Скачать презентацию ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА Древнеримское искусство фактически ведёт Скачать презентацию ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА Древнеримское искусство фактически ведёт

римское искусство_1часть.pptx

  • Количество слайдов: 28

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА

Древнеримское искусство фактически ведёт отчёт со II в. до н. э. , так как Древнеримское искусство фактически ведёт отчёт со II в. до н. э. , так как республиканский Рим стремился не к созерцательному познанию мира, а к практическому им обладанию.

 « Рим не только не представляет места эстетическому опыту в системе ценностей своей « Рим не только не представляет места эстетическому опыту в системе ценностей своей культуры но намеренно и упорно не хочет его признавать. Только архитектура имеет право на признание — и то, главным образом, как средство, пригодное для использования в целях управления общественными делами, и как военная инженерия, необходимая для ведения войн» . (с) Арган Рим не имел эстетической традиции или образа, связанного с идеей о природе или о сакральном. Искусство было недостойным низким ремеслом для римского гражданина. (с) Катон Однако искусство других народов, трофейное, считалось достойной наградой победителю. Выставленное на форуме, оно свидетельствовало о римской доблести и становилось достоянием отечественной истории. (с) Цицерон. Возникла новая эстетика: искусство рассматривалось как история в образах, доступная и простакам.

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО В период ранней Римской империи сложились особо благоприятные условия для подъема градостроительного искусства ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО В период ранней Римской империи сложились особо благоприятные условия для подъема градостроительного искусства и архитектуры, которые достигли своего высшего в рамках античности пика. Такими условиями стали обилие материальных и людских ресурсов, особенно рабской рабочей силы, довольно мощный интеллектуальный потенциал общества, включая квалифицированных ремесленников рабского статуса, наконец, общий расцвет античного урбанизма, без которого жители Римской средиземноморской империи не представляли себе нормального образа жизни. Совершенствование градостроительного искусства привело к разработке и воплощению в жизнь той модели города, который был большим шагом вперед по сравнению с древневосточным, классическим и эллинистическим городом. Новые римские города росли стремительно, особенно в западных провинциях Римской империи. Они строились по тщательно разработанному плану застройки с учетом наличия питьевой воды в окрестностях, климатических условий, близости путей сообщения (море, река, сухопутные дороги).

 В генплане застройки предусматривалось выделение основных элементов города: жилые кварталы, производственные зоны (обычно В генплане застройки предусматривалось выделение основных элементов города: жилые кварталы, производственные зоны (обычно ближе к окраинам города), районы общественных площадей различного типа (торговые, прогулочные, праздничные и др. ), здания общественного назначения -театры, цирки, амфитеатры, стадионы. Все элементы города были объединены вокруг двух пересекающихся под прямым углом широких центральных улиц-проспектов. Они делили весь город на четыре части, как правило, ориентированные по странам света и упирающиеся соответственно в северные, южные, восточные и западные ворота городской стены. Параллельно центральным проспектам через равные промежутки проводились узкие улицы, делившие город на прямоугольные кварталы.

О сложности и разработанности римского градостроительного искусства говорит появление нескольких типов городов: Административные и О сложности и разработанности римского градостроительного искусства говорит появление нескольких типов городов: Административные и культурно-религиозные центры муниципального типа (например, Помпеи, Тускул) Ремесленно – торговые города (например, Арре-ций, Калы) Города лагерного типа, созданные на основе военного лагеря (например, Тимгад, Виндобонна - Вена) Приморские торговые центры (Массилия, Аквилея) Курортные города (Байи в Кампании). Наконец, именно в римской империи возник особый тип города-гиганта с миллионным населением, далекого предшественника современного мегаполиса. Таким первым в истории мегаполисом стала столица Римской средиземноморской империи Рим.

