Илья Ефимович Репин.ppt
- Количество слайдов: 26
Илья Ефимович Репин Выполнил: Ученик 7 б класса Марценюк Дмитрий МОУ СОШ № 3 г. Тутаев 2015
Эпиграф "Воскресить верно целую картину жизни с ее смыслом, с живыми типами, довести до полной гармонии отношения лиц и движение общего жизненного момента во свей картине. . . задача громадная. Угадать и воспроизвести идеал, который грезится разумному большинству людей, живущих своими этическими и эстетическими потребностями высшего порядка!"
(1844 – 1930)
Биография Выдающийся русский художник Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в Чугуеве на Харьковщине в семье отставного солдата. Первоначальные навыки живописи получил от чугуевских иконописцев. В 1863 году поступил в Петербургскую Академию художеств и в 1871 году закончил ее. Регулярно участвовал в выставках передвижников. Писал портреты, жанровые и исторические картины. Жил в Москве и Петербурге; последние годы жизни — в Куоккале, на Карельском перешейке (ныне Репино Ленинградской области). Там он и умер в 1930 году. О Репине написаны десятки монографий, сотни статей, воспоминаний и публикаций, но тема жизни и творчества художника далеко не исчерпана. Про Льва Толстого писатель Максим Горький как-то сказал: «Толстой — это целый мир» . С полным правом эти слова можно отнести и к Репину, его творчество — это миры.
Что закончил n Илья стал посещать уроки местной школы, где учились топографии, после закрытия которой поступил к иконописцу Н. Бунакову, в его мастерскую. Получив в мастерской необходимые навыки в рисовании, пятнадцатилетний Репин стал частым участником росписи многочисленных церквей в селах. Так продолжалось четыре года, после чего с накопленными ста рублями будущий художник отправился в Петербург, где собрался поступить в Академию художеств. Провалив вступительные экзамены, он стал слушателем подготовительной художественной школы при Обществе поощрения художеств. Среди первых его преподавателей в школе был И. Н. Крамской, который еще долго был верным наставником Репина. На следующий год Илью Ефимовича приняли в Академию, где он стал писать работы академические, а заодно и несколько произведений написал по собственному желанию. Академию повзрослевший Репин закончил в 1871 году уже состоявшимся во всех отношениях художником. Дипломной его работой, за которую он получил Золотую медаль, стала картина, названная художником «Воскрешением дочери Иаира» . Эта работа была признана самой лучшей за все время, что существовала Академия искусств. Еще, будучи юношей, Репин начал уделять внимание портретам, потом написал в 1869 году портрет молодой В. А. Шевцовой, которая спустя три года стала его женой.
Чего достиг и чем награжден n От творчества Репина всякий раз остается ощущение полной, порой избыточной изученности: любой маломальский факт его жизни и искусства сразу же становится всеобщим достоянием. Ему посвящено много книг, среди них популярные и серьезные монографии и статьи, написанные писателями, историками искусства, музейщиками, архивистами. Предлагая разные взгляды и концепции, публикуя вновь открытые материалы, исследователи, неизменно сходятся в одном – в неисчерпаемости репинского наследия. Поэтому интерес к его творчеству плавно перешел в XXI век.
Интересные факты из жизни n Илья Ефимович Репин был первым художником, который изобразил революционеров-народников. Они предстают в полотнах - "Под конвоем" (1876, ГТГ), "Арест пропагандиста" (1880 -1889, ГТГ), "Отказ от исповеди" (1879 -1885, ГТГ) и "Не ждали" (1884, ГТГ). В этих произведениях ясно читается горячее сочувствие художника революционной борьбе, утверждение красоты подвига и своего рода призыв к коренному изменению жизни. И к прошлому Репин обращается для того, чтобы глубже понять современность, истоки национального характера, причины исторических коллизий, глубину психологических переживаний.
САДКО Картину «Садко» Репин написал в 1876 году, находясь в Париже. Но во Франции русские фольклорные мотивы полотна не оценили по достоинству. Зато на родине художника его произведение сразу же получило высочайшую оценку. Картина была куплена для своей коллекции Александром Третьим, будущим императором. Сам же Репин за свое мастерство был удостоен звания академика.
