Вассальные отношения в Песни о Роланде.ppt
- Количество слайдов: 21
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ВЛВ» ТЕМА: «ВАССАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В «ПЕСНИ О РОЛАНДЕ» Данные об авторе: Анипкина Диана, Студентка 1 курса, группы Р-1 Данные о преподавателе: Проверил: К. филол. н. , доцент Макаренко Лариса Викторовна
§ Символы вассальных отношений в «Песни о Роланде» . § Мотив вассальных отношений. § Образ вассалов в «Песни» . § Вассальные отношения в общественной жизни «Песни о Роланде» .
Символы вассальных отношений в «Песни о Роланде» Символы в «Песни о Роланде» встречаются неоднократно: Ганелон, отправляясь посольством к Марсилию, получает от Карла жезл и перчатку, Роланд, назначенный командовать арьегардом, получает от Карла перчатку и лук (явный отголосок одной из ранних стадий развития сказания:
СИМВОЛЫ ВАССАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В «ПЕСНИ О РОЛАНДЕ» лук был символом королевской власти в каролингскую эпоху); в мире «язычников» эти акты тоже в ходу — вот что говорит Балиган, отправляя двух баронов гонцами к Марсилию: Я дам мою перчатку вам с собой Ему наденьте на руку ее, Вручите жезл вот этот золотой. Пусть утвердиться он в правах придет, И на французов гряну я войной. Здесь мы видим не только акт подтверждения оммажа Марсилия Балигану, но и обещания Балигана, как сеньора, защитить своего вассала.
Символы вассальных отношений в «Песни о Роланде» Есть символ и ритуального поцелуя в ходе клятвы верности. Ганелон, закреплял свой договор с маврами, лобызает их: Ответил Ганелон: «Да будет так» Облобызал язычника в уста. Присутствует мотив клятвы на мече (тирада XLVI): Морглес он взял, поклялся на мощах: Их в рукоять меча он вделал встарь.
Мотив вассальных отношений Мотив вассальной службы выражается в основном в службе военной. Здесь примеров приводить не надо: в тексте поэмы неоднократно подчеркивается, что воины — прежде всего вассалы. Обе армии представляют собой войска вассалов, несущих службу в интересах сеньора. Вассальная верность мавров симметрична вассальной верности французов; отсюда монолитная концепция борьбы как столкновения двух компактных масс.
Мотив вассальных отношений Таким образом, государь защищает, кормит и покровительствует своим. Они воюют за него. От государя свита ожидает получения в дар прежде всего оружия, а также коней и золота. Постоянный атрибут вождя — его щедрость. Товарищи сражаются за него, он же по окончании сражения щедрой рукой рассыпает добычу. Верность воина своему вождю заключается прежде всего в сыновней любви (мотив присутствует в «Песни о Роланде» :
Мотив вассальных отношений Вспомним сцену посольства Бланкандрена и прибытие мавра в сад, где отдыхает Карл со своими приближенными: чем не идиллическая картина доброго и мудрого отца со своими любящими и почтительными сыновьями.
Мотив вассальных отношений Нельзя сказать, что мотив четко выражен, однако по отношению к Карлу его можно обнаружить неоднократно), во-вторых, в благодарности за получение дара. Этот мотив в «Песни о Роланде» также реализован, причем достаточно четко: «Они ему верны и он им мил. Он не жалеет золото для них. Им брони, мулов, шелк, коней дарит. Союз закрепляет и принятый подарок: вспомним дары мавра Ганелону.
Образ вассалов Вассалы в поэме — идеальные вассалы, они полностью соответствует тому образу, который дан Роландом в его знаменитой сентенции (1008– 1116).
Роланд атакует Марсилия Роланд
Образ вассалов Роланд — как вассал, понимает свой долг как долг перед «милой Францией» . Действует только в интересах Отчизны. Интересен в этом плане образ Готье — как вассал Роланда и член его комитата, спускается с гор и дерется уже в качестве рядового в отряде Роланда. Оливье — друг Роланда, образ идеального вассала, мечты каждого императора, который действует строго в рамках служения императору и безоглядно предан только ему.
