007.Искусство Древнего Египта.pptx
- Количество слайдов: 53
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА ПРИМЕРНО 3 ТЫС. ЛЕТ ДО Н. Э. – 4 В. ДО. Н. Э Преподаватель Ольга Владимировна Василевская Курс История искусств
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. Додинастический период. Герзейская культура 5 -4 -е тысячелетия до н. э Раннее царство С 30 до 28 вв. до н. э. , время правления I и II династий фараонов. Из многих небольших территориальных образований — номов — возникло два политических объединения — Египет Верхний с центром в Буто и Египет Нижний со столицей в Иеранкополе Древнее царство 28 - 23 вв. до н. э. Время правления с III по VIII династий фараонов. Период Древнего царства - это время окончательного сложения всех основных форм египетской культуры. В этот период большого развития достигли сельское хозяйство, ремёсла (гончарное, ювелирное, ткачество и др. ), Около 2200 г. до нэ. э. власть мемфисских царей становится чисто номинальной: Египет распадается не независимые и даже враждующие между собой номы. Среднее царство 21 - 18 вв до н. э. Среднее царство охватывает время правления XI и XII династий фараонов. Ему предшествовал так называемый первый переходный период - время социальных смут, ослабления цетральной власти и политического распада страны. В течение 300 лет Египет раздирали междоусобные войны, нашествия чужеземцев, восстания крестьян и рабов, что несомненно наложило свою печать на духовную жизнь египтян. Новое царство 16 - 11 вв до н. э. , правление XVIII-XX династий. Это был период наибольшего экономического и политического могущества Египта и период наивысшего расцвета его культуры. Фиванские правители, победив гиксосов, не ограничились их изгнанием. Сначала только закрепляя свои военно-стратегические позиции в Передней Азии, цари Нового царства перешли затем к колоссальной завоевательной политике, превратившей, в конечном счёте, Египет в крупнейшую державу середины 2 -го тысячелетия до н. э. Первой жертвой египетской экспансии стала Эфиопия: уже при третьем фараоне XVIII династии, Тутмосе I, южная граница Египта переместилась за третьи нильские пороги. После смерти Тутмоса I власть перешла к юному Тутмосу III, но первые 20 лет его царствования престол фактически находился в руках его тётки Хатшепсут, первой в истории Египта женщины-фараона. Поздний период 11 - 4 вв. до н. э. , время правления XXII - XXIV ливийских, XXV эфиопской, XXVI сасииской династий. В XI-VII веках укрепилась власть монархов. С середины X века до н. э. до конца VIII века до н. э. Египет снова был единым под управлением XXII, XXIII и XIV ливийских династий, устроивших свою столицу в городе Бубастисе, в северной части страны. В течение V и IV веков до н. э. египтяне боролись за освобождения от этого ига. В 341 г. до н. э. персы вновь вторглись в Египет, подвергнув его страшному разорению. Завершающим в истории Древнего Египта считается 332 год до н. э. , когда страна была завоёвана Александром Македонским
КАРТА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 3
КАРТА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 4
БОГИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Популярность Осириса объясняется, главным образом, его отношением к загробному миру и заупокойному культу. Сын земли (Кеба) и неба (Нут), Осирис, по удалении своих родителей, царствовал над Египтом вместе со своей сестрой и супругой Исидой, с которой он вступил в брак еще до рождения. Заметив, что их подданные, несмотря на продолжительные царствования предыдущих царей-богов, все еще оставались в глубоком варварстве, Осирис и Исида учили их земледелию и оседлой жизни, врачебному искусству, строили города, вводили браки, установляли культ. В этом им содействовал главным образом Тот олицетворенная премудрость. Затем Осирис предпринял поход в Азию, для политических и, еще более, культурных завоеваний. После победоносного возвращения Осирис, брат и противник его Сет, принес на пир прекрасной работы сундук и обещал подарить его тому, на чей рост он придется. Таким образом, удалось заключить в него Осириса и бросить ящик в Нил, который, через Танисское русло, выбросил его в Финикийский Библ. Там выросшая эрика покрыла его своим стволом, а царь, срубив ее, сделал одной из подпорок крыши во дворце. Исида долго искала труп, наконец явилась в Библ, сделалась сначала воспитательницей царевича, а потом открылась и выпросила себе ствол дерева с гробом Осириса, который и отнесла в Египет. Сет нашел его и разрубил на 14 частей. Исиде удалось собрать почти все, и на месте нахождения каждой она воздвигала гробницу. Поэтому большинство египетских номов считали себя местом упокоения бога или одного из его членов.
ФАРАОНЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 31 ДИНАСТИЯ 6
ФАРАОНЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Фараоны Египта – современное название царей в Древнем Египте в эпоху Нового царства, особенно распространилось это название к середине I тыс. до н. э. Обычным же титулом египетских царей было выражение “Повелитель”. Деспотические монархии в Египте зародились во второй половине IV тыс. до н. э. Фараон рассматривался как гарант благосклонности богов к стране. Период расцвета Египта начинается с воцарением III династии, правившей страной около 2686 – 2613 гг. до н. э. Манефон считал фараонов этой династии выходцами из Мемфиса. Начиная с IV династии (около 2613 – 2498 гг. до н. э. ), фараон ассоциируется не с богом Хором, а с солнечным богом Ра. В этот период одна за другой были построены Великие пирамиды Гизы, олицетворявшие исключительную мощь и величие египетских фараонов того времени. С упадком Древнего царства, климатическим кризисом XXIII-XXII вв. до н. э. и вступлением Египта в I Переходный период могущество и авторитет фараонов стали ослабевать и возрастать влияние и богатство знати и чиновников. Эпоха Среднего царства полностью не вернула им утерянного. После распада Среднего царства и завоевания Египта большей частью страны стала править гиксосская династия. После изгнания гиксосов, в начале Нового царства, Египет оказался в новом политическим положении: он больше не доминировал в регионе, где у него появились такие могущественные соперники, как царство Митанни и позже Хатти. В результате авторитет египетских фараонов стал основываться в значительной степени на их военных успехах. Тем, кто их не имел: женщина-фараон Хатшепсут и фараон-миротворец Аменхотеп III приходилось усиленно убеждать подданных в своём божественном происхождении. К концу II тыс. до н. э. децентрализация общества, рост влияния храмов и номархов закончились распадом Нового царства. С этого времени фараоны Египта не имели существенного влияния в регионе. Лишь некоторым из них: например, Псамметиху I удавалось объединить Египет и вмешиваться в дела соседних стран. Население и отдельные хозяйства становились всё более независимыми от фараона, а его роль посредника между народом и богами практически исчезла. В 525 -485 гг. до н. э. фараонами Египта считались персидские цари, в 332 -323 гг. до н. э. – Александр Македонский, а после его смерти – Птолемеи, потомки его диадоха Птолемея I Лага. Древнеегипетский историк Манефон делил историю Египта на династии. Династия по Манефону – это ряд последовательно царствовавших фараонов, передающих власть от отца к сыну. А власть от династии к династии передавалась посредством утробного права. То есть, если первый фараон II-й династии был женат на дочери последнего фараона I-й династии, или последний фараон Iй династии был женат на дочери предпоследнего фараона I-й династии. Но, если фараон, получивший власть таким образом, не передавал ее своему сыну, то Манефон причислял его к предыдущей династии.
НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ ФАРАОНЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Аменхотеп I Джосер-ка-Ра (греческая форма Аменофис I) (правил в 1527— 1506 до н. э. ) – второй египетский фараон XVIII династии. Его имя Джосер-ка-Ра Аменхотеп (Даса-ку-Риа Аман-хатпи) переводится как «Великолепный двойник Ра, Амон доволен» . Сын фараона Яхмоса I и царицы Яхмес-Нефертари. Пришёл к власти после смерти Яхмоса I в 1527 до н. э. , будучи несовершеннолетним, поэтому регентом была провозглашена мать Аменхотепа I Яхмес-Нефертари. Тутмос I (Аахеперкара)— фараон Египта из Восемнадцатой династии Нового царства, правивший между 1508 и 1494 до н. э. Муж сестры Аменхотепа I Яхмес и, возможно, сын Яхмоса I от второстепенной (не главной) жены Сенисенеб. Имя Тутмос в древнеегипетской транскрипции звучало, предположительно, как Джехутимесу (Дхаути-маси, букв. «Рождённый Тотом» ). Тронным именем Тутмоса I было — Аа-хепер-ка-Ра ( «Великое проявление двойника Ра» ). Рамзес III (Рамсес III) — египетский фараон ХХ династии (правил в 1184— 1153 до н. э. ). Некоторые исследователи именуют его Рамсесом IV, считая Рамсесом III Рамсеса Саптаха, царя конца XIX династии). Рамсес III считается последним могущественным фараоном Нового царства, а также его последним великим фараоном-воителем. Ему удалось не только защитить Египет от внешних агрессоров в лице «народов моря» , но и построить несколько храмов, одним из которых стал храм, находящийся в Мединет-Абу. Тутанхамон — фараон XVIII династии египетских фараонов, правивший в 1347— 1337 до н. э. При нем были отменены преобразования Эхнатона, что внесло фараона, правление которого долгое время считали малозначимым, в число важнейших исторических деятелей древнеегипетской истории. Он стал одним из самых известных фараонов и настоящим символом древнеегипетской цивилизации благодаря открытию в 1922 его гробницы, единственной почти неразграбленной египетской царской усыпальницы. Тутанхамон — последний фараон XVIII династии, состоящий в родственной связи со своими предшественниками. Степень родства Тутанхамона с его предшественником,
ПАПИРУСЫ – СВИТКИ ДЛИННОЙ ДО 40 МЕТРОВ ПИСЬМЕННОСТЬ – ИЕРОГЛИФЫ 9 КНИГА МЕРТВЫХ
Древнее царство 28 - 23 вв. до н. э. Время правления с III по VIII династий фараонов. Период Древнего царства - это время окончательного сложения всех основных форм египетской культуры. В этот период большого развития достигли сельское хозяйство, ремёсла (гончарное, ювелирное, ткачество и др. ), город Мемфис стал столицей древнего царства. Около 2200 г. до нэ. э. власть мемфисских царей становится чисто номинальной: Египет распадается не независимые и даже враждующие между собой номы. 10
Пирамида Джосера ДЖОСЕР (ок. 2649 г. до н. э. ) второй фараон III династии. Трон достался ему после брата Санахта (Небка), основателя III династии. Столицей этих двух царя был Мемфис. Имя Джосер в переводе с египетского значит "блестящий", "великолепный", сверкающий". Греки называли его Тосорфросом. Джосер подчинил власти Египта Синайский полуостров, богатый месторождениями бирюзы и меди. Эти минералы очень высоко ценились. На юге царь установил границу в районе первого порога Нила, которая в дальнейшем стала официальной границей Египта. В результате завоевательных походов страна получила большое количество рабочей силы, которую использовали на постройке, в том числе, и самого замечательного творения Джосера - ступенчатой пирамиды и комплекса заупокойного храма при ней. Первоначально это была обычная мастаба (в переводе с арабского - "скамья"). Лишь в процессе строительства она превратилась в ступенчатую пирамиду. В результате надстроек основание пирамиды достигло размеров 125 х115 метров, а высота - 61 метр. Это была семейная гробница, как и мастабы. В более поздних пирамидах хоронили только одного царя. В пирамиде Джосера были похоронены все его жены и дети, в том числе была найдена мумия ребенка приблизительно восьми лет. Для членов семьи было приготовлено 11 погребальных камер в тоннелях пирамиды. Погребальная камера самого царя находилась не в самой пирамиды, а точно под ее центром на глубине 27, 5 метра. Пирамида Джосера считается первым в мире каменным архитектурным сооружением. Стили и формы, найденные в процессе строительства этой пирамиды, стали образцом для подражания и дальнейшего развития каменного строительства не только в Древнем Египте. Архитектором этого погребального комплекса был главный визирь фараона Имхотеп. 11
Пирамида Джосера 12
ИМХОТЕП Это был человек одаренный многими талантами. Его высокое положение при дворе царя описано на основании статуи Джосера, где после титулов фараона следуют титулы Имхотепа: "хранитель сокровищницы царя Нижнего Египта, первый после царя в Верхнем Египте, распорядитель великого дворца, главный жрец Гелиополя, Имхотеп, строитель, архитектор, ваятель каменных ваз". Имхотеп был чрезвычайно мудрым человеком, учитель, врач, астроном, жрец. Позже его стали считать богом. В Поздний и классический период Имхотепа почитали как бога архитектуры и медицины, а греки ассоциировали его со своим богом медицины Асклепием.
