09. Индия.pptx
- Количество слайдов: 97
Индия Индуизм Буддизм Джайнизм Сикхизм
Веды (писания) и Упанишады (комментарии) • Ве ды (санскр. वद , véda — «знание» , «учение» ) — сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите • Существует четыре Веды-самхиты (сборника мантр): • Ригведа — «Веда гимнов» , состоит из гимнов-мантр, предназначенных для повторения главными священниками. • Яджурведа — «Веда жертвенных формул» , содержит мантры, предназначенные для священников-помощников адхварью. • Самаведа — «Веда песнопений» , содержит мантры, предназначенные для повторения священникамипеснопевцами удгатри. • Атхарваведа — «Веда заклинаний» , представляет собой сборник мантр-заклинаний. • К каждой самхите примыкают три сборника комментариев: брахманы, араньяки и упанишады. • Веды составлялись в течение периода, который продолжался около тысячи лет. Он начался с составления «Ригведы» около XVI века до н. э. и завершился во времена в V веке до н. э
Индуизм • Тримурти – три главных бога • • • Брахма — творит вселенную в начале времени. Вишну — опекает вселенную в течение её существования; верховное божество в вайшнавизме. Шива — уничтожает вселенную в конце времён; верховное божество в шиваизме. • Тридэви - (санскр. : तर दव Тримурти: • • Прочие боги • • tridevi — три богини) — три супруги Сарасвати — богиня мудрости, знания; супруга Брахмы Лакшми — богиня изобилия, процветания, богатства, удачи и счастья; супруга Вишну Парвати (или Дурга) — богиня времени, власти, духовного осознания; супруга Шивы • • • Локапалы-властители • • Индра — бог-воитель, Громовержец, божество дождя; хранитель востока. Сурья — божество солнца; хранитель юго-востока. Яма — божество смерти и справедливости, божество Закона; хранитель юга. Агни — божество огня; хранитель юго-запада. Варуна — божество вод; хранитель запада. Ваю — божество воздуха, ветра; хранитель северо-запада. Кубера — божество богатства; хранитель севера. Сома — божество Луны-Месяца; хранитель северо-востока • • • Айяппа Ганеша - бог мудрости и благополучия. • Буддхи (интеллект, разум) • Сиддхи (успех) • Риддхи(процветание). Ду рга (санскр. दरग , Дурга , «труднодоступная» или «непобедимая» ), богиня-воительница, сражающаяся сдемонами, защитница богов и мирового порядка. Кали - тёмная Шакти и разрушительный аспект Шивы. Богиня-мать, символ разрушения. Кама - (санскр. क म , «любовь» , «чувственное влечение» ) — бог любви Ска нда (санскр. सकनद — «излитый» ), Карттикея, Муруган (там. ம ர கன , малаял. മ ര കന ) — предводитель войска богов, бог войны виндуизме, бог победы и Кундалини, покровитель воров. Изображается в виде юноши, часто с шестью головами и двенадцатью руками и ногами. Хануман - обезьяноподобное божество, сын бога ветра Ваю и апсары Пунджисталы. Один из главных героев «Рамаяны» , предводитель одного из войск ванаров, также друг Рамы и Ситы. Вшиваизме считается одной из аватар Шивы Га нга (санскр. गग , хинди गग ) - богиня-воплощение священной реки Ганга (Ганг). Дьяус (санскр. небо, день) — в ведийской религии божество дневного неба, муж Притхиви, отец Ушас, Ашвинов, Агни, адитьев, марутов, ангирасов.
Юги – мировые эпохи • Ю га (санскр. यग , yuga, букв. «пара» , «ярмо» ) — в космологии индуизма — мировой век. Индуизм называет четыре юги, сменяющие друга циклически в указанной последовательности: • Сатья-юга или Крита-юга – ЛЮБОВЬ (санскр. सतय यग , satyā yuga) также Кри та-юга (санскр. कत यग , kṛta yuga — «век чистоты» , «праведный век» ) - Золотой век истины и чистоты. 1 728 000 лет, а длительность человеческой жизни в Сатьяюгу составляет 100 000 лет. Изобилие, любовь и процветание. Человеческое общество основано на полном равенстве всех его членов. Аскетизм, чистота, милосердие и правдивость. В Сатья-югу предписанной духовной практикой является медитация. • Трета-юга ЗАКОН человека начинают интересовать чувственные наслаждения. В это время возникают человеческие пороки. Поэтому продолжительность жизни людей сокращается и составляет 10 000 лет. Основной духовной практикой и методом самоосознания в Трета-югу являются ведические жертвоприношения Богу и девам. • Двапара-юга – ПОЛЬЗА В эту эпоху рождаются болезни, а также появляются стихийные бедствия в природе. Из четырёх брахманических качеств: аскетизма, чистоты, милосердия и правдивости, в Двапара-югу в полной мере проявлены только два последних. Продолжительность жизни людей по сравнению с предыдущей югой сокращается в десять раз и составляет около 1000 лет. Основной духовной практикой и методом самоосознания в Двапараюгу является поклонение божествам в храме. • Кали-юга – БЕЗЗАКОНИЕ (санскр. कल यग , kaliyuga). Варианты трактовки названия: «век демона Кали» , «железный век» , «век раздора» . В индийской литературе приводятся разные датировки Кали-юги. Согласно пуранам, Кали-юга началась в полночь 23 января 3102 года до н. э. (по григорианскому календарю). Продолжительность Кали-юги составляет 432 тыс. лет. Утрата моральных ценностей.
Тримурти - «индуистская троица» • триада, объединяющая трёх главных божеств индуистского пантеона в единое целое, представляющее собой духовное начало — Брахмана. Брахма-Создатель Вишну-Хранитель Шива-Разрушитель
1. Брахма, Создатель Мира • Бра хма, уст. также Бра ма (санскр. बरहम ; Brahmā IAST) — бог творения в индуизме. • Мантра для поклонения Брахме: Om Brang Brahmaneya Namaha.
Брахма • Лебедь — символизирует милость и • Описывается, что цвет кожи Брахмы красноватый и одет он в красные способность различать плохое от одежды. Брахма имеет четыре головы, хорошего. Брахма использует лебедя четыре лика и четыре руки. Хамса как своё средство передвижения, вахану. • Четыре руки — четыре руки Брахмы олицетворяют четыре стороны света: • Корона — корона Брахмы символизирует восток, юг, запад и север. его верховную власть во Вселенной. • Задняя правая рука представляет ум, • Лотос — цветок лотоса символизирует задняя левая рука представляет разум, природу и сущность всех вещей и живых передняя правая рука — эго, и передняя существ во Вселенной. левая рука — самоуверенность. • Борода — чёрная или седая борода Брахмы указывает на мудрость и олицетворяет вечный процесс • Чётки — символизируют различные сотворения. материальные субстанции, использованные в процессе сотворения • Четыре лика — четыре лика, головы и Вселенной. руки олицетворяют четыре Веды: Риг, Саму, Яджур и Атхарву. • Книга — книга Вед в одной из рук Брахмы символизирует знание. • Средством передвижения, или ваханой Брахмы, является божественный лебедь. • Золото — ассоциируется с деятельностью; золотой лик Брахмы указывает на то, что он активно вовлечён в процесс сотворения Вселенной.
Сарасвати - богиня знания и учёности, супруга Брахмы • Са ра свати (санскр. सरस वत — «богатая водами» , букв. перевод — «текущая река» ) — в индуизме богиня мудрости, знания, искусства, красоты и красноречия. Брахмачарини, помощница Брахмы при творении Вселенной. Сарасвати осуществляет брак неба и земли, именно она созидает небесный Брачный Чертог — Чертог спасения и вечного блаженства. Первоначально речная богиня. • Некоторые из имен Сарасвати звучат как «дающая существование» , «властительница речи и жизни» , «высшее знание» . Она считается воплощением всех знаний: искусств, наук, ремесел и мастерства. • Часто изображается сидящей на белом лебеде — символе Сил Света. • В руках у Сарасвати вина, музыкальный инструмент
2. Вишну, Опекун Мира • Ви шну (санскр. व षण , viṣṇu — «проникающий во всё» , «всеобъемлющий» ) — выполняет функции охранителя мироздания. • В различных направлениях индуизма, Вишну поклоняются либо непосредственно, либо через посредство его аватар, самыми популярными из которых считаются Кришна и Рама • Обителью Вишну является Вайкунтха, его супругой — Лакшми; творение, поддержание и разрушение бесчисленных миров — это его божественная игра (лила). Основные функции Вишну — поддержание дхармы и разрушение зла. С целью наказать злодеев и защитить добродетельных людей Вишну периодически нисходит в этот мир в виде аватар. • В индуистской иконографии Вишну обычно изображается в четырёхрукой человеческой форме, с кожей синего, голубого или чёрного цвета, в жёлтых одеждах, возлежащим на гигантском многоголовом змее Шеша в водах Причинного океана. В своих четырёх руках он держит четыре атрибута: цветок лотоса, булаву, раковину и чакру.