Кроме этого, в Империи велось активное дорожное строительство. Во II в. в государстве существовали Кроме этого, в Империи велось активное дорожное строительство. Во II в. в государстве существовали 372 мощеные камнем дороги общей протяженностью около 80 тыс. км. Эти дороги, наподобие современных шоссе, строились по прямой линии, по бокам их были выкопаны канавы для стока воды, через реки и глубокие овраги перебрасывались мосты, некоторые из них сохранились до нашего времени в великолепном состоянии, что позволяет осуществлять по ним движение автомобилей. Наиболее известен из них мост, построенный при императоре Траяне через Дунай, который воздвиг Аполлодор из Дамаска. Через каждую тысячу шагов (миля) стояли каменные столбы с указанием расстояния до ближайших населенных пунктов, до города Рима. В самом Риме на форуме стоял столб с позолоченным верхом, он считался началом всех дорог Римской империи, что и привело к возникновению поговорки: "Все дороги ведут в Рим ".

Мост Траяна Мост Траяна

РИМСКИЙ ФОРУМ Римский форум (лат. Forum Romanum) — форум (площадь) в центре Древнего Рима РИМСКИЙ ФОРУМ Римский форум (лат. Forum Romanum) — форум (площадь) в центре Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями. Первоначально на нём размещался рынок, позже он включил в себя комиций (место народных собраний), курию (место заседаний Сената) и приобрел также политические функции. Эта площадь служила центром общественной жизни, и из повседневного общения людей эволюционировало в тематическое общение, носящее все признаки того, что мы сегодня называем форумом.

Расцвет римского урбанизма стал мощным стимулом для развития строительного искусства и архитектуры. В области Расцвет римского урбанизма стал мощным стимулом для развития строительного искусства и архитектуры. В области строительного искусства оно проявилось в том, что римские строители (помимо широко известных мрамора, известняка, туфа, травертина, гранита) освоили и использовали новые высококачественные строительные материалы - римский бетон и обожженный кирпич. Что в последствии привело к переосмыслению в строительных технологиях и появлению новых архитектурных сооружений.

АРХИТЕКТУРА РИМА Архитектуру питали практические и идеологические интересы республики, поэтому прогресс строительной техники шёл АРХИТЕКТУРА РИМА Архитектуру питали практические и идеологические интересы республики, поэтому прогресс строительной техники шёл так быстро, в особенности касательно конкретных задач (водопровод, очистные сооружения, опорные стены, военные машины, лагеря) Основу инженерно-технической системы римлян составлял не мраморный блок (как в Греции), а туф плюс строительный раствор и отделка кирпичом. Каменная кладка легка, гибка и дает большое число форм, достигает большой высоты, выдерживает большую нагрузку, удобна для кривых поверхностей. Римская архитектура испытала сильное влияние греческой архитектуры. Однако, в своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека. Для сооружений характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий для практических нужд. Если древнегреческий канон был основан на системе идеальных пропорций, то римский — на распределении пространства и его частей в зависимости от назначения здания.

ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ РИМСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ ПЕРВЫЙ ПЕРИОД Первый период охватывает собой время от основания Рима ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ РИМСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ ПЕРВЫЙ ПЕРИОД Первый период охватывает собой время от основания Рима до середины II в. до н. э. Это время ещё бедно постройками, да и те, которые возникали тогда, имели чисто этрусский характер. Большинство сооружений в начальную пору существования римского государства предпринималось в видах общественной пользы. Таковы были каналы для ассенизации города, с главным туннелем — Большой Клоакой, переносившей воду и нечистоты из низменных частей Рима в Тибр, прекрасные дороги, между прочим Аппиева дорога, великолепно вымощенная большими, плотно пригнанными камнями, акведуки, Мамертинская тюрьма и первые базилики Аппиева дорога

