепенного разрушения старых идеалов, появления новых форм и образов в ответ на те политические и общественные коллизии, которые переживает Греция в это время. Трагические конфликты общественной действительности, вызвавшие более сложный взгляд на явления жизни, на человека, привели к изменению и в области искусства, которое стало приобретать противоречивый характер. В нём утрачивается вера в красоту жизни, ослабевает дух гражданственной героики.
Характер поздней классики определяется развитием реалистических тенденций. Главной задачей становится передача внутреннего мира человека, его эмоций во всём многообразии их проявлений. Возникает интерес ко всему особенному, неповторимому, индивидуальному. Развивая и углубляя достижения мастеров высокой классики, художники VI века до н. э. поставили проблему передачи противоречивых переживаний человека, показа героя, вступающего в тираническую борьбу с враждебными силами окружающего мира, раздираемого глубокими сомнениями. Зарождается интерес к быту и к характерным особенностям психологического склада человека.
Постройки этого века следовали принципам ордерной системы, но имели ряд характерных особенностей. В них приобретали большее значение декоративные начала, поэтому сравнительно часто использовался самый сложный и изысканный из греческих архитектурных стилей - коринфский. Появились новые композиционные приёмы, такие, например, как круглая форма сооружений.
Заметно увлечение зодчих разными планами: квадратными, прямоугольными и круглыми. Чаще встречается совмещение различных ордеров. Появляются строения, в которых сочетаются черты восточной и греческой архитектуры. Впервые уделяется большое внимание строительству зрелищных сооружений театров, которые устраивались обычно под открытым небом.
Портик Кариатид в храме Эрехтейон
Скопас. Менада
Пракситель. Афродита
Эллинизм: последняя треть IV века до н. э. - I век н. э. На смену обобщённому образу героягражданина полиса приходят, с одной стороны, изображение обожествлённой и героизированной личности монарха, а с другой - индивидуализированный образ личности, либо находящейся в трагическом конфликте с окружающей средой, либо эгоистической, любыми средствами добивающейся своей цели, либо образ с преувеличенным героическим началом. Возникает интерес к социальным мотивам, лирически-интимным и будничным аспектам индивидуальности.
Развитие частной жизни, распространение роскоши в быту знати вызвали подъём жилищной архитектуры. Дома, имеющие в центре двор с перистилем, увеличиваются в размерах, украшаются мозаикой, росписями, скульптурой Наметились тенденции к смешению различных ордеров и их элементов в одном здании, усложнялись планы сооружений. В архитектуре восточных районов наряду с ордерной системой использовались иногда арки и своды.
Развивается декоративная скульптура. Очень распространено искусство портрета. Впервые появились камеи - рельефно вырезанные самоцветы. Маленькими шедеврами были терракоты статуэтки из обожжённой глины, которые воспроизводят характерные типы, выхваченные из самых разных слоёв населения: нарядных молодых женщин, детей, музыкантов, акробатов, кулачных бойцов, рыбаков, струх, негров, пигмеев, ремесленников, слуг, рабов.
Ника Самофракийская
Лаокоон с сыновьями
Афродита и Пан
Венера Милосская
Спасибо за внимание