Лакшми – богиня удачи • Ла кшми (санскр. लकषम , lakṣmī IAST) — богиня изобилия, процветания, богатства, удачи и счастья. Она — воплощение грации, красоты и обаяния. Верят, что её приверженцы будут защищены от всех видов несчастий и нищеты. Лакшми является старшей супругой Вишну, замужем за Рамой (в воплощении Ситы) и Кришной (как Радха, а позже Рукмини). • Она, как любящая мать всех, ходатайствует за любое живое существо, которое просит у неё помощи. Господь вселенной Вишну не может не уступить ей, даже если речь идёт о большом грешнике. Он освобождает даже его, и помогает ему в духовной эволюции, не наказывая. Сознание такого человека просветляется и он становится благочестивым. • Находясь рядом с Вишну она обычно имеет две руки, и тогда держит лотос (падма) и кокос (шрифала), или лотосы в обеих руках. При этом она стоит, или сидит на левом бедре Вишну, или сидит на змее Ананте, или на орле.
Вишну. Аватары • Существует десять основных аватар Вишну — Маха-аватары. Общий список аватар Вишну насчитывает около 30 имён. • Матсья, Курма, Вараха, Нарасимха, Вамана • Парашурама ( «Рама с топором» ) • Кришна и Рама — главные аватары Вишну, ставшие независимыми объектами важнейших индуистских культов и обладавшие собственной мифологией. Часто Кришна рассматривается не как одно из воплощений, а как полная и совершенная манифестация Вишну. • Калки (санскр. «белый конь» )
Кришна – аватара Вишну. Бхагавад-гита • Кри шна (санскр. कषण , kṛṣṇa IAST) — одна из форм Бога в индуизме, восьмая аватара Вишну, часто описывается как один из наиболее популярных индуистских богов. • Жизнь, деяния и учение Кришны описываются в таких священных писаниях индуизма, как Пураны ( «Бхагавата-пурана» и «Вишну-пурана» ), «Харивамша» и «Махабхарата» . В этих текстах Кришна предстаёт в различных образах: очаровательного и игривого Бога-ребёнка, весёлого и беззаботного мальчика-пастушка коров, идеального возлюбленного, божественного героя-воина и верховного божества. • В индуистском искусстве Кришну изображают как мальчика-пастуха, играющего на флейте в компании своей возлюбленной пасту шки Радхи и других гопи, или как молодого воина-принца, дающего философские наставления своему другу-витязю Арджуне в «Бхагавад-гите»
Рама – аватара Вишну. Рамаяна. • Ра ма (санскр. र म , rāma IAST) или Рамача ндра — аватара Вишну, легендарный древнеиндийский царь Айодхьи. Рама почитается в индуизме как седьмая аватара Вишну. • Подробное жизнеописание Рамы содержится в «Рамаяне» — одном из двух величайших древнеиндийских эпосов наряду с «Махабхаратой» • Рама — муж Ситы, которая почитается в индуизме как аватара Лакшми и олицетворение совершенной женщины.
Рамаяна • Рама и Сита являются протагонистами одной из самых известных любовных историй всех времён. Описывается, что они были очень сильно влюблены друг в друга. Однако, царь ракшасовлюбоедов Равана решил похитить прекрасную Ситу. • • Равана был хорошо осведомлён о могуществе Рамы и посему прибег к хитрости. Он попросил своего дядю чародея Маричи принять обличье золотого оленя. Маричи в образе оленя начал резвиться около хижины, в которой жили Сита и Рама. Сита, увидев красивого оленя, попросила Раму поймать его для неё. необыкновенной силой, перепрыгнул через пролив и отправился на поиски Ситы. Обнаружив её в саду дворца Раваны, он рассказал ей о том, что Рама готовился освободить её. Он такж е вручил ей перстень, полученный им от Рамы. Наконец, сам Равана вступил в единоборство с Рамой. Наблюдать за ходом этого поединка явились многие девы. Рассказывается, что сражались они друг с другом как разъярённые львы. Своими стрелами Рама одну за другой отсекал головы десятиглавого Раваны, но каждый раз на место отсечённой головы мистическим образом вырастала новая. • Рама убил золоотого оленя и вернулся в свою хижину. Не найдя там Ситы, он немедля • Рама пустил в ход эту стрелу особыми ведийскими отправился на её поиски. мантрами и пустил её в Равану. Стрела, пронзив грудь Раваны и омывшись в его крови, вернулась в • Тем временем Равана привёз Ситу на Ланку и колчан Рамы. После смерти Раваны на небесных начал делать попытки добиться её планетах началось великое ликование, и благосклонности. На все его поползновения Сита благодарные девы осыпали Раму дождём из ответила решительным отпором, называя его небесных цветов. проклятым демоном • С целью собрать войско и освободить Ситу из плена Раваны, Рама и Лакшмана заключили союз с обезьяньим царём Сугривой, • Когда армия подошла к морю, Рама, не видя иного способа переправиться через отделявший остров Ланку от континента пролив шириной сто (йоджан), решил построить мост. В это время великий преданный Рамы Хануман, обладавший
Хануман – бог-обезьяна • Ханума н (санскр. हनम न , Hanumān IAST, «имеющий (разбитую) челюсть» ) — чтимое виндуизме обезьяноподобное божество, сын бога ветра Ваю и апсары Пунджисталы. Один из главных героев «Рамаяны» , предводитель одного из войск ванаров, также друг Рамы и Ситы. Вшиваизме считается одной из аватар Шивы • Хануман унаследовал от своего отца божественные способности к полёту, быстрому перемещению, а также невероятную силу. Вскоре после своего рождения он, увидев Солнце, решил что это фрукт и попытался его съесть. Это увидел Индра и метнул в Ханумана свою ваджру, сломав ему челюсть. Хануман без сознания упал на землю. Расстроенный Ваю взял сына и за такую несправедливость начал выкачивать весь воздух с Планеты. Вскоре всё живое в мире стало задыхаться и Индра вместе с могущественными богами решили умиротворить Ваю, и Брахма исцелил Ханумана, дав защиту от любого вида оружия. После этого случая Хануман и обрёл свое имя. • Культ Ханумана — один из самых популярных в индуизме. Его чтят как наставника в науках и покровителя деревенской жизни. Из Индии культ Ханумана (и обезьян вообще) распространился на всю Юго-Восточную Азию, вплоть до Китая, где его почитают как. Сунь Укуна. • Понимал язык птиц • Ва нара (санскр. व नर , vānara IAST, «обезьяна» ) — раса обезьяноподобных гуманоидов, описанных, в частности, в «Рамаяне» . Ванары очень сильные воины и на войне обычно они вырывают дерево с корнем и используют его как орудие против врагов. • Согласно преданиям ванары храбры, любопытны, несколько раздражительны, гиперактивны, склонны к приключениям, очень преданны и честны. Их внешний вид характеризуется несколько меньшим, чем у людей, ростом, а также тонким мехом, покрывающим тело. Благодаря культу Ханумана в Индии кормят бездомных обезьянок
3. Шива • «благой» , «милостивый» • Изображается чаще всего сидящим в позе лотоса, с кожей белого цвета, с синей шеей, со спутанными или скрученными в пучок на макушке (джата) волосами, носящим змею на шее, голове, руках и ногах (как браслеты), на поясе и переброшенную через плечо (как аналог священного шнура). • Одет в тигровую или слоновью шкуру, восседает на тигровой шкуре. На лбу — третий глаз, а также трипундра из священного пепла (бхасма или вибхути), который получают из навоза коров или сожженных трупов. Одно из популярных изображений Шивы — Ардханари или Ардханаришвара, когда он предстает гермафродитом. Левая сторона представляет собой его женскую ипостась (супругу, Парвати). Правая — мужскую. • Символически может изображаться в виде лингама (поставленного вертикально фаллоса). • Шива часто изображают танцующим, что символизирует вечный танец Вселенной — тандава. Танец осуществляется над телом убитого асура Апасмары. • Свиту Шивы составляют ганы — духи и демоны. • по преданию, проглотил яд, способный отравить все мироздание и задержал в своём горле
Шива Натарадж - Танцующий • Обычно Натараджа изображается в виде статуи из бронзы, где Шива танцует в ореоле из огня, подняв левую ногу и балансируя на теле демона или карлика (Апасмара), который символизирует невежество. Этот скульптурный образ является одним из символов Индии и широко используется в ее культуре. • Танец, который выполняет Шива Натараджа, называется тандава. Он передает неистовство, ярость, силу, и ассоциируется с уничтожением Вселенной, которое выполняет Шива как богразрушитель. • Вместе с тем, танец Шивы, согласно индуистской мифологии, необходим для поддержания ритма жизни и создания мира.
