Имидж Политической Персоны (Адольфа Гитлера).ppt
- Количество слайдов: 14
Имидж политической персоны (на примере Адольфа Гитлера)
В какое время наиболее востребована персона политического лидера l Как правило, яркий и харизматичный политик наиболее востребован в так называемое смутное время. Когда в различных сферах жизнедеятельности царит дестабилизация, а страна с ног до головы окутана остросоциальными проблемами, именно тогда имидж политика выходит на первый план. Ведь главная задача любого политика - расположить к себе аудиторию, повести народ за собой и убедить людей в правильности именно своих слов. l Зачастую эффективность этого расположения усиливается тогда, когда страна оказывается на так называемом «дне» . l Яркий тому пример - Германия после первой мировой войны. Потерпевшая поражение, публично униженная передо всем миром, Германия жаждала хорошего момента для реванша. Именно в этот момент к власти приходит амбициозный, властный политик в лице Адольфа Гитлера, который в буквальном смысле этого слова начинает вести народ за собой.
Активная модель образа Гитлера l Одна из феноменальных способностей Гитлера состояла в том, что он умел приближать к себе талантливых людей и делать так, чтобы они работали на него. Достоверно известно, что над его имиджем трудились талантливые и грамотные специалисты. Именно они шили Гитлеру костюмы, репетировали речи, создавали прическу, походку, жесты. Как многие великие правители, Гитлер отличался высокой обучаемостью, документальные фильмы зафиксировали его прогресс в публичных выступлениях: с каждым годом они становились все более впечатляющими. В фильме «Триумф воли» его имидж уже сложился.
Активная модель образа Гитлера: особенности визуальной составляющей Серый – любимый цвет одежды фюрера. В этом смысле черно-белая хроника почти ничего не теряет. Единственный красный акцент в его фигуре – нарукавная повязка. Единственный белый – ворот рубашки. Значение серого цвета – пустота, скромность, незаметность, обыденность. l «Я – обыкновенный серый человек» , говорит мундир Гитлера. l
Активная модель образа Гитлера: особенности визуальной составляющей Полувоенный мундир ловко маскирует недостатки фигуры. Во-первых, мундир действительно полувоенный – на нем нет знаков отличия (Гитлер был ефрейтором и, разумеется, было бы неуместно афишировать его невысокое звание), на груди – галстук, нет никаких указаний на род войск. Однако имитация мундира отчетливо задает военный стиль всему облику Гитлера и, как мы уже заметили, успешно скрывает недостатки фигуры: у диктатора была совершенно немужественная внешность – узкие плечи, широкий таз, худые, слабые руки. Но всего этого зрители не замечают. Напротив, благодаря мундиру, остается впечатление человека подтянутого и сильного. l Фигура, которую создает одежда диктатора: воля и власть подчеркнуты неоднократно (лацканы, нагрудные карманы, галстук, сияющие пуговицы, ремень через плечо); сила и выносливость (повязка на руке). Широкий ремень на животе символизирует радость жить такой жизнью, которую этот человек избрал и обещание радости всем, кто будет жить так же. Подол мундира и галифе создают некое основание, над которым руки и голова возвышаются, как верхушка горы. Это, несомненно, должно наводить на мысли о непобедимости, о том, что эту гору не так просто сдвинуть против ее воли. l
Акцента лица и мимика l Следует заметить, что к моменту прихода Адольфа на должность канцлера, Германия находилась в крайне плачевном состоянии. Соседние страны сделали все, чтобы она навсегда осталась нищей, голодной и зависимой. Никакого разумного выхода из отчаянного экономического кризиса немецкое правительство предложить не могло. Поэтому доверие могло появиться только на грани безумия. Лицо Гитлера отражает безграничную веру в божественную волю, которая ведет его, все акценты говорят о могучей интуиции и полной самоотдаче. Никакая логика не может противостоять аргументам веры, и люди очаровываются этим лицом.
Акценты лица и мимика
Жестикуляция фюрера l Жестикуляция Адольфа удивительно разнообразна. Всего за несколько минут он умудряется сменить множество разных жестов. Большинство из них «связывают» Гитлера с «небесами» . Его руки движутся вверх, возносят что-то к небу. Затем они приходят к груди, как бы вдавливая, вливая что-то, полученное свыше. Значительная часть жестов указывает на то, что фюрер чувствует себя проводником высшей силы. Это мистический лидер. Он дает понять, что лидирует не потому, что сам какойто особенный, но потому, что сквозь него действует нечто большее, нечеловеческое. Он сам пуст и даже несколько удивлен происходящим. Однако, тем страшнее выглядит мистическая сила, движущая его действиями. Бешенная жестикуляция его выступлений содержит величественный диалог с народом от имени Бога и с Богом от имени народа.
Жестикуляция фюрера l Если вспомнить речь Адольфа Гитлера, можно заметить, что закрывающиеся жесты он использует крайне редко. Напротив, его руки «летают» вокруг плеч и выше. Много движений «к себе» , он «втягивает» в себя настроение публики. Гитлер часто демонстрирует ладони, сопровождая этот жест бесхитростной гримасой. Он убедительно позиционирует себя, как «первый среди равных» . Жесты постоянно связывают его с толпой, дают понять, что он близок к слушателям, един с ними.
Сакрализация образа l Ни для кого ни секрет, что один из ключевых моментов в тоталитарном режиме - культ личности вождя, в нашем случае фюрера. Процесс его обожествления и абсолютной власти. В случае Нацистской Германии происходит похожий процесс, но с некоторыми измениями: Гитлер ведет в первую очередь национальную политику, ратуя в главной степени за интересы германского народа , либо же арийской рассы. Сам он позиционирует себя как выходца из народа, такого же Арийца, каким и должен, на его взгляд, являться любой житель этой страны. Во многом за счет этого он пытается сблизиться с массами и продемонстрировать , что он свой: его интересуют интересы собственного народа, он активным образом ведет политику по продвижению Германии на международной арене и в перспективе - покорение всего мира. Но в тоже время Гитлер продолжает держать власть в ежовых рукавицах. Его политика строится на кровавых методах , а в основу имиджа ложится именно процесс обожествления его личности.
Сакрализация образа l Яркий тому пример : Для каждого немецкого солдата вермахта служба начиналась с Бога - присяга (принята 2 августа 1934 года) начиналась «Клянусь перед господом Богом этой священной присягой безоговорочно повиноваться фюреру германской империи и народа - Адольфу Гитлеру, верховному главнокомандующему вооружёнными силами…» . Т. е. из текста следует, что вроде бы Гитлер является наместником Бога на земле. Забавно, что текст присяги был разработан немецкими генералами Бломбергом и Рейхенау. l Присяга у солдат войск СС была несколько иной - они клялись ни перед Богом, а лично А. Гитлеру, хотя Бог был тоже, правда, в конце присяги: «…и поможет мне Бог» .
Заключение: l Подведем итог: образ, созданный Адольфом Гитлером для предъявления широкой публике – это фанатик, безумец, преданный своей идее. Обычный, «маленький» человек, ставший каналом для божественного (или сатанинского? ) волеизъявления. Как человек он смешон и наивен, как проводник высших сил – страшен и величественен. Именно такой человек мог заявить: «У вас не должно быть ни стыда, ни чести, ни совести. Все ваши грехи я беру на себя» . Потому что он чувствует, что грехи берет на себя та могучая сила, которая управляет всеми его поступками. И эта сила имеет право быть за пределами человеческой морали. На Руси такие состояния назывались одержимостью. Наверно, не случайно выражение «безумный Гитлер» не прижилось, а прижилось «бесноватый фюрер» .