Скачать презентацию Искусство Древнего Египта Общая характеристика Работу выполнили студентки Скачать презентацию Искусство Древнего Египта Общая характеристика Работу выполнили студентки

Искусство Древнего Египта.pptx

  • Количество слайдов: 21

Искусство Древнего Египта Общая характеристика Работу выполнили студентки 2 курса ФФЧ Воронкина Татьяна и Искусство Древнего Египта Общая характеристика Работу выполнили студентки 2 курса ФФЧ Воронкина Татьяна и Турукина Юлия

Карта древнего Египта Карта древнего Египта

Искусству в Древнем Египте отводилась необычайно важная роль: оно должно было стать мостом между Искусству в Древнем Египте отводилась необычайно важная роль: оно должно было стать мостом между преходящим и вечным. Древнеегипетское искусство не предназначалось для осмотра. Оно в меньшей степени служило эстетическому удовлетворению, в основном оно подчинялось многочисленным культовым и магическим целям. В изобразительном искусстве отражалось нечто большее, чем просто облики прекрасных людей в их повседневном существовании, чем просто красивая природа — большее, чем повседневность. Нефертити

Искусство Древнего Египта было тесно связано с религией и мифологией. Все произведения искусства создавали Искусство Древнего Египта было тесно связано с религией и мифологией. Все произведения искусства создавали по строгим правилам – канонам. В честь богов воздвигали грандиозные храмы. В скульптуре и живописи их изображали как в человеческом облике (солнечный бог Амон-Ра, властитель загробного мира Осирис и его супруга Исида – богиня любви и материнства, богиня справедливости и космического порядка Маат и др. ), так и в виде животных или людей с головами животных (Хор – в образе сокола; бог мудрости, правосудия и письменности Тот – птицы ибиса; покровитель бальзамировщиков и проводник умерших в загробное царство Анубис – шакала; богиня войны, болезней и покровительница врачевателей Сохмет – львицы и т. д). В отличие от др. культур Древнего Востока, египтяне подчёркивали в образах богов не устрашающе-ужасные черты, а величие и торжественность. Суд Осириса

Переодизация • • • • Государственность в Древнем Египте возникла в пятом тысячелетии до Переодизация • • • • Государственность в Древнем Египте возникла в пятом тысячелетии до н. э. в результате разложения родового общества, с выделением родовой знати – вожди, старейшины, и последующим появлением рабства. После появления ряда государственных образований – номов, последние объединились в Верхний и Нижний Египет, а затем составили единое государство. Периоды истории Древнего Египта: 1) период Раннего царства (3100– 2800 гг. до н. э. ) – складывание единого государства, период царствования первых трех династий фараонов; 2) период Древнего (Старого) царства (2800– 2250 гг. до н. э. ) – завершение создания единого государства, распад Египта на номы, вновь централизация страны; 3) период Среднего царства (2250– 1700 гг. до н. э. ) – функционирование единого государства; 4) период Нового царства (1575– 1087 гг. до н. э. ) – расцвет могущества Египта, в конце данного периода его упадок; 5) период Позднего царства (1087– 525 гг. до н. э. ) – ослабление центральной власти, захват Египта Персией. Формой древнеегипетского государства во всех периодах его развития являлась восточная деспотия, характерными чертами которой были: – монархическая, наследственная форма правления; – полномочия главы государства неограниченны, вся полнота власти сосредоточена у него; – существует религиозный культ главы государства; – светская и церковная власть объединены в одном лице; – осуществление власти происходит многочисленным бюрократическим аппаратом; – подавление личности, отсутствие свобод.

Период Раннего царства (3100– 2800 гг. до н. э. ) Раннее царство, (Архаическая эпоха, Период Раннего царства (3100– 2800 гг. до н. э. ) Раннее царство, (Архаическая эпоха, Тинисский период) — самый первый династический период в истории государства древнего Египта, период правления I и II династий фараонов. Продолжался с 3120 по 2649 годы до н. э. Египетская письменность в период Раннего царства уже сложилась. Со временем всё большее значение в государственной жизни обретали писцы. Начиная с I династии в Египте велись летописи. Летосчисление велось по годам, разделённым на месяцы и дни. Наименование каждого года определялось происходившими в этом году значительными событиями. Глиняный сосуд с надписью Каа Палетка фараона Нармера. Первая сторона. Каирский музей.