ВТОРОЙ ПЕРИОД Полное своё развитие тип базилики получил во втором периоде римской архитектуры, в ВТОРОЙ ПЕРИОД Полное своё развитие тип базилики получил во втором периоде римской архитектуры, в котором греческое влияние, ещё перед тем начавшее проникать в неё, отразилось на ней уже очень сильно. Этот период, продолжающийся с середины II в. до падения республиканского правления (то есть до 31 г. до н. э. ), ознаменован, кроме того, появлением в Риме первых мраморных храмов, тогда как прежде храмы строились из местных вулканических пород камня. Из храмов, относящихся к данному периоду, можно указать на сохранившиеся до известной степени Храм Портуна — псевдопериптер с портиком тяжёлого ионического стиля и на круглый храм Весты, обставленный 20 колоннами ещё не вполне выработавшегося римско-коринфского стиля, с низкой конусообразной крышей из мраморных черепиц. Храм Весты Храм Портуна

ТРЕТИЙ ПЕРИОД Третий, самый блестящий период истории Римского зодчества начинается 138 года нашей эры. ТРЕТИЙ ПЕРИОД Третий, самый блестящий период истории Римского зодчества начинается 138 года нашей эры. В это время римляне начинают широко применять бетон. Появляются новые типы зданий, например базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд, цирки, где происходили соревнования колесниц, библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженные парком. Возникает новый тип монументального сооружения — триумфальная арка. Совершенствование техники арочного строительства способствует активному возведению акведуков, мостов. Типично римскими, однако, являются изобилующие скульптурными изображениями триумфальные арки и колонны, возведенные в честь имперских побед и завоеваний. Ещё более впечатляет римское инженерное мастерство при строительстве дорог, мостов, акведуков, канализаций и укреплений. Римское искусство уступало греческому искусству в изяществе пропорций, но не в техническом мастерстве. К этому периоду относится сооружение двух самых известных римских памятников: Колизея (самого большого амфитеатра античного мира) — одного из многих грандиозных сооружений, воздвигнутых римлянами по всей империи, а также Пантеона, храма во имя всех богов. Стены, потолки и полы общественных зданий, а также дворцов императоров и богатых домов частных лиц украшались росписью или мозаикой. В архитектуре римлянам также недоставало греческого чувства стиля и вкуса, но они были более искусны с технической точки зрения в сооружении арок, сводов и куполов.

ЧЕТВЁРТЫЙ ПЕРИОД К четвёртому периоду римское зодчество быстро клонится к упадку, вдаётся в вычурность ЧЕТВЁРТЫЙ ПЕРИОД К четвёртому периоду римское зодчество быстро клонится к упадку, вдаётся в вычурность мотивов, излишество украшений, в смешение самых разнородных форм и в иррациональность их употребления. Наступает четвёртый, последний период истории римской архитектуры, продолжающийся до окончательной победы христианства над язычеством (с 138 по 300 гг. ). И в это время, каждый император старается оставить о себе память каким-либо значительным сооружением. Одним из известных сооружений данного периода является комплекс бань Каракалла. Чем дальше, тем сильнее проникали в последнее восточные влияния, стремление к напыщенности и изысканности, заглушавшее предания классической эпохи. Особенно красноречиво свидетельствуют о том сооружения, появившиеся при последних императорах в таких отдалённых краях их владений, как Сирия и Аравия: впалые или вздутые поверхности, капризно изгибающиеся или ломающиеся линии, изобилие украшений нередко вычурных, фантастичность форм, — таковы главные черты этой римско-восточной архитектуры. Некоторые из её произведений до сей поры удивляют своими размерами, массой употреблённого на них дорогого материала, техническим мастерством своей конструкции, но также и причудливым нарушением стильности. Таковы, например, остатки храма Ваала в Гелиополе (Баальбек), развалины храмов и колоннад в Пальмире, уцелевшие фасады погребальных пещер в местности Петры, некогда цветущего города Каменистой Аравии и некоторые др.

