Кобзева ист иск персия.pptx
- Количество слайдов: 15
Искусство Древнего Ирана Выполнила ст. гр. БАР-31 Кобзева К. О.
Введение Сложившееся на основе древних традиций иранское средневековое искусство прошло более чем тысячелетний путь развития. Древнеперсидское рабовладельческое государство, возглавленное правителями династии Ахеменидов, сыграло крупную роль в истории Древнего Востока. В результате успешных завоеваний подчинив своей власти много народов и племен, оно превратилось в крупнейшую древневосточную деспотию. Своего наивысшего могущества Ахеменидская империя достигла в 5 в. до н. э. , когда в ее состав кроме Мидии, Армении, Ассирии, Вавилонии и Сирии были включены вся Малая Азия, Египет, а также Средняя Азия и таким образом границы ее распространились до пределов Индии.
Персидская архитектура Дворцовая архитектура, грандиозная и величественная, блещущая красочной декорацией из изразцовых плит и позолотой деталей, богато украшенная скульптурой, прославляла мощь и величие империи. По сравнению с зодчеством других стран Передней Азии отличительной конструктивной особенностью древнеперсидской архитектуры было широкое применение камня в строительстве и употребление отдельно стоящей колонны. Наиболее древние памятники в Пасаргадах (древнейшей столице Кира) и в Накш-и- Рустеме являются редкими для Персии произведениями культовой архитектуры. Гробница Кира (около 530 г. до н. э. ) в Пасаргадах (илл. 330 а) стояла в глубине двора, окруженного деревянной колоннадой. Сложенное из больших каменных блоков прямоугольное сооружение (3, 16 X 2, 18 м) возвышается на пьедестале из 6 ступеней. Гробница имеет двускатное покрытие и снабжена низкой дверью на фасаде. Здание чрезвычайно компактно и монументально.
Мечеть в Исфахане Самое высокое сооружение Исфахана ( «рост» минаретов – 42 м, а высота большого купола – более 50 м) и самый крупный храм в городе: площадь этой мечети – 20 тысяч кв. м! Мечеть красива и снаружи, и внутри: стены ее украшены рисунками и мозаикой, двери покрыты золотом и серебром. Строилась мечеть целых 30 лет. Знаменита своей акустикой: при таких огромных размерах здания можно услышать шепот и даже шуршание конфетного фантика из самого дальнего угла, так как звук многократно отражается от стен и купола и буквально «гуляет» по помещению.
Дворец в Персеполе В 1930 -х годах в Персеполь был раскопан археологами: гробницы царей, высеченные в скале, храм бога огня — Кабаи-Зардушт, и, конечно, Тахара — царский дворец. И однако, среди следов пожара не нашли ценностей: ни дорогих сосудов, ни блюд, ни украшений. Всё вывезли греки, и когда дворец запылал, он был пуст и не нужен Александру, как не нужна была и сама столица — Персеполь. В Персеполе, в крепости города, сооруженной на гигантской платформе, размещались приемные залы, сокровищницы и другие дворцовые постройки, воздвигнутые в 6 - 4 вв. до н. э. (илл. 331 а). Двойная лестница и пандус вели к грандиозным входам — настоящим пропилеям, представляющим собой квадратное здание с перекрытием, поддерживаемым 4 колоннами семнадцатиметровой высоты. н. э. Со стороны лестницы, как бы охраняя пропилеи, стояли два громадных крылатых быка, а со стороны входа во двор — крылатые быки с человеческой головой, напоминающие ассирийские «шеду» . Обширный двор, возможно озелененный, отделял пропилеи от ападаны, то есть царского приемного зала. Лестница, пропилеи и ападана Персеполя были сооружены при Ксерксе в первой половине 5 в. до
Центром комплекса является Ападана Дария, приподнятая над террасой на высоту 4 метра. К ней ведут две парадные лестницы, настолько пологие, что по ним можно было проехать на колесницах. Главную же ценность этих лестниц и всей террасы Ападаны составляют рельефы, высеченные на каменных плитах. По внешней стороне лестницы они изображают торжественное шествие царской гвардии, а по внутренней — шествие слуг, несущих баранов, сосуды, бурдюки с вином. Такое же действие запечатлено и на рельефах самой Ападаны: здесь в процессию выстроены представители покорённых народов.
Иранские(Персидские) ковры История древней Персии неразрывно связана с историей восточного ковра. Искусство ковроделия передавалось от поколения к поколению и считалось самой дорогой семейной ценностью. Изначально ковры ткали на дому, для личного пользования или в подарок. Только в III веке н. э. в мастерских и мануфактурах Персии началось производство ковров на продажу. Проследить историю персидского ковра - значит проследить путь развития одной из величайших в мире цивилизаций. На коврах из Наина очень светлое поле и много синего или светло-зеленого, почти салатного цвета. Рисунок состоит из переплетающихся мелких цветочков и веток. Основа ковров из Наина - тонкий хлопок. Это образец ковров классического персидского дизайна. Характерное сочетание голубоватых тонов и цвета слоновой кости стало настоящей "торговой маркой" здешних мастеров. Точная дата возникновения персидского ковра неизвестна. Первый, сохранившийся до наших дней предысламский восточный ковёр «Пазирик» , является ровесником персидской державы Ахеменидов и был создан в V веке до н. э.