ГИЗА Пирамида Хеопса Пирамида Хефрена Пирамида Микерина Сфинкс
ДЕРЕВЯННЫЕ СТАТУИ 15
КАРТА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 16
СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО 21 - 18 вв до н. э. Среднее царство охватывает время правления XI и XII династий фараонов. Ему предшествовал так называемый первый переходный период - время социальных смут, ослабления цетральной власти и политического распада страны. В течение 300 лет Египет раздирали междоусобные войны, нашествия чужеземцев, восстания крестьян и рабов, что несомненно наложило свою печать на духовную жизнь египтян. 17
СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО 18
СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО 19
СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО 20
СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО. ЛУКСОР
ЛУКСОР 22
СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО 23
ЛУКСОР 24
ЛУКСОР. ГОРОД МЕРТВЫХ
СФИНКСЫ
ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖИВОТНЫХ 27
НОВОЕ ЦАРСТВО Новое царство 16 - 11 вв до н. э. , правление XVIII-XX династий. Это был период наибольшего экономического и политического могущества Египта и период наивысшего расцвета его культуры. Фиванские правители, победив гиксосов, не ограничились их изгнанием. Сначала только закрепляя свои военно-стратегические позиции в Передней Азии, цари Нового царства перешли затем к колоссальной завоевательной политике, превратившей, в конечном счёте, Египет в крупнейшую державу середины 2 -го тысячелетия до н. э. Первой жертвой египетской экспансии стала Эфиопия: уже при третьем фараоне XVIII династии, Тутмосе I, южная граница Египта переместилась за третьи нильские пороги. После смерти Тутмоса I власть перешла к юному Тутмосу III, но первые 20 лет его царствования престол фактически находился в руках его тётки Хатшепсут, первой в истории Египта женщины-фараона. 29
КАРНАКCКИЙ ДВОРЕЦ 30
НОВОЕ ЦАРСТВО 31
НОВОЕ ЦАРСТВО 32
ДВОРЕЦ РАМСЕСА II
ДВОРЕЦ РАМСЕСА III 34
СКУЛЬПТУРА. НЕФЕРТИТИ И ЭХНАТОН 35
СКУЛЬПТУРА. ВЫТЯНУТЫЕ ЧЕРЕПА Прежде всего, это - редкая аномалия, которая была найдена начиная с древних времен в различных частях мира. Удлиненными черепами радуют археологов Египет, Мексика и Перу, но также и в Мальте, поясе Mittani северного Ирака и Сирии; и похоже на то, что те черепа, которые обладают такими особенностями, были связаны с королевскими или священническими классами. За исключением Перу и Мексики, другие местоположения находятся в близкой географической близости поэтому возможность, что все они являются результатом того же самого источника не могут быть исключены.
СКУЛЬПТУРА
СКУЛЬПТУРА 38
СКУЛЬПТУРА Контррельеф (от лат. contra — против и «рельеф» ) — вид углублённого рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа. Применяется в печатях и в формах (матрицах) для создания барельефных изображений и инталий. Койланоглиф (или en ccreux (анкрё)) — вид углублённого рельефа, т. е. вырезанный на плоскости контур. В основном, применялся в архитектуре Древнего Египта, а также в древневосточной и античной глиптике. Барелье ф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объёма. Горелье ф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости.
