Скачать презентацию ИРРАЦИОНАЛИЗМ XIX века Философия Артура Шопенгауэра ИРРАЦИОНАЛИЗМ Скачать презентацию ИРРАЦИОНАЛИЗМ XIX века Философия Артура Шопенгауэра ИРРАЦИОНАЛИЗМ

20 ИРРАЦИОНАЛИЗМ XIX век - Шопенгауэр.pptx

  • Количество слайдов: 24

ИРРАЦИОНАЛИЗМ XIX века Философия Артура Шопенгауэра ИРРАЦИОНАЛИЗМ XIX века Философия Артура Шопенгауэра

ИРРАЦИОНАЛИЗМ отвергал логические связи в природе, восприятие окружающего мира как целостной и закономерной системы. ИРРАЦИОНАЛИЗМ отвергал логические связи в природе, восприятие окружающего мира как целостной и закономерной системы. Основная идея – заключается в том, что окружающий мир есть разрозненный хаос, › не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, › не подконтролен разуму и подчиняется другим движущим силам, например аффектам, воле.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, › и достижимых только через такие качества, ИРРАЦИОНАЛИЗМ предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, › и достижимых только через такие качества, › как интуиция, чувство, переживание, › созерцание, инстинкт, откровения, вера …

 Критика иррационализма была направлена в основном на философию Гегеля, на его рационализм, панлогизм. Критика иррационализма была направлена в основном на философию Гегеля, на его рационализм, панлогизм. › Ему было характерно стремление философски постичь - веру, волю, жизнь… Иррационалистические тенденции в той или иной мере присущи таким философам, › как Шопенгауэр, Шеллинг, Кьеркегор, Ницше, Якоби, Дильтей, Шпенглер, Бергсон.

АРТУР ШОПЕНГАУЭР (1788 -1860) немецкий философ Один из самых известных мыслителей иррационализма, › мизантроп, АРТУР ШОПЕНГАУЭР (1788 -1860) немецкий философ Один из самых известных мыслителей иррационализма, › мизантроп, тяготел к немецкому романтизму, › увлекался мистикой, Теоретические источники идей Шопенгауэра — философия Платона, Канта и Упанишады. Называл существующий мир, — «наихудшим из возможных миров» , › за что получил прозвище «философа пессимизма»

 «Если бы каждому из нас воочию показать те ужасные страдания и муки, которым «Если бы каждому из нас воочию показать те ужасные страдания и муки, которым во всякое время подвержена вся наша жизнь, то нас объял бы трепет, и если провести самого закоренелого оптимиста по больницам, лазаретам и камерам хирургических истязаний, по тюрьмам, застенкам, логовищам невольников, через поля битвы и места казни; если открыть перед ним все темные обители нищеты, в которых она прячется от взоров холодного любопытства, то в конце концов и он, наверное, понял бы, что это за meilleur des mondes possibles(„лучший из возможных миров“ — фр. )»

 Иррациональный стиль мышления - Ø ярко выраженный мистический характер Ø основан на вере Иррациональный стиль мышления - Ø ярко выраженный мистический характер Ø основан на вере в существование не подчиняющихся неподготовленному разуму сил, управляющих жизнью. Ø основан на идее, что мир, в котором мы живем, не является единственной реальностью, Ø что существует другая реальность, которая не постигается разумом и наукой, Ø но без учета влияния которой становится противоречивой наша собственная жизнь.

Философия Шопенгауэра - пессимистична › т. е. внушение уныния, безнадежности, неверия в свои силы, Философия Шопенгауэра - пессимистична › т. е. внушение уныния, безнадежности, неверия в свои силы, в прогресс, в лучшее будущее «Мир неразумен и бессмысленен, им управляет слепая злая Воля. › Ей мы обязаны своей жизнью, а следовательно и своими страданиями» .

Насколько воля сильнее интеллекта – об этом можно судить по собственным поступкам: Ø в Насколько воля сильнее интеллекта – об этом можно судить по собственным поступкам: Ø в массе своей они продиктованы не доводами разума, а инстинктами и желаниями – даже если мы заранее знаем, что исполнение этих желаний принесет нам больше неприятностей, чем пользы. Сильнейший инстинкт жизни, по Шопенгауэру, - инстинкт продолжения рода, › а в действительности – воспроизводство новых поколений для мук, страданий и неминуемой гибели. Есть лишь один способ вырваться из этой трагической карусели – погасить у себя волю к жизни, к ее ложным соблазнам.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ «О четверояком корне закона достаточного основания» (1813) «О зрении и цветах» (1816) «Мир ПРОИЗВЕДЕНИЯ «О четверояком корне закона достаточного основания» (1813) «О зрении и цветах» (1816) «Мир как воля и представление» (1819) «О воле в природе» (1826) «О свободе воли» (1839) «Об основе морали» (1840) «Две основные проблемы этики» (1841)

Черты характера и образ жизни славился своей внутренней и душевной свободой отличался резкостью суждений Черты характера и образ жизни славился своей внутренней и душевной свободой отличался резкостью суждений Был крайне честолюбив и мнителен Отличался недоверием к людям и крайней подозрительностью В совершенстве владел латинским, английским, французским, итальянским и испанским языками Любимое занятие - чтение: «Не будь на свете книг, я давно пришел бы в отчаяние В его библиотеке было 1375 книг.

