Скачать презентацию Институционализация методологического мышления ММ Вадим Розин Институт философии Скачать презентацию Институционализация методологического мышления ММ Вадим Розин Институт философии

3e5f7f0dfe8e4a032736f69bcf50a917.ppt

  • Количество слайдов: 12

Институционализация методологического мышления (ММ) Вадим Розин Институт философии РАН Институционализация ММ – это вопрос Институционализация методологического мышления (ММ) Вадим Розин Институт философии РАН Институционализация ММ – это вопрос о дальнейшем развитии и судьбе методологии

Современные вызовы для методологии • Потребность в методологическом обеспечении самых разных сфер и областей Современные вызовы для методологии • Потребность в методологическом обеспечении самых разных сфер и областей деятельности. • Становятся нетерпимыми «интеллектуальный сепаратизм» и автономия, разрушающие и мышление и деятельность. • Осознаются негативные последствия изменений, основанных на плохой методологии. • Острая нужда в построении методологии социальных наук, как ответ на катастрофические проблемы и вызовы современности 2

Общие характеристики методологии Миссия методологии: а) перестройка неудовлетворительных форм и способов мышления, б) создание Общие характеристики методологии Миссия методологии: а) перестройка неудовлетворительных форм и способов мышления, б) создание условий, позволяющих решать принципиально новые проблемы и задачи, в) поддержание культуры мышления. Мышление в методологии понимается: • как дискурсивная мыслительная практика (рассуждения, доказательства, построение схем, понятий, идеальных объектов и пр. ); • как правильные способы дискурсии, не приводящие к противоречиям и другим затруднениям, позволяющие эффективно решать мыслительные проблемы и задачи; • как осознание (концепции) мышления.

Двойной продукт методологической работы 1. развитие мышления и деятельности 2. формирование интеллектуальной технологии Живая Двойной продукт методологической работы 1. развитие мышления и деятельности 2. формирование интеллектуальной технологии Живая методологическая работа уникальна, креативна и изменчива, тесно связана с личностью методолога и методологическим сообществом, с вызовами времени. Она не может быть институционализирована. Интеллектуальная технология может быть отделена от живой методологической работы, организована по законам социального функционирования, ассимилирована в науке, инженерии, педагогике и т. д. 4

Состав интеллектуальной технологии • 1. Дискурсы (методы) мышления (естественнонаучные, гуманитарные, методологические реконструкции и т. Состав интеллектуальной технологии • 1. Дискурсы (методы) мышления (естественнонаучные, гуманитарные, методологические реконструкции и т. д. ). В этой связи нужно вернуться к теме «содержательная логика» как раздел методологии. • 2. Средства мышления (схемы, понятия, подходы, рамки, типы знаний и пр. ). • Образцы мышления.

Принципы и границы Важнейший принцип методологии ‒ контроль за правильностью самой методологической мысли, предполагающий, Принципы и границы Важнейший принцип методологии ‒ контроль за правильностью самой методологической мысли, предполагающий, с одной стороны, её рефлексию, анализ и оценку, с другой ‒ демонстрацию и разъяснение этой мысли заинтересованным субъектам, с третьей стороны, определенное изменение, перестройку собственной мысли. Опора в решении методологических проблем и задач, с одной стороны, на современные интеллектуальные технологии (проектирование, программирование, сценирование, управление, построение схем и т. д. ) , с другой ‒ на научное изучение мышления. Как границу должен учитывать он и то, что мышление ‒ это не только конструкция методолога, но и органическое образование, на становление которого оказывают влияние вызовы времени, установки мыслящей личности, условия коммуникации, способы использования знаний и ряд других слабо контролируемых моментов

Две трактовки методологического мышления • Первая, по ГП, по сути, ориентирована на уходящий тип Две трактовки методологического мышления • Первая, по ГП, по сути, ориентирована на уходящий тип социальности. • ММ по Щедровицкому – это самоорганизация методологической работы, включающая рефлексию, мышление и внутреннюю методологическую коммуникацию. • Развитие здесь понимается, как происходящее под влиянием преимущественно самой методологии.

 • ГП: «Осуществляется полный отказ от описания внешнего объекта. На передний план выходит • ГП: «Осуществляется полный отказ от описания внешнего объекта. На передний план выходит рефлексия, а смысл идеи состоит в том, чтобы деятельно творить новый мыследеятельный мир и вовремя его фиксировать, ‒ и это для того, чтобы снова творить и снова отражать, и чтобы снова более точно творить…идет не изучение внешнего объекта, а непрерывный анализ и осознание опыта своей работы» • «Система методологической работы создается для того, чтобы развивать все совокупное мышление и совокупную деятельность человечества <. . . > напряжение, разрыв или проблема в мыследеятельности не определяют еще однозначно задачу мыследеятельности; во многом задача определяется используемыми нами средствами, а средства есть результат нашей “испорченности”, нашего индивидуального вклада в историю, и именно они определяют, каким образом и за счет каких конструкций будет преодолен и снят тот или иной набор затруднений, разрывов и проблем в деятельности»

 • Вторая трактовка ММ ориентирована на становящийся современный тип социальности. • Отсюда требование • Вторая трактовка ММ ориентирована на становящийся современный тип социальности. • Отсюда требование опосредования методологической работы со стороны культуры (вызовов времени и того, что реально получается в результате методологической работы), исследования мышления, внешней коммуникации (серьезного отношения к критике и чужой истине), адекватного вхождения в предметную область (учет фактов, ощущение предмета).

Характеристики традиционного социального института 1. Институт – это способ социального существования деятельности человека (общества), Характеристики традиционного социального института 1. Институт – это способ социального существования деятельности человека (общества), т. е. характеристика социальности. 2. Институт выполняет определенные функции (разрешает социальные проблемы), причем способами, доступными для пользователей. 3. Институт устойчиво воспроизводится, а следовательно, существует в какой-то мере осознанный, нормированный и транслируемый способ пользования институтом. 4. В ходе становления институт консолидирует своих «пользователей» (определенные заинтересованные в этом институте популяции), предлагает способы решения стоящих перед ними проблем. 5. Воспроизводство институтов предполагает их осознание: рефлексию их функций (миссии), схемы института, отношений с другими институтами, описание основных процедур и пользователей, выяснение отношений с другими институтами, претендующими на сходные функции. 6. Институт - орган и элемент существующей культуры.

Новый социальный институт • 1. Находится в становлении. В этой связи необходимо различать процессы Новый социальный институт • 1. Находится в становлении. В этой связи необходимо различать процессы институционализации и процессы функционирования сложившегося института. • 2. Традиционные характеристики института отходят на второй план, а на первый выдвигаются системные, сетевые и полевые. • 3. Все характеристики традиционного института требуют переосмысления.

Процесс институционализации методологического мышления 1. Формирование «института прикладной методологии» , специализирующегося на интеллектуальной методологии, Процесс институционализации методологического мышления 1. Формирование «института прикладной методологии» , специализирующегося на интеллектуальной методологии, т. е. конституировании образцов (кейсов) ММ, средств и дискурсов ММ. 2. Социальный поворот методологии: построение методологии социальных наук (работа, аналогичная той, которая была проделана относительно естественных и гуманитарных наук). 3. Создание инфраструктуры ММ: семинары, издания, сайты, обучение, наставничество, игры, чтения и конференции и пр. 12