Римский скульптурный портрет-2012.ppt
- Количество слайдов: 34
Искусство Древнего Рима
• С конца 1 в. до н. э. ведущее значение в античном мире приобретает римское искусство. В это время Рим становится мировой державой. Кризис рабовладельческой системы эллинистических государств, завершившийся римским завоеванием, привел к образованию более развитой формы рабовладельческого государства - римской военноадминистративной державы, основанной на более организованной и жестокой эксплуатации рабов и низших классов населения. Римское государство не было однородным по составу населения: в нем обитало множество племен и народов, стоявших на различном уровне социального и экономического развития, и это определило многие особенности римской культуры.
• Римское искусство, явившееся последним этапом развития искусства античного рабовладельческого общества, было результатом творческой деятельности не только римлян. Оно сложилось в результате взаимодействия искусства местных италийских племен и народов, в первую очередь - этрусков, с греческим искусством. Связь с греческим искусством осуществлялась сначала через Великую Грецию (греческие города-колонии на юге Италии и в Сицилии), затем она значительно усилилась в результате завоевания Греции Римом.
• В дальнейшем некоторое значение в сложении римского искусства имело и искусство народов, вошедших в состав Римской империи, - галлов, германцев, кельтов, иберов и др. , причем римское искусство и в этом случае не утрачивало своих наиболее существенных особенностей; вбирая в себя иногда очень разнородные элементы, оно сохраняло свое идейное содержание и единство художественной формы.
• Искусство Древней Италии и Древнего Рима распадается на три основных периода: • 1. Искусство дорийской Италии (3 тысячелетие до н. э. - 3 в. до н. э. ). • 2. Искусство Римской республики (3 - 1 вв. до н. э. ). • 3. Искусство Римской империи (конец 1 в. до н. э. - 5 в. н. э. ).
Римский скульптурный портрет
• Во многих музеях мира хранятся скульптурные изображения древних римлян, создававшиеся на протяжении пяти столетий (I в. до н. э. - IV в. н. э. ) Они представляют для нас двойную ценность – как произведения античного искусства и как интереснейшие исторические памятники, сохранившие до наших дней облик выдающихся деятелей прошлого
• Легендарный Ромул, вскормленный волчицей, основал Рим. На протяжении столетий непрерывными войнами Рим настолько расширил свои владения, что по другую сторону границ, включавших все страны Средиземноморья, Британию и Галлию, не оставалось достойного воинственных римлян соперника.
Капитолийская волчица
• «Греция, взятая в плен, победителей диких пленила» . Эта строка из Горация – свидетельство тому, что культура Эллады, которую римляне завоевали во II веке до н. э. , пробудила в них эстетическое чувство Греческий скульптор Кефисодот. Эйрена с Плутосом.
• Римляне испытали также сильное влияние этрусков – древнего народа, населявшего земли Северной и Центральной Италии. • В религии этрусков был очень развит культ мертвых, особенности которого и определили расцвет портретного искусства. В этрусских захоронениях найдены урны с масками, изображающими человеческое лицо, а крышка урны-канопы целиком делалась в виде головы.
По изображениям на крышках саркофагов можно судить, что этруски стремились к передаче портретного сходства
А в так называемом портрете Брута этрусский скульптор попытался показать характер. Этот портрет в особенности выразителен, оттого что сохранились инкрустированные слоновой костью и темным камнем глаза.
Римляне, так же как и этруски, изготавливали маски, но это были строго портретные маски, снятые с лица умершего. Отлитые по ним восковые изображения реалистически передавали индивидуальные черты. Статуя римлянина с масками предков
• Самые ранние из известных нам римских портретов – это, по преимуществу, портреты стариков. Непреклонное стремление к правде, к достоверности руководило древним скульптором. С топографической точностью обозначена каждая морщина, воссоздано в камне деформированное годами лицо.
Оратор • Оратор Римско - этрусская статуя II в до н. э. • Характерным памятником римской скульптуры II в до н. э. является статуя, изображающая римлянина, одетого в тогу. Поднятая рука означает оратора обращенного к слушателям. Тщательно отделанная тога придает статуе живописность и конкретность. В этом произведении сказались одновременно этрусские и эллинистические приемы изображения наряду с приемами чисто римскими.
Авл Метелл Статуя Авла Метелла ( «Оратор» ) принадлежит этрусскому мастеру, но изготовлена в традициях римского портрета, воспроизводившего натуру бесстрастно и точно.
• Искусству скульптурного портрета из мрамора римляне учились у греков. • И не всегда можно определить кем сделан портрет – греческим ли мастером , для которого мрамор был давно хорошо известным материалом, или недавно освоившим этот материал римлянином.
Портрет Катона Старшего
• Нетрудно узнать руку римского мастера в надгробиях из известняка. В них дольше оставалась неизменной староримская традиция, отличающаяся особенной жесткостью.
Портрет супружеской пары
Гней Помпей Великий середина I в. до н. э. • Постепенно вырабатывался собственный римский стиль. У скульптора проснулся интерес к личности, не только к ее внешнему облику, но и к внутреннему состоянию. Отказываясь от рабского подражания модели, он делает форму обобщенно, в то же время не забывая о главном – чтобы портрет был похож.
• Не одними художественными влияниями объясняются перемены в искусстве. Они – следствие перемен в общественной жизни. В 49 г. до н. э. Цезарь, встав во главе верных ему легионеров, начал борьбу за единовластие, в итоге которой оказался монархом Рима.
• Двадцатью тремя ножевыми ударами республиканцы расправились с Цезарем, но не с идеей единовластия. Правлением Октавиана, получившего титул Августа, что значит «священный» , открывается новый период истории Римского государства – период империи.
• Сорок лет правления Августа называли «золотым веком» . Римский историк Светоний писал: «Город Рим он так украсил, что по справедливости мог хвалиться – приняв Рим кирпичным, оставляет мраморным. »
• Идее величия Августа как нельзя более подходили строгие формы греческой классики. За обобщенными, идеализированными чертами императора не пропадает внешнее сходство.
• В духе «Августовского классицизма» сделана статуя императора в образе Юпитера. Обычай обожествлять правителя пришел из Египта и стран Ближнего Востока сначала в Грецию, а затем в Рим.
• Еще в эпоху Республики появился особый вид портрета – «тогатусы» - одетые в тогу. Статуе Августа, приносящего жертву, голова выполнена отдельно и соединена с фигурой тогатуса, которая изготавливалась другим мастером.
Конная статуя Марка Аврелия ок. 160 – 180 г.
• Первоначально позолоченная конная статуя Марка Аврелия была установлена на склоне Капитолия напротив Римского форума. Это единственная конная статуя, уцелевшая с античности, поскольку в Средние века считалось, что изображает она императора Константина I Великого, которого христианская церковь канонизировала как «святого равноапостольного» . • В XII веке статую перенесли на площадь Латерана. В XV веке ватиканский библиотекарь Бартоломео Платина сравнил изображения на монетах и распознал личность всадника.
• В 1538 году статую поместили на Капитолии по распоряжению папы Павла. III. Цоколь для статуи сделал Микеланджело; на нём написано: «ex humiliore loco in area capitoliam» . • Последние годы, после реставрации, Марк Аврелий находится под крышей Палаццо Нуово Капитолийских музеев. На площади теперь стоит копия. Марк Аврелий изображён в солдатском плаще (лат. paludamentum) поверх туники. Под поднятым копытом коня прежде находилась скульптура связанного варвара.
• Конный монумент – это памятник полководцу. Жест всадника обращен к войску. Марку Аврелию пришлось на своем веку действительно много воевать с парфянами, варварскими племенами, но потомки вспоминают его не как полководца, а как философа на троне. Императору удавалось отражать нападения врагов и усмирять мятежников, но воинскую славу он ценил не высоко. • Марк Аврелий был одним из образованнейших людей своего времени. Изучению философии он посвящал все свободное от государственных забот время. До нас дошла книга его размышлений. В ней мы читаем: «Гляди, не оцезарись, не пропитайся порфирой – бывает такое. Береги себя простым, достойным, неиспорченным, строгим, прямым, другом справедливости, благочестивым, доброжелательным, приветливым, крепким на всякое подобающее дело. Вступай в борьбу, чтобы оставаться таким, каким пожелало тебя сделать принятое тобой учение. Чти богов, людей храни. Жизнь коротка; один плод земного существования – праведный душевный склад и дела на общую пользу» . • Марк Аврелий родился в 121 г. В 138 г. его усыновил Антонин Пий, у которого он унаследовал власть в 161 г. Соправителем Марка Аврелия был Люций Вер, умерший в 169 г. Скончался Марк Аврелий во время военного похода в 180 г. • Через 13 веков этот памятник послужил образцом для скульпторов эпохи Возрождения. Когда Донателло создавал для Падуи конный монумент кондотьеру Гаттамелате, он вспоминал Марка Аврелия, увиденного в Риме. А после Донателло к этому памятнику будут обращаться скульпторы еще пяти столетий.