Искусство Англии 18 век.pptx
- Количество слайдов: 10
ИСКУССТВО АНГЛИИ XVIII ВЕК
КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО АНГЛИИ XVIII ВЕКА Благодаря своеобразию географического положения, политического и экономического развития Англия занимала несколько обособленное место среди европейских стран, хотя и находилась в постоянном взаимодействии с ними. В пору формирования капиталистических отношений Англия опережает многие страны Европейского континента политической зрелостью. На 18 век приходится расцвет национального английского искусства, связанный с общим подъемом английской культуры, особенности которой определялись буржуазной революцией 1640— 1660 годов. В 18 веке английская школа живописи выдвигает плеяду талантливейших мастеров и занимает одно из первых мест в Европе. Победа буржуазной революции способствовала ликвидации остатков феодальной раздробленности и вызвала бурный рост производительных сил. В Англии создаются предпосылки для промышленного переворота конца 18 века. Ограничив власть короля, буржуазия в союзе с земельной аристократией заняла господствующее положение в стране. В соответствии с практическим характером ее деятельности приобрело более трезвые и реалистические формы их мировоззрение. Самые смелые достижения творческой мысли в послереволюционной Англии проявились в литературе, в произведениях Свифта ( «Путешествие Гулливера» ) и Дефо ( «Робинзон Крузо» ). Они нашли воплощение и в творчестве крупнейших английских художников.
АРХИТЕКТУРА В то время как барокко достигло в европейской архитектуре кульминации, английская архитектура продолжала стоять на позициях рационализма и классицизма. Теоретики и практики английского классицизма 18 века проповедуют возврат к канонам Витрувия и Палладио. Крупнейшими представителями этого направления были Грант Вуд (1705— 1754), Уильям Кент (1684— 1748) и Джеймс Джиббс (1682— 1754). Английским мастерам, однако, чуждо стремление к представительности, развернутости фасадов и декоративности, характерным для французской архитектуры. Выразительность, богатство архитектурных форм достигались чисто пластическими средствами. Особого своеобразия английские мастера достигли в области жилой архитектуры — в сельских виллах, дворцах, окруженных живописными парками. Идеал красоты здесь сочетался с требованиями разумного расположения частей здания и расчлененной планировкой (Роберт Адам, 1728— 1792). Регулярный парк (французский) во второй половине 18 века вытесняется в Англии ландшафтным, в котором композицию образуют свободные группы деревьев, открытые лужайки, озера с извилистыми берегами. Здание парламента Барри, Пьюджин 1840 -1867
АРХИТЕКТУРА Собор святого Павла Кристофер Рен 1675 -1720 Лондон Бридж Тауэр Чарльз Барри 1820 -е Английские архитекторы 18 века оказали большое влияние на дальнейшее развитие архитектурной мысли и стилистики зодчества в Англии начала 19 века и в викторианскую эпоху (Чарльз Барри, Огастес Пьюджин). Так, например, было отстроено здание парламента (Вестминстерский дворец). Некогда на этом месте находился королевский дворец, который стал строиться еще при короле Эдуарде Исповеднике и был существенно укреплен и перестроен Вильгельмом Завоевателем. После пожара 1512 дворец перестал быть королевской резиденцией. С 1547 в части здания проводились заседания Палаты общин (Палата лордов располагалась в другом месте). Пожар 1834 нанес зданию огромный урон и в 18401867 годах оно было отстроено вновь архитектором Чарлзом Барри в стиле английского классицизма и неоготики. Архитектор Огастес Пьюджин в этом же стиле оформил все интерьеры, а также орнаментировал внешние детали. С тех пор
ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В области скульптуры в Англии в 18 века не было создано ничего выдающегося. Но именно это время — период высокого подъема декоративно-прикладного искусства: торевтики (обработка металлов), обработки стекла и особенно производства фарфора. Далеко за пределами Англии получил распространение своеобразный по формам фаянс, изготовленный на предприятиях Джошуа Уэджвуда (1730— 1795) из новых сортов керамической, так называемой каменной массы. Необычайно прочная, она допускала вместе с тем и большую тонкость обработки изделий, часто представлявших собой копии античных ваз или свободные им подражания. Каменная масса синих, черных, зеленых тонов украшалась белыми рельефами строгих очертаний и форм, воспроизводящих античные мотивы. Сервизы, вазы, туалетные принадлежности вместе со строгими формами мебели и оформлением интерьера воплощали поиски изящной классической красоты в английском искусстве.