Период Раннего царства (3100– 2800 гг. до н. э. ) Об изобразительном искусстве Раннего Период Раннего царства (3100– 2800 гг. до н. э. ) Об изобразительном искусстве Раннего царства мы можем судить по гробницам царей и знатных сановников. Гробницы, относящиеся к I династии, имеют форму мастаб; эта же форма сохранялась и впоследствии. Первые мастабы были построены не из камня, а из кирпича-сырца. Некоторые гробницы имели расчленённые, ступенчатые стены. Мастаба эль Фараун. Мастаба фараона Шепсескафа.

Период Древнего (Старого) царства (2800– 2250 гг. до н. э. ) • • Период Период Древнего (Старого) царства (2800– 2250 гг. до н. э. ) • • Период Древнего царства был временем сложения всех основных форм египетской культуры. Уже с ранних времен в египетском искусстве ведущее положение занимала архитектура, причем издревле основными сооружениями были монументальные гробницы царей и знати Для истории египетской архитектуры большое значение имело строительство царских гробниц, сооружению которых посвящались огромные средства, технические изобретения, новые идеи зодчих. Строительству царских гробниц придавалось большое значение и потому, что они явились местом культа умершего фараона, Этот культ играл видную роль в египетской религии, сменив культ предводителя племени доклассового периода. При этом на культ фараона были перенесены пережитки представлений о том, что предводитель племени является магическим средоточием благосостояния племени, а дух умершего предводителя при соблюдении надлежащих обрядов будет и впредь охранять свое пламя. Характерно, например, что пирамида Сенусерта I называлась «Сенусерт, смотрящий на Египет» , а на верхушках некоторых пирамид были изображены глаза. В нарастающей грандиозности царских усыпальниц наглядно сказалось желание утвердить деспотическую монархию и в то же время проявилась неограниченная возможность эксплуатации этой монархией труда народных масс. Стена заупокойного храма фараона Джосера в Саккара. III династия. Начало 3 тыс. до н. э.

Период Древнего (Старого) царства (2800– 2250 гг. до н. э. ) Каждая из пирамид Период Древнего (Старого) царства (2800– 2250 гг. до н. э. ) Каждая из пирамид в Гизэ, как и пирамида Джосера, была окружена архитектурным ансамблем; однако расположение зданий в Гизэ показывает значительно возросшее умение зодчих дать четкий план всего комплекса и уравновесить его части. Наиболее грандиозная из трех — пирамида Хуфу, построенная, вероятно, зодчим Хемиуном, — является самым большим каменным сооружением мира. Ее высота равна 146, 6 м, а длина стороны ее основания - 233 м. Пирамида Хуфу была сложена из точно отесанных и плотно пригнанных известняковых блоков весом в основном около 2, 5 тонны каждый; подсчитано, что на сооружение пирамиды пошло свыше 2300000 таких блоков. Пирамида Хуфу

 • • Период Среднего царства (2250– 1700 гг. до н. э. ) Искусство • • Период Среднего царства (2250– 1700 гг. до н. э. ) Искусство Среднего царства представляло собой сложное явление. В политической борьбе как фараоны, так и номархи, естественно, использовали и искусство. Так, первые фараоныфиванцы, желая подчеркнуть законность обладания престолом, стремились подражать памятникам могучих владык Древнего царства. Очень важным моментом явилось возобновление строительства пирамид. Первым начал сооружать свою усыпальницу в виде пирамиды тот же Аменемхет I, который решился при этом построить ее на севере, порвав таким образом связь с гробницами предков, — шаг достаточно трудный в условиях мировоззрения древних египтян. Предшественники Аменемхета I, фактические объединители Египта фараоны XI династии, сделать это не решились. Они оставили свои гробницы в Фивах, прибегнув в их оформлении к своеобразному компромиссу — сочетанию пирамиды с обычной для номарха скальной гробницей. Наиболее значительным из подобных памятников была усыпальница Ментухотепов II и III в Деир-эль-Бахри. По традиции к ней из долины вела огражденная каменными стенами дорога в 1200 м длиной и 33 м шириной. Усыпальница Ментухотепов в Деир-эль -Бахри. Реконструкция.

