Иммануил Кант.pptx
- Количество слайдов: 25
Иммануил Кант Выполнили: Набатова Кира Поливеева Ольга У 4 -561
Немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.
Родился в 1724 году в Кенигсберге в небогатой семье ремесленникаседельщика. Мальчик был назван в честь святого Иммануила.
Кант окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум» , а затем в 1740 году поступил в Кёнигсбергский университет. Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем.
В 1755 году Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что, наконец, даёт ему право преподавать в университете. Для него наступил сорокалетний период преподавательской деятельности.
Этапы творчества. I этап (до 1770 года) — Кант разрабатывал вопросы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью. Кроме того, в этот период философ занимался естественнонаучными проблемами.
II этап (начинается с 1770 или с 1780 -х годов) — занимается вопросами гносеологии (процессом познания), размышляет над метафизическими (общефилософскими) проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики.
Теория познания. Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании самого разума, границ, которые может достичь разумом человек, и изучении отдельных способов человеческого познания.
Апостериорные суждения невозможны Например: «некоторые тела тяжелы» Например: «прямая есть Априорные суждения Например: «квадрат имеет четыре угла» , «тела протяжённы» кратчайшее расстояние между двумя точками» , «во всех телесных изменениях количество материи остаётся неизменным»
Апостериорные суждения - знание, полученное из опыта. Противопоставляется априорному знанию (доопытному знанию, знанию априори).
Априори - знание, полученное до опыта и независимо от него (знание априори, априорное знание), т. е. знание, как бы заранее известное. Этот философский термин получил важное значение в теории познания и логике благодаря Канту.
В опыте выделяются два уровня формообразования (активности) субъекта. Во-первых, это априорные формы чувства — пространство и время.
Априорное пространство и время – идеальное , которое не дано в опыте т. е доопытное
Во-вторых, благодаря категориям рассудка связываются данности созерцания. Это рассудочный синтез. Рассудок, согласно Канту, имеет дело с априорными категориями, суть которых «формы мышления» .
Кант выделяет 12 категорий рассудка Категории количества ◦ Единство ◦ Множество ◦ Цельность Категории качества ◦ Реальность ◦ Отрицание ◦ Ограничение
Категории отношения ◦ Субстанция и принадлежность ◦ Причина и следствие ◦ Взаимодействие Категории модальности ◦ Возможность и невозможность ◦ Существование и несуществование ◦ Необходимость и случайность
Продуктивная сила воображения Кант впервые показал, что наше знание о мире не является пассивным отображением реальности; по Канту, оно возникает благодаря активной творческой деятельности бессознательной продуктивной силы воображения.
Антиномии чистого разума Тезисы 1 «Мир не имеет начала во времени и границ в «Мир имеет начало во времени и ограничен также пространстве; он бесконечен и во времени, и в пространстве» 2 3 4 «Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое или то, что сложено из простого» «Причинность по законам природы есть не единственная причинность, из которой можно вывести все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо ещё допустить свободную причинность» «К миру принадлежит или как часть его, или как его причина безусловно Антитезисы «Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого» «Нет никакой свободы, всё совершается в мире только по законам природы» «Нигде нет никакой абсолютно необходимой сущности — ни в мире, ни вне мира — как его
Процесс познания : «Рассудок без чувственности пуст, а чувственность без рассудка слепа» .
Этика и проблема религии. В «Критике практического разума» Кант излагает теорию этики. Практический разум в учении Канта — единственный источник принципов морального поведения; это разум, перерастающий в волю.
Категорический императив Императив — правило, которое содержит «объективное принуждение к поступку» . Принципы морали восходят к одному верховному принципу — категорическому императиву, предписывающему поступки, которые хороши сами по себе, объективно, безотносительно к какой-либо иной, кроме самой нравственности, цели
Категорический императив гласит: «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого также, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству» «принцип воли каждого человека как воли, всеми своими максимами устанавливающей всеобщие законы» : следует «совершать всё, исходя из максимы своей воли как такой, которая могла бы также иметь предметом самое себя как волю, устанавливающую всеобщие законы» .
Учение о праве и государстве Государство — объединение множества людей, подчинённых правовым законам. необходимость уничтожения всех форм личной зависимости утверждение личной свободы и равенство перед законом. «рассуждайте сколько угодно и о чём угодно, только повинуйтесь» . Государственные устройства не могут быть неизменными и меняются тогда, когда перестают быть необходимыми. И лишь республика отличается прочностью (закон самостоятелен и не зависит от какого-то отдельного лица). создание равноправного союза народов.
В Заключение: мудрец, живший в мире и для мира! Его учение есть религия чистого разума!
Большое Спасибо!
Иммануил Кант.pptx