Шива-аскет и Шива-Рудра • Рудра персонифицирует гнев, ярость. Он хозяин Зверей. Женой Рудры была Сати, дочь властелина всех созданий Дакши. Сати безумно любила своего мужа и даже принесла себя в жертву, узнав, что при делении жертв Рудре не выделили ничего.
Парвати – великая энергия, Шакти • Является благой формой Дэви, шакти (то есть женской творческой энергии) Шивы. • Ещё имена благих форм: Гаури ( «Светлая, Благая» ), Трипурасундари( «великолепие трёх миров» ), Лалита — «Играющая» , Бхавани (англ. )( «оживляющая» ). В жестокой форме Дэви носит имена Кали ( «Чёрная» ), Шьяма, Чанди (Чанда, «Гневная» ), Дурга ( «Неприступная» ), Бхайрави (англ. )( «Зловещая» ). • Парвати переводится с санскрита как «Горная» , так как она считается дочерью. Химавата (англ. ), владыки гор и персонификации Гималаев. • Добиваясь любви Шивы, Парвати поселилась рядом с ним на горе Кайлас, но Шива в это время предавался аскезе и отверг её. Тогда боги, желавшие чтобы у Шивы родился сын, способный победить демона Тараку, послали бога любви Каму возбудить в сердце Шивы любовь к Парвати. Разгневанный Шива сжёг Каму огнём своего третьего глаза, но впоследствии возродил его. Тогда Парвати решила сама предаться подвижничеству ради Шивы. Узнав об этом, Шива решил испытать её, и, придя к ней в образе брахмана, стал хулить и ругать самого себя. Парвати отвергла все наветы и Шива, тронутый её преданностью и красотой, взял её в жёны. От этого брака родились бог войны Сканда и бог мудрости Ганеша.
Дэвы – боги Индии • Мантры в самхитах представлены в виде гимнов, молитв, заклинаний, ритуальных формул, чар и т. д. и обращены к пантеону богов и богинь, которые обозначаются санскритским термином «дэвы» (санскр. दव , déva — «бог» , «божественный» , «небесный» ). • Основными дэвами ведийского пантеона, которым посвящено больше всего гимнов и молитв, являются Рудра, Индра, Агни и Варуна.
Божество Индра Сторона света Восток Мантра Oṃ Laṃ Indrāya Namaḥ Атрибут Супруга Диггаджа(слон) Вахана Ваджрамолния Шачи Айравата Слон Айравата Юго-восток Oṃ Kṣaṃ Suuryāya Namaḥ Кханга меч Ушас Кумуда Колесница, запряжённая семёркой коней (Семиглавый конь) Яма Юг Oṃ Maṃ Yamāya Namaḥ Данда посох Ями Вамана Чёрный буйвол Агни Юго-запад Oṃ Raṃ Agnaye Namaḥ Шакти копьё Сваха Пундарика Баран Запад Oṃ Varuṇāya Namaḥ Па ша аркан Налини Анджана Макара (морское чудище) / черепаха / лебедь Северо-запад Oṃ Yaṃ Vayuve Namaḥ Анкушастрекало Саранью Пушпаданта Антилопа Север Oṃ Shaṃ Kuberāya Namaḥ Гада булава Риддхи Сарвабхума Мангуст / конь / человек Супратика Колесница, запряжённая антилопой или десятью белыми конями (баранами) Локапалы Сурья Варуна Ваю Кубера Северо-восток Oṃ Haṃ Somāya Namaḥ Пи накадубина Рохини Брахма Зенит Oṃ Hriṃ Brahmaṇe Namaḥ Падма лотос Сарасвати Хамса гусь Вишну Надир Oṃ Aṃ Anantāya Namaḥ Чакра диск Лакшми Гаруда орёл Шива Центр Aum Namaḥ Śivāya Тришулатрезубец Парвати Нанди бык Сома
Индра - Громовержец • И ндра (санскр. इनदर ), или Ша кра (Śakra— букв. могучий, сильный) — царь богов (дэвов) и повелитель небесного царства (Сварги) в ведизме и индуизме. Индра — один из главных богов ригведийского пантеона, громовержец (бог дождя) и змееборец; бог войны, возглавляющий девов в их противостоянии асурам. Гимны «Ригведы» прославляют его как демиурга, поднимающего небо. • Он освобождает из мрака Валы зарю (Ушас) и побеждает дракона Вритру. Подобно Зевсу, Индра совершает проделки, за которые порой несёт наказание. У Индры множество эпитетов. Его оружие — ваджра, а вахана — слон Айравата. • Индра считается главным богом-покровителем варны кшатриев
Ваджра - молния • Ваджра или ваджр (санскр. वजर , по-тибетски: дорчже) — ритуальное и мифологическое оружие в индуизме, тибетском буддизме и джайнизме. Было создано божественным ремесленником Тваштаром из костей мудреца Дадхичи для Индры. • Представляет собой пучок стрел. В индийской мифологии ваджра является оружием Индры в его борьбе с асурами. Это мощное оружие, соединяющее в себе свойства меча, булавы и копья. Бывает бронзовой (аяса) или золотой. • Слово имеет несколько значений на санскрите: «молния» и «алмаз» , используется в буддийских священных текстах и в названиях сутр. Ваджра символизирует силу и твёрдость духа. • Символизируя, помимо прочего, мужское начало, ваджра часто используется в ритуалах в паре со специальным колокольчиком гхантой, который в таких случаях обозначает женское начало. Имеет символическую аналогию с алмазом — может резать что угодно, но не сам себя — и с молнией — непреодолимая сила. Благодаря загибанию и соединению концов превращается в короткий металлический жезл.
Варуна – владыка вод • Вару на (др. -инд. varuṇa) в Ведах — верховный хранитель справедливости и судья, а также бог мировых вод; он имеет тенденцию к совмещению этих функций, но в то же время он в первую очередь Бог-Владыка. Варуна — старший из братьев. Адитьев — наряду с Индрой являлся одним из главных богов ведийского пантеона, только Индру и Варуну называют «вседержителями» • В иконографии В. изображается в виде белого человека в золотых доспехах, держащего в руке аркан, сделанный из змеи. Еговахана (ездовое животное) — Макара ( представляется гигантским водным животным, сочетающим в себе черты дельфина, акулы и крокодила). • Имя Варуны часто связывают с ведийским богом солнца — Митрой, с которым он представляет правовую сторону власти или союз между людьми, в то время как Варуна представляет отношения между человеком и Богом: «Связи человека на земле, отданы Митре, потому что Варуна, как известно, обосновался на небе» .
Яма – бог смерти и справедливости • Я ма или Йа ма (санскр. यम — «Близнец» ) — бог в индуизме, отказавшийся от своего бессмертия и совершивший первое жертвоприношение (самопожертвование), которое стало основой возникновения мира и человечества; • «Владыка преисподней» , «Миродержец юга» , «Царь смерти и справедливости» . Антака — «Губитель» Дхармараджа — «Царь Справедливости» Самодержец, Адский Князь Дхарма — «Держава» , «Долг» , «Закон» ; персонифицирован ная ипостась Ямы. Дхармы.
Агни - огонь • Агни (санскр. अगन , «огонь» , сродни лат. ignis, рус. огонь) — индийский бог огня, домашнего очага, жертвенного костра. Главный из земных богов, основной функцией которого является посредничество между ними и людьми. • На рисунках Агни изображается в качестве старого, двухголового мужчины с тремя ногами, семью руками, шестью глазами и четырьмя рогами, в красном одеянии и опоясанным «священным шнуром» в верхней части тела. Его знамя — дым, а сопровождающее его животное (вахана) — баран. Эта антропоморфизированная форма играет важную роль в первую очередь в мифологии, в обрядах персонаж Агни выступает в форме огня. • Эпитеты: Вайшванара — всенародный, семипламенный и т. д. • Танунапат (санскр. Tanûnapât толкуется обыкновенно «сын самого себя» ) — в ведийской мифологии эпитет бога огня Агни
Ваю и Кубера • Ваю (санскр. व य ) — «ветер» , «воздух» — бог ветра. • наиболее распространённая характеристика — тысяча глаз. • Его вахана (ездовое животное) — олень. • Кубе ра (санскр. कबर — «имеющий уродливое тело» ) — богатства, владыка якшей, киннаров и гухьяков. Первоначально Кубера был хтоническим божеством и ассоциировался с землёй и горами. Со временем у него появился и внешний облик, напоминающий облик бога плодородия. Куберу изображают с большим животом, двумя руками, тремя ногами, восемью зубами и одним глазом. Второй глаз он потерял по проклятию Умы за то, что подглядывал за нею, когда она оставалась наедине с Шивой.
