1. Искусство Древнего Египта.pptx
- Количество слайдов: 114
Искусство Древнего Египта
особенности развития периодизация боги архитектура Искусство Древнего Египта живопись скульптура
Особенности развития Одной из самых ранних в истории является культура Древнего Египта – высокоразвитая египетская цивилизация сложилась в долине Нила в III тысячелетии до н. э.
Нил создал страну: он оживил бесплодную каменистую пустыню, принеся на берега плодородный ил и превратив ее в сад. Ежегодные разливы Нила обусловили появление городов, возникших как центры управления запрудами, которые египтяне сооружали из глины для регулирования количества воды на полях после ее спада.
Разливы Нила способствовали составлению календаря и развитию астрономии, необходимых для определения точного времени паводка священной реки.
• Разливами Нила объясняется и характер построек монументальных, с наклонными стенами, рассчитанных на сопротивление волнам.
Египтяне благоговейно относились к Нилу, обожествляли его под именем Хапи, приносили ему дары и слагали гимны, прославляя Великий Нил как источник жизни всей страны. !
В то же время на мироощущение египтян наложили отпечаток подступающие с обеих сторон к зеленеющим берегам реки бескрайние враждебные пустыни.
Стремление побороть природу, отвоевать себе жизненное пространство, наполнить все вокруг знаками своего существования объясняет тягу египтян к возведению грандиозных сооружений; пирамид, высеченных в скалах, храмов, гигантских статуй фараонов, многометровых рельефов с надписями.
Огромную роль в религии Египта играл заупокойный культ. Большое значение в обрядовой стороне заупокойного культа имела магия. Фараоны помимо всем известного тронного имени имели тайное имя, и сохранение этой тайны было залогом их жизни и здоровья.
Для египтян роль магической защиты играли сложные представления о богах, отождествляемых с животными - змеями, птицами, кошками, крокодилами, гиппопотамами, которые обитали в густых зарослях тростника-папируса, произрастающего по заболоченным берегам реки.
Наличие своеобразной фауны было ведущим фактором возникновения тотемизма (веры в родство людей и тех животных, растений, явлений природы, которые служили объектом религиозного поклонения) и его последующего превращения в культ животных. Наиболее популярными богами египетского пантеона, почитавшимися; либо в образе животного, либо в образе человека с головой животного, были:
Ра Ра - в египетской мифологии бог солнца, воплощенный в образе сокола, огромного кота или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском. Ра, бог солнца, был отцом Уаджит, кобры Севера, защищающей фараона от палящих лучей солнца.
Согласно мифу, днем благодетельный Ра, освещая землю, плывет по небесному Нилу в барке Манджет, вечером пересаживается в барку Месектет и в ней продолжает путь по подземному Нилу, а утром, одолев в еженощной битве змея Апопа, вновь появляется на горизонте. Ряд мифов о Ра связан с представлениями египтян о смене времен года. Весенний расцвет природы возвещал возвращение богини влаги Тефнут, огненным Оком сияющей на лбу Ра, и ее вступление в брак с Шу. Летний зной объяснялся гневом Ра на людей.
Амон в египетской мифологии бог солнца. Священное животное Амона — баран и гусь (оба символы мудрости). Бога изображали в виде человека (иногда с головой барана), со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском.
Культ Амона зародился в Фивах, а затем распространился по всему Египту. Позднее Амон приобрел статус любимого и особо почитаемого бога фараонов, и во времена Восемнадцатой Династии фараонов был объявлен главой египетских богов. Амон-Ра даровал победы фараону и считался его отцом. Амон почитался и как мудрый, всеведущий бог, "царь всех богов", небесный заступник, защитник угнетенных.
Осирис, в египетской мифологии бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды. Он царствовал на земле после богов Pa, Шу и Геба и научил египтян земледелению, виноградарству и виноделию, добыче и обработке медной и золотой руды, врачебному искусству, строительству городов, учредил культ богов. Сет, его брат, злобный бог пустыни, решил погубить Осириса и изготовил саркофаг по мерке старшего брата. Устроив пир, он пригласил Осириса и объявил, что саркофаг будет подарен тому, кому придется впору. Когда Осирис лег в capкофаг, заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили в воды Нила.
