Скачать презентацию ИМПРЕССИОНИЗМ ФРАНЦИЯ Характеристика направления Импрессионизм в Скачать презентацию ИМПРЕССИОНИЗМ ФРАНЦИЯ Характеристика направления Импрессионизм в

Импрессионизм.pptx

  • Количество слайдов: 107

ИМПРЕССИОНИЗМ ФРАНЦИЯ ИМПРЕССИОНИЗМ ФРАНЦИЯ

Характеристика направления • Импрессионизм (в переводе с французского – впечатление) – направление в искусстве Характеристика направления • Импрессионизм (в переводе с французского – впечатление) – направление в искусстве последней трети XIX века. • Импрессионисты не считали себя создателями чего-то совершенно нового. Они всегда подчеркивали свою связь с исконно французскими традициями – Н. Пуссеном, К. Лорреном, А. Ватто, Шарденом, Э. Делакруа и другими художниками. Предшественниками и вдохновителями импрессионистов были Курбе и Ф. Милле, К. Коро и барбизонцы, Д. Констебл и У. Тернер тоже имели на них влияние.

Характерные черты • Сюжеты картин импрессионистов передавали все разнообразие окружающего мира, без разграничения на Характерные черты • Сюжеты картин импрессионистов передавали все разнообразие окружающего мира, без разграничения на высокое и низкое. Это не только сельская природа, но и вся современность и повседневность: толпа на парижских бульварах, поток экипажей, скачки, рынки, продавщицы, прачки, уголки кафе, репетиции балета – все могло вдохновить импрессионистов.

Значение света • Импрессионисты создавали свои работы на открытом воздухе, пленэре. Вибрирующая, текучая воздушная Значение света • Импрессионисты создавали свои работы на открытом воздухе, пленэре. Вибрирующая, текучая воздушная среда становится для них главным объектом изображения. • Главным героем картин импрессионистов был свет, главной задачей – открыть людям глаза на красоту окружающего мира.

Возникновение направления • Само название «импрессионизм» обязано своим происхождением пейзажу К. Моне «Впечатление. Восход Возникновение направления • Само название «импрессионизм» обязано своим происхождением пейзажу К. Моне «Впечатление. Восход солнца» . Слово «впечатление» (impression) дало название творчеству участвовавших в выставке художников. • Первая выставка импрессионистов состоялась в 1874 году. Всего импрессионисты провели 8 выставок (последняя в 1886 г. ).

Размытые контуры • Контуры форм на работах импрессионистов подвижны, окутаны воздухом и светом. Они Размытые контуры • Контуры форм на работах импрессионистов подвижны, окутаны воздухом и светом. Они стремились запечатлеть случайно пойманный взглядом преходящий момент, течение жизни, ее одно мгновение. • Часто возникает ощущение эскизности, незаконченности их работ.

Кувшинки. Облака 1903 Холст, масло. 74, 6 x 105, 3 Частное собрание Кувшинки. Облака 1903 Холст, масло. 74, 6 x 105, 3 Частное собрание

Эдуард Мане (1823 – 1882) • В его творчестве впервые появляются элементы нового стиля. Эдуард Мане (1823 – 1882) • В его творчестве впервые появляются элементы нового стиля. • Продолжая реалистические традиции французского искусства XIX в. Мане предвосхитил возникновение и стал одним из основоположников импрессионизма.

Отличие от импрессионистов • В то же время Мане расходится с многими импрессионистами, сохраняя Отличие от импрессионистов • В то же время Мане расходится с многими импрессионистами, сохраняя ясность рисунка и отдавая предпочтение бытовому сюжету. • Основная тема произведений Мане — сцены современной парижской жизни. При жизни искусство Мане подвергалось резкой критике.

Скандальная известность • Скандальную известность ему принесли две работы: «Завтрак на траве» и «Олимпия» Скандальная известность • Скандальную известность ему принесли две работы: «Завтрак на траве» и «Олимпия» . • «Бар в Фоли Бержер» - последняя работа художника.