СКУЛЬПТУРА. МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА
СОСУДЫ 41
СОСУДЫ
ЖИВОПИСЬ. НАСТЕННЫЕ РОСПИСИ (ИТАЛ. A SECCO - ПО СУХОМУ РОСПИСЬ ПО СУХОЙ ШТУКАТУРКЕ) 43
ЖИВОПИСЬ. НАСТЕННЫЕ РОСПИСИ (ИТАЛ. A SECCO - ПО СУХОМУ РОСПИСЬ ПО СУХОЙ ШТУКАТУРКЕ) 44
ЖИВОПИСЬ. НАСТЕННЫЕ РОСПИСИ (ИТАЛ. A SECCO - ПО СУХОМУ РОСПИСЬ ПО СУХОЙ ШТУКАТУРКЕ) 45
ЖИВОПИСЬ. НАСТЕННЫЕ РОСПИСИ (ИТАЛ. A SECCO - ПО СУХОМУ РОСПИСЬ ПО СУХОЙ ШТУКАТУРКЕ) 46
УКРАШЕНИЯ
СКАРАБЕИ, АМУЛЕТЫ, УКРАШЕНИЯ
ПОЗДНИЙ ПЕРИОД Поздний период 11 - 4 вв. до н. э. , время правления XXII - XXIV ливийских, XXV эфиопской, XXVI сасииской династий. В XI-VII веках укрепилась власть монархов. С середины X века до н. э. до конца VIII века до н. э. Египет снова был единым под управлением XXII, XXIII и XIV ливийских династий, устроивших свою столицу в городе Бубастисе, в северной части страны. В течение V и IV веков до н. э. египтяне боролись за освобождения от этого ига. В 341 г. до н. э. персы вновь вторглись в Египет, подвергнув его страшному разорению. С первой половины XII века до н. э. , в стране уже практически ничего не строится. В этот поздний период египетское искусство занято в основном перепевами наследия и стилизацией и архаизацией форм. Это объяснялось, с одной стороны, нежеланием художников творить в духе новой власти, представителей менее культурных народов, а с другой - искусство поддавалось влиянию жрецов, толкователей древних преданий. В результате этих воздействий искусство отказалось от достижений предыдущего времени, далёкое Среднее царство считалось идеалом, творения древних фиванских художников - образцами, достойными подражания.
ПОЗДНИЙ ПЕРИОД Гор или Хор, Хорус ("высота", "небо"), в египетской мифологии бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его символ — солнечный диск с распростертыми крыльями. Первоначально бог-сокол почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу. Согласно мифу, Исида зачала Гора от мертвого Осириса, коварно убитого грозным богом пустыни Сетом, его братом. Удалившись в глубь болотистой дельты Нила, Исида родила и воспитала сына, который возмужав, в споре с Сетом добивается признания себя единственным наследником Осириса. В битве с Сетом, убийцей своего отца, Гор сначала терпит поражение - Сет вырвал у него глаз, чудесное Око, однако затем Гор одолел Сета и лишил его мужского начала. В знак подчинения он положил Сету на голову сандалию Осириса. Свое чудесное Око Гор дал проглотить отцу, и тот ожил. Воскресший Осирис передал свой трон в Египте Гору, а сам стал царем загробного мира.
ФАЮМСКИЙ ПОРТРЕТ Фаюмские портреты — созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте I—III веков н. э. Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри. Являются элементом видоизмененной под греко-римским влиянием местной погребальной традиции: портрет заменяет традиционную погребальную маску на мумии. Находятся в коллекции многих музеев мира, в том числе Британского музея, Лувра и в Музее Метрополитен в Нью-Йорке. Великолепное собрание из 23 погребальных фаюмских портретов в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, обнаруженных в Египте в 70 -е годы XIX века, даёт возможность проследить развитие этого жанра на протяжении четырёх веков (с I по IV вв. ).
ФАЮМСКИЙ ПОРТРЕТ
ФАЮМСКИЙ ПОРТРЕТ