Верная супруга Осириса, Исида, нашла тело мужа, извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого Осириса сына, названного Гором. Когда Гор вырос, он отомстил Сету. Свое волшебное Око, вырванное Сетом в начале битвы, Гор дал проглотить мертвому отцу. Осирис ожил, но не захотел вернуться на землю, а, оставив трон Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире. Обычно Осириса изображали человеком с зеленой кожей, сидящим среди деревьев, или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни
ИСИДА Исида, Изида, в египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности и супружеском верности, богиня мореплавания, дочь Геба и Нут, сестра и супруга Осириса. Исида помогала Осирису цивилизовать Египет и обучила женщин жать, прясть и ткать, лечить болезни и учредила институт брака. христианское искусство.
Когда Осирис отправился странствовать по свету, Исида заменила его и мудро правила страной. Услышав о смерти Осириса от руки бога зла Сета, Исида пришла в смятение. Она обрезала волосы, надела траурные одежды и начала поиски его тела. Дети рассказали Исиде, что видели плывущий по течению Нила ящик с телом Осириса. Вода вынесла его под дерево, росшее на берегу близ Библа, которое стало стремительно расти и вскоре гроб полностью скрылся в его стволе. Узнав об этом, царь Библа приказал срубить дерево и привезти во дворец, где его использовали как опору для крыши в виде колонны. Исида, догадавшись обо всем, устремилась в Библ. Она бедно оделась и села у колодца в центре города. Когда служанки царицы пришли к колодцу, Исида заплела им волосы и окутала таким благоуханием, что вскоре царица послала за ней и взяла воспитательницей своего сына.
Каждую ночь Исида помещала царское дитя в огонь бессмертия, а сама, обернувшись ласточкой, летала вокруг колонны с телом мужа. Увидев сына в языках пламени, царица издала такой пронзительный крик, что ребенок утратил бессмертие, а Исида раскрыла себя и попросила отдать ей колонну. Получив тело супруга, Исида укрыла его в болоте. Однако Сет нашел тело и разрезал на четырнадцать кусков, которые рассеял по всей стране. С помощью богов Исида нашла все куски. По одной из версий, Исида собрала тело и возродила Осириса к жизни, используя свою целительную силу, и зачала от него бога неба и солнца Гора. Исида была настолько популярна в Египте, что со временем приобрела черты других богинь. Ее почитали как покровительницу рожениц, определяющую судьбу новорожденных царей. Культ богини был также распространен в Древней Греции, Риме.
ГОР Гор - сын Исиды, бог солнца, покровитель живущих фараонов; его изображали в виде сокола; Его символ — солнечный диск с распростертыми крыльями. Первоначально богсокол почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу. Согласно мифу, Исида зачала Гора от мертвого Осириса, коварно убитого грозным богом пустыни Сетом, его братом. Изида магическим образом вернула Озириса к жизни, чтобы успеть зачать Гора. Потом Сет вновь убил Озириса и расчленил его тело, чтобы тот не смог ожить. Чтобы Сет не добрался до Гора, Изида выносила и родила его в папирусовых топях Буто. Она воспитала сына, который возмужав, в споре с Сетом добивается признания себя единственным наследником Осириса. Изида использовала все свои магическое искусство, которому научилась у Ра и Тота, чтобы уберечь Гора.
Когда Гор подрос и стал юношей, он сразился с Сетом, чтобы отомстить за смерть отца. Во время битвы один глаз Гора был вырван, однако затем Гор одолел Сета и лишил его мужского начала. В конце концов, Гор завоевал троны Нижнего и Верхнего Египта и стал представлять силу, победу и правосудие. В знак подчинения он положил Сету на голову сандалию Осириса. Свое чудесное Око Гор дал проглотить отцу, и тот ожил. Воскресший Осирис передал свой трон в Египте Гору, а сам стал царем загробного мира.