Сурья и Сома • Су рья (санскр. सरय — «Солнце» ) — бог Солнца в индуизме. Занимает весьма видное место в Ведах, в «Риг-веде» ему посвящено десять гимнов. Его почитали как носителя света, целителя, а также как всевидящее око богов и небесного стража. Его атрибут — колесница, запряжённая семью лошадьми, олицетворяющими солнечные лучи. • Сома или Чандра — бог Луны в индийской мифологии. Считается, что он устанавливает отсчёт времени и властвует над всей вселенной.
Ганеша – сын Шивы, бог счастья • Гане ша, или Ганапа ти (санскр. गणश ; Gaṇeśa IAST) — в индуизме бог мудрости и благополучия. Один из наиболее известных и почитаемых во всём мире богов индуистского пантеона. • Изображается в виде полного человека с головой слона и одним бивнем, восседающего на своей вахане — крысе (по другой версии, землеройке или даже собаке). Количество рук разнится от двух до тридцати двух в зависимости от облика. • Согласно устным индийским мифам, Сатурн (Шани), являясь одним из родственников, был приглашен на чествование новорожденного сына Шивы: мать Ганеши, Парвати, непременно хотела показать могущественному родственнику прекрасного младенца. Обладая смертоносным взглядом, который он был не в состоянии контролировать, Шани долго отказывался от приглашения, но его всё же уговорили. Первый же взгляд Шани на сына Шивы испепелил ему голову. По другой версии, голова просто отвалилась. • Тогда Брахма посоветовал Шиве пришить младенцу голову первого же существа, которое ему встретится. Этим существом оказался слон Индры — Айравата. • По поводу потери одного бивня также существуют несколько вариантов легенд. По одной из легенд Ганеша, сражаясь с великаном Гаджамукхой, сам отломил свой бивень и бросил его в противника. Бивень обладал магической силой, и Гаджамукха превратился в крысу, став затем ездовым животным Ганеши. Другая легенда гласит, что однажды Шиву навестил мудрец Парашурама (аватара Вишну), но Шива в это время спал, и Ганеша отказался его впустить. Тогда Парашурама бросил в Ганешу свой топор и отсек ему правый бивень. Есть также легенда, что, записывая Махабхарату под диктовку Вьясы, Ганеша сломал перо и, не желая упустить ни слова, отломил бивень и стал писать им.
Кали – истребительница демонов • Ка ли (санскр. क ल , Kālī IAST, «чёрная» ) — тёмная и яростная ипостась Парвати, тёмная Шактии разрушительный аспект Шивы. Богиня -мать, символ разрушения. Кали разрушает невежество, поддерживает мировой порядок, благословляет и освобождает тех, кто стремится познать Бога. В Ведах её имя связано с Агни, богом огня. • «Калика-Пурана» гласит: «Кали — освободительница, защищающая тех, кто её знает. Она ужасная Разрушительница времени, тёмная Шакти Шивы. Она есть эфир, воздух, огонь, водаи земля. Через неё удовлетворяются все физические желания Шивы. Ей ведомы 64 искусства, она дарит радость Богу-Творцу. Она — чистая трансцендентальная Шакти, полная тьма» . • Существует определённая связь с богиней Дургой, вплоть до признания Кали ипостасью последней. • Кали — многоликая Богиня, которая руководит жизнью с момента зачатия до смерти. Она символизирует космическую силу вечного времени. • Кали пребывает в анахате. Она взаимодействует с физическим сердцем; в этой форме она называется Ракти-Кали (красная Кали), пульсация сердца. Но красота — не только очарование, это также ужас и даже смерть. Кали — недосягаемая красота, невознагражденная любовь. Красота непостижима, потому что не имеет формы. • Кали символизирует вечную жизнь. Вечная жизнь имеет цену. Только то, что является бессмертным, может быть бесконечным, поскольку ничто не может изменить его природы. Смертный и переходный процесс рано или поздно закончится. Чтобы извлечь пользу из вечности, которой является Кали, нужно принести в жертву нашу смертную природу. Поэтому Кали обычному глазу кажется пугающей и разрушительной. • Туги (или таги, тхуги, пхасингары, душители, от англ. Thuggee, в свою очередь от хинди ठग , ṭhag, вор) — средневековые индийские бандиты и разбойники, посвятившие себя служению Кали как богине смерти и разрушения
Варны и касты • Ва рна (санскр. वरण , varṇ, «качество, цвет, категория» ) • — термин, обозначающий четыре основных сословия древнеиндийского общества. • В каждую варну может входить много разных каст (уровней иерархии). Варны таковы: • • • брахманы — жрецы, учёные, подвижники кшатрии — воины, правители вайшьи — земледельцы, ремесленники, торговцы • шудры — слуги, наёмные рабочие. Неприкасаемые и парии не входят в систему четырёх варн. Они считаются способными осквернять членов более высоких каст, особенно брахманов • Брахманы служат духовными наставниками в семьях большинства каст высшего или среднего статуса, за исключением считающихся «нечистыми» . Брахманысвященнослужители, а также члены ряда религиозных орденов часто узнаются по «кастовым знакам» — нарисованным на лбу белой, жёлтой или красной краской узорам. Но такие знаки указывают только на • принадлежность к основной секте и характеризуют данного человека как поклоняющегося, например, Вишну или Шиве, а не как субъекта определенной касты или подкасты. Брахманы в большей мере, чем остальные, придерживаются занятий и профессий, которые предусматривались их варной. Из их среды на протяжении многих столетий выходили писцы, священнослужители, ученые, учителя и гражданские чиновники. Ещё в первой половине XX в. в некоторых районах брахманы занимали до 75 % всех более или менее важных государственных должностей. Париями считались дети, родители которых либо сами были париями, либо принадлежали к разным кастам. К париям относились также потомки высших каст, не получившие посвящение к изучению священных текстов в таинстве Упанаяны и лишенные таким образом «второго рождения» . К ним нельзя было прикасаться или есть с ними из одной посуды, в этом случае можно было стать парием самому. Само это понятие обозначает человека, не принадлежащего ни к одной касте, поэтому говорить, что парии является отдельной кастой — не совсем верно Несмотря на то, что варны возникли примерно 2 -3 тысячи лет тому назад, они продолжают существовать в современной Индии, хотя их роль и значение в жизни общества неуклонно понижается.
Термины • • • Дэвы – боги, асуры - демоны Кама - Любовь Дхарма - Закон Артха - Польза Мокша – освобождение, Карма – последствия добрых и дурных дел Сансара – круг перерождений Гуру – учитель Чела, шишья - ученик Бхакти – любовь к богу • Ахимса – ненасилие • Мандир – место поклонения богу, в т. ч. Храм • Киртан – коллективное воспевание бога • Пуджа – поклонение, молитва, религиозный обряд • Ти лака или ти лак — священный знак, который последователи индуизма наносят глиной, пеплом, сандаловой пастой или другим веществом на лоб и другие части тела.
Буддизм
Буддизм • Будди зм (санскр. बदध धरम , buddha dharma IAST; пали बदध धमम , buddha dhamma, «Учение Просветлённого» ; кит. 佛教 fójiào) — религиознофилософское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни. • Сами последователи этого учения называли его «Дхарма» (Закон, Учение) или «Буддхадхарма» (Учением Будды). Термин «буддизм» был создан европейцами в XIX веке. В настоящее время некоторые исследователи и буддийские деятели определяют буддизм как «науку о сознании» . • Считается, что это одна из древнейших мировых религий, признанная самыми различными народами с совершенно разными традициями. «Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока — индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до их последних оснований» . Одно из ранних известных изображений Будды Шакьямуни, I—II в. н. э.