ЯБЛОКИ И ЛИСТЬЯ
n 1879 год, когда был написан натюрморт «Яблоки и листья» , был периодом творческого подъема художника. Уже в начале 1878 года Репин вместе с семьей переехал в Москву. Он тут же вступил в Товарищество передвижников и представил на выставке чугуевские портреты, из которых особенный успех имел «Протодиакон» . Спустя некоторое время работу купил для своей галереи знаменитый коллекционер Павел Третьяков. Постепенно художнику удалось восстановить отношения с Крамским и приобрести новых друзей. Он много и плодотворно работал, писал этюды, портреты, с удовольствием выставлялся. n Все мы знаем Репина как мастера больших полотен на исторические и мифологические темы, как великолепного портретиста; очевидно, что в основе всех тематических произведений Репина лежит его блестящий дар психолога. Натюрморт не был основным жанром живописца, но посмотрите на эти яблоки, лежащие на столе вместе с осенними листьями! Они осязаемы, душисты их хочется взять в руки, поднести к лицу и вдохнуть густой аромат сада. Как не похожи они на блестящие лакированные фрукты некоторых мастеров натюрморта. Натуральные, живые, они такие же, как в нашем с вами саду.
КРЕСТНЫЙ ХОД КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ
n Сюжетом картины Ильи Репина «Крестный ход в Курской губернии» стал крестный ход – перемещение чудодейственной иконы из одного храма в другой, сопровождающийся процессией. Однако художника интересует не священное действо, а процессия, характеры, образы. n В центре толпы важно выступают сельские богачи, по краям плетутся сирые, убогие, бедные. Их старательно оттесняют жандармы, восседающие на конях. n Внимание привлекает также рыжеволосый священник. Одной рукой он лениво размахивает кадилом, а другой – поправляет сальные волосы. Икону несет помещица, образ которой наполнен высокомерием и отвращением к народу. Рядом семенит купец, словно ограждающий ее от простых людей. n Симпатию вызывают фигуры двух прихожанок. Женщины с достоинством и смирением несут киот из-под иконы. Они веруют истово, искренне.
СТРЕКОЗА
n Картина Ильи Ефимовича Репина «Стрекоза» . Портрет Веры Репиной, дочери художника. Холст, масло, 111 × 84 см. В середине 1980 -х годов Репин создает ряд произведений, темой которых является изображение фигур на открытом воздухе. Палитра Репина становится светлее. Используя ряд импрессионистических приемов в живописи, художник в картине "Стрекоза" остается в рамках свойственной ему манеры с четкой лепкой формы. Влияние импрессионизма просматривается здесь и в построении композиции, которая словно фрагментируется, что придает особую подвижность и ощущение сиюминутности происходящего. n Верочка Репина, дочь художника, качает ногой, легко присев на жердочку изгороди. Она как стрекоза на цветке, продолжающая помахивать прозрачными крылышками. Радостное настроение девочки невольно передается зрителю. Репин использует в этой картине точку зрения снизу, что, с одной стороны, укрупняет фигуру, делая ее монументальной, с другой стороны, снимает торжественность позирования и придает жизненную убедительность. В отличие от других портретов, в которых художник ставил задачу раскрытия психологии человека, его индивидуальности во всех противоречивых движениях души, в картине «Стрекоза» проблема портрета уходит на второй план. Здесь главное не то, что изображена конкретная модель с неповторимым характером, а ее сиюминутное состояние
ИВАН ГРОЗНЫЙ И ЕГО СЫН ИВАН
n Это один из примеров обращения художника к историческим сюжетам, вызывавшим у него ассоциации с событиями современной российской жизни. Впервые мысль написать горестный эпизод из жизни Ивана IV Грозного пришла Репину в 1882 году после концерта Римского-Корсакова на Московской выставке. n С одной стороны, Репин захотел создать что-то подобное услышанной музыке по силе ее трагизма. С другой стороны, картина явилась прямым откликом на 1 марта 1881 года – убийство императора Александра II. Сам художник находился под впечатлением этого и писал: «Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Кровавое событие 1 марта всех взволновало» .