Сет - бог злого начала, бог чужих земель; бог пустыни и песчаных бурь, бог войны, бог землетрясений, сын Геба и Нут, брат и убийца Осириса. Был побеждён богом Гором.
Египтяне изображали бога Сета человеком с головой осла, мифическим животным или человеком с головой демонического животного, идущим в сопровождении рыжей собаки, олицетворяющей собой звезду Сириус, появление которой на небосклоне предвещало разлив Нила. Животные — осёл, свинья и гиппопотам. Муж богини Нефтиды. Храм — Пер-Рамсес.
Анубис, в египетской мифологии бог - покровитель мертвых, сын бога растительности Осириса и Нефтиды, сестры Исиды. Новорожденного Анубиса Нефтида прятала от своего супруга Сета в болотах дельты Нила. Богиня-мать Исида нашла юного бога и воспитала его.
Позднее, когда Сет убил Осириса, Анубис, организуя погребение умершего бога, завернул его тело в ткани, пропитанные особым составом, сделав таким образом первую мумию. Поэтому Анубиса считают создателем погребальных обрядов и называют богом бальзамирования. Анубис также помогал судить умерших и сопровождал праведных к трону Осириса. Анубиса изображали в виде шакала или дикой собаки Саб черного цвета (или человека с головой шакала или собаки).
Баст древнеегипетская богиня любви, радости и веселья; ее изображали в виде женщины с головой кошки;
отождествляли с богиней неба Мут, а также с высокочтимыми в Египте богинями Уто, Тефнут, Сехмет и Хатхор, в связи с чем Баст также приобрела функции солнечного Ока. Древние греки отождествляли Баст с Артемидой.
Сехмет • Сехмет - богиня войны и палящего солнца; ее образ - женщина с головой львицы.
Сехмет считалась дочерью бога солнца Ра, его защитницей и любимым оком; ее культ часто смешивается с культом других богинь -львиц, особенно Тефнут.
СЕБЕК Себек (Собек) — древнеегипетский бог воды, изображавшийся с головой крокодила. Сопоставлялся с богом земли Гебом, с солнечным божеством Ра в форме Себек-Ра и с Осирисом. Себек почитался в местах, большей частью близких к воде.
Тот Тот- бог мудрости, счета и письма, покровитель наук, летоисчисления, писец богов на суде Осириса; изображался с головой павиана или ибиса (птицы отряда голенастых);
Тоту приписывалось создание всей интеллектуальной жизни Египта. "Владыка времени", он разделил его на годы, месяцы, дни и вел им счет. Мудрый Тот записывал дни рождения и смерти людей, вел летописи, а также создал письменность и научил египтян счету, письму, математике, медицине и другим наукам.
Хепер – бог жизни и самовозрождения; почитался в виде скарабея, держащего солнечный диск.
ХНУМ Хнум - бог воды, плодородия, создатель вещей. Бог-баран. Хнум — бог-творец, создающий человека на гончарном диске, хранитель Нила; человек с головой барана со спирально закрученными рогами.
ШУ Шу - "пустота" - бог воздуха. Шу приносил освежающий северный ветер. Изображался в виде человека с распростертыми крыльями, державшим в руках символы жизни и воздуха.
Все боги мужского пола были одеты в шендит - набедренную повязку; в руках держали знак жизни анх, означающий неизменный восход солнца, после его захода; на голове имели либо полосатый платок клафт, который на лбу обязательно украшала священная огнедышащая кобра - урей, либо убор атеф, сделанный из тростника и увенчанный по сторонам перьями страуса.
На богинях-женщинах плотно облегающие фигуру платья, в руках они держали анх, головы были украшены клафтом, короной из уреев, солнечным диском в зависимости от функций богини.
