Илья Ефимович РЕПИН (1884 – 1930)
И. Репин Запорожцы пишут письмо турецкому султану. Сюжетом картины послужил легендарный эпизод из жизни Запорожской Сечи: в 1675 году в ответ на предложение султана Махмуда IV перейти к нему в подчинение запорожцы направили в ответ пересыпанное крепкими словечками письмо с отказом: "Ты - шайтан турецький, проклятого чорта брат и товарыщ и самого люциперя секретарь!" и т. д. Репину блестяще удалось то, что вообще чрезвычайно редко удается в живописи - передать смеющиеся лица. Исторический эпизод взят Репиным как повод для изображения безудержного хохота. Репин представил едва ли не все оттенки веселья, для определения которых в русском языке существует множество синонимов. Люди покатываются и хватаются за бока от смеха, ухмыляются, скалят зубы, гогочут, хихикают, заливаются и т. п.
И. Репин. Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея Репину удалось разместить на огромном холсте 60 фигур. Он выстроил перспективу с нескольких точек зрения, изобразил фигуры первого плана значительно больше натуры, не уязвив при этом достоинства ни одного из персонажей: каждый узнаваемо-характерен, и никому, даже председательствующему императору Николаю II, не оказано видимого предпочтения.
И. Репин. Выбор царской (великокняжеской) невесты.
И. Репин. Кузьма Минин
Религиозная тематика И. Репин. Крестный ход в Курской губернии Тема крестного хода - одна из популярнейших в русской живописи. Однако Репин не имеет соперников в изображении толпы, шествия. В Крестном ходе толпа показана как единый массив. Но когда взгляд начинает выхватывать отдельные фигуры, создается впечатление, что Репин буквально каждое лицо увидел в жизни.
И. Репин. Тайная вечеря.
И. Репин Рождество Христово.
И. Репин. Николай Мирликийский спасает трех невинно осужденных на казнь
ДРУГИЕ КАРТИНЫ И. Репин. Садко
ВАЛЕНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ СЕРОВ (1865 -1911)
В. Серов. Портрет Ермоловой.
Похищение Европы
Портрет Мики Морозова
Девочка с персиками
Дети
Рерих Николай Константин ович 1874 -1947 годы
«Идолы» (1901) • Одна из ранних работ художника, исполненная во Франции.
«Тень Учителя» • Картина написанная Рерихом в 1932 году. Необычно образное решение этого полотна. Народные сказания Востока часто повествуют о людях, оставивших свою тень. Она может появиться неожиданно в любом месте и напомнить человеку о долге.
«Помни» (1945) • Вся любовь Рериха к Гималаям выражена в шедевре его творчества, в картине «Помни» , которую он через двадцать лет, в 1945 году дал в
«ЗАМОРСКИЕ ГОСТИ» (1902) • Знакомство с философской мыслью Востока нашло своё отражение в творчестве Н. К. Рериха. В ранних картинах художника определяющими сюжетами являлась древняя языческая Русь, красочные образы народного эпоса.
«Шамбала»
«Чингис хан»
«Святые горы»
«Тибет»
Модерн- «Современное искусство» . Л. Бакст. Птица. Л. Бакст. Дункан. Исходной характеристикой нового стиля стал ретроспективизм, т. е. прочтение культуры прошлых веков современным человеком. 1898 год – образование художественно-литературного объединения «Мир искусства» . -свобода творческого поиска; -связь с европейской культурой; Л. Бакст. Карнавал. -смешение жанров и форм творчества. Л. Бакст. Нежинский. Л. Бакст. Нарцисс.
Л. Бакст. Птица.
Михаил Васильевич Нестеров
Картины Девушки на берегу
Преподобный Сергий Радонежский
Троица ветхозаветная
Святая Русь
На Руси
Портрет скульптора Веры Мухиной
За приворотным зельем
Философы(С. Н. Булгаков и П. А. Флоренский)
М. Нестеров. Видение отроку Варфоломею.
В. Борисов-Мусатов. На озере.
Александр Николаевич Бенуа Годы жизни (1870 -1960). Родился в семье известного архитектора и рос в атмосфере почитания искусства. Но художественного образования не получил. Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890 -1894), при этом самостоятельно изучал историю искусства, занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной). Делал он это настолько основательно, что сумел написать главу о русском искусстве для третьего тома "Истории живописи XIX века" Р. Мутера, вышедшего в 1894 году.
