ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА.ppt
- Количество слайдов: 28
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА Страна. Обряды. Архитектура. Живопись
ЭТРУРИЯ n Этрурия (Etruria, греков Tyrrenia, ныне Тоскана), страна средн. Италии, на З. граничила с Тирренс. морем и рекой Макрою, отделявшей ее от Лигурии, на С. с Апеннинами, на В. с Умбрией и Лациумом, где границу составлял Тибр. Этрурия образовала союз из 12 городов с аристократич. государствен. устройством, кот. высшего расцвета достиг в первые 2 века существования Рима.
Сельскохозяйственные орудия Римская повозка
Греко-римские божества : : Греческие : : Римские : : Аполлон Крон Сатурн Асканий Юл Лето Латона Аид (Гадес) Диспатер, Плутон, Орк Мойры Парки Афродита Венера Музы Камены Амфитрита Салация Мегера Фурина Арес Марс Ника Виктория Афина Минерва Нот Австр Артемида Диана Осса (Фема) Фама Борей Аквилон Одиссей Улисс Геракл Геркулес Пан Фавн Гера Юнона Персефона Прозерпина
Греко-римские божества Посейдон (в римской мифологии Нептун) Древние римляне заимствовали свой религиозный пантеон у этруссков и греков. Греческому Богу Зевсу соответствовал Юпитер, женой которого была Богиня Юнона. Владыке морей Посейдону соответствовал Нептун, а Богу подземного царства Аиду - Плутон. Греческий Кронос превратился в Сатурна, а Богиней Любви считалась Венера, культ которой постепенно стал напоминать культ ассирийской Богини плотской страсти Астарты. Особым почтением у римлян пользовались Бог Войны Марс, покровитель Торговли Меркурий и Богиня Удачи Фортуна.
Архитектура Древнего Рима
Архитектура Древнего Рима цирки амфитеатры термы стадионы Дворцы императоров и знати
Пантеон (II в. )
Колизей (I в. )
Одежда в Древнем Риме На первый взгляд римская одежда кажется по своей конструкции и украшению аналогичной греческой. Однако, при ближайшем рассмотрении, заметны существенные изменения. Во-первых, одежда шитая, а не тканая и закрыта на обоих боках. Во-вторых, почти исчезают сложные орнаменты по краям одежди и яркие вставки. Практически все мужчины и большинство женщин носят обувь.
Крестово-купольная система Пантеон (разрез) План Пантеона
Апсида, абсида (от греч. hapsis, род. падеж hapsidos свод), выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом.
Римский ордер n Ордер - это тип архитектурной композиции, основанный на художественной переработке стоечнобалочной конструкции и имеющий определённые состав, форму и взаиморасположение элементов. Различные О. применялись в зодчестве многих народов с древнейших времён (например, в Древнем Египте, древнем Иране). Большую роль в развитии европейской архитектуры сыграли т. н. классические О. , сложившиеся в Древней Греции и затем претерпевшие некоторую эволюцию в Древнем Риме: дорический, ионический, коринфский. Распространённое в мировом коринфский архитектуроведении мнение, что древне-греческие О. возникли в результате постепенного (по традиции) переноса элементов деревянной конструкции в каменное строительство и достигли художественного совершенства в 5 в. до н. э. , получив совершенные, «канонические» пропорции, не подтверждается данными археологии.
В чем отличие римских архитектурных ордеров от греческих? n Поскольку основой ордера является колонна (опора), то внешними признаками того или иного ордера часто служат формы колонн и их частей (капители, базы, каннелюры и пр. ). Однако основным в ордере является не последовательность частей здания, а их четкая соотнесенность между собой, их пропорциональность. Именно пропорции отличают один ордер от другого.
Римско-коринфский ордер n Один из трех основных архитектурных ордеров. Имеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанным желобками (каннелюрами), и пышной капителью, состоящей из рядов листьев аканфа и небольших волют.
Тосканский ордер n - это упрощенный вариант дорического ордера. Возник в Древнем Риме на рубеже новой эры. Имеет колонну с базой, но без желобковканнелюр, и гладкий фриз.
Во время правления императора Августа Рим становится мировой столицей (27 г. до н. э. – 14 г. н. э. )
n В стенных росписях Помпей выделяют 4 стиля: 1 -й, "инкрустационный" (2 в. до н. э. - начало 1 в. до н. э. , имитация мраморной облицовки); 2 -й, "архитектурноперспективный" (в основном около 80 до н. э. - около 30 до н. э. ; иллюзионистически архитектурные изображения, пейзажи, мифологические сцены); 3 -й, "орнаментальный" (1 -я половина 1 в. н. э. ; симметрические орнаментальные композиции, включающие мифологические сцены и пейзажи); 4 -й (около 63 - начало 2 в. ; преимущественно фантастические архитектурные построения).