В представлениях египтян суд в царстве мертвых играл первостепенную роль - от его исхода зависела дальнейшая участь умершего. Мысль о необходимости сохранения тела для будущей жизни привела в конце концов к возникновению культа умерших, ставшего для египтян не отвлеченной религиозной обязанностью, а как бы практической необходимостью. Искусство Древнего Египта выросло из идеи Вечной жизни. Убеждение в том, что человек после смерти продолжает существовать в месте своего погребения, привело к изобретению мумификации - особой консервации тела. Первым мастером мумификации считался сам бог Анубис, защитник и покровитель умерших, сделавший мумию Осириса.
Гробницы видоизменялись в зависимости от времени. Их эволюция связана с тремя основными периодами, на которые принято делить историю культурного развития Египта:
• искусство Древнего царства (XXVIII-XXIII вв. до н. э. ) - время строительства пирамид; • искусство Среднего царства (XXI-XVIII вв. до н. э. ) - период строительства многоколонных заупокойных храмов и полускальных гробниц; • искусство Нового царства (1580 -1085 гг. до н. э. ) - время отделения гробницы от заупокойного храма.
Древнее царство Приблизительно в 3000 г. до н. э. фараоном I династии Нармером, или Меном, были объединены в единое государство Северный и Южный Египет со столицей в Мемфисе. Создание мощного централизованного государства под властью фараона, который считался сыном бога Ра, продиктовало и основной тип архитектурного сооружения - гробницу, внешними средствами передающую идею его божественности.
Ведущую роль приобрела архитектура, тесно связанная с заупокойным культом (гробницамастаба). Мастаба (араб. скамья) — гробницы в Древнем Египте периодов Раннего и Древнего царств, имеют форму усечённой пирамиды с подземной погребальной камерой и несколькими помещениями внутри, стены которых покрывались рельефами и росписями.
Во время правления фараонов III династии надземная часть мастаба была увеличена в высоту по диагонали. Так возникли знаменитые египетские пирамиды. Ступенчатая пирамида фараона Джосера в Саккаре состояла из шести ступеней, уменьшающихся в высоту.
Строительство датируется 2650 гг. до н. э. , высота 62 м, строил зодчий Имхотеп, впоследствии обожествлённый
Египетские некрополи располагались на западном берегу Нила, на границе орошаемых земель и мертвой Ливийской пустыни. Фараоны IV династии избрали для сооружения своих погребений место недалеко от Саккары, в современной Гизе.
Там были возведены три великие классические пирамиды фараонов Хуфу, Хафра и Менкаура (в греческой транскрипции Хеопса, Хефрена и Микерина), сложенные из гигантских блоков известняка, средним весом 2, 5 т, и держащиеся силой собственной тяжести.
Каждая пирамида являлась частью архитектурного ансамбля, включавшего маленькие пирамидки цариц и заупокойный храм, примыкавший к пирамиде с восточной стороны. В верхнем заупокойном храме жрецы читали ежедневные магические заклинания, призванные обеспечить фараону благополучие в загробном мире
Нередко рядом с нижним заупокойным храмом помещали сфинкса, воплощавшего в себе сверхчеловеческую сущность фараона. Сфинкс фантастическое существо с туловищем быка, лапами льва и головой царя, украшенной полосатым платком -клафтом с уреем, символом царской власти, и искусственной бородой, которую мог носить только фараон. Исключительное значение имел большой сфинкс, помещенный у нижнего заупокойного храма фараона Хафра (Хефрена), считающийся его портретным изображением, которое египтяне называли «живой образ» . Они считали, что сфинкс уходит в пустыню, когда чем-то недоволен.
Скульптура древнего Египта • Большое развитие получил скульптурный портрет. По представлениям египтян, портретные статуи играли роль двойников умерших и служили вместилищем их душ. • Скульптура подчинялась пропорциям архитектуры • Создавалась исключительно для культовых целей • Находилась в храмах и гробницах
Особенности скульптуры • • Строгость Простота Каноничность Монументальность Обобщенность форм Фронтальность Статичность Портретное сходство
• Фигура изображалась целиком, либо стоящей с выдвинутой вперед левой ногой –поза движения в вечности, либо чинно сидящей на кубообразном троне, либо в позе египетских писцов со скрещенными ногами на земле.