 «Завтрак на траве» 1863 Холст, масло. 214 x 269 Музей Орсе, Париж «Завтрак на траве» 1863 Холст, масло. 214 x 269 Музей Орсе, Париж

Олимпия 1863 Холст, масло. 130, 5 x 190 Музей Орсе, Париж Олимпия 1863 Холст, масло. 130, 5 x 190 Музей Орсе, Париж

Нападки критиков • В 1865 г. Мане выставляет в Салоне «Олимпию» , прототипом которой Нападки критиков • В 1865 г. Мане выставляет в Салоне «Олимпию» , прототипом которой послужила «Венера Урбинская» Тициана. • В картине мотив обнаженного женского тела трактован художником в нетрадиционной манере и наполнен современным содержанием. Публика не готова была принять искусство Мане, и на художника обрушилась яростная, беспощадная, уничтожающая критика.

 «Бар в Фоли Бержер» 1881— 82 Холст, масло. 96 x 130 Институт Курто, «Бар в Фоли Бержер» 1881— 82 Холст, масло. 96 x 130 Институт Курто, Лондон

Клод Моне (1840 – 1926) • К. Моне – один из основателей импрессионизма. Его Клод Моне (1840 – 1926) • К. Моне – один из основателей импрессионизма. Его творческий метод сформировался в процессе самостоятельной работы на пленэре. • Моне изобрел свою собственную живописную систему. Ее отличительная особенность состоит в том, что в картине отсутствуют четкие контуры предметов и постепенный переход от света к тени. Вся картина — и фигуры, и пейзаж — является сочетанием цветовых пятен.

Лягушатник 1869 Холст, масло. 74, 6 x 99, 7 Метрополитен-музей, Нью. Йорк Лягушатник 1869 Холст, масло. 74, 6 x 99, 7 Метрополитен-музей, Нью. Йорк

Сюжет картины • «Лягушатник» — плавучее кафе на Сене, рядом с которым помещалась купальня Сюжет картины • «Лягушатник» — плавучее кафе на Сене, рядом с которым помещалась купальня и прокат лодок. Это веселое место, хорошо известное парижской богеме, и трактир, заслуживший скандальную репутацию, были излюбленной темой «желтой» прессы. Художники любили приезжать сюда на этюды, поскольку здесь не было недостатка в сюжетах и моделях. • Летом 1869 г. в Буживале вместе работали на пленэре Клод Моне и Огюст Ренуар. В один из солнечных дней оба написали один и тот же мотив.

Основной жанр творчества • Моне писал, главным образом, пейзажи. В поисках новых впечатлений художник Основной жанр творчества • Моне писал, главным образом, пейзажи. В поисках новых впечатлений художник оборудовал лодку-студию, в которой плавал по Сене. • Само название «импрессионизм» обязано своим происхождением пейзажу К. Моне «Впечатление. Восход солнца» .

Дама с зонтиком (Мадам Моне с сыном) 1875 Холст, масло. 100 x 81 Национальная Дама с зонтиком (Мадам Моне с сыном) 1875 Холст, масло. 100 x 81 Национальная галерея искусства, Вашингтон

 В 1865 г. Моне встретил Камиллу Донсье, которая на ближайшие четырнадцать лет стала В 1865 г. Моне встретил Камиллу Донсье, которая на ближайшие четырнадцать лет стала его любимой моделью, а в 1870 г. — его первой женой. Она родила художнику двух сыновей — Жана и Мишеля, которых Моне также нередко изображал на своих полотнах.

Бульвар капуцинок 1873 Холст, масло. 79, 4 x 59 Музей искусства Нельсона. Аткинса, Канзас-Сити Бульвар капуцинок 1873 Холст, масло. 79, 4 x 59 Музей искусства Нельсона. Аткинса, Канзас-Сити

 Художнику удалось передать ощущение суетной жизни парижского бульвара. Маленькими мазками темной краски легко Художнику удалось передать ощущение суетной жизни парижского бульвара. Маленькими мазками темной краски легко обозначены фигурки людей, словно копошащихся внизу.

