Импрессионисты.pptx
- Количество слайдов: 19
Импрессионисты
Импрессионизм • Импрессионизм (фр. impressionisme, от impression – впечатление) – художественный стиль в искусстве последней трети XIX – начала XX вв, зародился 1860 -х годах во Франции. Представители этого стиля стремились передать впечатление от окружающего мира живописными средствами. Для произведений импрессионизма характерны изображение случайных ситуаций, динамичность, фрагментарность композиции, неожиданные ракурсы. Термин «импрессионизм» возник благодаря критику журнала «Шаривари» Луи Леруа, который озаглавил свой фельетон о салоне отверженных «Выставка импрессионистов» , взяв за основу название одноименной картины Клода Моне.
Техника • Новое поколение художников хотело перенести на свои полотна природу в ее истинном проявлении, поэтому они вышли из студий на открытый воздух (пленэр), чтобы наблюдать изображаемые объекты в их привычной среде при естественном освещении. Они прекрасно понимали, что снег не просто белый, трава зеленая, тени черные, а все это состоит из множества цветных точек, и только человеческий глаз, сливая их воедино, создает целостное цветовое полотно.
Художники стали использовать принципиально новую технику письма, при которой краски на мольберте не смешивались, а накладывались на полотно кистью в виде отдельных мазков. Поэтому, чтобы составить себе целостное представление о картине, работы импрессионистов следует смотреть с небольшого расстояния, а не вблизи. при таком восприятии четкие раздельные мазки плавно переходят друг в друга, и создается ощущение динамики. Получается, что объемные формы постепенно растворяются в окутывающей их световоздушной оболочке. Очертания становятся зыбкими, и возникают постоянно рождающиеся и вечно длящиеся движения. Подобные картины не имеют четкой композиции, каждая из них является отдельной частью, кадром целого изменчивого мира. Женщины в саду, Моне, 1866, Музей Орсе, Париж
Основными структурными элементами становятся фрагментарность, рискованный ракурс, срезанные, как бы случайно попавшие в кадр фигуры. Все части картины возникают в одно время, поэтому они равнозначны. Асимметрия, случайность или неуравновешенность таковой только кажется. В жанровом отношении у импрессионистов нет четких границ: быт перемешан с портретом. Пьер Огюст Ренуар «На качелях» 1876
Пьер Огюст Ренуар. Биография Пьер-Oгюст Ренуар (Renoir) (1841 -1919), французский живописец, график и скульптор. В юности работал живописцем по фарфору, расписывал шторы и веера. В 1862 -1864 учился в Париже в Школе изящных искусств, где сблизился с будущими соратниками по импрессионизму Клодом Моне и Альфредом Сислеем. Ренуар работал в Париже, посетил Алжир, Италию, Испанию, Голландию, Великобританию, Германию. В ранних работах Ренуара сказывается влияние Гюстава Курбе и произведений молодого Эдуара Мане (“Харчевня матушки Антони”, 1866, Национальный музей, Стокгольм). На рубеже 18601870 -х годов Ренуар переходит к живописи на пленэре, органически включая человеческие фигуры в изменчивую световоздушную среду (“Купание на Сене”, 1869, ГМИИ, Москва). Палитра Ренуара светлеет, легкий динамичный мазок становится прозрачным и вибрирующим, колорит насыщается серебристо-жемчужными рефлексами (“Ложа”, 1874, Институт Кортолда, Лондон). Изображая эпизоды, выхваченные из потока жизни, случайные жизненные ситуации, Ренуар отдавал предпочтение праздничным сценам городской жизни - балам, танцам, прогулкам, словно стремясь воплотить в них чувственную полноту и радость бытия (“Мулен де ла Галет”, 1876, Музей Орсе, Париж).
