Скачать презентацию Информационные жанры журналистики Заметка Репортаж Отчет Интервью Скачать презентацию Информационные жанры журналистики Заметка Репортаж Отчет Интервью

Информационные жанры журналистики.ppt

  • Количество слайдов: 16

Информационные жанры журналистики Заметка Репортаж Отчет Интервью Информационные жанры журналистики Заметка Репортаж Отчет Интервью

Заметка • Простейшая форма оперативного сообщения, в основе которой лежит общественно значимый факт. • Заметка • Простейшая форма оперативного сообщения, в основе которой лежит общественно значимый факт. • Является основным жанром в информационных агентствах и на лентах новостей Интернет СМИ. В печатной периодике заметка – главный носитель новостной информации. • Заметка имеет следующую структуру: заголовок, подзаголовок (наличие подзаголовка зависит от манеры подачи информации в издании), лид (первый абзац журналистского текста, который несет в себе мощный информационный заряд) и основная часть (в которой сообщаются подробности и уточняются названные в лиде факты). • Для написания заметки следует ответить на 5 основных вопросов (формула « 5 w» в английской журналистике): Кто, Что, Где, Когда и Почему? Ответ на эти вопросы дает сжатое представление о событии.

Заметка • Наиболее часто для написания заметки журналисты используют прямой информационный лид. Например, «Открытие Заметка • Наиболее часто для написания заметки журналисты используют прямой информационный лид. Например, «Открытие фотовыставки «Мой Петербург» состоялось 25 октября в библиотеке НГТУ» . Заметку также часто начинают с лида-цитаты (журналист начинает текст со слов известного лица, непосредственно связанного с событием), лида «немедленная идентификация» (герой новости известное лицо, которое совершает какие-либо действия), лидавопроса (в данном случае дальнейший текст обязательно должен содержать ответ на поставленный в лиде вопрос). Примечания: • Заметка никогда не начинается с цифры, начинать с цифры (Например, « 25 октября в библиотеке НГТУ состоялось открытие фотовыставки «Мой Петербург» ) – совершать стилистическую ошибку. Лишь только в том случае, когда делается акцент на дате или времени происшествия, можно начинать материал с цифры. • Имя человека – героя публикации, участника события, эксперта и т. п. – пишется всегда перед фамилией. • Заметка не должна содержать более шести цифр, так как человеческий мозг может усвоить, запомнить только это небольшое число цифр, остальные останутся за гранью усваиваемости.

Заметка Виды заметки: • Хроника – информационное сообщение, объем которого одна-две фразы. Не имеет Заметка Виды заметки: • Хроника – информационное сообщение, объем которого одна-две фразы. Не имеет самостоятельного заголовка, публикуется в подборках, которые уже имеют заголовок. • Информация – информационное сообщение, имеющее заголовок и дающее факт с некоторыми подробностями. • Расширенная заметка – информационное сообщение, которое содержит достаточно большое количество деталей события, дает факт с подробностями, мнениями компетентных лиц; возможно наличие мини-вывода.

Что такое репортаж? Репортаж - публицистический жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное Что такое репортаж? Репортаж - публицистический жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автораочевидца или участника события. Репортаж является одним из наиболее излюбленных жанров отечественных журналистов. Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов и т. п. Позднее такого рода репортажи стали называть отчетами.

Своеобразие жанра репортажа Предмет – факт. Но не простой, а событие. Функция - дать Своеобразие жанра репортажа Предмет – факт. Но не простой, а событие. Функция - дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца (репортера), т. е. создать "эффект присутствия". Метод: как? С помощью развернутого применения метода наблюдения и фиксации в тексте его хода и результатов. Наглядность + Динамичность + Информативность Для репортера важно не только наглядно описать какоето событие, но и рассказать о нем так, чтобы вызвать сопереживание читателя. Способами достижения этой цели являются изложение динамики события или изложение динамики авторских переживаний.