Традиционными сюжетами для персидских ковров являются, как правило, орнаменты. В школе Тебриз фоном для них остаются кремовый, красный или синий цвета. Сюжетно-тематические ворсовые ковры, характерные для тебризской школы считаются наиболее сложными по происхождению мотивов и образов. Исфаханские ковры имеют яркий синий или красный фон, а цены зависят от сложности отдельных деталей узора - чем мельче, тем дороже. Шерсть исфаханских ковров срезана до нескольких миллиметров, поэтому контур рисунка очень четкий. Узор исфаханского ковра составляют сложный затейливый медальон в центре и плотный растительный рисунок основного поля и бордюра. Ковер из Кума - значит, приобрести ковер выдающегося качества и красоты. Стоят они, как правило, дороже других "персов", за исключением разве что ковров из Исфахана и Тебриза. Ковры из Кума известны необычным сочетанием цветов: они могут быть цвета слоновой кости, бежево-коричневыми и светло-зелеными с оттенком бирюзы (впрочем, последний встречается в персидских коврах крайне редко). Ворс шелковистый, низкий. Лучшие ковры Кума - шелковые. Причем из шелка выполнены и основа, и кромка, и ворс. Это тонкие, как платок, и очень пластичные ковры.
Древнеперсидские одежды Одежда древних персов первоначально была простой и служила в основном для защиты тела. Древние персы занимались охотой и скотоводством, и их одеждой были плащи из звериных шкур. Лишь позже, завоевав и поработив соседние народы, добыв огромные богатства, персы познакомились со многими предметами роскоши и стали одеваться в пестрые и богатые наряды. Мужская одежда древних персов состояла из кожаных или меховых штанов ( «анаксаридов» ) и кожаного кафтана с поясом. В районах с менее суровым климатом анаксариды и кафтаны изготовляли из плотной шерстяной ткани. Простое население продолжало так одеваться и после того, как царь Кир, покорив Мидию, ввел у себя при дворе мидийский костюм, ставший официальным. Женская одежда Древнеассирийские и древнеперсидские барельефы дают нам представление только о мужском костюме древних персов, но изображений женщин на них нет. Возможно, в Древней Персии женщинам не позволялось показываться публично и запрещалось изображать женские фигуры.
Персидская живопись представляет собой устойчивую многовековую художественную традицию, со своими правилами и живописными принципами. Большинство учёных считает, что главным вкладом персидских художников в мировое изобразительное искусство является живопись миниатюры.
История изобразительного искусства на территории Ирана начинается к древнейших эпох. Наскальные росписи, обнаруженные в Мальяне (Фарс) насчитывают 5 тыс. лет. От неолита сохранились следы стенных росписей в жилищах земледельческих поселений, костяные и терракотовые фигурки людей и животных, расписная неполивная керамика, зооморфные сосуды. Согласно дошедшим до нас легендам, первым художником Ирана и создателем искусства живописи был пророк Мани, основатель гностической религии манихейства, живший около 210276 гг. н. э. Поклонники Мани верили, что его картины создаются при помощи чудес.
Скульптура Древние персы любили наряжаться и украшать себя. Украшениями считались и царские награды, почетные подарки, которые высшая власть жаловала за заслуги. Для привлекательности внешнего вида персы использовали косметические средства. Они румянились и чернили себе брови. Драгоценными украшениями древних персов были золотые ожерелья и тяжелые цепи, кольца, браслеты, серьги в виде колец, перстни, которые использовались как печати.
ДРЕВНЕПЕРСИДСКОЕ ПИСЬМО (персепольское письмо) Древнеперсидское письмо, как полагают, было введено по личному указу царя Дария I Великого (522 -436 до н. э. ; его имя переводится, как «держащий добро» ). Древнейшие памятники этого письма – надписи Дария I и Ксеркса (Хшаярша, Xšayārša). Самая известная надпись – Бехистунская трилингва – гигантское барельефное изображение (подлинность надписей деда Дария I Аршама и прадеда Ариярамны остается недоказанной). Древнеперсидский язык был последним, для которого использовалась клинопись. Древнеперсидское письмо насчитывало 36 знаков, три из которых обозначали только гласные, а остальные передавали либо согласные звуки, либо слоги. Знаки носили полифонный характер, т. е. одна графема имела несколько значений: – а, ā; – sа, s. Это письмо, по-видимому, отражало и сингармонизм гласных (единообразное вокалическое оформление слова) древнеперсидского языка: - t, но перед u – tu.
Кобзева ист иск персия.pptx