ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.ppt
- Количество слайдов: 85
Искусство Античности
Античное искусство • Термином "античная культура" впервые стали называть в эпоху Возрождения греко-римскую культуру, древнейшую из известных в то время, т. к. "античный" - от латинского "antiquus" - означает "древний". • Теперь, когда известны более древние, чем греко-римская цивилизации Древнего Востока, термин "античный" приобрёл чисто условное значение и относится именно к культурам Древней Греции и Древнего Рима.
Древнегреческое искусство развивалось под влиянием трёх очень различных культурных потоков: • - эгейского, ещё сохранившего жизненную силу в Малой Азии; • - дорического, порождённого волной северного дорийского нашествия, склонного к введению строгих корректив в традиции крито-микенского стиля, умерить вольную фантазию и динамизм критского декоративного узора через простейшую геометрическую схематизацию, упрямую, жёсткую и властную; • - восточного, донёсшего в Элладу образцы художественного творчества Египта и Месопотамии, законченную конкретность пластических и живописных форм, своё замечательное изобразительное мастерство.
Периодизация античного искусства Крито-микенский период: 3 - 2 тысячелетия до н. э. Искусство Древней Греции: • Гомеровский и раннеархаический период: XI - VIII века до н. э. • Архаика: VII - VI века до н. э. • Классика: V век до н. э. - до последней трети IV века до н. э. • Эллинизм: последняя треть IV века до н. э. -I век н. э. Искусство Древнего Рима:
Открытия Шлиман Генрих (6. 01. 1822 -6. 12. 1890), немецкий археолог. Составил огромное состояние торговлей. В 1863 оставил коммерческую деятельность и занялся отысканием мест, упомянутых в гомеровском эпосе. В 1869 высказал предположение, что местом Трои является холм Гиссарлык в М. Азии. Раскопки 1870— 73, 1878— 79, 1882— 83, 1889— 90 подтвердили эту гипотезу. Вёл также раскопки в Микенах (1876), на о. Итака (1878), в Орхомене (1880— 81), Тиринфе (1884— 85). Будучи самоучкой, он применял весьма несовершенную методику раскопок и, хотя вёл подробные дневники и публиковал результаты раскопок, научная ценность его книг невелика. Важным было открытие Шлимана "догомеровской" эгейской культуры, после его смерти научно исследованной А. Эвансом.
• В 1853 году началась Крымская война, ещё больше обогатившая предпринимателя. Шлиман планировал в случае, если из-за блокады англичанами российских торговых портов поступление товара задержится, доставлять грузы через порт Мемель (ныне — Клайпеда в Литве), принадлежавший нейтральной Пруссии, и с большой выгодой транспортировать вглубь России. Предприниматель вложил огромные средства, но, когда он отправился в Мемель проследить за разгрузкой товаров, то увидел сгоревший дотла город. Однако при этом амбары, где хранились его товары, уцелели. Из-за такой редкой удачи он продал их по цене, вдвое превысившей закупочную. • В начале 1861 года российское правительство готовилось обнародовать манифест об отмене крепостного права на больших бумажных афишах. Шлиман постарался скупить как можно больше бумаги и затем перепродал её по сильно завышенной цене. • Откровенное воровство и поставка некачественного товара не осталось незамеченным российским императором. На прошении Шлимана вернуться в Россию император Александр II наложил резолюцию: «Пусть приезжает — повесим» .
Гиссарлыкский Холм ТРОЯ
Микены
Сэр Артур Джон Эванс (1851— 1941) — британский археолог, первооткрыватель Минойской цивилизации. • В 1900 г. организовал масштабные раскопки Кносского дворца на Крите. • Выделил на найденных источниках несколько типов критской письменности, которым дал названия «критские иероглифы» , «Линейное письмо А» и «Линейное письмо Б» . • За свои заслуги в области археологии в 1911 г. Эванс был посвящён в рыцари.