 «Мир как воля и представление» выводит логический закон достаточного основания истинная философия должна «Мир как воля и представление» выводит логический закон достаточного основания истинная философия должна исходить только лишь из представления, › которое является фактом сознания и которое делится на представления субъекта и представления объекта

Универсальным принципом философии Шопенгауэра является ВОЛЮНТАРИЗМ › главной движущей силой, определяющей все в окружающем Универсальным принципом философии Шопенгауэра является ВОЛЮНТАРИЗМ › главной движущей силой, определяющей все в окружающем мире является ВОЛЯ – абсолютное начало, корень всего сущего, способная определять все сущее и влиять на него. › Воля есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания. Воля лежит в основе сознания и является всеобщей сущностью людей.

 Опирается на теорию Канта › Окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании Опирается на теорию Канта › Окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека. Сущность мира, его вещей, явлений - ВОЛЯ. › Мир явлений и мир сущности есть, соответственно мир представлений и мир воли.

 Точно так же как воля человека определяет его поступки, › так и действующая Точно так же как воля человека определяет его поступки, › так и действующая во всем мире ВСЕОБЩАЯ ВОЛЯ, воля предметов и явлений вызывает внешние события в мире, движение предметов, возникновение явлений. Воля присуща не только живым организмам, › но и неживой природе в виде «бессознательной, дремлющей» воли. И соответственно весь окружающий мир по своей сущности является реализацией Воли.

 Несмотря на то, что в основу человека и его сознания мыслитель заложил волю, Несмотря на то, что в основу человека и его сознания мыслитель заложил волю, › он не верит в возможность человека господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой.

Человек – это существо обязанное своим появлением волей к жизни. › У каждого человека Человек – это существо обязанное своим появлением волей к жизни. › У каждого человека своя воля к жизни – она главное в его сознании, источник его беспредельного эгоизма. Человек всегда и во всем служит не себе, не своим интересам, а воле. Воля заставляет его жить, › каким бы бессмысленным и жалким не было его существование.

 Вся жизнь - сплошные разочарования и страдания. › Человек под влиянием воли все Вся жизнь - сплошные разочарования и страдания. › Человек под влиянием воли все время чегонибудь желает Но все дело в том, что желания никогда не удовлетворяются, › а если и удовлетворяются, то приносят с собой равнодушие и разочарование. «ЖИЗНЬ ЕСТЬ НЕЧТО ТАКОЕ, ЧТО НАДО ОТСТРАДАТЬ» .

 Ø Ø Но все же есть лишь одна разновидность людей, которые перестали быть Ø Ø Но все же есть лишь одна разновидность людей, которые перестали быть рабами воли, победили в себе желания и стремления, стали безвольными субъектами – это гении в искусстве, и святые в земной жизни. Когда человек, поднятый силой духа, перестает рассматривать мир как представление, связанное законами причинности, в пространстве и во времени. «Гениальность – полнейшая объективность»

Но обыкновенный человек совершенно не способен к сколько-нибудь продолжительному созерцанию …. и ему остается Но обыкновенный человек совершенно не способен к сколько-нибудь продолжительному созерцанию …. и ему остается довольствоваться или неудовлетворенными желаниями, или в случае их удовлетворения скукой. «Правда у каждого человека есть три блага жизни –здоровье, молодость, свобода. Пока они у нас есть, мы их не осознаем и не проникаемся их ценностью, а осознаем только тогда, когда теряем, ибо они только отрицательные величины» .

 Искусство счастья в этике Шопенгауэра «…я утверждаю, что все, чем обусловливается различие в Искусство счастья в этике Шопенгауэра «…я утверждаю, что все, чем обусловливается различие в судьбе людей, может быть сведено к трем основным категориям: 1) Что такое человек: -- т. е. личность его в самом широком смысле слова. Сюда следует отнести здоровье, силу, красоту, темперамент, нравственность, ум и степень его развития. 2) Что человек имеет: -- т. е. имущество, находящееся в его собственности или владении. 3) Что представляет собою человек; этими словами подразумевается то, каким человек является в представлении других: как они его себе представляют; -- словом это -мнение остальных о нем, мнение, выражающееся вовне в его почете, положении и славе…. »

 Движущей силой поступков человека является слепая воля к жизни(эгоизм) – первенство воли к Движущей силой поступков человека является слепая воля к жизни(эгоизм) – первенство воли к жизни, которую нужно погасить. Так каждый человек эгоистичен в своем эгоизме, то в обществе все существуют как зависимые от его существования, как явление значимое только с точки зрения его воли к жизни, его интересов. Государство соизмеряет воли, людей, что бы не подавлять воли других. Гениальность – полнейшая объективность Гении в искусстве и святые в земной жизни И все же главным в жизни является сострадание…

Знаменитые высказывания «Когда люди вступают в тесное общение между собой, то их поведение напоминает Знаменитые высказывания «Когда люди вступают в тесное общение между собой, то их поведение напоминает дикобразов, пытающихся согреться в холодную зимнюю ночь. Им холодно, они прижимаются друг к другу, но чем сильнее они это делают, тем больнее они колют друга своими длинными иглами. Вынужденные из-за боли уколов разойтись, они вновь сближаются из-за холода, и так — все ночи напролет» .

 «Германия слишком маленькая чтобы быть моей Родиной» . «Моя философия не принесла мне «Германия слишком маленькая чтобы быть моей Родиной» . «Моя философия не принесла мне много денег, но она избавила меня от многих трат» .