Илья Пригожин.ppt
- Количество слайдов: 12
Илья Пригожин. Теория переоткрытия времени
Илья Пригожин, физико -химик по роду занятий, мыслитель по существу, русский по происхождению, франкоязычный бельгиец по культурной принадлежности — человек с чрезвычайно своеобразной интеллектуальной судьбой. Еще своеобразнее культурные последствия того, что он сделал. Его называют «современным Ньютоном» , а сделанное им в науке признают основой возможной в будущем новой модели мироздания — третьей в европейское Новое время после моделей Ньютона и Эйнштейна.
• В 1977 году Пригожин получил Нобелевскую премию - за достижения сугубо химические: "за работы по термодинамике необратимых процессов и химических колебательных систем, особенно за теорию диссипативных структур". Он ввел само понятие "диссипативные структуры" (в своём исходном значении оно относится к устойчивому упорядоченному неравновесному состоянию системы, через которую проходят потоки энергии, массы и энтропии). И еще одно, настолько популярное в последние десятилетия, что оно как будто потеряло авторство: "самоорганизация".
• В 1977 г. ему была присуждена Нобелевская премия по химии "за работы по термодинамике необратимых процессов, особенно за теорию диссипативных структур". "Исследования Пригожина в области термодинамики необратимых процессов коренным образом преобразовали и оживили эту науку", – сказал Стиг Классон в своей вступительной речи от имени Шведской королевской академии наук. Эта работа открыла для термодинамики "новые связи и создала теории, устраняющие разрывы между химическим, биологическим и социальным полями научных исследований. . . Исследования Пригожина отличают также элегантность и прозрачность, поэтому ученого заслуженно называют "поэтом термодинамики".
• Фундаментальные характеристики мироздания, утверждает он - нестабильность, неравновесность, нелинейность, ни к чему простому не редуцируемая сложность. Классическое естествознание числило такие процессы по разряду отклонений, которыми следует пренебрегать при окончательном описании объектов. Пригожин увидел в них норму. Сложность первична; простота - частный случай. Разнообразие, множество вариантов возможного развития - первичны; единообразие и предсказуемость - частный случай. Перемены закон; неизменность - преходяща. Частный случай - и обратимые процессы: они происходят лишь в достаточно простых системах (в качестве примера Пригожин обыкновенно приводит маятник). Но большинство систем в природе - сложные, и процессы в них необратимы.
• Вся природа по существу - постоянное порождение новых форм, принципов, состояний; она сама открытая динамическая система, которая "выбирает" свой дальнейший путь в точках бифуркации, под влиянием аттракторов. Нельзя ни точно предсказать, что будет выбрано, ни вполне надежно это контролировать: в критические моменты все решает случай. Природа-система регулирует себя сама: массовые взаимодействия на разных её уровнях регулируются целым и воспроизводят целое. И должны быть развиты сугубо научные, рациональные средства к тому, чтобы понять мир в таком качестве. Переход от Хаоса к Порядку поддается математическому моделированию; существует ограниченный набор моделей такого перехода универсальных, которые работают на всех уровнях природного целого.
• Тут надо сказать, что пересмотр отношени со временем (в частности, нетривиальная прежних эпох идея его "многомерности") одна из сквозных, многое организующих ид ХХ века. В этот пересмотр Пригожин включился по-особенному: • как традиционалист • - представитель и • продолжатель самой • что ни на есть • классической для • Нового времени традиции.
• Как интеллектуальное событие Пригожин был подготовлен по меньшей мере всем XIX веком, н протяжении которого происходили, накапливаяс события разной степени радикальности, в целом "сдвигавшие" научное мировосприятие от жестко детерминизма и механистичности в сторону статистического и вероятностного подхода. «Развитие» , «эволюция» - вообще ведущие поня в мышлении XIX века. (Обратная сторона торже идеи развития в течение последних двух веков что понятие «абсолютного» за всем этим постеп теряется, пока не исчезает, наконец, совсем). В немецком идеализме, философской доминанте начала века, под Развитием понимается еще развитие Абсолютного Субъекта - богочеловече Но в следующую эпоху, в эволюционизме Дарви Конта, Спенсера оно уже - развитие природы, а история человека - завершающая фаза естественноисторического процесса. Отныне Вр форма развития живого, связывается с непрестанным порождением нового.
• Признавая сложность и неисчерпаемое многообразие свойств такого объекта как время, Пригожин считает целесообразным не только осуществлять синтез более новых и традиционных метод в той или иной отдельной нау но и устанавливать более тесные междисциплинарные контакты. При этом он отмеча что ни одна наука не может б подменена другой.