Вокзал Сен-Лазар. Прибытие поезда Холст, масло. 80, 3 x 98 Художественный музей Фогг, Гарвард Вокзал Сен-Лазар. Прибытие поезда Холст, масло. 80, 3 x 98 Художественный музей Фогг, Гарвард

 • На мотив вокзала Сен-Лазар Моне исполнил свыше десяти картин, семь из которых, • На мотив вокзала Сен-Лазар Моне исполнил свыше десяти картин, семь из которых, были выставлены на 3 -ей выставке импрессионистов в 1877 г. В январе 1877 г. Моне получил разрешение работать в помещении вокзала Сен. Лазар. • Художнику была предоставлена полная свобода действий. Движение поездов на время приостанавливалось, и он мог хорошо видеть платформы, топки дымящих паровозов, которые были заполнены углем — чтобы из труб вовсю валил пар.

Серии картин • К. Моне прославился сериями картин на один сюжетный мотив. Суть его Серии картин • К. Моне прославился сериями картин на один сюжетный мотив. Суть его нового метода такова: художник начинал писать один вид одновременно на нескольких холстах, и на каждом стремился передать состояние природы в строго определенный, довольно краткий период времени, работая над одним полотном порой не более получаса. • В следующие дни он продолжал методично писать в той же последовательности, пока все холсты не были закончены.

Стог сена. Закат. 1891 Холст, масло. 73, 3 x 92, 7 Музей изящных искусств, Стог сена. Закат. 1891 Холст, масло. 73, 3 x 92, 7 Музей изящных искусств, Бостон • В 1888 г. Моне начинает работу над циклом «Стога» — первой большой серией картин, в которой художник пытается запечатлеть нюансы освещения, меняющегося в зависимости от времени суток и погоды.

Руанский собор. Симфония в сером и красном 1894 Холст, масло. 100 x 65 Национальный Руанский собор. Симфония в сером и красном 1894 Холст, масло. 100 x 65 Национальный музей Уэльса, Кардифф

 Руанскому собору посвящена самая большая серия Моне. Она насчитывает пятьдесят полотен, запечатлевших величественный Руанскому собору посвящена самая большая серия Моне. Она насчитывает пятьдесят полотен, запечатлевших величественный фасад при различных состояниях световоздушной среды, т. е. в разную погоду и при разном освещении.

Поздний период творчества • В поздний период творчества, завоевав признание и получив необходимые средства, Поздний период творчества • В поздний период творчества, завоевав признание и получив необходимые средства, снял усадьбу в сельской местности, разбил великолепные сады, где и писал с натуры. • В Живерни Моне прожил 43 года, до самой смерти. Художник снял дом у некоего нормандского помещика, купил соседний участок земли с прудом и разбил два сада: один в традиционном французском стиле, другой — экзотический, так называемый «Сад на воде» .

Сад ирисов в Живерни 1899— 1900 Холст, масло. Художественная галерея Йельского университета Сад ирисов в Живерни 1899— 1900 Холст, масло. Художественная галерея Йельского университета

Дорожка в саду Живерни 1902 Холст, масло. 89 х 92 Музей истории искусств, Вена Дорожка в саду Живерни 1902 Холст, масло. 89 х 92 Музей истории искусств, Вена

Пруд с кувшинками. 1899 Холст, масло. 88, 3 x 93, 1 Национальная галерея, Лондон Пруд с кувшинками. 1899 Холст, масло. 88, 3 x 93, 1 Национальная галерея, Лондон

Кувшинки. Облака 1903 Холст, масло. 74, 6 x 105, 3 Частное собрание Кувшинки. Облака 1903 Холст, масло. 74, 6 x 105, 3 Частное собрание

Камиль Писсарро (1830 – 1903) • К. Писсарро писал сельские и городские пейзажи, портреты Камиль Писсарро (1830 – 1903) • К. Писсарро писал сельские и городские пейзажи, портреты крестьян и жанровые сцены из сельской жизни. В этом он шел по стопам Милле, с которым его часто сравнивали. • Писсарро участвовал во всех выставках импрессионистов. Играл ведущую роль в их организации.

