Индийская религия.pptx
- Количество слайдов: 16
Индийская религия. Индуизм Презентация Осипова Дмитрия, ФМК БО 310 -1/1 Благодарю за помощь Катю Королеву
Общие концепции ü Для всей религии в Индии характерно представление о божествах, как о ликах Единого, Верховного Существа, который, согласно ведическим представлениям, является всем и превосходит все: Всеобъемлющее, Наивысшее, Вечное, Бесконечное, Непознаваемое, Тайна, высочайшая Сущность всего, и это она именует Богом, а человека рассматривает как душу и силу бытия Бога в Природе. üДля индийской культуры дух есть истина нашего существования, а наша жизнь для нее есть рост и эволюция духа.
ü Главная истина, истина Единого во множественности проявлений, оставалась неизменной. Индуизм в этом смысле является преемственной религией ранней ведической. Нить перемен разматывалась не через разрушение принципа, но через постепенное угасание главных ведических форм и замещение их другими – шла трансформация символа. üОдной из главных идей индуизма стала идея присутствия Божественного в человеке. üНа общей основе индуизма получила свое развитие и система йоги. üВсе двигались или хотели приблизиться к великому осознанию и к более или менее полному единению с Единым и Божественным или же к растворению личной души в Абсолюте.
üПурано-тантрическая система, сменившая ведическую, стала новой попыткой пробудить более глубинные силы человека, чем его физический разум и интеллект, которые активно использовались в эпоху ранней ведический религии, основанной на представлении о богах, как управителях внешней физической жизни космоса. Пураническая троица даже для масс имела преимущественно духовное значение. Ее внешний смысл, ее функция космического творения, поддержания и разрушения, находился в глубинной тайне, недоступной для простолюдинов в ранний период.
ü Каждый бог сам по себе есть завершенная космическая личность, часть единой Сущности, а сочетанием своих качеств они образуют космическое целое. Но каждый, помимо своей особой функции, един со всеми остальными, каждый несет в себе универсальную истину и божественность, каждый из богов есть все остальные боги. Европейский исследователь дал этой концепции громкое и неверное название – генотеизм (когда человек поклоняется кому-то одному, как бы забывая обо всех остальных).
Тримурти В индуизме складывается идея Тримурти — индуистской триады главных богов - Брахмы, Шивы и Вишну. Каждый бог выполняет присущую ему функцию. Брахма считается творцом мира (субстанцией мира), Вишну — его охранителем и поддержкой, а Шива разрушает мир и неведение в конце каждого временного цикла.
Вишну санскр. व षण , viṣṇu — «проникающий во всё» , «всеобъемлющий» В «Ригведе» Вишну выступает как второстепенное божество, соратник Индры в битвах с асурами. Как всевышний Бог Вишну упоминается в ряде текстов индуизма, в частности в Тайттирия-самхите Яджурведы и в Бхагавадгите и Вишну-сахасранаме, где он описывается как Парабрахман (Высший Брахман), Параматма (Высший Атман), Парамешвара (Высший Ишвара), как всепроникающая сущность; как сознающий прошлое, настоящее и будущее; творец и разрушитель мироздания; тот, кто поддерживает жизнь во Вселенной и управляет ей; тот, из кого исходят все материальные и духовные элементы. Это его восприняли воды как первый зародыш, (Там, ) где сошлись вместе все боги. На пупе Нерожденного укреплено Нечто, На котором находятся все существа. Ригведа (10. 082. 06)
Вайкунтха Вишну обитает в прекрасном небесном мире Вайкунтхе. Этот небесный рай имеет 80000 миль в окружности. В центре его протекает небесная река Ганг, а в озерах произрастают лотосы с синими, белыми и красными цветами. Здесь находится много великолепных дворцов из золота и драгоценных камней. В центре Вайкунтхи на троне восседает сам Вишну, справа от него располагается его супруга Лакшми, прекрасная богиня счастья и богатства, никогда не разлучающаяся с божественным супругом.
Кришна санскр. कषण , kṛṣṇa - черный Его миссией было восстановление религиозных принципов и явление Своих духовных игр. Жизнь, деяния и учение Кришны описываются в таких священных писаниях индуизма, как Пураны (Бхагавата-пурана и Вишну-пурана), Харивамша и Бхагават-гита. В этих текстах Кришна предстаёт в различных образах: очаровательного и игривого Бога-ребёнка, весёлого и беззаботного мальчика-пастушка коров, идеального возлюбленного, божественного героя-воина и верховного божества.