В росписях появляются фигуры людей, создаются сложные многофигурные композиции, часто по мифологическим сюжетам.
n Архитектурный стиль (80 год до н. э. — 14 год н. э. ) Одиссей и сирены Кентавры во Дворце Перефоя (в греч. мифологии – помошник Тесея) На гладких стенах изображались колонны, карнизы, архитектурные композиции, пейзажи, создававшие иллюзию объёма и уходящего вдаль пространства.
Деталь урны-канопы. Персонаж с рукой у подбородка. Терракота. VI в. до н. э. Этрурия Урна из Кьюзи. Глина. Ок. 600 г. до н. э. Этрурия
Римский портрет В жанре скульптурного портрета на первый план вышла идея красоты духовной Портрет императора Августа Портрет римской женщины
Республиканский период n n n Для скульптурного портрета времени поздней Республики, еще не воспринявшего благотворное эллинское влияние, характерно стремление запечатлеть конкретную человеческую личность, ее внешние черты и особенности, отличающие ее от любого другого лица. Для большинства римских скульптурных портретов первой половины и середины I века до н. э. — конца Республики характерен «веризм» — реализм, переходящий в натурализм, который никогда больше с такой откровенностью не проявится в портретном искусстве Рима. В I веке до н. э. создаются портреты, поражающие своей беспощадной правдивостью; с особым интересом их авторы обращаются к воспроизведению некрасивых, часто уродливых, но ярко индивидуальных лиц, преимущественно людей немолодых, глубоких стариков. Именно эти старческие портреты послужили основой для широкого распространения в современной науке мнения о возникновении веристического портрета от существовавшего в Древнем Риме обычая делать восковые маски — изображения умерших предков.
Республиканский период Голова старика. 25 г. до н. э. – 10 г. н. э. Древний Рим
Погребальная скульптура К «староримскому» направлению прежде всего относится погребальная скульптура — надгробные статуи и рельефы. Эти довольно скромные памятники отмечали погребения преимущественно рядовых представителей римского плебса (низшего сословия свободных жителей Рима в ранний период его существования) , иногда отпущенников. Характерным образцом такого надгробия служит плита с изображением супружеской четы Рупилиев в Капитолийском музее в Риме.
Надгробие Рупилиев. Известняк. 1 -я пол. I в. до н. э. Рим. Стиль исполнения ее — сухой и жесткий, тот же, что и в статуе тогатуса, но некрасивые лица пожилых людей выполнены более тщательно. Особенно выразительно лицо старухи с маленькими глазками и массивным, тяжелым подбородком. Портреты умерших на надгробиях строятся по одному типу: резкие складки у крыльев носа и уголков губ, вертикальные морщинки на переносице и горизонтальные на лбу передают преклонный [с. 21] возраст изображенных и сообщают им особенно суровый характер. Лица на надгробиях очень похожи друг на друга.
Надгробие супружеской четы с Виа Статилиа. Известняк. I в. до н. э. Сравним, например, изображение мужчины на надгробии Рупилиев с одним из лучших из сохранившихся до наших дней памятников римской погребальной скульптуры — большим надгробием супружеской четы, найденным на Виа Статилиа в Риме и Статилиа хранящимся во дворце Консерваторов. Умершие изображены стоящими в рост. Мужская фигура аналогична (по позе и трактовке одежды) статуе тогатуса; прическа, форма головы, тип лица близки изображению Рупилия, хотя черты разработаны более детально и выразительно. Чувствуется знакомство с произведениями греческого искусства. Особенно же сильно эллинистическое влияние заметно в фигуре женщины с этого надгробия. Ее поза — поза известной эллинистической статуи, так называемой Пудициции, ставшая традиционной для позднейших надгробий, ее лицо — с явно идеализированными чертами, в которых лишь легкая асимметрия да мало заметные складки у губ говорят о попытке придать ему индивидуальное выражение.
Римская литература Тит Макций Плавт: Использовал прием упрощения характеров до гротеска Создавал комедии положений Публий Теренций Афр Его «серьезная» комедия – это пеработка греческой комедии Современники ценили его как стилиста – за чистоту языка
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА.ppt