фундаментализм.pptx
- Количество слайдов: 15
Индийский фундаментализм
Литература: • Абрамов Д. Б. Секуляризм, фундаметализм и толерантность в современной Индии// Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 5. C. 87– 95 • Алаев Л. Б. Индусско-мусульманский конфликт в Индии // Этносы и конфессии на Востоке: конфликты и взаимодействие. М. : Навона, 2005. • Алаев Л. Б. Политическая система и политическая культура Индии // Политические системы и политические культуры Востока. М. : "Восток-Запад", 2006. • Баранов С. А. Сепаратизм в Индии. М. : ИВ РАН, 2003. • Клюев Б. И. Религия и конфликт в Индии. М. : ИВ РАН, 2002. • Лунёв С. И. Индия в глобализирующемся мире. М. : М. О, 2003. С. 172 -185. • Скороходова Т. Г. Эпоха бенгальского возрождения: история социокультурного синтеза // Индийские исследования в странах СНГ. Материалы научной конференции. М. : ИВ РАН, 2007. • Ваджпаи А. Б. Индия на пути в будущее. М. : ИВ РАН, 2001.
Этнорелигиозный состав населения Индии • 500 народов и племен, говорящих на 1652 языках и диалектах. • Индусы (82. 6% населения), • мусульмане (12. 2%), • христиане (2. 34%), сикхи (1. 94%), • буддисты (1. 1%), • джайны (0. 76%), • иудеи (0. 61%), • парсы и т. д.
Секуляризм в Европе • «seculariser» - процесс перехода территорий, находившихся под контролем церкви, в собственность государства. • принцип решения всех общественнополитических задач без легитимации со стороны церкви.
Секуляризм в Индии принцип государственной политики, утверждающий свободу и достоинство верующих и неверующих при условии формального равенства их личных прав.
Джавахарлал Неру о секуляризме «Все мы, независимо от религии, в равной мере дети Индии, обладающие равными правами, привилегиями и обязанностями. Мы не можем поощрять религиознообщинную рознь и предрассудки, ибо ни одна нация не может быть великой, если ее народ отличает узость взглядов и ограниченность действий»
Секуляризм в Конституции 1950 г. (www. constitution. org/cons/india/const. html). • Индия независимое федеративное демократическое светское государство. • «ни один гражданин только по мотивам религиозной, расовой, кастовой принадлежности, пола, места рождения или по любому из этих мотивов не может быть в какой-либо мере лишен правоспособности, не должен нести особых обязанностей, не может быть подвергнут ограничениям или поставлен в особые условия в отношении: а) доступа в магазины, рестораны, гостиницы и места общественного управления; б) пользования колодцами, водоемами, дорогами и местами общественного отдыха, содержащимися полностью или частично за счет государственных средств или открытых для общественного пользования» . ст. 14 • провозглашает «равенство возможностей при найме на работу в государственные учреждения и предприятия. . . или назначении на любую должность» . Ст. 16 • отделение религии от государственного образования. Ст. 28
Хиндутва – идея создания единой индийской нации на основе индуизма ( «шафранизации» )
Причины популярности хиндутвы • Угроза со стороны исламского фундаментализма • непрекращающаяся конфронтация с Пакистаном • смена политических элит
Теоретики хиндутвы Винаяк Дамодар Саваркар (1917 г. ) , Кешварао Балирам Хедгевар (1889 -1940), Мадхава Садашив Голвалкар (1906 -1973).
Организации, пропагандирующие хиндутву: • Всемирный совет индусов (ВХП), • объединение профсоюзов для рабочихиндусов (ВМС), • молодежная организация (АБВП) и ее боевой отряд – (БД, «Отряд сильных» ), • женская организация (РСС), • Народная партия (БДП). • сайт сторонников хиндутвы: www. hvk. org
Мечеть в Айодхье
Причины исламского фундаментализма в Индии • неготовность мусульманской общины принять поток мигрантов • Изменение статуса мусульман • Эмиграция за пределы Индии элиты мусульманской общины • разобщенность мусульман • разрыв в благосостоянии между мусульманами и другими религиозными общинами
мусульманские религиознообщинные организации Индии: • Мусульманская лига (МЛ), • Джамаат-и-ислами Хинд (Дж. ИХ), • Маджлис-и-Иттихад Уль-Муслимин (Ми. ИУМ), • Джамаат-у-Шабабе-Ислам (Дж. ШИ). экстремистские группировки: • Лашкар-е-Тойба (Ле. Т) и Джаиш-е. Мохаммад (Дж. ЕМ) (Пакистан).
Идейные установки Дж. ИХ: • Замена принципа суверенитета народа суверенитетом Аллаха; • Однопартийность (партия Хизбаллах); • Солидарность только на основе ислама; • отказ от политической деятельности как противоречащей религиозному долгу; • индусско-мусульманское единство принципиально невозможно.
фундаментализм.pptx