Бхагават-гита (Божественная песнь) Текст «Бхагавадгиты» состоит из философской беседы между Кришной и Арджуной, которая происходит на поле битвы Курукшетра (к. IV тыс. до н. э. ) непосредственно перед началом битвы между двумя воюющими кланами Пандавов и Кауравов. Арджуна — воин и один из пяти братьев-царевичей клана Пандавов — перед решающим сражением впадает в сомнение о целесообразности боя, который приведёт к смертям многих достойных людей, в том числе его родственников. Однако его колесничий — Кришна — убеждает Арджуну принять участие в битве, разъясняя ему его долг как воина и царевича и излагая перед ним различные философские системы веданты и практики йоги, в том числе карма-йогу, которая объявляется главным путём к мокше. Эта битва ознаменовала начало Кали-юги. Кришна является Вишварупу (истинную форму) Арджуне
Кришна и Радха В пуранических текстах Радха описывается как вечная возлюбленная Кришны, воплотившаяся вместе с ним на земле более 5000 лет назад. Они – божественная чета в индуизме, в которой Бог предстаёт в мужской и женской аспектах Кришны и его возлюбленной Радхи. По отношению к Кришне, Радха рассматривается как верховная богиня, контролирующая Кришну силой своей любви. Описывается, что Кришна настолько прекрасен, что покоряет своей красотой весь мир, но Радха очаровывает даже его и поэтому занимает более возвышенное положение. Тема божественной любви между Кришной и Радхой стала популярным мотивом в искусстве и литературе Индии начиная с XII века.
Гаудини-вайшнавизм В век Кали разумные люди, собираясь вместе, славят Господа и поклоняются Его воплощению, непрестанно поющему имя Кришны. Хотя цвет Его тела не темный, это Сам Кришна. С Ним всегда Его личные спутники, слуги, оружие и приближённые. 11. 5. 32 из «Шримад-Бхагаватам» Сам Кришна явился в образе Чайтаньи, чтобы дать людям высшую религию любви. Своей красотой он пленяет всех людей Кали-юги. В другие века Бог покорял асуров силой оружия, но в нынешний век он делает это, «приняв неотразимо прекрасный облик Чайтаньи Махапрабху» . (Джива Госвами, средневековый вайшнавский философ) «Суть преданного служения была забыта, поэтому Кришна Чайтанья пришёл, чтобы восстановить путь бхакти. Он очень милостив, ибо распространяет любовь к Кришне. Пусть же каждого всё сильнее влечёт к его лотосоподобным стопам, как пчелу влечёт к цветку лотоса» (Сарвабхаума Бхаттачарья, знаменитый ученик Чайтаньи) Шри Чайтанья Махапрабху (1486 – 1534)
Шива и Шакти санскр. श व , śiva, «благой» , «милостивый» Шива олицетворяет собой космическое сознание, статичное мужское начало вселенной (Пуруша), поддерживающее Шакти (Пракрити), динамичное женскому началу вселенной. Изображается чаще всего сидящим в позе лотоса, с кожей белого цвета, с синей шеей, со спутанными или скрученными в пучок на макушке (джата) волосами, носящим змею на шее, голове, руках и ногах (как браслеты), на поясе и переброшенную через плечо (как аналог священного шнура). Одет в тигровую или слоновью шкуру, восседает на тигровой шкуре. На лбу — третий глаз, а также трипундра из священного пепла (бхасма или вибхути), который получают из навоза коров или сожженных трупов.
Шива и Шакти Одно из популярных изображений Шивы — Ардханари или Ардханаришвара, когда он предстает гермафродитом. Левая сторона представляет собой его женскую ипостась (супругу, Парвати). Правая — мужскую. Символически может изображаться в виде лингама (поставленного вертикально фаллоса) или йонилингама (лингам, помещенный в «колоду» , образ женского начала). Ардханаришвара олицетворяет синтез мужской и женской энергий вселенной (Пуруши и Пракрити) и показывает, как женская форма Бога — Шакти, неотделима от мужской формы — Шивы. Единение этих двух форм провозглашается корнем всего мироздания. Согласно другой трактовке, Ардханаришвара символизирует всепроникающую природу Шивы.
Богини Парвати Дурга В индуизме каждое божество имеет свою шакти (деви, богиню), и все вместе они представляют Личности (персонификации) и Силы (энергии) единого Брахмана и его Шакти. . Шакти называют великую вселенскую бесконечную Божественную энергию, которая является творящей и исполнительной силой океана Божественного Сознания (Шивы). ü Кали ü Дурга (Парвати) ü Лакшми ü Сарасвати ü Чамунда ü Деви ü … Сарасвати Лакшми
Источники 1. Шри Ауробиндо Основы индийской культуры, Адити: Санкт. Петербург, 1998 2. https: //ru. wikipedia. org 3. http: //myfhology. info/gods/indiy. html - индийский пантеон 4. http: //www. grandars. ru/college/filosofiya/religii-indii. html - религии Индии
Индийская религия.pptx