Информатика дополнительный раздел АЛГОРИТМИЗАЦИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ Лекцию читает
192-dop_1.ppt
- Количество слайдов: 32
Информатика дополнительный раздел АЛГОРИТМИЗАЦИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ
Лекцию читает ВЕКШИНА Наталия Витальевна
Программа курса: Лекции Лабораторные работы Зачет
Рекомендуемая литература 1. Фридман А.Л. Основы объектно-ориентированной разработки систем.-М.: Финансы и статистика, 2000. 2. Гарнаев А.Ю. Самоучитель VBA.-СПб.: БХВ, 2006. 3. Демидова Л.А., Пылькин А.Н. Программирование в среде VBA. Практикум для вузов._М.:Телеком, 2004
Дополнительная литература 4. Джелен Б., Сирстад Т. Применение VBA и макросов в Microsoft Excel.-М.: Вильямс, 2004 5. Браун Ч.Е. Access VBA. Программирование в примерах.-М.: Кудиц-образ, 2006
1. Объектно- ориентированный подход к программированию
1.1. Эволюция программного обеспечения 1). Программирование в двоичных кодах (объёмное, трудоёмкое, много ошибок). 2). Программирование на языках высокого уровня: Алгол, Фортран, ПЛ Плюсы: Язык программирования близок к человеческому; Процедурный стиль программирования. Минус: Программа полностью разрабатывается человеком (много ошибок).
3) Структурное программирование: Паскаль, Си, Алгол-68, Q-Basic, Симула. Основано на использовании модулей. ( после записи операторов программы система автоматически генерирует готовую программу, помещая ее в особую зону памяти – модуль)
1.2. Визуальное программирование Развивается параллельно со структурным В качестве переменных используются графические объекты, видимые на экране (кнопки, диалоговые окна и т.д.) Это позволяет создавать диалоговые приложения, операционные системы. К языкам визуального программирования относятся: Visual C, Visual FoxРro, Visual Basic, OpenOffice.org Basic.
1.3. Объектно-ориентированное программирование (ООП) Вместо описания каждого шага программы разработчик указывает, как реагировать на различные события и объекты (нажатие кнопки, щелчок указателем мыши по объекту). Система оформляет каждый отклик в виде отдельного модуля – вместо программы создается приложение из взаимодействующих модулей
К языкам ООП относятся: C++ Java Object Pascal Эйффель Смолток Visual Basic OpenOffice.org Basic
В основе ООП лежат понятия: объект класс инкапсуляция наследование полиморфизм
1.4. Объекты В качестве объектов могут рассматриваться: Конкретные предметы какой-то области (покупатель, фирма, банк) Реальные сущности (заказ на поставку) Абстрактные сущности (диалоговое окно) ООП описывает системы в терминах, этой системы, как взаимодействие объектов
Пример Требуется разработать систему автоматизации банка. Рассмотрим фрагмент этой системы – операцию снятия денег через банкомат. В операции задействованы три объекта: клиент Иванов банкомат на Литейном счет № 111
Клиент Иванов Банкомат на Литейном Счет № 111 2. Сообщить код 3. Код, Сумма 4.Проверить баланс 5.Снять сумму 6. Выдать сумму 1. Начать работу
1.5. Понятие класса В системе обычно действует множество однотипных объектов (объекты-счета, объекты-клиенты, объекты-банкоматы). Класс – совокупность однотипных объектов. Индивидуальный объект – экземпляр класса. Класс определяет общие для объектов методы и свойства.
Методы – это программные процедуры, определяющие взаимодействие объекта с внешней средой. Свойства - это характеристики объектов (видимость на экране, размер, положение)
Банковская система состоит из экземпляров трех классов Класс 1 Класс 2 Класс 3 КЛИЕНТ БАНКОМАТ № счета Код Адрес Свойства СЧЕТ Снять со счета Положить на счет Проверить баланс Методы Сообщить код Опреде-лить сумму Проверить код Проверить баланс Выдать сумму
1.6. Инкапсуляция Инкапсуляция – это скрытие информации В ООП возможен доступ к объекту только через его методы и свойства. Внутренняя структура объекта скрыта от пользователя. Инкапсуляция позволяет изменять реализации объектов класса без изменения внутренней структуры объекта.
1.7. Наследование объектов Это возможность выделить свойства и методы одного объекта и приписать их другому объекту, иногда с модификацией. В банковской структуре есть класс СЧЕТ. Счета могут быть разными: РАСЧЕТНЫЙ СЧЕТ, ДЕПОЗИТ Эти классы наследуют свойства и методы класса СЧЕТ
СЧЕТ № счета РАСЧЕТНЫЙ СЧЕТ № счета Снять деньги Положить деньги Проверить баланс ДЕПОЗИТ № счета Срок Процент Снять деньги Положить деньги Проверить баланс Проверить срок Начислить процент Свойства Методы СЧЕТ № счета Снять деньги Положить деньги Проверить баланс
1.8. Полиморфизм объекта Полиморфизм – это возможность взаимодействия одного объекта с другим независимо от того, к какому классу относится второй объект. (Банкомат проверяет баланс одинаково для расчетного счета и депозита)