Мужские фигуры окрашивали в кирпично-красный цвет, женские - в желтый. Волосы на прямо поставленных головах всегда были черными, а одежды белыми. У фараонов были сверхмощные тела и бесстрастные лица, сохранявшие, однако, портретные черты. Царевич Рахотеп и его жена Ноферт
В статуях «ка» поражает техника изготовления глаз, делающих лицо живым. Египтяне считали глаза зеркалом души, поэтому при жизни фиксировали на них внимание путем сильного подкрашивания пастой, в которую добавляли толченый малахит.
Глаза статуй делали из разных материалов: в бронзовую оболочку, соответствующую по форме орбите и образующую края век, вставляли кусочки алебастра, имитирующего белок, и горного хрусталя - для зрачка. Под хрусталь подкладывали небольшой кусочек отполированного эбенового дерева, благодаря которому получалась та блестящая точка, которая придает живость зрачку и всему глазу.
Портретная скульптура одно из величайших достижений Древнего царства. В стране, где каждый готовился к вечному миросозерцанию, скульптура идеально резюмировала основную идею искусства Египта стремление к выражению абсолютного покоя. Поэтому все статуи так торжественны, величавы и застылы.
Наряду с плоским рельефом возник и широко распространился углублённый рельеф: врезанное изображение заполнялось краской, и появлялся цветной силуэт. Рельефы развёртывались один над другим; каждый представлял собой повествовательный ряд.
• Фигуры располагались вереницами — в схожих позах, с одинаковыми жестами; на светлом фоне чётко выделялись кирпично-красные тела мужчин и жёлтые — женщин. Изображались сельские работы, труд ремесленников, охота, рыбная ловля, процессии носителей даров, и многие другие сцены
• В египетских росписях и рельефах фигуры изображались следующим образом • голова – в профиль глаз – в фас • торс – в фас ноги – в профиль
Уже в ранних гробницах типа мастаба сложился определенный канон изображения фигуры на плоскости.
Роспись колонн периода Древнего царства
В период Древнего царства весьма развито было художественное ремесло.
Сохранилось большое количество изящных сосудов из различных пород камня - алебастра, порфира, яшмы, гранита; ювелирные изделия из золота, малахита, бирюзы; художественная мебель из ценных пород дерева, богато декорированная костью, золотом, бронзой. Украшению придавался определенный смысл.
Во второй половине XXIII в. до н. э. Египет распался на отдельные области и период Древнего царства закончился.
Среднее царство В 2050 г. до н. э. Ментухотеп I вновь объединил Египет и восстановил единую власть фараонов под эгидой Фив. Началась эпоха Среднего царства, в культурном отношении продолжившая тенденции, определившиеся уже в Древнем царстве.
Фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид, что обусловливалось политическими соображениями, ибо, несмотря на объединение Египта под эгидой Фив, борьба между монархами периодически возобновлялась. Поэтому фараоны-фиванцы, желая подчеркнуть законность обладания престолом, стремились подражать могучим владыкам Древнего царства.
Размеры пирамид значительно уменьшились, материалом для строительства служили не монолитные двухтонные блоки, а кирпич-сырец, изменился и способ кладки. Пирамида была полой, держалась за счет нескольких несущих стен, промежутки между которыми заполнялись строительными отходами, а сверху облицовывались известняковыми плитами, соединявшимися друг с другом деревянными креплениями.
Уникальным сооружением эпохи Среднего царства являлся верхний заупокойный храм фараона XII династии Аменемхета III в Хавара (Фаюмский оазис), примыкавший к пирамиде, сложенной из кирпича. Храм вошел в историю культуры под названием лабиринта.
Это первый в мире лабиринт (площадью 72 тыс. кв. км). Происхождение названия связывали с тронным именем Аменемхета Нимаатр, в греческой транскрипции читающимся как Лабир. Он включал многочисленные колонные залы и дворы, галереи и подземные помещения, множество потайных переходов.