АРКА Основой архитектуры Рима была арка, которая дает цилиндрический свод и крестовый свод. Эта АРКА Основой архитектуры Рима была арка, которая дает цилиндрический свод и крестовый свод. Эта устойчивая система взаимопогашающих сил позволяет перекрывать большое пространство и разграничивать их. Арка приводит к изобретению купола. А рка — архитектурный элемент, криволинейное перекрытие сквозного или глухого проёма в стене или пролёта между двумя опорами (колоннами, устоями моста). Как и любая сводчатая конструкция, создаёт боковой распор. Как правило, арки симметричны относительно вертикальной оси.

1. Замковый камень — поперечное сечение около вершины 2. Клинчатый камень 3. Внешняя поверхность 1. Замковый камень — поперечное сечение около вершины 2. Клинчатый камень 3. Внешняя поверхность свода (экстрадос) 4. Пятовый камень (импост) — поперечное сечение около опоры, пята арки 5. Внутренний свод (интрадос) 6. Стрела подъёма — расстояние центра замкового камня арки от линии, которая соединяет центры двух пятовых камней арки 7. Пролёт 8. Опорная стена

Типы арок Типы арок

 Цилиндрический свод Крестовый свод Цилиндрический свод Крестовый свод

Акведу к (от лат. aqua — вода и duco — веду) — водовод (канал, Акведу к (от лат. aqua — вода и duco — веду) — водовод (канал, труба) для подачи воды к населённым пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников. Акведуком в более узком значении называют часть водовода в виде моста над оврагом, рекой, дорогой. Достаточные по ширине акведуки могли также использоваться судами (Водный мост). Акведук по своей структуре аналогичен виадуку, с тем отличием, что его используют для переноса воды вместо организации дороги или железнодорожного пути. Акведуки Пон-дю-Гар, Франция, древнеримский акведук, сохранившийся до наших дней, одно из наиболее посещаемых туристами мест во Франци

 Акведук в Риме появился уже в IV веке до нашей эры, а к Акведук в Риме появился уже в IV веке до нашей эры, а к III веку до н. э. здесь их насчитывалось уже 11 штук. В I веке нашей эры был построен знаменитый акведук Клавдия, который при высоте 27 метров был короче старого акведука Марция на 30 км (общая длина примерно 60 километров). Сокращение расстояния было достигнуто благодаря множественному использованию системы тоннелей и мостов. Акведук Клавдия

 Акведук Марция Акведук Марция

Триумфальные арки На основе новых технологий в строительстве и создания новых архитектурных элементов появилось Триумфальные арки На основе новых технологий в строительстве и создания новых архитектурных элементов появилось такое явление как триумфальная арка. Триумфа льная а рка — архитектурный памятник, представляющий собой большую торжественно оформленную арку. Триумфальные арки устраиваются при входе в города, в конце улиц, на мостах, на больших дорогах в честь победителей или в память важных событий. Имеют один, три или пять пролётов, перекрытые полуцилиндрическими сводами, завершаются антаблементом и аттиком, украшаются статуями, рельефами (барельефами и горельефами) и памятными надписями. Из сохранившихся римских триумфальных арок наиболее известны арка Тита (81 г. ), арка Септимия Севера (205 г. ; обе в Риме) и арка Траяна (то же, что «Золотые ворота» ; Беневент, 114 -117 гг. ); из более поздних самая известная — арка Константина (Рим, 315 г. )

Арка Константина Триумфальная арка Константина (лат. Arcus Constantini, итал. Arco di Costantino) — трёхпролётная Арка Константина Триумфальная арка Константина (лат. Arcus Constantini, итал. Arco di Costantino) — трёхпролётная арка, расположенная в Риме между Колизеем и Палатином на древней Via Triumphalis. Арка имеет высоту 21 м, ширину 25, 7 м и глубину 7, 4 м. Центральный пролёт 11, 5 м высотой и 6, 5 шириной, боковые: по 7, 4 м и 3, 4 м. Основная часть монумента выполнена из мраморных блоков, аттик кирпичный, облицованный мрамором.