Период Среднего царства (2250– 1700 гг. до н. э. ) Раньше и ярче всего Период Среднего царства (2250– 1700 гг. до н. э. ) Раньше и ярче всего эти тенденции проявились в искусстве местнх центров среднего Египта. Лучше всего сохранились здесь рельефы и росписи на стенах скальных гробниц номархов, где особенно ясно видны новые искания. При сравнении одинаковых по тематике сцен из этих гробниц и из гробниц придворной знати наглядно раскрывается их принципиальное различие. Особенно больших успехов достигли художники номов среднего Египта в изображении животных, где они также были меньше стеснены каноном. В знаменитых росписях со сценой охоты среди нильских зарослей из гробницы номарха 1 б-го нома Хнумхотепа II дана совершенно новая трактовка природы — папирусов с летящими и сидящими птицами и охотящимися дикими кошками. Животные даны в разнообразных живых позах новшеством является и богатство их окраски: не только новые оттенки (густооранжевый, желтовато-серый и др. ), но и переходы от одного цвета к другому — серебристая голубизна чешуи на спине рыбы незаметно переходит в розовато-белую окраску брюшка, голубой затылок цапли в желтовато-белую шею. Росписи отличаются смелым сопоставлением цветовых пятен: на фоне нежной зеленой листвы акаций выделяется яркое оперение сидящих на ее ветвях птиц - оранжевого с черно-белыми крыльями удода, белогрудого сорокопута-жулана с пепельноголубой головкой и коричневыми крыльями и др. Особенно интересно дана расцветка кошки, где художник при помощи серовато - коричневых мазков по желтому фону попытался передать пушистую шерсть животного. Дикая кошка. Деталь росписи гробницы номарха Хнумхотепа II в Бени-Хасане. XII династия. 20 в. до. н. э.

Период Среднего царства (2250– 1700 гг. до н. э. ) В целях своего прославления Период Среднего царства (2250– 1700 гг. до н. э. ) В целях своего прославления фараоны-фиванцы начали широкое храмовое строительство; теперь они стремились поставить в храмах возможно большее количество своих изображений, причем царские статуи помещались не только внутри храма, но и вне его. Такие статуи становились памятниками живому правителю страны; прославляя его мощь, они должны были закрепить в сознании народа конкретные черты данного фараона. Эти статуи-памятники, принимавшие иногда огромные размеры, должны были иметь уже иной облик, и их развитие пошло по пути создания возможно близкого к оригиналу портрета. Свое завершение это новое направление официального искусства нашло в статуях Сенусерта III и Аменемхета Ш (19 в. до н. э. ), являющихся замечательними образцами египетского скульптурного портрета. Резкий, подчеркнутый реализм отличает эти суровые, властные лица, говорящие о непреклонной и целеустремленной воле, а нередко и о жестокости и надменности. Традиционные неподвижные позы этих статуй только еще больше оттеняют живую выразительность лиц. Вся структура лица дана здесь совершенно иначе, чем это было в царских статуях начала Среднего царства. Глаза уже не лежат прямо и плоско, почти на уровне всего лица, они глубоко сидят в орбите. Все лицо проработано, ощущается его костяк, мускулы, складки кожи. Резкая игра светотени приобретает все большее значение и по существу делается определяющей чертой нового портретного стиля. Голова статуи фараона Сенусерта III. Обсидиан. XII династия. 19 в. до н. э. Собр. Гюльбенкян.

