ПАЛЕОЛИТ.ppt
- Количество слайдов: 14
Интерпретации образа
«Палеолитические венеры» - скульптурные изображения обнаженных (реже в одежде) женщин с подчеркнутыми признаками пола , найденные на стоянках, абсолютный возраст которых 27 -20 тысяч лет. Материал: бивень, кость, мягкие породы камня, обожженая глина (древнейшие образцы керамики)
Эротический объект? Хранительница очага? Связана с охотничьей магией? Великая Богиня-Мать? Символ смерти и возрождения? Реальная женщина палеолита? Семантика «палеолитических венер» остается невыясненной
Э. Пьетт в начале 1890 -х выдвинул гипотезу о том, что данные фигурки изображают реальных женщин времен палеолита
Немецкий антрополог Г. Клаач выдвинул «эротическую» гипотезу возникновения «палеолитических венер» . Для обоснования своих суждений использовал климатический фактор: похолодание в Европе способствовало развитию охоты, а переход на мясную пищу обусловил повышение сексуальности древних охотников. Данная версия получила широкое распространение (с опорой на теории Фрейда), однако впоследствии вызвала возражения как не имеющая научных доказательств.
Историк В. И. Искрин считает «палеолитических венер» атрибутом древних брачных отношений, а именно – символом отказа женщины тому или иному мужчине.
Французский археолог А. Бегуэн связывал форму «палеолитических венер» с культом плодородия. Эта точка зрения получила дальнейшее развитие в работах советских и европейских исследователей.
Сторонники теории магического мышления первобытного человека определяли женские изображения как атрибут охотничьей магии, призванный принести удачу на охоте. А. П. Окладников отмечал существование у охотничьих народов Северной Азии легенд о лесной женщине, владычице леса и его обитателей, матери и хозяйки зверей. По его мнению, в сознании первобытного человека охотничья магия переплеталась с образом женщины-матери
Ханчар упоминает тот факт, что некоторые охотничьи племена из Северной Азии делают маленькие антропоморфные скульптуры под названием дзули. В тех племенах, где дзули женского пола, эти идолы представляют мифическую прародительницу, от которой предположительно произошли все члены племени; праматерь защищает семьи и жилища своих потомков, а те после возвращения с большой охоты подносят ей жертвы из пшеничной муки и жира.
Отечественный историк религии С. А. Токарев предполагал, что женские статуэтки, находимые возле очагов палеолитических жилищ, воплощали образы хранительниц семейного очага
Возможно, эти «венеры» являлись изображениями «Матери Земли» , беременной умершими, которым надлежит еще родиться вновь к вечной жизни. Может быть, сущность так изображавшаяся была самим родом в его протяжении от предков к потомкам, Великой Матерью, всегда производящей на свет жизнь (А. Б. Зубов)
Наиболее широко трактует женские изображения эпохи палеолита З. А. Абрамова. Она видит в палеолитических женских изображениях две тесно связанные религиозные концепции — культ матери, хозяйки и покровительницы дома и домашнего очага и в то же время владычицы природы и особенно животных — объектов охоты. Магически оживотворяющая сила женщины распространялась на все живое. Отмечена Абрамовой и магическая, животворная, охранительная роль наготы, что особенно важно для понимания палеолитических женских скульптур, как правило, обнаженных.
Ряд исследователей видят в этих изображениях образ Богини-Матери, осуществляющей различные функции. Одна из главных последователей этой теории, Риан Айслер, ссылается на Леруа-Гурана, который «подтверждает, что искусство палеолита выражало некую форму ранней религии, в которой центральную роль играли женские изображения и символы» . Предполагается, что в дальнейшем этот образ лег в основу сложной религиозной системы поклонения Богине-Мастери у ряда европейских народов
ПАЛЕОЛИТ.ppt