Буддизм • Основатель: Будда Шакьямуни (из рода Шакьев), по имени Сиддхартха Гаутама • Священные книги. Как же выглядели первые буддийские книги? Эти книги представляли собой пальмовые листья, на которых они и были написаны, и получили название «Закон Пали» , или «Типитака» ( «Трипитака» ), что в переводе означает «Три корзины» (в Древней Индии писали на пальмовых листьях, которые потом носили в корзинах). • Итак, «Три Корзины» . Но почему корзин именно три? • Виная-питака • Сутра-питака • Абхидхарма-питака. • «Три Корзины» . • Виная-питака - свод 227 правил жизни буддийской монашеской общины. • Сутрапитака содержала учение о Четырех Благородных Истинах, Восьмеричном Пути и, кроме того, включала в себя проповеди и поучения Будды, сборники «Дхармапада» и «Джатака» . • «Дхармапада» , то есть «Путь истины» , представляла собой подборку буддийских притч. Этими притчами, которые собраны с 563 по 483 год до н. э. , и по сей день руководствуются буддисты всего мира, черпая в них вдохновение. Особенно это касается последователей тхеравады. • «Джатака» – это собрание повествований о предыдущих воплощениях самого Гаутамы Будды, «Житие» . • Абхидхарма-питака - тексты философского и психологического содержаниям которых излагается буддийское понимание устройства жизни и приводятся доводы в его пользу.
Просветленные: будды и Будда • Бу дда (санскр. बदध , буквально — «пробудившийся» , «просветленный» ) в буддизме — наиболее высокое «состояние духовного совершенствования» , либо имя Будды Шакьямуни, либо имя одного из других бесчисленных существ, достигших просветления (бодхи) • Следует иметь в виду, что различия между буддийскими фигурами: • Буддой (Сиддхартхой Гаутамой) • буддами, • бодхисаттвами (существами, взявшими на себя миссию пробуждения сознания всех существ), • дхармапалами (защитниками учения и его носителей), • да кини (в тантрическом буддизме — женские духи, носительницы тайных учений), • йидамами (медитационными формами будд), • богами (дэва на санскрите, лха на тибетском; — в буддизме они, как и люди, — сансарные существа, так же подверженные закону причинноследственной связи и пребывающие в неведении относительно своей истинной природы)
Будда: царевич Сиддхартха Гаутама • Бу дда Ша кьямуни (санскр. ग तमबदध स दध रथ श कयमन , 563 до н. э. — 483 до н. э. ; дословно «Пробуждённый мудрец из рода Шакья (Сакья)» ) — духовный учитель, легендарный основатель буддизма. • Получив при рождении имя Сиддха ттха Гота ма (пали) / Сиддха ртха Гаута ма(санскрит) ( «потомок Готамы, успешный в достижении целей» ), он позже стал именоваться Буддой (буквально «Пробудившимся» ) и даже. Верховным буддой (Sammāsambuddha). Его также называют: Татха гата( «тот, кто так пришёл» ), Бхагаван ( «господь» ), Сугата (Правильно идущий), Джина (Победитель), Локаджьештха (Почитае мый миром). • Сиддхартха Гаутама является ключевой фигурой в буддизме. Рассказы о его жизни, его изречения, диалоги с учениками и монастырские заветы были обобщены его последователями после его смерти и легли в основу буддийского канона — «Трипитаки» .
Чудесное рождение и весть • Согласно традиционной биографии[6], отцом будущего Будды был раджа Шуддходана, глава племени шакьев небольшого княжества со столицей Капилаваттху (Капилавасту). Гаутама — его готра, аналог современной фамилии. • Мать Сиддхартхи, царица Маха Майя, жена Шуддходаны, была принцессой из царства колиев. В ночь зачатия Сиддхартхи царице приснилось, что в неё вошёл белый слон с шестью белыми бивнями. • риглашённый благословить младенца отшельник-провидец Асита, живший в горной обители, обнаружил на его теле 32 признака великого человека. На их основании он заявил, что младенец станет либо великим царём (чакравартином), либо великим святым (Буддой). • Шуддходана провёл церемонию именования ребёнка на пятый день от его рождения, назвав его Сиддхартха, что означает «тот, кто добился своей цели» . Были приглашены восемь учёных брахманов для предсказания будущего ребёнка. Они также подтвердили двойственное будущее Сиддхартхи
Три встречи • Желая, чтобы Сиддхартха стал великим царём, его отец всячески ограждал сына от религиозных учений или знаний о человеческих страданиях. Для мальчика было специально построено три дворца. В своём развитии он обгонял всех своих сверстников в науках и спорте, но проявлял склонность к размышлениям. • Как только сыну исполнилось 16 лет, его отец организовал свадьбу с принцесой Яшодхарой, кузиной, которой также исполнилось 16. Через несколько лет она родила ему сына Рахулу. Сиддхартха провёл 29 лет своей жизни как принц Капилавасту. Хотя отец и давал сыну все, что только ему может потребоваться в жизни, Сиддхартха чувствовал, что материальные блага — не конечная цель жизни. • Однажды, когда принцу исполнилось 29 лет, он в сопровождении колесничего Чанны выбрался за пределы дворца. Там он увидел «четыре зрелища» , изменившие всю его последующую жизнь: нищего старика, больного человека, разлагающийся труп и отшельника. Гаутама тогда осознал суровую реальность жизни — что болезни, мучения, старение и смерть неизбежны и ни богатства, ни знатность не могут защитить от них, и что путь самопознания — единственный путь для постижения причин страданий. Это подвигло Гаутаму в возрасте 29 лет оставить свой дом, семью и имущество и отправиться на поиски пути для избавления от страданий.
Дерево Бодхи • Выехав за город, царевич переоделся в простую одежду и отпустил слугу. Это событие называют «Великим Отправлением» . • Сиддхартха начал свою аскетическую жизнь в Раджагриху, где он просил милостыню на улице. После того, как о его путешествии узнал царь Бимбисара, он предложил Сиддхартхе трон. Сиддхартха отказался от предложения, но пообещал посетить царство Магадха сразу после того, как достигнет просветления. • Сиддхартха покинул Раджагаху и стал учиться йогической медитации у двух брахмановотшельников. После того, как он освоил учения Алары (Арады) Каламы, сам Калама попросил Сиддхартху присоединиться к нему, но Сиддхартха ушёл от него через некоторое время. Потом Сиддхартха стал учеником Удаки Рамапуты (Удраки Рамапутры), но после достижения высшего уровня медитативного сосредоточения он также покинул учителя. • Затем Сиддхартха направился в юго-восточную Индию. Там он вместе с пятью спутниками под предводительством Каундиньи (Конданны) пытался достичь просветления через суровую аскезу и умерщвление плоти. Через 6 лет, на грани смерти он обнаружил, что суровые аскетические методы не приводят к большему пониманию, а просто затуманивают ум и изнуряют тело. После этого Сиддхартха начал пересматривать свой путь. Он вспомнил момент из детства, когда во время праздника начала пахоты он испытал погружение в транс. Это повергло его в состояние сосредоточения, которое казалось ему блаженным и освежающим, в состояние дхьяны. • Четыре его спутника, полагая, что Гаутама отказался от дальнейших поисков, покинули его. Поэтому он отправился странствовать дальше уже в одиночестве, пока не достиг рощи неподалёку от Гайи. • Здесь он принял немного молока и риса от деревенской женщины по имени Суджату, которая приняла его за духа дерева, такой у него был измождённый вид. После этого Сиддхартха сел под фикусовым деревом, которое сейчас называют деревом Бодхи, и поклялся, что не встанет до того, пока не найдет Истины.
Мара испытывает Будду • Мара в буддизме — демон, персонифицируется как воплощение безыскусности, гибели духовной жизни • В произведении изображена кульминационная точка в жизни основателя буддизма Будды Шакьямуни — ночь, проведенная в медитации, его победа в эту ночь над богом Смерти Марой, и наступившее вслед за этим пробуждение, (или просветление). • Легенды гласят, что Мара всю ночь Просветления сражался то как взбесившийся буйвол, то как бог Зла, всячески противясь творимому подвигу. Он насылал на Гаутаму толпы злых духов, страшных оборотней и виев, но Будда даже не замечал их. Тогда в небесно-прекрасном лике и в безумно соблазнительном виде явились дочери Мары — воплощение сладострастия, похоти и других губительных пороков. Но от них Будда был защищен силой великой Любви (майтри) и великого сострадания (каруна) ко всему живому. Следом Мара устроил землетрясение и ураган, но ни один волос не дрогнул на голове Будды — его охраняли десять совершенных качеств, обретенных в этой и прошлых жизнях: щедрость, нравственная чистота, способность к отречению, интуитивная мудрость, самоотверженность, терпение, правдивость, решимость, любовь ко всем существам и невозмутимость. После этого, бог Зла и Смерти отступил, склонив свою непокорную голову перед Победителем.