ТВОРЧЕСТВО УИЛЬЯМА ХОГАРТА Художник и его пес, 1745 Галерея Тейт, Лондон Портрет Мэри Эдвардс, 1740 Собрание Фрик, Нью-Йорк Дэвид Гаррик с супругой, 1757 Королевское собрание, Виндзор Утро в доме новобрачных, 1744 Национальная галерея, Лондон Основоположником реализма в английской живописи был Уильям Хогарт (William Hogarth) (1697— 1764). Создатель общественной и политической сатиры, он стремился глубоко осмыслить действительность своего времени с типичными для нее явлениями: хищным стяжательством, социальными контрастами, столкновениями буржуазных законов с феодальными предрассудками и привилегиями. Это сближает Хогарта с замечательными деятелями театра и писателями-реалистами, и прежде всего с Фильдингом, который обличал пережитки феодального прошлого и уродства буржуазного уклада жизни. Свое искусство он обращает к широкому зрителю, что было новым явлением в художественной жизни Англии. Хогарт родился в Лондоне в семье учителя; профессиональному мастерству учился у гравера; самостоятельно работать начал в области гравюры и иллюстрации. В это время складывается его метод, основанный на наблюдениях жизни. Его первые живописные произведения в известной мере связаны с графическими. Это серии картин, объединенных сюжетной линией, в живописной форме повествующих о судьбах персонажей различных социальных слоев, иногда навеянных литературой. Таковы «Карьера мота» (1732— 1735, Лондон, Музей Соуна), «Модный брак» (1743— 1745, Лондон, Национальная галерея) , раскрывающие типичные неблаговидные и подчас трагические явления действительности того времени. Каждая серия завершается ярко выраженной морализирующей концовкой. Распространенные в гравюрах художника, эти серии имели большой общественный
ТВОРЧЕСТВО ТОМАСА ГЕЙНСБОРО Мир чувств, настроений, тонкий лиризм и поэтичность характерны для творчества младшего современника Рейнольдса, крупнейшего английского живописца Томаса Гейнсборо (Thomas Gainsborough) (1727— 1788). Он работал главным образом в области портрета, но в то же время явился одним из создателей английского пейзажа. Близкий по своему дарованию, восприятию мира к сентиментализму Стерна в литературе, Гейнсборо в своих лучших картинах был реалистом, остро чувствующим сложные, утонченные характеры портретируемых, которым соответствуют изысканно смягченные гармонии красок. Гейнсборо родился в Суффолке в семье торговца сукном. Некоторое время учился в Лондоне у француза Гравело, а затем у Хеймана. Его первые работы относятся к области пейзажной живописи. Приобретя известность как мастер портрета, он начал получать заказы от знаменитостей своего времени и титулованной знати. Замкнутый и малообщительный, художник не выезжал за пределы родины. Его увлеченность живописью и музыкой способствовали выявлению сложнейших цветовых гармоний, музыкальности ритма его живописных произведений. Уже в ранних своих работах Гейнсборо создает своеобразный тип портретной композиции. Он изображает портретируемых на фоне пейзажа, прогуливающимися или отдыхающими. Постоянное обращение художника к мотивам национального пейзажа, написанного с натуры, привело к обогащению портретных композиций пейзажным фоном. Сэр Эндрью с женой, 1749 Портрет актрисы Сары Сиддонс, 1785 Герцогиня де Бофор, 1770 -е Утренняя прогулка, 1785
ТВОРЧЕСТВО ДЖОШУА РЕЙНОЛДСА Автопортрет, 1760 -е Графиня Спенсер с дочерью Фрэнсис, графиня Дартмутская, 1757 Портрет леди Сандерлайн, 1786 Среди многих портретистов Англии особое место принадлежало Джошуа Рейнолдсу (Joshua Reynolds) (1723— 1792). Рейнолдс был организатором и первым президентом Королевской Академии художеств, основанной в 1768 году. Поставив целью утвердить в искусстве идеал, связанный с национальной действительностью, Рейнолдс сочетал черты светской парадности и характерной для аристократического портрета монументальности с меткостью психологической характеристики. Живописец Джошуа Рейнолдс создал галерею портретов своих современников, в большинстве случаев представителей высших слоев общества. Рейнолдс родился в Плимптоне в семье пастора, учился у портретиста Хэдсона. Поездки в Италию и Францию завершили его художественное образование, способствуя формированию свободной живописной манеры и гармоничного насыщенного колорита. Сильные стороны его творчества проявились там, где он следовал натуре. Тяготение Рейнолдса к созданию жизненно правдивых и в то же время облагороженных образов.