Дорога в Лувесьенн. Опушка леса 1871 Холст, масло. 38 x 46 Частная коллекция Дорога в Лувесьенн. Опушка леса 1871 Холст, масло. 38 x 46 Частная коллекция

Красные крыши 1877 Холст, масло. 54, 5 x 65, 6 Музей Орсе, Париж • Красные крыши 1877 Холст, масло. 54, 5 x 65, 6 Музей Орсе, Париж • На картине сельский пейзаж получил необычное отражение. Художник увидел гармонию в цветовом сочетании природы и рукотворных построек, идеально вписанных в ландшафт.

Красный цвет черепичных крыш вторит красной земле и покрасневшим осенним листьям кустарников. Светлый камень Красный цвет черепичных крыш вторит красной земле и покрасневшим осенним листьям кустарников. Светлый камень крестьянских домов сочетается со светло-охристыми стволами плодовых деревьев и пожухлой травой. Освежают гамму зеленый цвет еще не увядшей растительности и нежно-голубое далекое небо, на фоне которого особенно чисто звучит красный цвет багровеющей листвы.

Девочка в соломенной шляпе 1881 Холст, масло. 73, 4 x 59, 6 Национальная галерея Девочка в соломенной шляпе 1881 Холст, масло. 73, 4 x 59, 6 Национальная галерея искусства, Вашингтон Довольно часто художник обращается к изображению работающих или отдыхающих крестьян.

Техника живописи • Писсарро пишет свои картины в мягкой сдержанной гамме. В отличие от Техника живописи • Писсарро пишет свои картины в мягкой сдержанной гамме. В отличие от большинства импрессионистов, художник тяготеет к более законченному и ясному построению композиции, к большей пластической определенности форм. • Писсарро живо интересуется новыми течениями в живописи. Познакомившись с Ж. Сёра и П. Синьяком, Писсарро в 1885 г. начинает писать картины в технике пуантилизма (дивизионизма).

Две молодые крестьянки. 1892 Холст, масло. 89 x 165 Метрополитен-музей, Нью-Йорк Две молодые крестьянки. 1892 Холст, масло. 89 x 165 Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Серии картин • Подобно К. Моне, Писсарро создавал целые серии картин на один и Серии картин • Подобно К. Моне, Писсарро создавал целые серии картин на один и тот же мотив. • Ему принадлежит значительное количество полотен, изображающих набережные, мосты и улицы Парижа, которые он писал из окон гостиничных номеров, вследствие хронической болезни глаз.

Бульвар Монмартр. Утро, пасмурно. 1897 Холст, масло. 73 x 92 Национальная галерея Виктории, Мельбурн Бульвар Монмартр. Утро, пасмурно. 1897 Холст, масло. 73 x 92 Национальная галерея Виктории, Мельбурн

Бульвар Монмартр. После полудня, дождь. 1897 Холст, масло. 52, 5 x 66 Частная коллекция Бульвар Монмартр. После полудня, дождь. 1897 Холст, масло. 52, 5 x 66 Частная коллекция

Бульвар Монмартр. После полудня, солнце. 1897 Холст, масло. 74 x 92, 8 Государственный Эрмитаж, Бульвар Монмартр. После полудня, солнце. 1897 Холст, масло. 74 x 92, 8 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Альфред Сислей (1839 – 1899) • По происхождению англичанин. Главной темой творчества Сислея стал Альфред Сислей (1839 – 1899) • По происхождению англичанин. Главной темой творчества Сислея стал пейзаж. • Камерное и скромное по звучанию творчество Сислея посвящено в основном окрестностям Парижа, природе Иль-де-Франса.

Дорожка сада в Лувесьенне 1873 Холст, масло. 64 x 46 Частная коллекция Дорожка сада в Лувесьенне 1873 Холст, масло. 64 x 46 Частная коллекция

Художник воды • Сислея часто называют «художником воды» — его кисти принадлежит большое количество Художник воды • Сислея часто называют «художником воды» — его кисти принадлежит большое количество полотен с видами рек, каналов, прудов и других водоемов Франции.