Образ вассалов Единственный изменник в поэме — Ганелон, однако он честно и добросовестно выполняет свой вассальный долг в качестве посла к Марсилию. «Предает» же он, реализуя свое законное, как считает, право на усобицу. В тираде XXIV Ганелон объявляет, беря в свидетели Карла, вражду Роланду и его друзьям, Оливье и пэрам. Соответственно, вражда объявлена и их вассалам, которые составляют войско Роланда при Ронсенвале.
Вассальные отношения Эпический герой объединяется с другими героями эпоса тем, что он выступает вассалом короля, как и прочие сеньоры, как двенадцати французских пэров в «Песни о Роланде» . В этом контексте противоречия короля и героя могут быть интерпретированы как оппозиция сеньора и вассала, а сами вассальные отношения, таким образом, выступают источником противоречий и конфликтов.
Вассальные отношения Неудивительно, что речь Ганелона встречает некоторое сочувствие собравшихся на суд баронов. (Еще одна реалия феодального строя — баронский суд, в ходе которого решается судьба «недостойного» вассала. Таким образом, реализуется еще одна функция вассалитета — обязанность участвовать в судебной деятельности сеньора. ) Ганелона удается осудить только после судебного поединка его родича Пинабеля с Тьерри: спорный вопрос выносится на суд божий.
Вассальные отношения Другая важная обязанность вассала — участие в советах, также неоднократно реализуется в поэме: с вассалами держит совет Марсилий (тирада II, IV), Карл: Карл — император под сосной воссел Сошлись к нему бароны на совет.
Вассальные отношения Вообще мотив советов в поэме довольно част. Встречается и классический пример церемонии инвеституры и передачи фьефа: Желает заключить Марсилий мир, Вам руки в руки, как вассал, вложить, И в лен у вас Испанию просить.
ВАССАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ «ПЕСНИ О РОЛАНДЕ» В общественной жизни герой обычно озабочен вопросом наследования своего феода: Я вас прошу ему [сыну] отдать мой лен. Это говорит Ганелон, отправляясь, как считает, на верную смерть. То есть, речь идет не о передаче лена по наследству, а о праве собственности сеньора на данный феод (что во Франции было признаком чуть более раннего времени).
Вассальные отношения в общественной жизни «Песни о Роланде» Таким образом, право феодальной собственности сыграло не последнюю роль в решении Ганелона ехать послом к маврам. Если бы не поехал, то, как вассал, не выполняющий свои обязательства, лишился бы феода, а если погибнет в ходе посольства — за достойную службу отца Карл передаст феод сыну Ганелона — Балдуину.
Вассальные отношения в общественной жизни «Песни о Роланде» Заметны в поэме связи не только вертикальные, иерархические, но и горизонтальные, в числе которых необходимо отметить, во-первых, институт пэрства, то есть существование вассалов, которых сеньор считает равными себе и, вовторых, воинское братство. Особое значение в агнатической семье придавалось отношениям племянника и дяди. В «Песни о Роланде» несколько таких пар (Карл — Роланд, Марсилий — Аэльрот), причем чаще всего именно племянники командуют войсками в отсутствие дяди. Сын, прямой наследник, чаще всего лишь упоминается.
Список использованной литературы: 1. А. Б. Щербаков рыцарь и общество в средневеком эпосе ( «песнь о Роланде 2. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М. , 1972. 3. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М. , 1992 4. Мелетинский Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М. , 1986. 5. Щербаков А. Б Французские «Chansons de geste» и рыцарский тезаурус средневековья 6. http: //www. mosgu. ru/nauchnaya/publications/collections/TAMK 4 7. "Песнь о Роланде". Историческая реальность и поэтическое воплощение http: //www. mythology. ru/roland/index. htm? page=0, 0
Вассальные отношения в Песни о Роланде.ppt