Колонны были стилизованы под растительные формы, что соответствовало символике храма как дома божества солнца, которое, по одной из египетских легенд, родилось из цветка лотоса. Самыми распространенными являлись колонны, имитирующие связку стеблей папируса, и колонны с растительной изображающей цветок папируса или лотоса. Все колонны богато украшались цветным орнаментом и позолотой. Между капителью в форме нежного распустившегося бутона и тяжелым перекрытием египтяне помещали значительно меньшую по размерам плиту - абак, незаметную снизу, в результате чего казалось, что потолок, расписанный под звездное небо с золотыми звездами, парит, не касаясь свободно растущих колоннцветов. Заупокойный храм богато декорировался росписями с изображениями людей, животных, птиц.
Новое царство
Эпоха Нового царства открылась вступлением в 1580 г. до н. э. на престол XVIII династии, первым фараоном которой был Яхмес I. По-прежнему главное внимание уделялось строительству храмовых комплексов. Храмы возводились как наземные и полускальные.
Наземные храмы представляли собой в плане вытянутый прямоугольник, окруженный высокой массивной стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов. К наружной стороне входа прикрепляли высокие деревянные мачты с флагами, а перед ними воздвигали гигантские статуи фараона, позолоченные обелиски.
Вход вел в открытый, обнесенный колоннадой, заканчивающийся портиком, двор. В центре двора находился жертвенный камень. За портиком располагался гипостиль, а за ним, в глубине храма молельня, состоящая из нескольких помещений: в центральном на жертвенном камне находилась священная ладья со статуей главного бога, в остальных двух - статуи богини-жены и бога-сына. Вокруг молельни по периметру тянулся обходной коридор, из которого дверные проемы вели в дополнительные залы, храмовую библиотеку, хранилища для статуй, комнаты для специальных ритуалов. К подобному типу храмов относятся оба прославленных храма бога Амона в Фивах Карнакский и Луксорский
Карнак справедливо считают каменным архивом истории Египта. Строительство его началось в XX в. до н. э. и продолжалось около десяти веков. На стенах, карнизах, пилонах сохранились гимны богам, посвящения царям, изображения различных моментов ритуала, сведения о важнейших исторических событиях.
Мощный подъем строительства Карнакского храма происходил во время правления Рамсеса II, наиболее могущественного фараона XIX династии. При нем были возведены уникальный по размерам и оформлению колонный зал (гипостиль) новый пилон, роскошно декорированный статуями фараона и обелисками.
Гигантомания, свойственная древним египтянам, проявилась в оформлении гипостильного зала, который занимал площадь в 5 тыс. кв. м и состоял из 134 колонн, расположенных в шестнадцать рядов. Колонны центрального нефа имели высоту более 19 м, остальные - почти 15 м.
Поверхности стен и колонн были покрыты цветными рельефами. Капители колонн центрального нефа изображали раскрытые цветы папируса, а все остальные колонны представляли собой связки его нераспустившихся стеблей. Таким образом была выражена идея разных фаз жизни - ее зарождения и расцвета.
Мощные вертикали и горизонтали способствовали созданию образа устойчивости и долговечности. Эффект усугублялся цветом, игравшим важную роль в искусстве Древнего Египта. Ярко раскрашивали не только интерьеры храмов, но и фасады, украшенные рельефами.
Бесконечные аллеи сфинксов, острые иглы обелисков с блестящими золочеными верхушками, монументальные статуи колоссов на фоне массивных раскрашенных пилонов, украшенных вызолоченными кедровыми мачтами с вымпелами, бесчисленные колоннады храмов - все это создавало неповторимый облик Фив - прекраснейшего из городов Египта.
Наземные заупокойные храмы строились по тому же образцу, что и храмы, посвященные богу Амону-Ра, в виде удлиненных параллелограммов, обращенных фасадом к Нилу и связанных с ним аллеями сфинксов, которые как бы продолжались от храмов восточного берега.
Скальные храмовые комплексы представляли собой перевернутую букву «Т» . Фасад вырубали в наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь. Самым уникальным храмом подобного типа является знаменитый храм Рамсеса II в Абу-Симбеле. Храмы Абу-Симбела расположены на берегу озера Насер, что в глубине нубийской пустыни.