Пробуждение • Не желая выпускать Сиддхартху из-под своей власти, бог Смерти Мара попытался нарушить его сосредоточение, но Гаутама остался непоколебим — и Мара отступил. • После 49 дней медитации в полнолуние месяца вайшакха, в ту же ночь, когда он был рождён, в возрасте 35 лет Гаутама достиг Пробуждения и полного представления о природе и причине человеческих страданий — невежестве — а также о шагах, которые необходимы для устранения этой причины. Данное знание потом получило название «Четырёх Благородных Истин» , а состояние Наивысшего Пробуждения, которое доступно для любого существа, названо ниббана (пали) или нирвана (санскрит). После этого Гаутаму стали называть Буддой или «Пробудившимся» . • Будда несколько дней ещё пребывал в состоянии самадхи, решая, обучать ли Дхарме других людей. Он не был уверен, что люди, переполненные жадностью, ненавистью и обманом, смогут увидеть истинную Дхарму, идеи которой были очень глубоки, тонки и трудны для понимания. Однако Брахма Сахампати заступился за людей и попросил Будду принести Дхарму миру, так как «всегда найдутся те, кто поймет Дхарму» . В конце концов, со своим великим состраданием к любым существам на земле, Будда согласился стать учителем. • Оставшиеся 45 лет своей жизни Будда путешествовал по долине реки Ганг в центральной Индии в обществе своих учеников, преподавая свое Учение самым разнообразным людям, вне зависимости от их религиозно-философских воззрений и касты — от воинов до уборщиков, убийц (Ангулимала) и людоедов (Алавака). При этом он совершил множество сверхъестественных деяний.
• Н. Рерих, Будда-победитель. 1925
Сансара и нирвана • Санса ра или самса ра (санскр. सस र , saṃsāra IAST «пер еход, череда перерождений, жизнь» ) — круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий в индийской философии: душа, тонущая в «океане сансары» , стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы), которые являются частью «сети сансары» . • Постоянное стремление удовлетворить все возникающие потребности приводят к разочарованию, потому что многие желания невозможно осуществить в полной мере. Это приводит к возникновению кармы (совокупность действий человека, включая его мысли и поступки). Карма вовлекает человека в процесс стремления к хорошему и плохому. Этот процесс приводит к возникновению новой кармы. Так возникает «круговорот сансары» . • Удовлетворение желаний очень скоротечно и через короткое время приводит к появлению новых желаний. Таким образом получается замкнутый цикл по удовлетворению желаний. Чем больше желаний не могут быть удовлетворены, тем больше растут страдания.
Перерождение • Реинкарнация
Просветление. Четыре благородные истины • Четыре благородные истины сформулировал сам Будда Шакьямуни и кратко их можно изложить так: 1. 2. 3. 4. существует страдание (дукха); существует причина страдания — желание (танха); существует прекращение (ниродха) страдания — нирвана; существует путь (марга), ведущий к прекращению страдания, — Восьмеричный Путь. • Они приводятся в самой первой проповеди Будды «Сутре запуска Колеса Дхармы» . • Следовать «срединному пути» — значит держать золотую середину между физическим и духовным миром, между аскетизмом и наслаждениями; значит не впадать в крайности.
Восьмеричный путь • Восьмеричный Путь или Благородный Восьмеричный Путь — путь, указанный Буддой, ведущий к прекращению страдания и освобождению от сансары. Лежит, согласно срединному пути, посередине между приверженностью мирским удовольствиям и аскетизмом. • Четвёртая Благородная Истина буддизма, указывает путь (марга) к освобождению от страданий, путь, по которому прошёл Будда и могут следовать другие — и монахи, и миряне. Указанный Буддой путь состоит из восьми правил и называется поэтому «Благородным Восьмеричным Путём» . Осваивать эти правила следует постепенно. Русский Мудрость Правильное воззрение Правильное намерение Нравственность III Правильная речь I II IV V Правильное поведение Правильный образ жизни Пали Paññā sammādiṭṭhi IAST[8] sammāsaṅkappa IAST Санскрит Prajñā samyag dṛṣṭi IAST samyak saṃkalpa IAST Sīla sammāvācā IAST sammākammanta IAST sammāājīva IAST Śīla samyag vāc IAST samyak karmānta IAST samyag ājīva IAST yang dag pa’i lta ba yang dag pa’i rtog pa yang dag pa’i ngak yang dag pa’i las kyi mtha' yang dag pa’i 'tsho ba Samadhi samyag vyāyāma IAST samyak smṛti IAST samyak samādhi IAST yang dag pa’i rtsol ba yang dag pa’i dran pa yang dag pa’i ting nge 'dzin Духовная дисциплина Samadhi VI Правильное усилие VIII Правильное памятование Правильное сосредоточение sammāvāyāma IAST sammā-sati IAST sammāsamādhi IAST Тибетский
Три драгоценности • Трира тна (санскр. तर रतन ) — в буддизме — три драгоценности буддийской доктрины: • Будда - совершенно Просветлённое, всеведущее существо, достигшее духовных вершин естественным образом через развитие ума и сердца в длинной последовательности рождений (сансара). Главными из этих вершин являются Просветление (бодхи) и Успокоение (нирвана), которые знаменуют окончательное Освобождение (мокша) и достижение высшей цели духовных устремлений • Дхарма (закон, учение) - Закон является смысловым ядром Вселенной, в соответствии с ним происходят все процессы вне и внутри человеческих судеб, с его помощью можно понять законы жизни и общества, взаимосцепленность и взаимозависимость всего. Закон этот Будда постиг и сообщил ученикам в виде Слова, Текста сутр. • Сангха (монашеская община) община равных, не имеющих никакой собственности, нищенствующих (бхикшу, на пали — бхиккху), сообщество носителей Закона, хранителей знаний и мастерства, которые из поколения в поколение следуют путем Будды.
Направления буддизма: Хинаяна и Махаяна • Хинаяна (санскр. ह नय न , hīnayāna, буквально «Малая колесница» ) — колесница, последователи которой стремятся к личному освобождению. Называется «малой колесницей» , поскольку способна привести к освобождению только самого последователя • Маха яна (санскр. महय न , дословно «Великая колесница» ; тиб. ཐག་པ་ཆན་པ་, theg-pa chen-po) - буддисты стремятся достичь Пробуждения во благо всех живых существ. В основе теории и практики Махаяны лежит развитие бодхичитты и внеличностной (запредельной) мудрости Праджняпарамиты. Наставления включают Сутру и Тантру. • Ваджрая на (санскр. वजरय न , Vajrayāna? тиб. ར ་ར ་ཐ ག་པ , Вайли r. Do-rje Theg-pa; - Алмазная Колесница, Ваджрный Путь; также Тантра, Тантраяна (Колесница Тантры) — тантрическое направление буддизма, образовавшееся внутри Махаяны в V веке нашей эры. • Санскритское слово «ваджра» (букв. «алмаз» ) употреблялось для обозначения громового скипетра бога Индры. В буддизме «ваджра» означает нерушимость, подобную алмазу, и просветление, подобное мгновенному удару грома или вспышке молнии.
Колесо Учения • Дхармачакра (санскр. धरमचकर , dharmacakra IAST «ко лесо дхармы» , «колесо закона» ) —символ дхармы, учения Будды о пути к просветлению, освобождению от кармическихперерождений в сансаре. Традиционно изображается в виде стилизованного колеса с пятью, шестью или восемью спицами. • Обычно восемь спиц трактуются как изображение составляющих Благородного восьмеричного пути. • На некоторых изображениях по бокам Колеса стоят две газели как символ буддийской проповеди. Это связано с преданием, что первой проповеди Будды внимали также и эти двое животных. • Изображение бхавачакры — другого визуально сходного широко известного символа в виде колеса сансары (санскр. «блуждание» , «круговорот» ) демонстрирует бесконечное круговращение бытия, характеризующееся рождением, смертью и новым рождением в различных местопребываниях.