ТВОРЧЕСТВ ТОМАСА ЛОРЕНСА Самым прославленным портретистом конца 18 — начала 19 века был Томас Лоренс (Thomas Lawrence) (1769— 1830), в искусстве которого еще более усиливаются идеалистические тенденции. Родился будущий портретист 13 апреля 1769 года в Бристоле в семье владельца гостиницы. Художник прославился своими портретами уже в десятилетнем возрасте, изобразив королеву Шарлотту, когда ей было всего двадцать лет, а после смерти сэра Джошуа Рейнолдса был назначен художником короля. Английский живописец Томас Лоренс исполнял идеализированные, эффектные, виртуозные по живописи портретные этюды (портрет мисс Элизабет Фаррен, 1790, частное собрание, и другие картины). Занимая пост главного художника короля, а с 1820 года президента Королевской Академии художеств, Лоренс получал множество заказов. Живописец работал не только в Англии, но и во Франции, Австрии, Италии, с отточенным виртуозным мастерством писал Лоренс портреты членов королевской семьи, видных политических и военных деятелей, женские и детские портреты. Более живы и непосредственны созданные им портретные этюды. Портрет Давида Лиона, 1825 Портрет герцога Веллингтона, 1816 Михаил Семенович Воронцов, 1821 Эмили Уэлсли-Поул, 1814
ТВОРЧЕСТВО ГЕНРИ РЕБЕРНА Анна Харт, 1810 Священник Роберт Уолкер, катающийся на коньках на озере Леди Бетайн, 1790 -е Несколько особняком, хотя и в связи с общей линией развития английского портрета, стоит самобытное, мужественное творчество шотландского живописца Генри Реберна (Henry Raeburn) (1756— 1823), получившего образование в Эдинбурге. Реберн был создателем громадной портретной галереи своих соотечественников — общественных деятелей, писателей, ученых. Лучшие из портретов шотландского живописца Реберна, написанные широкой свободной кистью, в мощной пастозной манере, сильно и смело раскрывают своеобразные черты национальных характеров: портрет прославленного романиста Вальтера Скотта, портрет главного судьи Шотландии лорда Ньютона (оба портрета — Эдинбург, Национальная галерея Шотландии). Романтические, ярко индивидуальные портреты деятелей национальной культуры кисти шотландского живописца Генри Реберна отмечены смелой пластической лепкой, эффектами композиции и освещения ( «Брюс Макмудро» , около 1800, галерея Тейт, Лондон; «Мисс Элеонора Уркхарт» , около 1795, Национальная галерея, Вашингтон). Замечательная способность к тональным обобщениям и к широте трактовки в портретах шотландского соперника Джошуа Рейнолдса — художника сэра Генри Реберна, свидетельствует об иной традиции и, возможно, о более тесной, хотя и не прямой связи