В глубине, в молельне, вместе со статуями Амона, Ра и Птаха тоже находилась гигантская статуя Рамсеса II. Вопреки традиции храм был расположен на западном берегу Нила и ориентирован на восток. С первыми лучами солнца гигантские скульптуры внезапно окрашивались в темно-красный цвет, отбрасывая иссиня-черные тени, и как бы выступали из скалы. Кроме того, лучи восходящего солнца дважды в году (в день рождения фараона и в день его коронации) выхватывали из мрака фигуру Рамсеса, и она казалась выходящей из храма на поверхность.
Сами храмы вырублены в скале и являются свидетельством триумфа фараона Рамзеса II над хеттами, а также посвящены его жене – Нефертари.
Большой храм был посвящен фараону и трем богам: Амону, Ра и Птаху. Малый воздвигли в честь богини Хатор, образ которой совпадал с образом любимой жены Рамсеса II Нефертари.
Фасад храмов высечен в скале, высотой 31 метр и шириной в 38 метров. Колоннами фасаду служат четыре статуи фараона, изображённого сидячим на троне. Высота этих статуй около 20 метров, а голова каждой из этих скульптур достигает 4 метров! Над фасадом высечен орнамент в виде бабуинов. Всего обезьян насчитывается 22 штуки, каждая ростом под 2, 5 метра.
Храм, который предшествует святилищу, погружен во тьму. Зал имеет размеры сторон в 18 и 16, 7 метров. В центре помещения расположено 10 колонн изображающих бога Осириса, но с чертами лица фараона. Рамзеса II.
Почти весь год помещения храма погружены в полумрак, но дважды в год (22 февраля и 22 октября – день рождения фараона и день его коронации), на рассвете, лучи солнца всё таки разрезают тьму храмов и освещают статую Самого Рамзеса II. Солнечный луч всего на несколько минут задерживается на лице фараона, но по словам многочисленных туристов, наплыв которых Абу. Симбела переживает в эти дни, каменное лицо фараона озаряет улыбка…Подобный оптический эффект возможен благодаря невероятно точным расчетам древнеегипетских звездочётов и жрецов, которые занимались проектированием и строительством храмов 33 века тому назад. Всего два дня в году, всего на несколько минут!
Полускальные заупокойные храмы сочетали наземные помещения с молельней, вырубленной в скале, как, например, в знаменитом заупокойном храме царицы Хатшепсут. Она построила его в Дейрэль-Бахри рядом с храмом Ментухотепа I, подчеркнув тем самым свою принадлежность К роду фиванских царей. Но храм Хатшепсут превосходил храм Ментухотепа I и размером, и богатством декора.
Он представлял собой сочетание трех поставленных друг на друга кубов. Оформление фасадов строилось на чередовании горизонталей террас с вертикалями колоннад. В нижнем ярусе помещался портик, занимавший всю длину восточной стены и разделенный посередине пандусом.
Пандус являлся как бы продолжением линии дороги, шедшей из долины и украшенной по обеим сторонам сфинксами с головой царицы. Площадка первого яруса была декорирована экзотическими деревьями в кадках, обрамлявшими небольшие искусственные водоемы.
Помимо грандиозного облика этот храм прославился и роскошным внутренним убранством. Внутренняя отделка храма была необычайно богата: золотые и серебряные плиты пола, эбеновые двери, инкрустированные бронзой, статуэтки из полудрагоценных пород камня с лазуритовыми вставками. Именно статуэтки получили в этот период широкое распространение как предметы внутреннего убранства храмов.
Религиозная реформа Эхнатона Одним из важнейших событий в истории Древнего Египта явился непродолжительный по времени, религиозный переворот, осуществленный фараоном XVIII династии Аменхотепом IV (XIV в. до н. э. ), затронувший все стороны египетской действительности: быт верования, искусство, письменность, язык. Этот период в египетской культуре носит название «амарнского» по деревне, находившейся на месте бывшей столицы фараона.