Работа на пленэре • При жизни художника его искусство подвергалось яростной критике. • Сислей Работа на пленэре • При жизни художника его искусство подвергалось яростной критике. • Сислей с упоением работал на свежем воздухе и, окрыленный возможными перспективами, создавыал удивительно нежные по колориту и атмосфере солнечные полотна.

Мост в Вильнёв-ла-Гаренн 1872 Холст, масло. 49, 5 x 65, 4 Метрополитен-музей, Нью-Йорк • Мост в Вильнёв-ла-Гаренн 1872 Холст, масло. 49, 5 x 65, 4 Метрополитен-музей, Нью-Йорк • В картине разлито радостное, приподнятое настроение. Изображенный на ней пригород Парижа с небольшими домиками на набережной канала выглядит уютным местечком, жизнь в котором течет неторопливо и счастливо. Плавают на лодках местные жители, под мостом сидят влюбленные парочки.

Наводнение в Марли 1876 Холст, масло. 50 x 61 Музей изящных искусств, Руан • Наводнение в Марли 1876 Холст, масло. 50 x 61 Музей изящных искусств, Руан • В 1876 г. из-за обострившихся финансовых проблем Сислей с семьей перебрался в Марли. Весна в том году оказалась полноводной, а для художника – плодотворной. Здесь он написал серию картин, изображающих затопленный наводнением городок.

Снег в Лувесьенне 1874 Холст, масло. 55, 9 x 45, 7 Частная коллекция, Вашингтон Снег в Лувесьенне 1874 Холст, масло. 55, 9 x 45, 7 Частная коллекция, Вашингтон Сислей создал большую серию зимних пейзажей

Огюст Ренуар (1841 – 1919) • Сблизившись с импрессионистами, уже в ранний период творчества Огюст Ренуар (1841 – 1919) • Сблизившись с импрессионистами, уже в ранний период творчества Ренуар начал работать на пленэре, создавая пейзажи, в которые естественно и органично включал человеческие фигуры. В отличие от импрессионистов, для которых пейзаж стал главной темой, Ренуара привлекала повседневная жизнь человека. • Излюбленным жанром художника был портрет. Особое место в его творчестве занимают женские образы.

Лягушатник 1869 Холст, масло. 59 x 80 см ГЭ • В картине нет выверенной Лягушатник 1869 Холст, масло. 59 x 80 см ГЭ • В картине нет выверенной композиции, поэтому она кажется эскизом, а не законченным произведением, кадрировка сцены выглядит случайной. • Главное здесь — передать атмосферу беззаботности и веселья теплого летнего дня, поймать блики на воде, солнечные рефлексы на светлых платьях дам.

Бал в Мулен де ла Галетт 1876 Холст, масло. 131 x 175 см Музей Бал в Мулен де ла Галетт 1876 Холст, масло. 131 x 175 см Музей Орсе, Париж • Мулен де ла Галетт представляла собой открытую танцевальную площадку на вершине Монмартра, куда люди среднего достатка приходили приятно провести время: посидеть в тени акаций, потанцевать, выпить недорогого вина, пообщаться. Это было излюбленное место встреч парижской богемы. Многие персонажи полотна были друзьями Ренуара — танцовщики, писатели, художники. Они охотно позировали другу для его новой картины и ежедневно помогали ему приносить и уносить огромный холст, т. к. картина писалась на месте события.

Завтрак гребцов 1881 Холст, масло. 129, 5 x 172, 7 см Собрание Филлипс, Вашингтон Завтрак гребцов 1881 Холст, масло. 129, 5 x 172, 7 см Собрание Филлипс, Вашингтон • Девушка, тискающая собачку, изображенная в левой части картины, — Алина Шариго, с которой художник познакомился незадолго до написания картины. Ей суждено сыграть в жизни Ренуара большую и серьезную роль: впоследствии она станет его постоянной моделью, а с 1890 г. — женой и матерью троих его детей. • И снова — праздник жизни, беззаботность молодости, ухаживания кавалеров, улыбки дам, тонкости взаимоотношений.