Жанрообразующие элементы: • последовательное воспроизведение события, динамизм повествования, связанный с протяженностью действия во времени Жанрообразующие элементы: • последовательное воспроизведение события, динамизм повествования, связанный с протяженностью действия во времени и пространстве; • наглядность - создание образной картины происходящего путем использования предметного описания деталей, приведение подробностей ситуации, воспроизведение поступков и реплик действующих лиц; • предельная документальность: репортаж не терпит ни реконструкции, ни ретроспекции, ни творческого домысла; • образная аналитичность: отвечая на вопрос, каким образом происходило событие, публицист выступает как исследователь; • эмоционально окрашенный стиль повествования – для дополнительной убедительности; • активная роль личности автора, позволяющая не только видеть событие его глазами, но и побуждать аудиторию к самостоятельной работе воображения; "эффект присутствия" - не имитационный прием, а реальное доказательство того, что автор описывает событие, лично им наблюдаемое. "Роли" и "маски" репортера. • Наличие двух тенденций в стилистике репортажа: строгая документальность соседствует с живописным эмоциональным отображением события.

Виды репортажа Репортаж многофункционален: он информирует, критикует, ставит проблему. Разновидности репортажа: • Событийный – Виды репортажа Репортаж многофункционален: он информирует, критикует, ставит проблему. Разновидности репортажа: • Событийный – оперативно отражает общественно-значимое событие в хронологической последовательности. Самый распространенный вид. • Познавательный – в основе тема, которую освещает репортер. Это рассказ о жизни рабочего коллектива, научной лаборатории, НИИ и т. д. Оперативность подобных материалов бывает снижена. Появление этого вида репортажа связано с определенными событиями в обществе – памятными датами и т. д. • Проблемный – несет в себе элементы анализа события, авторские обобщения и выводы. Автор привлекает дополнительные сведения, цифры, документы, свидетельства. • Репортаж с экспериментом – несет в себе интригу, так как журналист моделирует ситуацию, которая позволит ему узнать что-либо, проверить реакцию людей в неожиданном положении и т. д. • Спортивный

Жанр-синтез В репортаже могут присутствовать элементы: - Зарисовки - Интервью - Отчета - Корреспонденции Жанр-синтез В репортаже могут присутствовать элементы: - Зарисовки - Интервью - Отчета - Корреспонденции Но предмет, функция и метод заставляют его рассказывать о событии особым образом – ярко, динамично, жизненно.

Отчет - жанр публицистики, развернуто и протокольно фиксирующий вербальную деятельность: речи, выступления, доклады участников Отчет - жанр публицистики, развернуто и протокольно фиксирующий вербальную деятельность: речи, выступления, доклады участников разного рода заседаний, совещаний, съездов. Цель отчета - сообщить о принятых решениях, при этом важно точно изложить формулировки принятых решений, чтобы не создать неприятностей, связанных с искажением информации.

Жанровые признаки • в основе лежит максимально полный рассказ о конкретном отдельном событии, лично Жанровые признаки • в основе лежит максимально полный рассказ о конкретном отдельном событии, лично наблюдаемом автором; • повествование ограничено определенными пространственно-временными рамками, охватывающими описываемое событие; • важна детализация события, изложение подробностей; в качестве детали и подробности выступает не предметное описание, а выступления или реплики действующих лиц; • побуждение аудитории к активному восприятию текста связано с прямой демонстрацией авторской позиции.

Виды отчета • Прямой информационный отчет – воспроизводит событие в хронологическим порядке. Автор подробно Виды отчета • Прямой информационный отчет – воспроизводит событие в хронологическим порядке. Автор подробно воспроизводит, ничего не комментируя. Его позиция – в детализации некоторых докладов • Аналитический отчет – рассказывая о событии, журналист сообщает подробности с некоторыми комментариями. Для этого он привлекает дополнительные сведения, факты, цифры, мнения, вычленяя наиболее актуальные проблемы из выступлений • Тематический отчет нарушает хронологический порядок события, так как автор выбирает доклады, связанные с 1 -2 проблемами, темами, отказываясь от побочных деталей.