Из семнадцати лет правления первые пять Аменхотеп IV пребывал со своим двором в Фивах, в центре культа Амона-Ра.
Затем неожиданно перенес столицу во вновь отстроенный Ахетатон ( «Горизонт Атона» ), провозгласил истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона и принял новое имя Эхнатон, что значит «угодный Атону» .
Культ Атона и по существу, и по форме резко отличался от культа Амона и прочих богов. Он не имел ни антропоморфной, ни зооморфной иконографии. Это был культ натуралистический - культ самого животворящего солнца.
Великая супруга царская", "супруга Бога", "Украшение царя", была, прежде всего, верховной жрицей, вместе с царем участвовавшей в храмовых службах и важных ритуалах, и своими действиями поддерживавшими Маат - мировую гармонию. Задача царицы, участвующей в богослужении, умиротворить и умилостивить божество, красотой своего голоса, неповторимым очарованием своего облика, звуком систра - священного музыкального инструмента. Недосягаемый для большинства смертных женщин статус "великой супруги царской", обладавшей большой политической властью, основывался именно на религиозных устоях.
Перелом произошел в египетском искусстве, тесно связанном с религией. 1. На этих рельефах семья фараона и сам фараон изображались строго в профиль, что по правилам канона (без условного разворота плеч) совершенно не допускалось при изображении царствующих особ. 2. Появилась новая иконография фараона. Поскольку Эхнатон преследовал культ старых богов, его образ лишался иконографического сходства: фараона изображали с некрасивыми чертами лица и со всеми погрешностями фигуры.
3. Впервые появились изображения египетского царя в быту. На рельефах гробниц и в росписях дворца показаны царь и его семья на улицах города, во дворце, за обедом, в саду. 4. Нововведением явилось возникновение некрополя приближенных фараона на восточном берегу Нила, вопреки традиции.
Храмы, посвященные Атону, как и раньше, были ориентированы с запада на восток, а их территория обнесена стенами. Вход оформляли в виде невысокого пилона с мачтами. Однако, поскольку новый культ совершался под открытым небом, храмы Атона не имели характерных колонных залов. Пилоны чередовались с огромными открытыми дворами, заполненными бесчисленными жертвенниками. Построены они были из кирпича, и их постигла та же участь, что и пирамиды Среднего царства.
Зато сохранились прекрасные образцы скульптуры, которую отличали индивидуализация черт и явное тяготение к лирической трактовке образов. Лучшими скульптурными портретами того времени являются головы Эхнатона и царицы Нефертити.
Памятниками, отражающими традиции Амарны, можно считать все произведения искусства, найденные в гробнице Тутанхамона. После смерти Эхнатона его второй преемник и юный зять Тутанхатон вынужден был пойти на примирение со знатью и жречеством и даже изменить свое имя, в котором содержалось имя бога Атона. Расцвету искусства Ахетатона наступил конец.
Но все же характерные особенности стиля амарнского искусства - свободная постановка фигур, живые непринужденные позы, передача непосредственного общения -оказали влияние на дальнейшее развитие египетского искусства и более свободное обращение с каноном.
портрет старшей дочери Эхнатона Меритатон портрет фараона Сменхкара
Портретьей дочери Эхнатона Анхсенпаатон
Контрольные вопросы и задания 1. Периодизация культуры Древнего Египта. 2. Имена и функции египетских богов, опишите их внешний облик. 3. Причины зарождения тотемизма. 4. Расскажите об архитектурном ансамбле некрополей Древнего царства. 5. В чем состоит канон изображения фигуры на плоскости в египетском искусстве? 6. Каковы основные типы царских гробниц Среднего царства? 7. Какие вы знаете архитектурные особенности и внутренний декор многоколонных храмов Среднего царства? 8. Каковы основные архитектурные типы храмов Нового царства? 9. В чем сущность религиозной реформы Аменхотепа IV и ее проявления в искусстве?
1. Искусство Древнего Египта.pptx