Пьер Огюст Ренуар. Биография Особое место в творчестве Ренуара занимают поэтичные и обаятельные женские образы: внутренне различные, но внешне слегка схожие между собой, они как бы отмечены общей печатью эпохи (“После обеда”, 1879, Штеделевский институт искусства, “Зонтики”, 1876, Национальная галерея, Лондон; портрет актрисы Жанны Самари, 1878, Эрмитаж, Санкт-петербург). В изображении обнаженной натуры Ренуар достигает редкой изысканности карнаций, построенных на сочетании теплых телесных тонов со скользящими легкими зеленоватыми и серо-голубыми рефлексами, придающими гладкость и матовость поверхности полотна (“Нагая женщина, сидящая на кушетке”, 1876). Замечательный колорист, Ренуар часто добивается впечатления монохромности живописи с помощью тончайших сочетаний близких по цвету тонов (“Девушки в черном”, 1883, Музей изобразительного искусства, Москва). 1883— 1890 «Энгровский период» 1891— 1902 «Перламутровый период» 1903— 1919 «Красный период»
Зонтики (картина Ренуара) Считается, что картина была начата в 1880— 1881 годах, а закончена в 1885— 1886 годах. На картине изображены люди на парижской улице. Многие из них с зонтиками, но не все — по-видимому, дождь только что кончился или только начинается. Композиция картины напоминает фотографический снимок — в частности, неполными, обрезанными фигурами людей по краям полотна. Такой приём был популярен у импрессионистов того времени. Люди в правой части картины написаны в мягком, воздушном импрессионистском стиле, в то время как женщина и мужчина в левой части имеют более чёткие очертания.
Девушки за фортепьяно (картина Ренуара) Картина написана в 1892 году. На картине изображены две молодые девушки: одна сидит у фортепьяно, а другая стоит рядом с ней. Обе девушки внимательно и увлечённо смотрят на ноты, по-видимому, подбирая какую-то мелодию. Такая спокойная, идиллическая картина была символом французской буржуазной культуры того времени. Картина была выставлена на выставке Ренуара 1892 года, и в том же году была куплена Музеем в Люксембургском саду. Это была первая картина художника (которому к тому времени исполнилось уже 50 лет), закупленная для государственного собрания.
"Весна" (Четыре сезона) 1879 "Габриэль в красной блузе" 1910 "Mademoiselle Legrand " 1875
Эдуард Мане • Эдуард Мане, (23 января 1832, Париж — 30 апреля 1883, Париж) являлся ключевой фигурой при переходе живописи от реализма к импрессионизму, один из родоначальников импрессионизма. Он оставил свой уникальный след в мире искусства. • Его отец был судьей, и хотел, чтобы сын продолжил его путь, сделав карьеру в юриспруденции, но его дядя Эдмон-Эдуард Фурнье, обнаружил талант маленького Эдуарда, поощрял его интерес к искусству, часто брал с собой в Лувр и оплачивал лекции по живописи. Он брал уроки искусства у академического художника Тома Кутюра, на которых копирал работы великих мастеров в Лувре. На молодого художника оказали влияние Франс Хальс, Диего Веласкес и Франсиско Гойя.
Эдуард Мане В 1856 году, Мане открыл свою собственную студию. Он начал заниматься живописью в псевдореалистическом стиле, который позже приобрел более импрессионистическую манеру. Мане в своих работах изображал развлекательные и увеселительные мероприятия, многие из его работ являлись наблюдением социальной жизни различных классов. В 1867 году на проходящей в Париже Всемирной выставке Мане создаёт собственный павильон поблизости моста Альма. Выставлено пятьдесят работ — лучшие картины, созданные за десять лет творчества. Возможно, именно этот решительный шаг привёл к тому, что на двух следующих салонах его работы были приняты. Как бы то ни было, художник решительно идёт своей дорогой. В 1881 году он был награжден орденом Почетного легиона от французского правительства. Мане скончался через одиннадцать дней после ампутации левой ноги из-за гангрены, от осложнений сифилиса и ревматизма. Мане страдал частичным параличом. Похоронен Эдуард Мане на кладбище Пасси в Париже. В день похорон Мане Дега воскликнул: "Он был больше, чем мы все думали. "
Читающая женщина. 1879 г. Лола из Валенсии 1861 г.