• Правили Критом цари, одним из которых был легендарный Минос. По имени этого царя культуру и искусство Древнего Крита называют также минойскими. Искусство Крита: • носит светский, дворцовый характер; • оптимистическое, радостное, наполнено стремлением к блеску, пестроте и яркости; поражает своей экспрессией, смелыми ракурсами, динамичностью; • У критских художников ясно чувствуется любовь к морю, к вечному движению, царящему в нём, к цветовым переливам морской волны. Изменчивость и движение как основа художественного образа, волнистость узора, быстрая смена видений и поэтому стремление запечатлеть мгновенность - вот в значительной степени то новое, что дало миру искусство Крита. • В 1580 -1450 гг. до н. э. наступает расцвет единого Критского государства с центром в Кноссе, главной достопримечательностью которого являлся Кносский дворец. • Дворец в Кносе назван Лабиринтом из-за того, что его тронный зал был украшен изображением лабриса - двуручной секиры, священной на Крите.
Крито-микенское искусство • Правили Критом цари, одним из которых был легендарный Минос. По имени этого царя культуру и искусство Древнего Крита называют также минойскими. Искусство Крита: • носит светский, дворцовый характер; • оптимистическое, радостное, наполнено стремлением к блеску, пестроте и яркости; поражает своей экспрессией, смелыми ракурсами, динамичностью; • У критских художников ясно чувствуется любовь к морю, к вечному движению, царящему в нём, к цветовым переливам морской волны. Изменчивость и движение как основа художественного образа, волнистость узора, быстрая смена видений и поэтому стремление запечатлеть мгновенность - вот в значительной степени то новое, что дало миру искусство Крита. • В 1580 -1450 гг. до н. э. наступает расцвет единого Критского государства с центром в Кноссе, главной достопримечательностью которого являлся Кносский дворец. • Дворец в Кносе назван Лабиринтом из-за того, что его тронный зал был украшен изображением лабриса - двуручной секиры, священной на Крите.
ЛЬВИНЫЕ ВОРОТА
Гомеровский и раннеархаический период: XI - VIII века до н. э. • Период греческой истории с XI по IX века до н. э. называют гомеровским, потому что главным письменным источником для его изучения служат поэмы Гомера "Иллиада" и "Одиссея". • В эпоху ранней архаики появляются первые монументальные скульптуры - ксоаны, не дошедшие до нас и известные только по литературным источникам. Ксоаны - это примитивные скульптуры культового назначения. Они представляли собой столб со слегка обозначенными формами человеческого тела и были символическим изображением божества. • В этот период широкое развитие получила расписная керамика. До VII в. до н. э. в ней существовал геометрический стиль. Cоздавались большие вазы, служившие надгробиями, и сосуды бытового назначения. Росписи состояли из геометрического орнамента и отличались чёткой ритмикой, выразительностью линий.
Архаика: VII - VI века до н. э. • Эпоха архаики - это время становления греческих полисов и интенсивного сложения древнегреческой культуры, формирования основных градостроительных принципов, видов храмов, жилых и общественных зданий. • В это время получает развитие ордерная система (дорический и ионический ордера). • Появляются новые типы монументальной скульптуры — статуи юношей-атлетов (курос) и девушек (кора). • В отличие от египетской архитектуры, которая ориентировалась на заупокойный культ, и от критской, бывшей преимущественно дворцовой, греческая архитектура была в первую очередь храмовой.
• Греческий храм возник из микенского мегарона. Статуя божества помещалась в святилище - целле (cella), архитектурно соответствующей залу царского мегарона, где стоял очаг. Свет проникал в целлу только через дверь, так что в ней царил полумрак, создававший особо торжественное настроение. Целлу обрамляла колоннада. Дальнейшим шагом в развитии архитектуры храма был простиль. На переднем фасаде простильного храма были размешены четыре колонны. • В храме амфипростильного типа колоннада украшала уже как передний, так и задний фасад, где был вход в сокровищницу. Причём колонны теперь располагались не между, а перед антами. • Однако самым распространённым стал другой тип храма - периптер, который был окружён колоннами со всех четырёх сторон. Чаще всего на главном фасаде было шесть колонн, такие храмы назывались гексастильными периптерами. Наиболее сложный тип храмового здания диптер, который включает два ряда колонн, окружающих целлу. • Уже в архаическую эпоху в греческой архитектуре ясно выявились два стиля, или, как принято говорить, ордера: дорический и ионический. • Ордер (что значит строй, порядок) определяет структуру колонн и покоящейся на ней верхней части здания (антаблемента). • Дорический ордер своей простотой и геометричностью воплощал идею мужественности, гармонию силы и строгости. • Ионический же ордер выражал стремление к декоративности, лёгкости форм, лиричности.