Женские образы • Женские образы — отдельная тема в творчестве Ренуара. Именно к женским Женские образы • Женские образы — отдельная тема в творчестве Ренуара. Именно к женским моделям тяготеет этот тонкий мастер, именно женщину он постигает и, как никакой другой художник нашего времени, может выразить все волнения ее души. • Лиричный и живой погрудный «Портрет Жанны Самари» написан изумительно.

Портрет актрисы Жанны Самари 1877 Холст, масло. 56 x 46 см Государственный музей изобразительных Портрет актрисы Жанны Самари 1877 Холст, масло. 56 x 46 см Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

Обнаженная 1876 Холст, масло. 92 х 73 см Государственный музей изобразительных искусств им. А. Обнаженная 1876 Холст, масло. 92 х 73 см Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

Богатство цвета • Художник очарован обаянием модели: нежностью безупречно гладкой кожи, мягкостью изгибов тела, Богатство цвета • Художник очарован обаянием модели: нежностью безупречно гладкой кожи, мягкостью изгибов тела, манящим выражением глаз, мягкостью шелковистых волос. • На картине эти качества модели передаются бесконечным богатством нюансов и тончайших оттенков цвета.

Эдгар Дега (1834 – 1917) • Обращался, главным образом, к современной городской жизни, изображая Эдгар Дега (1834 – 1917) • Обращался, главным образом, к современной городской жизни, изображая улицы, театральные сцены, скачки, кафе. • Наибольшую известность приобрели картины Дега, на которых изображены балерины, театральные сцены и обнаженные женщины.

Язык движений • Характерная особенность искусства Дега состоит в том, что он изображает своих Язык движений • Характерная особенность искусства Дега состоит в том, что он изображает своих персонажей в движении. • Художник мастерски показывает своеобразие движений людей в зависимости от их профессии: он пишет не только жокеев и танцовщиц, многие его картины посвящены представителям низших слоев общества.

Абсент 1876 Холст, масло. 92 x 68 Музей Орсе, Париж Увлечённый многообразием и подвижностью Абсент 1876 Холст, масло. 92 x 68 Музей Орсе, Париж Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, Дега пишет современный ему Париж — улицы, кафе и т. п.

Звезда 1878 Бумага, пастель. 60 x 44 Музей Орсе, Париж Излюбленной темой Дега был Звезда 1878 Бумага, пастель. 60 x 44 Музей Орсе, Париж Излюбленной темой Дега был театральный мир. Однако художника привлекает не столько праздничная атмосфера театра, сколько его будничная жизнь, каждодневный труд артистов. Художник создал значительное количество произведений, ивописующих ж выступления танцовщиц на сцене.

Танцевальный класс Около 1873— 75 Холст, масло. 85 x 75 Музей Орсе, Париж Дега Танцевальный класс Около 1873— 75 Холст, масло. 85 x 75 Музей Орсе, Париж Дега создал сцены репетиций, отдыха и туалета балерин

Голубые танцовщицы Конец 1890 -х гг. Бумага, пастель. 65 х 65 Государственный музей изобразительных Голубые танцовщицы Конец 1890 -х гг. Бумага, пастель. 65 х 65 Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

Техника живописи • В своем творчестве Дега использовал различные техники, но предпочитал пастель. • Техника живописи • В своем творчестве Дега использовал различные техники, но предпочитал пастель. • В отличие от других художниковимпрессионистов, придавал большое значение рисунку.

Женщина, расчесывающая волосы Около 1886 Картон, пастель. 53 x 52 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Женщина, расчесывающая волосы Около 1886 Картон, пастель. 53 x 52 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Огюст Роден (1840 – 1917) • Один из основоположников импрессионизма в скульптуре. Творчество Родена Огюст Роден (1840 – 1917) • Один из основоположников импрессионизма в скульптуре. Творчество Родена тяготеет к сложным символическим образам, к выявлению широкого спектра человеческих эмоций — от ясной гармонии до отчаяния и мрачной сосредоточенности. • Произведения Родена приобретают эскизный, как бы незаконченный характер.