« НЕ ЖДАЛИ »
n Одна из самых знаменитых картин Репина, благодаря школьным хрестоматиям и учебникам, известна каждому школьнику. Сюжет работы - возвращение ссыльного революционера домой после заключения. Картина наполнена густой и тягучей атмосферой. Изображенное мгновение позволяет изучить его во всех ракурсах. Здесь все - и напряженная нерешительность, испуг, восхищение, радость, страх. . . Перекрестие взглядов - ключ к сюжету. Центральная фигура - ссыльный. Его глаза особенно выразительны на фоне изможденного лица, в них вопрос, напряженное ожидание. Вместе с тем, очевидно, что ссылка не сломала революционера, он остался верен своим взглядам. Навстречу главному герою устремлены взгляды всех присутствующих: от откровенно испуганного до восхищенного у детей; полный сдержанного осуждения - горничной; любопытный у кухарки.
ЗАПОРОЖЦЫ ПИШУТ ПИСЬМО ТУРЕЦКОМУ СУЛТАНУ
n Сюжет полотна давно стал хрестоматийным: запорожцы пишут ответное послание турецкому султану, который предложил перейти им на свою сторону. Стоит ли говорить, что запорожцы не стесняются в выражениях, составляя текст письма. n В центре композиции «ученый» человек, пожалуй, единственный грамотный среди собравшихся. Вероятно, это семинарист. Почетная должность ему явно приносит удовольствие. n Над «секретарем» навис казак средних лет с трубкой в руках. Он хмурится, обдумывает очередную бранную фразу, призванную побольнее уколоть и оскорбить османского владыку. Рядом с ним казак, который вот-вот прыснет со смеху. Следом – не стесняющийся своих эмоций, хохочущий казак. Здесь собрались как пожилые казаки, так и совсем юные. Последние испытывают радость и ликование от того, что принимают участие в таком исторически важном событии. Они не смеются так открыто, как бравые воины, однако всячески стремятся продемонстрировать свою удаль и остроумие.
ПОРТРЕТ НИКОЛАЯ 2 -ГО НАПИСАНА В 1895
ТАНЦУЮЩАЯ НАПИСА НА В 1920 Г.
ПОСЛЕДНИЕ ЖИЗНИ ГОДЫ n Если ехать от Санкт-Петербурга вдоль Финского залива по Приморскому шоссе, немного не доезжая до Комарово, оно приведет в уютный поселок Репино, где все дышит памятью о великом русском живописце. В 1899 году Илья Ефимович Репин купил в курортном поселке, который тогда назывался Куоккала, большой участок, заросший деревьями и кустами, между которых стоял старый дачный дом и несколько хозяйственных построек. Здесь он разбил парк и построил большой дом с мастерскими, вскоре ставший одним из центров художественной жизни России.
ВЫСКАЗЫВАНИЯ О ХУДОЖНИКЕ ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ n "В России за последние сто лет было немало чудных портретистов: Левицкий, Боровиковский, Кипренский, Тропинин, Венецианов, Перов и Серов - вот те высшие точки, которых достигло портретное искусство в России. По своему таланту Репин должен стоять во главе этого ряда. В его портретах особенно сказалась его близость к великим мастерам прошлого. В портретах Репин достиг высшей точки своей живописной мощи. Некоторые из них прямо поразительны по тому темпераменту, с которым они написаны. " (Н. А. Бенуа)
СВОЕ МНЕНИЕ О ХУДОЖНИКЕ n Знаете, что я вам скажу - если какому- нибудь художнику или просто человеку не нравится Репин, то это не художник, а просто балда.
ИСТОЧНИКИ n http: //www. artist- mag. ru/index. php/component/content/article/1 96 -2010 -04 -09 -13 -10 -10 n http: //ilya-repin. ru/memory-repin 62. php
Илья Ефимович Репин.ppt