Три поворота колеса Дхармы • • По воззрениям школ махаяны Будда три раза поворачивал Колесо Дхармы: это значит, что он дал три больших цикла поучений, которые соответствуют различным способностям • учеников и показывают им путь к непреходящему счастью. Начиная с этого времени, в распоряжении всех, кто живёт в эпоху после появления Будды, есть методы, при помощи которых можно достичь совершенного состояния полного Просветления. • По воззрениям наиболее древней нереформированной школы Тхеравада, Будда поворачивал Колесо Учения только один раз, во время произнесения Дхармачакра-правартана сутты в Варанаси. Дальнейшие повороты Тхеравада относит к позднейшим изменениям первоначальной доктрины. • Первый Поворот Колеса Дхармы • • Будда учил, в основном, Четырём Благородным Истинам и • Закону Кармы, которые объясняют нашу ситуацию в круговороте существования и утверждают возможность освобождения от всех страданий и причин страданий. В первом цикле поучений говорится, главным образом, о внешнем поведении, которому соответствует нравственный кодекс монаха или монахини. Если соотнести эти циклы поучений с различными направлениями буддизма, тогда можно сказать, что первый цикл поучений Будды является основой для традиции Тхеравады. Второй Поворот Колеса Дхармы Будда дал поучения об относительной и абсолютной истине, а также — о взаимозависимом возникновении (Пратитьясамутпаде) и пустоте (шуньяте). Он показал, что вещи, которые появляются в соответствии с законом причины и следствия (карма), по своей природе свободны от действительного, независимого существования. Во втором цикле поучений говорится о внутреннем настрое, которому соответствует кодекс поведения мирянина или мирянки, берущих на себя ответственность за других, например, за семью или за какие-либо социальные группы. Этот цикл поучений Будды является основой для Великой Колесницы (Махаяны). Третий Поворот Колеса Дхармы Были даны поучения о присущей всем существам Просветленной природе (Природе Будды), содержащей все совершенные качества и изначальную мудрость Будды. В этом цикле поучений говорится об аспектах восьмеричного пути, соответствующих нравственному кодексу йогинов, которые соединяют чистый взгляд на вещи с постоянной практикой. Третий цикл поучений Будды является основой для Великой Колесницы (Махаяны) и Колесницы Тантры (Ваджраяны).
Колесо Сансары • Сансара - это бесконечный круговорот жизни (перерождения в Мирах) в соответствии с накопленной Кармой. • 1. Три яда ума: злость (змея), привязанность (петух), неведение (свинья). Каждый кусает друга. Это означает, что яды взаимосвязаны. Привязанностью, ненавистью и невежеством Порождены недобродетельные действия; И из этих недобродетельных действий возникает как все страдание, Так и все дурные существования. Привязанность и злость - это притягивание и отталкивание. То, что нам нравится, мы притягиваем (привязанность), что не нравится - отталкиваем (злость). Привязанность и злость рождается из неведения. Только изучив Дхарму (учение Будды) можно избавиться от них. • Размышления над Колесом Сансары помогут понять Карму (причинноследственные связи), вред неблагих поступков и пользу благих, побороть свои эмоции, желания и невежество, взять под контроль не только свою жизнь, но и перерождения. Только достигнув Просветления можно выйти из <b>Колеса Сансары</b> и больше не перерождаться в Высших и Низших Мирах.
Негативная и позитивная карма • 2. Негативная карма накапливается из 10 неблагих поступков: • 3 деяния тела: убийство (из желания, удовольствия, гнева, глупости), воровство (отбирание силой - грабеж, отбирание обманом - мошенничество, кража), измена (измена партнеру, насильственное изнасилование, всякие извращения). • 4 деяния речи: ложь (во вред другим, на пользу себе), сеяние раздора, грубая речь (напрямую, за спиной, обидные шутки), сплетни. • 3 деяния ума: жадность (привязанность к своему имуществу, к чужому, мечты о богатстве), вредоносные мысли (желание несчастья и неуспеха другим), неправильные взгляды. • 3. Позитивная карма усиливается из 10 благих поступков: • Спасение жизни. • Щедрость. • Верность в отношениях. • Правдивость. • Примирение враждующих. • Мирная речь. • Речь, полная смысла (мудрая речь). • Удовлетворенность тем, что имеешь. • Любовь и сострадание к людям. • Понимание природы вещей (учение Будды, самообразование).
Шесть миров 6 сфер или миров сансары мир богов асуров людей животных ненасытных духов прета адских мук жизненное пространство, в пределах которого вращается все живое. • Петух, змея и свинья (вожделение, гнев и зависть) являются корнем (ступицей колеса) всех существующих миров. • •
Адские миры, Нарака-лока злоба и ненависть • Человек оказывается в Адском мире в результате очень плохой Кармы. Пребывает он там не вечно, а пока негативная Карма не иссякнет. В Адском мире человека ждут убийства, холод, жара и боль.
Ады • В мире адских существ обитатели подвержены тяжёлым • мучениям вследствие своих кармических деяний (то • есть, деяний прошлой жизни). В отличие от христианского или мусульманского ада, мучения не вечные, и после довольно длительного срока искупления • негативная карма очищается, и существа могут переродиться в высших мирах. • • Восемь холодных адов • • • Арбуда-нарака(Arbuda) — ад волдырей. Нирарбуда-нарака (Nirarbuda) — ад разбухающих волдырей. Атата-нарака (Aṭaṭa IAST) — ад, когда трясёт от холода. Хахава-нарака (Hahava) — ад плача и стона. Хухува-нарака (Huhuva) — ад стучащих зубов. Утпала-нарака(Utpala) — ад голубого лотоса. Падма-нарака (Padma) — лотосовый ад. Махападма-нарака (Mahāpadma) — великий лотосовый ад. Пребывание в каждом следующем из этих адов в 20 раз больше, чем в предыдущем. Восемь горячих адов Санджива-нарака (Sañjīva) — ад оживления. Пребывание в этом аду занимает 162· 1010 лет. Каласутра-нарака (Kālasūtra) — ад чёрных сечений. Пребывание в этом аду занимает 1296· 1010 лет. Сангхата-нарака (Saṃghāta IAST) — сокрушающий ад. Пребывание в этом аду занимает 10 368· 1010 лет. • Раурава-нарака(Raurava) — ад воплей. Жизнь в этом аду составляет 82 944· 1010 лет. • Махараурава-нарака (Mahāraurava) — ад великих воплей. Жизнь в этом аду составляет 663 552· 1010 лет. • Тапана-нарака (Tapana) — жаркий ад. Жизнь в этом аду составляет 5 308 416· 1010 лет. • Пратапана-нарака(Pratāpana) — ад великого жара. Пребывание в этом аду занимает 42 467 328· 1010 лет. • Авичи-нарака (Avīci) — непрекращающийся ад. Пребывание в этом аду занимает 339 738 624· 1010 лет, до конца антаракальпы.
Голодные духи – прета, Прета-лока жажда, голод • Человек перерождается в вечно голодное и жаждущее существо. Причина перерождения в этом мире: жадность и зависть. Обитают они в скоплениях мусора и пустынях. • Мир претов (голодных духов) называется преталока, связан с острой жаждой, которую никак нельзя насытить или удовлетворить. Голодные духи не могут насладиться едой или питьём, их изображают как уродливых существ с тонкой шеей, через которую они не могут пропустить пищу. • Они не могут ничего проглотить из-за слишком узкого горла. А вся вода, которая попадает к ним на их огненный язык - сразу испаряется.
Мир животных, Тирьягйони-лока неведение и страх • Мир животных (Тирьяг-йони) ассоциируется с фундаментальным невежеством и погружённостью в насущные жизненные потребности (холод, голод, неустроенность) — животные постоянно страдают, живут впроголодь и вынуждены всё время бороться за выживание. • Причина перерождения в этом мире: страх, глупость и самодовольство (гордость). Только в заботе о своем потомстве можно заработать благую карму в этом мире. • Между прочим, основная тенденция, которая приводит нас к рождению животным, - это полное невежество. Например, душа из Мира Низших Духов получает животное происхождение, когда стремится получить более конкретное удовлетворение своих желаний.
Мир людей, Манушья-лока желания • Причина рождения в этом мире – желания, смешение всех пяти причин. • Здесь ждут человека такие страдания: рождение, болезнь, старость, смерть, разлука с любимыми, сожаления, страх, неприязнь к врагам. • Просветление здесь наиболее возможно
Мир асуров-полубогов, Асура-лока гнев и зависть • Асуры завидуют Богам, они испытывают гордость, зависть, злость, воинственность, хвастовство, затевают споры. Они могут быть в мирных или враждебных отношениях с Богами выше. • Это божества низкого ранга, демоны, титаны. Асуры, завидуя богам, проявляют гнев, гордость, воинственность и хвастовство, их интересует власть и самовоздвижение. Здесь — не изначальное местопребывания асуров, но их прогнали с горы Мира за пьянство и буйство. Они всё время сражаются чтобы вернуть их прежнее место жительства, но они не способны пройти сквозь стражников мира Четырёх Небесных Царей. У них нет единого лидера, а есть отдельные сражающиеся группировки
Мир богов, Дэва-лока блаженство и неведение • Пребывание в мире Богов не вечно. Можно "упасть" и в низшие миры за плохую карму. Боги не творят сам мир, хотя им приписывают некоторые сверхспособности. Главная причина "падения" Богов в низшие миры - чрезмерная гордость. Боги этого мира не считаются чем-то идеальным, они такие же люди, как и мы с вами, только способности у них покруче. Их знания не безграничны, они не знают, что находится выше их мира. Их знания по сравнению с Просветленным Буддой совсем невелики. Они не вмешиваются в дела человечества. Богам так же как и людям мешают такие эмоции как гнев, гордость, ревность и похоть. Страдания в мире богов: неудовлетворенность, унижения, убийство, насилие, изгнание, смерть (по ощущениям превосходит человеческую), падение. Смерть Бога сопровождается унижениями, отречением, изгнанием и одиночеством.