Бронзовый век. 1876— 77 Гипс. 173 см Государственный Эрмитаж, Санкт. Петербург Одно из самых Бронзовый век. 1876— 77 Гипс. 173 см Государственный Эрмитаж, Санкт. Петербург Одно из самых знаменитых произведений Огюста Родена. Медленный жест пробуждения. . . должен передать — и самое название статуи на это указывает — первый трепет сознания в молодом человечестве, первую победу разума над животными инстинктами в доисторические времена.

Главный труд жизни • В 1880 г. французское правительство заказало Родену оформление главных дверей Главный труд жизни • В 1880 г. французское правительство заказало Родену оформление главных дверей строившегося Музея декоративных искусств в Париже. • Названные «Вратами ада» , они стали величайшим творением Родена, над которым он работал до конца жизни, в течении 37 лет, но так и не довел до завершения.

 «Врата ада» • «Врата ада» (1880— 1917) представляют собой плоский портал с двумя «Врата ада» • «Врата ада» (1880— 1917) представляют собой плоский портал с двумя громадными створками. Вся его поверхность покрыта зыбкой пластической массой; приближаясь, зритель видит, что это скопище человеческих тел. • Символически воплощающие мир человеческих страстей, рельефы врат навеяны «Божественной комедией» Данте.

Наверху, над вратами, безвольно склонились три Тени, беспомощные и бессильные в борьбе со смертью. Наверху, над вратами, безвольно склонились три Тени, беспомощные и бессильные в борьбе со смертью.

Под ними, подперев голову рукой, сидит Мыслитель, в мучительном раздумье пытаясь понять законы человеческого Под ними, подперев голову рукой, сидит Мыслитель, в мучительном раздумье пытаясь понять законы человеческого бытия, его окружают другие персонажи.

 «Врата ада» не были закончены, но эскизы к ним вызвали к жизни немало «Врата ада» не были закончены, но эскизы к ним вызвали к жизни немало прекрасных образов, ставших самостоятельными работами: «Ева»

Вечная весна Начало 1900 -х гг. Мрамор. 77 см ГЭ Вечная весна Начало 1900 -х гг. Мрамор. 77 см ГЭ

Поцелуй 1886 Мрамор. 87 x 51 x 55 см Музей Родена, Париж Поцелуй 1886 Мрамор. 87 x 51 x 55 см Музей Родена, Париж

Граждане Кале. 1884— 88 Бронза. 209 х 241 х 198 см Музей Родена, Париж Граждане Кале. 1884— 88 Бронза. 209 х 241 х 198 см Музей Родена, Париж • Французский город Кале был осаждён в 1347 г. войсками английского короля Эдуарда III. • Англичане пообещали сохранить жизнь горожанам при условии, что шесть знатных жителей Кале — босые, в лохмотьях и с верёвками на шее — придут к ним в лагерь, отдадут ключи от города и будут затем казнены.

Действующие лица • В 1884 г. Родену был заказан памятник Эсташу де Сен-Пьеру, жителю Действующие лица • В 1884 г. Родену был заказан памятник Эсташу де Сен-Пьеру, жителю города Кале. Эсташ де Сен-Пьер решился первым, затем к нему присоединились ещё пять человек. • Вместо памятника одному человеку Роден выполнил композицию из шести фигур, которая, по замыслу скульптора, должна была находиться на низкой плите, на одном уровне со зрителями.

Перед лицом смерти обнажается душа человека: один встречает ее с мудрым достоинством; другой — Перед лицом смерти обнажается душа человека: один встречает ее с мудрым достоинством; другой — с непреклонным мужеством, бросая вызов врагу; третий охвачен сомнениями и рефлексией; четвертый полон недоумения и упрека; пятый, заслонив лицо рукой, словно отгоняет от себя зловещее видение неминуемого; шестой, обхватив голову руками, цепенеет от страха и ужаса предстоящего.