Михаила Врубеля
• Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова "Демон" (акварель, белила, 1890– 1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Петербург), – в картинах "Демон" (1890) и "Демон поверженный" (1902; обе работы – Третьяковская галерея). Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. "Демон поверженный"1902 "Демон"1890
Знаменитые работы • Демон сидящий 1890 г. • Этот образ во многом навеян поэмой Лермонтова и оказавшийся необыкновенно созвучным наступающей эпохе символизма. Свое отношение к тому что он пишет, художник выразил в письме к отцу: «Демон - дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый» . В эту картину был влюблен А. Блок, назвавший ее «символом нашего времени»
Знаменитые работы • Демон поверженный
Знаменитые работы • Царевна - Лебедь 1900 г. • Эта пронзительная картина - плод дружбы с Римским. Корсаковым. Н. Забела снискала большой успех в роли Царевны-Лебиди в спектакле «Сказка о царе Салтане» . Ее фотоизображение, подаренное композитору, подтолкнуло Врубеля к созданию этого полотна. • Художнику удалось создать проникновенный музыкальный образ хрупкого и нездешнего существа, заброшенного в наш мир.
• Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно " Принцесса Греза", заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин "Пан" (1899), "Царевна-Лебедь", "К ночи", "Сирень" (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. "Снегурочка"1900 "Царевна-лебедь" 1900
Жизнь и эпоха • Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel, 1856– 1910), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. "Шестикрылый серафим" (Азраил) 1904
Казимир Северинович Малевич 1878 -1935
Чёрный квадрат
Скачет красная конница
Красный квадрат
Белый квадрат
Спортсмены Дата: 1930 -1931 Размер картины: 164 x 142 см Материал: Холст, масло Музей: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Художник: Казимир Северинович Малевич
Девушки в поле Дата: 1928 -1929 Размер картины: 125 x 106 см Материал: Холст, масло Музей: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Художник: Казимир Северинович Малевич
Человек с лошадью Дата: Около 1932 Размер картины: 43 x 57 см Материал: Холст, масло Музей: Национальный музей современного искусства - Центр Жоржа Помпиду, Париж
Супрематизм Дата: 1915 Размер картины: 60 x 70 см Материал: Холст, масло Музей: Музей Людвига, Кёльн
Голова крестьянской девушки Дата: 1912 -1913 Размер картины: 95 x 80 см Материал: Холст, масло Музей: Стеделик музеум (Городской музей), Амстердам
Кандинский Васильевич 1866 - 1944 г. г.
Композиция № 6
Жёлто-красно-голубое
Чёрное и фиолетовое
Композиция № 8
На белом
М. Шагал, «Над городом»
Волнухин Сергей Михайлович Родился 8 ноября 1859 года в Моске – умер 11 марта 1921 в Геленжике.
Портрет художника С. В. Иванова Портрет П. М. Третьякова Памятник первопечатнику Ивану Федорову
Алексей Щусев • Работал в Москве одновременно с К. Мельниковым • Известен еще с конца XIX в. (здание Казанского вокзала) • В 20 егг. Примкнул к конструктивистам Корина Илона Викторовна
Корина Илона Викторовна
Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле
Дом на Ростовской набережной
Станция «Комсомольская-кольцевая»
Федор Осипович Шехтель Ф. О. Шехтель (1859 -1926) - один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве. Обычно проектировал в формах древнерусского, романского и готического искусства. Почетный член Общества британских архитекторов, архитектурных обществ Рима, Вены, Глазго, Мюнхена, Берлина, Парижа.
Поворотным моментом в его архитектурной карьере стал 1893 год, когда он получил крупный заказ на особняк купца С. Т. Морозова (оформлял совместно с М. А. Врубелем).
Особняк Морозовых, 1898, улица Спиридоновка, д 17
Ключевые проекты Ф. О. Шехтеля: типографии А. А. Левенсона в Трёхпрудном переулке и особняк С. П. Рябушинского на Малой Никитской, выполненные в 1900 году.
Ярославский вокзал (1902 -1904)