Период Нового царства (1575– 1087 гг. до н. э. ) • • После периода Период Нового царства (1575– 1087 гг. до н. э. ) • • После периода упадка, вызванного нашествием гиксосов, искусство Египта переживает яркий расцвет в эпоху Нового царства (ок. 1580 — ок. 1085 гг. до н. э. ). Успешные походы в Азию и приток богатств обусловливают исключительную роскошь быта египетской знати этого времени. Суровые, драматические образы эпохи Среднего царства сменяются утончённо-аристократическими. Усиливается стремление к изяществу и декоративной пышности. В архитектуре получают развитие традиции предыдущего периода. Величайшими сооружениями эпохи Нового царства стали храмы, или «дома» богов. Один из них — заупокойный храм царицы Хатшепсут (1525— 1503 гг. до н. э. ) — находится в Дейр-эль-Бахри в Фивах, на западном берегу Нила. Храм был посвящен Хатхор — богине любви, музыки и танца, дочери бога Ра, глубоко почитавшейся египтянами. Сама же царица Хатшепсут (XVIII династия) была личностью незаурядной. Захватив власть у пасынка, будущего Тутмоса III (XVIII династия), она не столько воевала, сколько восстанавливала старые и строила новые храмы. С ее именем связана также морская экспедиция в страну Пунт (вероятно, территория современного Сомали). В своих многочисленных изваяниях Хатшепсут, хрупкая, миниатюрная женщина с характерным очертанием узкого лица, высоким лбом и широко расставленными, удлинненными краской глазами, — всегда изображалась в образе мужчины, с традиционной для изображений фараонов бородкой. После смерти Хатшепсут Тутмос III приказал уничтожить ее статуи, а в надписях сбить ее имя. Храм богини Хатхор

Период Нового царства (1575– 1087 гг. до н. э. ) Наряду с полускальными храмами Период Нового царства (1575– 1087 гг. до н. э. ) Наряду с полускальными храмами в архитектуре Нового царства получают распространение храмы-святилища открытого типа. Наиболее совершенными воплощениями культового ансамбля стали знаменитые фиванские храмы Ипет Сут и Ипет Рес, посвященные богу Амону-Ра. Ныне они известны как храмы в Карнаке и Луксоре. Храм Амона в Карнаке строился на протяжении многих веков — от Среднего царства до эпохи Птолемеев. Результатом этого является множество пилонов, площадей, ворот, залов, обелисков, коридоров и т. п. Большая часть построек возведена в эпоху Нового царства. Храм, имеющий в плане форму буквы «Т» , в основной своей части (идущей с запада на восток) имеет структуру, типичную для храмов Нового царства — с его пилонами, открытым двором, гипостильным залом и святилищем. В наше время вход на территорию храма Амона начинается на древней пристани, от которой к первому пилону ведет аллея сфинксов (с телом льва и головой барана), созданная при Рамсесе II (XIX династия). Справа от пристани располагается небольшое святилище для ладей, возведенное царем Хакором (XXIX династия) и использовавшееся в качестве места остановки божественных процессий, когда священная ладья Амона покидала храм или, наоборот, возвращалась в свою обитель после очередного празднества. Храм Амона в Карнаке

Период Нового царства (1575– 1087 гг. до н. э. ) Особой популярностью пользуются сцены Период Нового царства (1575– 1087 гг. до н. э. ) Особой популярностью пользуются сцены пиров и празднеств, охоты среди густых зарослей папируса. В изображения широко вводится пейзаж. В то же время изобразительное искусство этой эпохи отличает стремление к изысканности. Больше внимания уделяется деталям: одежде, прическам, драгоценностям. Удлинненные легкие тела приобретают гибкость, очертания плеч — округлость. Тонкой красотой отмечены женские профили. Миндалевидные глаза слегка прикрыты веками, что придает взгляду некую таинственность (рельефы гробницы Рамеса, XIV в. до н. э. ). Живопись обогащается сочетанием розовато-фиолетовых, золотистых, голубых тонов. Исчезает условность раски человеческих фигур: оттенки светлой и темной кожи становятся близкими к реальным. На женских лицах появляется румянец, сквозь прозрачные одежды просвечивают тела. Нередко изображаются нагие служанки, танцовщицы и музыкантши. В рельефах нарастают изощрённое изящество линий и тонкость обработки поверхности камня. Особое развитие получает углублённый рельеф с изысканной игрой светотени (рельефы храма Хатшепсут, XVI в. до н. э. , гробницы Рамеса в Фивах, XV в. до н. э. ) Рельеф из гробницы Рамеса

Период Позднего царства (1087– 525 гг. до н. э. ) С первой половины XII Период Позднего царства (1087– 525 гг. до н. э. ) С первой половины XII века до н. э. , в стране уже практически ничего не строится. В этот поздний период египетское искусство занято в основном перепевами наследия и стилизацией и архаизацией форм. Это объяснялось, с одной стороны, нежеланием художников творить в духе новой власти, представителей менее культурных народов, а с другой - искусство поддавалось влиянию жрецов, толкователей древних преданий. В результате этих воздействий искусство отказалось от достижений предыдущего времени, далёкое Среднее царство считалось идеалом, творения древних фиванских художников - образцами, достойными подражания. • Египетское искусство сохраняет свои традиции вплоть до греческой эпохи, когда в 332 году до н. э. Египет был завоёван Александром Македонским. С этой поры он включается в эллинистический мир, а в его искусстве сложно переплетаются египетские традиции и черты греческой античности, так как египетское искусство и в этот период сохраняет неугасшие творческие импульсы и большое традиционное мастерство. • Даже в эллинистические времена были сооружены строгие и стройные храмы, наследующие главные элементы планировки и облик храмов Нового царства. Правда, в деталях планы храмов становятся более сложными. Под влиянием греко-римской архитектуры колоннады во дворах получают капители многообразных, очень утяжелённых, эклектичных форм. Статуя на входе в храм Гора

Период Позднего царства (1575– 1087 гг. до н. э. ) Храм Гора Период Позднего царства (1575– 1087 гг. до н. э. ) Храм Гора

 • • Не следует все же думать, что египетское искусство было полностью сковано • • Не следует все же думать, что египетское искусство было полностью сковано канонами в течение своего многовекового существования или что личность египетского художника не играла никакой роли в развитии искусства. Египетское искусство, как и искусство каждого народа, развивалось и изменялось в Зависимости от конкретных изменений исторических условий, отражая и новые требования, выдвигавшиеся в связи с этими изменениями, и борьбу различных социальных слоев, и то значение, которое имели местные художественные школы и отдельные мастера, сумевшие проявить свою творческую силу даже в пределах канонических рамок. Памятники сохранили нам много имен творцов египетского искусства. Из автобиографий наиболее выдающихся мастеров видно, что они и сами сознавали свое значение в развитии искусства их страны. Так, в надписи знаменитого зодчего 16 в. до н. э. Инени, высеченной по его приказанию в Карнакском храме, мы читаем: «То, что мне было суждено сотворить, было велико. . . Я искал для потомков, это было мастерством моего сердца. . . Я буду хвалим за мое знание в грядущие годы теми, которые будут следовать тому, что я совершил» . Хотя египетское искусство сложилось в первом в истории человечества классовом обществе и отражало идеи господствовавшего класса, в нем постоянно отражалась народная мифология, созданные народом поэтические и художественные образы; реалистические тенденции египетского искусства, выразившиеся в интересе к живому человеку и к подробному изображению жизни египетского народа и определившие жизненно правдивые черты художественного творчества, имели глубокую народную основу и в силу этого приносили особенно значительные плоды в те периоды, когда усиливалась общественная роль широких масс.

Иллюстрации 1)Карта 2)Нефертити 3)Суд Осириса 3)Сосуд Каа 4)Печать Нармера 5)Мастаба 6)Джоссер 7)Хуфу 8)Ментухотеп 9)Дикая Иллюстрации 1)Карта 2)Нефертити 3)Суд Осириса 3)Сосуд Каа 4)Печать Нармера 5)Мастаба 6)Джоссер 7)Хуфу 8)Ментухотеп 9)Дикая кошка 10)Сенусерт 11)Храм Хатхор 12)Амон 13)Рамес 14)Гор

Источники 1)Википедия 2) http: //crossmoda. narod. ru/CONTENT/art/egipt/History. Art-Egipt-Pozdnij. html http: //artyx. ru/books/item/f 00/s 00/z Источники 1)Википедия 2) http: //crossmoda. narod. ru/CONTENT/art/egipt/History. Art-Egipt-Pozdnij. html http: //artyx. ru/books/item/f 00/s 00/z 0000000/st 013. shtml http: //www. ice-nut. ru/egypt 070. htm

Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!