дорический ионический коринфский
Классика: V век до н. э. - до последней трети IV века до н. э. • В архитектуре ранней классики наибольшее распространение получают храмы дорического ордера, соответствующие духу гражданственности, героике полиса. • Афинский Акрополь с его храмами Парфеноном и Эрехтейоном и зданиями Пропилей - величайший памятник греческого зодчества. •
КЛАССИКА ЭЛЛИНИЗМ АРХАИКА
Коры Куросы «Архаическая Улыбка»
• Архаическая скульптура представлена первоначально небольшими деревянными, позже бронзовыми статуэтками, затем изваяниями обнажённых куросов и стройных кор в длинных одеждах. Назначение кор, как и назначение куросов неизвестно, но главное - в них сосредоточено женское, подвижно-эмоциональное начало, как в куросах - мужское, разумно-волевое. • В "архаической улыбке" проскальзывает игривая насмешка, но откровенно насмешливой её не назовёшь. Улыбка застывшая, не совсем естественная. Так что черты куроса или коры не создают впечатления подлинно живого человеческого лица. Это ещё не лица, а лики, как в Древнем Шумере. • Однако "архаическая улыбка" свидетельствует о стремлении художника одухотворить образ, чтобы предстал перед нами не только обнажённый атлет с прекрасно тренированным телом, но и юный муж, озарённый разумом. . . • Условная улыбка, в которой какая-то особая острота, особое очарование, передающиеся всему образу.
• Родом из Сикиона или Ароса происходил Поликтет, деятельность которого протекала в Аргосе. • Его статуя юноши-копьеносца "Дорифор", воплощающаяся мужественный идеал доблестного гражданина-воина, полный чисто эллинского классического благородства, была воплощением разработанной им системы идеальных пропорций и закона симметрии, по которым должно строиться изображение человека. • Свои теории Поликтет изложил в трактате "Канон". Согласно его пропорциональной системе, голова должна составлять 1/7 всего роста, лицо и кисть руки - 1/10, ступни - 1/6. Его система вела к утверждению известной нормативности и приземистости изображаемых фигур с несколько тяжеловесными пропорциями.
Эллинизм: последняя треть IV века до н. э. -I век н. э • Хронологическими границами эллинизма принято считать, с одной стороны, смерть Александра Македонского - 323 г. до н. э. , с другой - год присоединения к Риму Египта - 30 год до н. э. • Наметились тенденции к смешению различных ордеров и их элементов в одном здании, усложнялись планы сооружений. В архитектуре восточных районов наряду с ордерной системой использовались иногда арки и своды. • На смену обобщённому образу героя-гражданина полиса приходят, с одной стороны, изображение обожествлённой и героизированной личности монарха, а с другой индивидуализированный образ личности, либо находящейся в трагическом конфликте с окружающей средой, либо эгоистической, любыми средствами добивающейся своей цели, либо образ с преувеличенным героическим началом.
• В эпоху архаики получили развитие основные разновидности древнегреческих ваз: • овальные амфоры с узкой шейкой и двумя ручками - для хранения вина, зерна, растительного масла и мёда; • объёмистые кратеры с широким горлом - для вина смешанного с водой, обычного напитка греков; • изящные гидрии - кувшины для ношения воды с двумя горизонтальными ручками, чтобы поднимать на голову, и третьей, вертикальной, чтобы снимать с головы; • плоские с ножкой и двумя ручками килики - чаши для питья; • высокие удлинённые лекифы - для душистого масла и ещё многие другие кувшины и чаши.
• До VII в. до н. э. в ней существовал геометрический стиль. В период его расцвета (VIII в. до н. э. ) создавались большие вазы, служившие надгробиями, и сосуды бытового назначения. Их пропорции, взаимодействие отдельных частей, чёткая построенность формы отдалённо напоминают очертания человеческого тела. Росписи состояли из геометрического орнамента и отличались чёткой ритмикой, выразительностью линий. Вначале это лишь простые линии и концентрические круги, ритмично опоясывающие тулово вазы, позднее - более разнообразные мотивы с изображением людей и животных, опять же построенные из простейших геометрических форм
В конце VII—VI вв. до н. э. в вазописи Коринфа, а затем Афин утверждается чернофигурный стиль, бессюжетный орнамент теряет своё былое значение, и человеку начинают уделять основное внимание, а его образ начинает приобретать всё более реальные черты.