Отчет в сегодняшней системе жанров Использование элементов других жанров (репортажа, корреспонденции, ) при сохранении Отчет в сегодняшней системе жанров Использование элементов других жанров (репортажа, корреспонденции, ) при сохранении своего места в прессе. Расширение предметной основы отчета. Разновидности отчета в зависимости от роли и места автора. Оперативно-исследовательские жанры: репортаж, интервью, отчет (общая характеристика) Общая черта: при общем сохранении интереса к новости на первый план выступает не оперативное значение сообщаемой информации, а ее истолкование. Анализ в отчете, интервью, репортаже - не самоцель, а итог воспроизводимого события или его комментирования. Приоритет повествовательно-описательных элементов над логико-рациональными.

Интервью • Представляет собой разговор журналиста с одним человеком или несколькими людьми по какому-либо Интервью • Представляет собой разговор журналиста с одним человеком или несколькими людьми по какому-либо общественно значимому поводу. Публикуется обычно в форме вопросов и ответов, но возможны монологическая форма (вопрос задан в лиде, весь остальной текст – сплошной ответ интервьюируемого) или специфическая форма подачи, например, в интервью журнала «Эсквайр» специально опущены заданные вопросы, в тексте приводятся только ответы. • В задачи журналиста, берущего интервью, входит: 1) выявить точку зрения собеседника по обсуждаемому вопросу (вопросам); 2) рассказать о собеседнике, создать его психологический портрет. • Технология создания интервью предполагает стадию подготовки (создание вопросника, проработку хода будущей беседы), собственно разговора (следует учитывать психологический, этический и социальный факторы) и написание текста (обязательна вычитка окончательного варианта текста интервьюируемым).

Интервью Виды интервью: • Интервью-диалог – беседа в форме вопросов и ответов. Самый распространенный Интервью Виды интервью: • Интервью-диалог – беседа в форме вопросов и ответов. Самый распространенный вид. Журналист, наряду с основными вопросами, задает собеседнику уточняющие, получает информацию о значительном факте. • Интервью-монолог – выглядит в форме ответа интервьюируемого на вопрос корреспондента, поставленный в начале текста. • Интервью-портрет – на первый план выходит создание портрета интервьюируемого. В тексте появляются элементы биографии, присутствуют мнения героя по различным темам. Автор, посредством разнообразных вопросов, раскрывает личность человека. • Интервью-беседа – журналист ведет беседу с человеком на равных. Предмет разговора – проблемная актуальная ситуация, выход из которой следует найти в процессе разговора. Журналист не только получает от собеседника информацию, но и сам высказывает свое мнение. Возможен спор. Обратные вопросы. • Коллективное интервью – представление о мнении нескольких людей по тем или иным вопросам. • Анкета – массовый вид интервью, заочная беседа. Вопросы задаются на газетном листе, автор изучает поступившие в редакцию ответы и пишет текст. Иногда в издании существует рубрика «Анкета» , в которой герой отвечает на стандартный набор вопросов. • Блиц-опрос – целью является получение мнений людей различного социального статуса по одному актуальному вопросу.

Интервью Вспомогательные виды интервью (в зависимости от цели): • Информационное интервью — самый часто Интервью Вспомогательные виды интервью (в зависимости от цели): • Информационное интервью — самый часто используемый вид. Часто он нацелен на то, чтобы собрать материал для новостей. Жесткие временные стандарты делают этот вид интервью очень динамичным. Основой информационного интервью являются ключевые для журналиста вопросы: кто? что? где? когда? почему? зачем? • Оперативное интервью является разновидностью информационного, только в еще более сжатом варианте. Ставит перед собой цель сбора разных мнений по какомулибо конкретномувопросу. Этот вид называется блицопрос или опрос на улице. Особенностью такого интервью является одинаковая, фиксированная постановка вопросов. • Интервью-расследование. Его проводят для глубинного, более подробного изучения проблемы или события.