Клод Моне К. Моне начал свою творческую деятельность еще в юном возрасте с написания смешных карикатур, которые он выставлял в витрине гаврского окантовщика, а первые уроки живописи получил у пейзажиста Э. Будена, скитаясь с ним по побережью и постигая приемы работы на открытом воздухе. Вопреки желанию родителей, которые хотели, чтобы он поступил в парижскую Школу изящных искусств, молодой К. Моне, оказавшись в столице, с головой уходит в богемную жизнь и завязывает многочисленные знакомства в артистической среде. (Огюст Ренуар). Портрет Клода Моне. 1875.
Первой значительной работой, подводящей итоги творческих поисков стал для К. Моне "Завтрак на траве" (1865 -1866), написанный им вслед за одноименной программной работой Э. Мане. Сама работа до нас не дошла: художник оставил ее в счет уплаты за жилье в деревушке Шайи, в окрестностях которой он работал. Но сохранилась ее уменьшенная копия, позволяющая составить общее представление о картине. Сюжет картины прост: на опушке леса расположились несколько мужчин и нарядно одетых женщин. Сочная темно-зеленая гамма с вкраплениями коричневого и черного напоминает традиции художников барбизонской школы, но в отличие от их сгущающегося сумрака и движений "влажной" живописной атмосферы, возникающих из нюансов тонального письма, полотно наполнено прозрачным, восхитительным в своей обыденности и реальности воздухом.
Трагические события 1870 -1871 гг. вынуждают К. Моне эмигрировать в Лондон, откуда он совершает путешествие в Голландию. По возвращении оттуда начинается самый плодотворный период в его творчестве, в 1872 -1873 гг. он создает одни из самых лучших картин "Сирень на солнце" (1873, ГМИИ, Москва), "Бульвар Капуцинок" (1873, ГМИИ, Москва), "Поле маков у Аржантёя" (1873, Музей Орсэ, Париж), "Впечатление. Восход солнца" (1872, Музей Мармоттан, Париж) и др. В 1874 г. некоторые из этих картин были выставлены на знаменитой выставке, организованной "Анонимным обществом живописцев, художников и граверов", руководителем которого являлся К. Моне. После этой выставки, названной по имени картины Моне "Впечатление. Восход солнца", художникиустроители и получили название "импрессионисты" (от франц. impression - впечатление). Клод Моне "Впечатление. Восход солнца". 1872 г.
В 1877 г. К. Моне создает серию картин (на них представлен вокзал Сен-Лазар), наметившую новый этап в его творчестве: отход от целостной концепции картиныэтюда в сторону аналитического подхода к изображаемому ("Вокзал Сен-Лазар", 1877, Музей Орсэ, Париж).
К. Моне привлекают серийные работы: композиции "Стога" ("Стог сена в снегу. Хмурый день", 1891; "Стога. Конец дня. Осень", 1891 - обе в Художественном институте, Чикаго), изображения Руанского собора ("Руанский собор в полдень", 1894, Музей Орсэ, Париж), виды Лондона ("Туман в Лондоне", 1903, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В них , следуя импрессионистической манере, художник стремится передать различную степень освещенности одних и тех же предметов при различной погоде, в различное время дня, используя разнообразную тональность своей палитры. Вместе с этим, серии картин позволяют создать удивительные декоративные композиции, как бы развивающиеся во времени и в пространстве благодаря возникающим ассоциативным связям. "Стога. Конец лета". 1890 -1891 гг.
В Живерни К. Моне много времени проводит в саду, занимаясь его живописной организацией. Эта работа привела к тому, что на смену обыденному миру, населенному людьми, пришел таинственный декоративный мир воды и растений ("Ирисы в Живерни", Музей Мармоттан, Париж; "Плакучие ивы", 1923, частное собрание). Поэтому неслучайно в самой знаменитой серии его поздних панно представлены виды прудов с плавающими в них кувшинками ("Белые кувшинки. Гармония синего и фиолетового", 1918 -1921 "Белые кувшинки. Зеленое отражение. Левая сторона". 1916 -1923 гг. "Руанский собор, западный портал и башня Сен-Роман, полдень". 1893 -1894 гг.