Левитан.Байдак 10-1.pptx
- Количество слайдов: 36
Исаак Ильич Левитан 30. 08. 1860 -4. 08. 1900
Исаак Левитан родился 30 августа 1860 года в небольшом литовском городке Кибарты. Отец его был мелким служащим, семья была большой и жила небогато. В начале 70 -х годов Семья Левитана переезжает в Москву, затем скоропостижно скончалась мать Исаака, а спустя непродолжительное время умирает и отец. В 1873 -85 будущий мастер учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где наибольшее влияние на него оказали В. Д. Поленов и А. К. Саврасов.
Жил преимущественно в Москве. Работал также в Останкине (1880 -83), в различных местах Московской и Тверской губерний; в Крыму (1886, 1899), на Волге (1887 -90), в Италии, Франции, Швейцарии и Финляндии (1890 -е гг. ). Художник преодолел условности классицистско- романтического пейзажа, отчасти сохранившиеся и у передвижников.
Левитановский «пейзаж настроения» , при всей его удивительной натурной достоверности (мастер обычно бережно сохранял исходный мотив, лишь внося в него отдельные коррективы), обрел беспрецедентную психологическую насыщенность, выражая жизнь человеческой души, что вглядывается в природу как средоточие неизъяснимых тайн бытия, которые здесь видны, но невыразимы словами.
Важную роль в творчестве художника играют музыкальные, поэтические, философские ассоциации (любимым его учением был пессимизм А. Шопенгауэра), а также его собственная личность — чувственная, влюбчивая, в то же время склонная к приступам черной меланхолии, остро переживающая и собственное нездоровье (он страдал врожденным пороком сердца), и весь драматизм положения евреев в царской России. Поэтому, восприняв новации импрессионизма, он никогда не отдавался чистой, радостной игре света и цвета, пребывая в кругу своих образов, овеянных мировой тоской.
Уже ранние работы художника порой напоминают маленькие лирические новеллы с открытым концом ( «Осенний день в Сокольниках» , 1879).
«Осенний день в Сокольниках» 1879 год
Антон и Николай Павлович Чеховы
Полного расцвета искусство Левитана как мастера пейзажа-картины, умеющего превратить простой мотив в архетипический образ России, достигает в «Березовой роще» (1885 -89).
«Березовая роща» 1885 -1889 годы
Та же сила ненавязчивого обобщения возвышает произведения «волжского периода» ( «Вечер на Волге» , 1888; «Вечер. Золотой Плес» , 1889; «После дождя. Плес» , 1889; а также тематически примыкающая к ним картина «Свежий ветер. Волга» , 1891 -95; все — Третьяковская галерея).
«Вечер на Волге» , 1888
«Вечер. Золотой Плес» , 1889
«После дождя. Плес» , 1889
Свежий ветер. Волга (фрагмент) 1891 -1895 год
«Свежий ветер. Волга» , 1891 -1895 год
Левитан создает классические, непревзойденные образцы «церковного пейзажа» , где здания храмов вносят в природу умиротворение ( «Вечерний звон» , 1892, Третьяковская галерея) или, напротив, тревогу, напоминая о бренности всего земного ( «Над вечным покоем» , 1893 -94, там же).
«Вечерний звон» , 1892, Третьяковская галерея
«Над вечным покоем» , 1893 -94
Гражданская скорбь сочетается с религиозной в картине «Владимирка» (1892), где на дороге, по которой гнали арестантов в Сибирь, видна лишь (в характерной для мастера манере сводить реальное человеческое присутствие к минимуму, либо вообще к нулю) одинокая фигурка странника близ придорожной иконки.
«Владимирка» , 1892
Жизнеутверждающее обаяние красок в полотнах «Март» (1895, там же) или «Весна — большая вода» (1897, там же) достигает апогея в предельно яркой и звучной картине «Золотая осень» (1895, там же).
«Март» 1895 год
«Весна – большая вода» 1897 год
Золотая осень. 1895 год Государственная Третьяковская галерея
В последние годы жизни мастер отбирает все более простые мотивы, придавая им — лишь с помощью колорита, без всяких фантазий — подобие будничного чуда. Теперь его особенно влекут мотивы вечера ( «Летний вечер» , 1900, там же), сумерек, лунной ночи.
Летний вечер, 1900
Последняя, неоконченная картина Левитана ( «Озеро. Русь» , 1900, Русский музей) является — наперекор смертельной болезни — едва ли не самым мажорным произведением художника. Оставил также виртуозные образцы акварельной и пастельной живописи.
«Озеро. Русь» , 1900, Русский музей
Вопросы: • Как называется единственный пейзаж Левитана, где изображен человек?
Ответ: «Осенний день в Сокольниках» 1879 год
Вопросы: • Назовите «церковные пейзажи» Исаака Левитана(не менее одного)
Ответ: «Вечерний звон» , 1892, Третьяковская галерея «Над вечным покоем» , 1893 -94
Вопросы: • Назовите следующие картины: