Институционализм вебленовской традиции.pptx
- Количество слайдов: 15
Институционализм вебленовской традиции Работу выполнили: Панфилова Юлия Ведерникова Екатерина
Институционализм — направление в экономической мысли, исходящее из постулата, что общественные обычаи регулируют хозяйственную, экономическую деятельность. Определяющей роль принадлежит не индивидуальной, а групповой психологии.
Институционализм образует обширный массив разнородных концепций, общей чертой которых является изучение экономических явлений и процессов в тесной связи с социальными, правовыми, политическими и другими явлениями и процессами. Данная взаимосвязь формирует социальные институты.
Впервые институты - социальные, политические, правовые - были введены в предмет экономической теории представителями так называемого старого институционализма - американскими экономистами Т. Вебленом (1857 -1929), Д. Коммонсом (1862 -1945), У. Митчеллом (1884 -1948). Институционалисты исходили из наличия острых социальных противоречий капитализма и необходимости их реформирования. Они отвергали революции, были сторонниками эволюционного развития.
Перу Т. Веблена принадлежит ряд исследований: ü "Теория праздного класса" (1899), ü "Теория делового предпринимательства" (1904), ü Инстинкт мастерства и уровень развития технологии производства" (1914), ü Крупные предприниматели и простой человек" (1919), ü "Инженеры и система ценностей" (1921), ü "Абсентическая собственность и предпринимательство в новое время" (1923).
Благодаря Веблену в экономическую теорию вошло понятие “престижное или показное потребление”, получившее название “эффект Веблена”. Рыночную экономику характеризует не эффективность и целесообразность, а демонстративное расточительство, завистливое сравнение, преднамеренное снижение производительности.
Движущие мотивы человеческого поведения: не максимизация выгоды, а инстинкт мастерства (изначально заложенное в человеке стремление к творчеству), инстинкт праздного любопытства (продолжение инстинкта игры как формы познания мира) и родительское чувство (забота о ближнем) формируют облик экономики в целом. Поведение человека не может сводиться к экономическим моделям, основанных на принципах утилитаризма и гедонизма.
Противоречие между “бизнесом” и “индустрией”: индустрия - сфера материального производства, основанная на машинной технике, бизнес — сфера обращения (биржевые спекуляции, торговля, кредит). Индустрия, согласно взглядам Веблена, представлена функционирующими предпринимателями, менеджерами и другим инженерно-техническим персоналом, рабочими. Все они заинтересованы в развитии и совершенствовании производства и потому являются носителями прогресса. Представители же бизнеса ориентированы исключительно на прибыль и производство как таковое их не волнует.
Капитализм проходит две ступени развития: 1. стадию господства предпринимателя, в течение которой власть и собственность принадлежат предпринимателю, 2. стадию господства финансиста, который не принимает непосредственного участия в производстве.
Свою убежденность в эволюционном преобразовании общества Т. Веблен основывал на своеобразном преломлении теории эволюции природы Ч. Дарвина. Отталкиваясь от ее постулатов, он, в частности, пытался аргументировать положение об актуальности в человеческом обществе «борьбы за существование» .
Отличительной особенностью методологии Веблена стал отказ от атомизма. В противовес ему использовался методологический холизм. Холизм как методологический принцип предполагает целостный подход к объекту анализа.
Второй особенностью методологии Веблена была приверженность к релятивистскому подходу. Исследовательские задачи экономической науки и методы их решения он рассматривал во взаимосвязи с развитием культуры общества в целом, его социальных и экономических институтов, а также проблемами реальной экономической практики.
Третьей особенностью методологии Веблена был его эволюционный метод. 1. Выделив в качестве исходной гипотезу определяющих человеческое поведение врожденных инстинктов, Веблен не сделал их начальной единицей анализа. 2. Он отказался от концепции борьбы за существование с победой сильнейшего в финале. 3. Индивиды и институты не являются слепыми игрушками сил природы, а являются творениями и одновременно творцами истории.
Четвёртой особенностью методологии Веблена можно считать исторический метод. Он утверждал, что поскольку экономическая наука занимается исследованием поведения человека в экономической среде, то она должна быть генетическим исследованием образа его жизни.
Спасибо за внимание!
Институционализм вебленовской традиции.pptx