В конце VI века до н. э. чернофигурная роспись сменяется краснофигурной, более совершенной, когда фигуры оставляются в цвете глины, а фон покрывается чёрным лаком. Светлые фигуры воспринимаются более реальными, они начинают "прорывать" поверхность вазы, будучи более объёмными, и роспись теряет свою декоративную роль украшений.
Древнеримское искусство • Инженерный гений: бетон, арка, купол. • Акведуки, термы, стадионы, триумфальные арки, виллы, домосы… • Стенная живопись • Римский скульптурный портрет
Древнеримское искусство • Период развития италийских племён, этрусская культура: VIII - II века до н. э. • Царский период Древнего Рима: VIII - VI века до н. э. • Республиканский период Древнего Рима: V - I века до н. э. • Период Римской империи: I - V века н. э.
• Приверженность не к идеальному, как у греков, а к характерному, индивидуальному привело к главному достижению этрусков в области скульптуры - портрету. Он развивался из оформления урн-каноп для сожжённого праха умерших, которые изображаются возлежащими, повторяя позы пирующих. • Общественная жизнь протекала на Форуме - площади, представляющей собой архитектурный ансамбль. Здесь был центр торговой жизни, политической деятельности, народных собраний, военных триумфов. Облик его сложился ко II веку до н. э. Он приобрёл асимметричный характер в результате постепенной разновремённой застройки. • На рубеже III - II веков до н. э. римляне научились делать прочный водоупорный бетон. Это позволило им развить применявшуюся уже на Востоке и в Греции технику возведения мощных сводчатых и купольных конструкций, которые нужны были для создания огромных внутренних пространств, свободных от внутренних опор, в общественных сооружениях. Римская техника сводов стала образцом для последующих этапов европейской архитектуры.
От этрусков сохранилось много исторических памятников: остатки городов, некрополи, оружие, домашняя утварь, фрески, статуи, следы этрусского влияния в римской культуре.
Колизей • Колизей (от лат. colosseus — громадный, колоссальный) или амфитеатр Флавиев — амфитеатр, одна из самых больших арен Древнего Рима. Строительство велось на протяжении 8 лет, в 72 — 80 годах как коллективное сооружение императоров династии Флавиев. • Амфитеатр Флавиев представляет в плане эллипс, середина которого занята ареной (также эллиптической формы) и окружающими её концентрическими кольцами мест для зрителей. От всех сооружений такого рода Колизей отличается своей величиной. Это самый грандиозный античный амфитеатр: длина его наружного эллипса равняется 524 м, большая ось — 187, 77 м, малая ось — 155, 64 м, длина арены — 85, 75 м, её ширина 53, 62 м; высота его стен — от 48 до 50 метров. Согласно Хронографу 354 года, амфитеатр вмещал в себя около 87000 человек, однако по современным подсчетам, Колизей может вместить лишь 50000 человек. Амфитеатр Флавиев был построен на фундаменте толщиной в 13 метров. • Колизей имел 80 входов, из которых 4 были предназначены для высшей знати и вели в нижний ряд. Благодаря этому публика могла заполнить Колизей за 15 минут и покинуть за 5. • На его крыше, во время представлений, помещались матросы императорского флота, командированные для натягивания над амфитеатром огромного тента (лат. velarium) для защиты зрителей от палящих лучей солнца или от непогоды. Тент этот прикреплялся с помощью канатов к мачтам, расставленным по верхнему краю стены.
. . . Девять грандиозных акведуков снабжали водой императорский Римский писатель Юлий Фронтин уверенно заявляет, что нельзя сравнить их "каменные громады с бесполезными пирамидами Египта или самыми прославленными, но праздными сооружениями греков".
"Время человеческой жизни миг, -писал Марк Аврелий, - её сущность - вечное течение; ощущение смутно; строение всего тела - бренно; душа - неустойчива; судьба загадочна; слава недостоверна".
БАЗИЛИКА