Далай-Лама • Дала й-ла ма (тиб. ཏ ་ལའ ་བ ་མ་ ) - духовный лидер большинства буддистов. • Линия передачи (тулку) в тибетском буддизме школы Гелугпа, восходящая корнями к 1391 году. По представлениям тибетского буддизма, далай-лама является перевоплощением бодхисаттвы Авалокитешвары (тиб. : Ченрезиг spyan ras gzigs), бодхисаттвы сострадания. • По отношению к далай-ламе используется титул «Его Святейшество» . • «Далай» означает в монгольском языке «океан» — в значении «Великий» (правящие ханы после Чингиса носили титул далай -хан), «лама» (bla ma) в тибетском эквивалентно санскритскому слову «гуру» и имеет значение «учитель» . • После смерти далай-ламы монахи организуют поиски его следующей инкарнации (тулку, тиб. sprul sku), маленького ребёнка, который должен обладать определёнными признаками и пройти тесты. Поиск занимает обычно несколько лет. Затем ребёнок отправляется в Лхасу, где проходит обучение под руководством опытных лам. Дала й-лама XIV (Нгагва нг Ловза нг Тэнцзи н Гьямцхо , тиб. བས ན་འཛ ན་ར ་མཚ ་ ; род. 6 июля 1935, Такцер, Тибет) — духовный лидер буддистов Тибета, Монголии, Бурятии, Тувы, Калмыкии и других регионов. Лауреат Нобелевской премии мира(1989). В 2006 году награждён высшей наградой США — Золотой медалью Конгресса.
Авалокитешвара (Ченрези) – сострадающий боддхисатва • Будда Шакьямуни был не единственным буддой, что и до него, и после него были и будут другие полностью просветленные. • Махаянские тексты рассказывают о великих бодхисаттвах, жертвующих собственным блаженством в нирване ради спасения всех живых существ. Каждый бодхисаттва олицетворяет собой отдельное добродетельное качество. • Например, великий бодхисаттва Авалокитешвара, изображениями которого изобилуют буддийские храмы, олицетворяет собой сострадание. Иногда Авалокитешвару изображают с тысячами рук, на каждой из которых находится глаз. Эти глаза бодхисаттвы – образное подтверждение того, что он способен видеть всех живых существ и служить им, облегчая их страдания. Буддийские тексты говорят, что Авалокитешваре было поручено освободить всех живых существ из пут сансары. Пытаясь выполнить поручение, великий бодхисаттва растратил все свои силы и от отчаяния разрыдался. Его слезы, упавшие на землю, превратились в прекрасные цветы лотосов. Из этих лотосов родились два других бодхисаттвы – Белая Тара и Зеленая Тара, предназначением которых было помочь Авалокитешваре осуществить задуманное. • Один из главнейших атрибутов Авалокитешвары — шестисложная мантра Ом мани падме хум, из-за которой бодхисаттву иногда называют Шадакшари ( «Господом Шести Слогов» ).
Мантра Ом мани падме хум • «О жемчужина, сияющая в цветке лотоса!» . • Далай-лама XIV поясняет, что мантра олицетворяет собой чистоту тела, речи и ума Будды. Второе слово (мани — «драгоценность» ) соотносится сбодхичитта — стремлением к Пробуждению, состраданием и любовью. Третье слово (падме — «цветок лотоса» ), соотносится с мудростью. Четвёртое слово (хум) олицетворяет неделимость практики (метода) и мудрости.
Зеленая Тара и Белая Тара • Тара (санскр. त र , tārā, тиб. ས ལ་མ་ , Drolma «Спасительница» ) —женское существо, достигшее совершенства и освобождения, но отказавшееся от ухода в нирвану из сострадания к людям. • Существует 21 Тара, среди них основными принято считать четыре: Белую, Зелёную, Красную и Чёрную. • Текст «Во славу 21 Тары» читается утром во всех четырёх школах Тибетского буддизма. • Главная мантра Тары одинакова и в буддизме, и в индуизме: ॐ त र ततत र तर सव — «oṃ tāre tuttāre ture svāhā» . Тибетцами и теми, кто следует тибетской традиции эта мантра произносится «oṃ tāre ture soha» .
Мандала • Ма ндала (санскр. मणडल — круг, диск) — священное схематическое изображение либо конструкция, используемая в буддийских и индуистских религиозных практиках. • Модель вселенной, «карта космоса» . Внешний круг — Вселенная, внутренний круг — измерение божеств, бодхисаттв, будд. Квадрат между ними ориентирован по сторонам света. • Мандалы могут быть как двумерными, изображенными на плоскости, так и объёмными, рельефными. Их вышивают на ткани, рисуют на песке, выполняют цветными порошками и делают из металла, камня, дерева. Её даже могут вырезать из масла, которое окрашивают в соответствующие ритуальные цвета. Мандалы часто изображают на полах, стенах и потолках храмов. Мандала является настолько священной на Востоке, что рисуется под аккомпанемент особых ритуалов и сама может считаться объектом поклонения.
Мандала • Будды, живые существа Янтра Геометрия, орнамент
Сарнатх • Сарнатх — пригород Варанаси (Бенареса), расположен в 10 км к северу от центра города, в индийском штате Уттар-Прадеш. Известен как место, где. Будда Шакьямуни осуществил «поворот Колеса учения» — прочел первую проповедь пяти первым последователям, в которой разъяснил учение о «четырех благородных истинах» . • Сейчас каждый буддийский паломник считает своим долгом побывать в Сарнатхе. В этом месте находится Дхамекх Ступа – древний, величественный памятник буддийской архитектуры, высота его около 34 -х метров, а с учетом фундамента больше 42 -х метров. Здесь же находятся развалины ступы Дхармаджаджика и храм Мулгандхакути, высота которого около 61 метра. Именно здесь более 2500 лет назад Будда отдыхал и проводил медитации. Это место считается местом «священного Будды» , потому что именно отсюда начало расходиться его священное учение.
Глаза будды
Тибетские монахи
Гора Кайлас (Тибет, Гималаи) • Это самая высокая гора в своём районе, её дополнительно выделяет среди других четырёхгранная пирамидальная форма со снежной шапкой и гранями, ориентированными почти точно по сторонам света. • Верующие четырёх религий — индуисты, буддисты, джайны и приверженцы бон — считают эту необычную гору «сердцем мира» , «осью земли» . • Индуисты считают, что на вершине Кайласа находится обитель Шивы. Согласно Вишну-Пуране, пик является отображением или образом горы Меру, космической горы в центре Вселенной. • Буддисты считают гору местом обитания Будды в инкарнации Самвара. Тысячи паломников и туристов со всего мира собираются здесь ежегодно во время тибетского религиозного праздника Сага Дава, посвящённого Будде Шакьямуни.
Медитация Размышление, сосредоточение, концентрация, мысленное созерцание • (от лат. meditatio — размышление) — род психических упражнений, употребляемых в составе духовнорелигиозной или оздоровительной практики, или же особое психическое состояние, возникающее в результате этих упражнений (или в силу иных причин).
Яма
1. Перечислите Веды 2. Назовите Тримурти 2. Три богини Тридэви 3. Кто такой Вишну? Как изображается? 3. Кто такой Шива? Как изображается? 4. Кто такой Шива-Натарадж? 4. Какие аватары у Вишну? 5. Что такое ахимса? 5. Что такое ваджра? 6. Локапалы-миродержцы: Яма, Агни, Сома, Кубера (описать) 6. Локапалы-миродержцы: Индра, Ваю, Сурья, Варуна (описать) 7. Хануман 7. Ганеша 8. Когда был основан буддизм? Как звали Будду? 9. Четыре благородные истины 9. «Три сокровища» буддизма 10. Что такое сансара? Карма? 10. Что такое нирвана? Ахимса?
09. Индия.pptx