Иллюстрированный тренажер по мировой художественной культуре.ppt
- Количество слайдов: 56
Иллюстрированный тренажер по мировой художественной культуре
Дорогой друг! Добро пожаловать в мир художественной культуры. Ты познакомишься с основными произведениями искусства и запомнишь их названия.
Первобытная эпоха Эпоха Древнего Египта Эпоха Древней Месопотамии Эпоха Древней Греции Эпоха Древнего Рима
Эпоха Средневековья Эпоха Возрождения Эпоха Нового времени XVIII рубеж XIX Эпоха культуры ХХ века
Первобытнообщинная культура (свыше 2 млн. лет назад – начало 1 тыс. до н. э. ) Первобытнообщинная культура является самым ранним типом культуры. Периодизация: каменный век (палеолит – древний, мезолит – средний, неолит – новый); медный век; бронзовый век; железный век. Особенности: синкретизм – нерасчлененность различных форм деятельности (например, первобытный танец)
Первобытнообщинная культура (свыше 2 млн. лет назад – начало 1 тыс. до н. э. ) Достопримечательности: Альтамирская пещера (Испания ) пещера Ласко (Франция) Стоунхендж (Англия)
Эпоха Древнего Египта (2900 г. до н. э. – 1090 г. до н. э. ) Периодизация: Древний Египет Средний Египет Новый Египет Достижения: развитие архитектуры (пирамиды) развитие скульптуры (Сфинкс, колоссы) развитие храмового и городского строительства письменность (иероглифическая – 700 знаков) религия
Эпоха Древнего Египта (2900 г. до н. э. – 1090 г. до н. э. ) Достопримечательности: пирамида Хеопса (Гиза – пригород Каира) пирамида Хефрена (Гиза – пригород Каира) пирамида Менкаура (Гиза – пригород Каира) скульптура Сфинкса (Гиза – пригород Каира) саркофаг Тутанхамона (Каирский национальный музей) маска Тутанхамона (Каирский национальный музей) портрет и бюст Нефертити (Государственный музей, Берлин) священный бык Апис (Эрмитаж, Санкт-Петербург)
Эпоха Древней Месопотамии (вторая половина IV тыс. до н. э. – I в. до н. э. Периодизация: Достижения: Шумеро-Аккадская культура развитие письменности Старовавилонское царство развитие литературы (цикл о Гильгамеше) Культура Ассирии монументальное искусство Нововавилонское царство (ступенчатая башня зиккурат) Культура Сасанидского Ирана религия развитие астрономии, медицины, библиотечного дела (библиотека Ашшурбанипала)
Эпоха Древней Месопотамии (вторая половина IV тыс. до н. э. – I в. до н. э. Достопримечательности: скульптура Гильгамеша (царь и герой города Урук) Этеменанки – семиступенчатый зиккурат (так называемая Вавилонская башня)
Эпоха Древней Греции (III – первая половина I тыс. до н. э. ) Периодизация: гомеровский период архаичный период классический период культура IV века до н. э. эллинистический период Достижения: письменность (линейное слоговое) рождение эпоса, драмы, лирики мифология философия агонистическое начало (Олимпийские игры) развитие архитектуры, скульптуры, декоративноприкладного искусства рождение театра формирование полисов (город-государство) формирование древнегреческого общества
Эпоха Древней Греции (III – первая половина I тыс. до н. э. ) Достопримечательности: (имена) Гомер – «отец» эпоса, Эсхил, Софокл, Еврипид - «отцы» трагедии, Аристофан – «отец» комедии Сократ, Платон, Аристотель – древнегреческие философы Достопримечательности: (архитектура) Афинский акрополь – архитектурный ансамбль в Афинах Парфенон – большой храм Афинского акрополя Архитектурный ордер – колонны дорического, ионического, коринфского стилей Руины древнегреческого театра Александрийский (Фаросский) маяк
Эпоха Древней Греции (III – первая половина I тыс. до н. э. ) Достопримечательности: (скульптура) Фидий «Мойры» , «Афина Лемния» (Британский музей, Лондон) Мирон «Афина и Марсий» (Франкфурт-на-Майне, Либигхауз. Рим, Латеранский музей. ) Мирон «Дискобол» (копия, дворец Массими, Рим) Поликлет «Дорифор» и «Диадумен» (Национальный музей, Неаполь) Скопас «Менада» (Дрезденская галерея) Леохар «Аполлон Бельведерский» (Пио-Клементинский музей, Ватикан) Пракситель «Афродита Книдская» (Пио-Клементинский музей, Ватикан) Лисипп «Отдыхающий Гермес» (Национальный музей, Неаполь) Агесандр «Венера Милосская» (Лувр, Париж)
Эпоха Древней Греции (III – первая половина I тыс. до н. э. ) Достопримечательности: (скульптура) Ника Самофракийская (Лувр, Париж) Лаокоон (Пио-Клементинский музей, Ватикан) Достопримечательности: (декоративно-прикладное искусство) Амфора и кратер - древнегреческие сосуды
Эпоха Древнего Рима (I тыс. до н. э. – V век н. э. ) Периодизация: Ранний Рим Ранняя Римская республика Расцвет Римской республики Римская империя Упадок Римской империи Достижения: искусство ремесла система канализации (Великая Клоака) объявление республики развитие римской литературы, философии, истории введение трехсложного имени (например, Гай Юлий Цезарь) новые архитектурные формы (амфитеатр, ротонда – круглый храм, термы – бани, триумфальная арка, одиночная колонна) римская мифология опирается на греческую рождение христианства
Эпоха Древнего Рима (I тыс. до н. э. – V век н. э. ) Достопримечательности: триумфальные арки (Рим, Москва, Барселона) Колизей – амфитеатр для гладиаторских боев (Рим) колонна Марка Аврелия (Рим) амфитеатр Аспендос (Турция, 35 км. от Анталии) колонна Трояна (Рим) конная статуя Марка Аврелия (Рим) руины древнеримской термы (Рим) храм Весты (руины древнеримской ротонды) (Рим) архитектурный римский ордер: колонны дорического, тосканского, ионического, коринфского стилей
Эпоха Средневековья (V в. – XV в. ) Периодизация: раннее зрелое позднее Достижения: новые народы и государства современные европейские языки расширение связей Европы с другими континентами конституция и парламенты изобретения (часы, ножницы, огнестрельное оружие, книгопечатание географические открытия Черты средневековья: ведущая роль церкви система ценностей: Бог (Творец, Пантократор, Богочеловек – Иисус) идея о греховности идея о страшном суде нравственные нормы (вера и верность) преследование свободомыслия, ереси, инакомыслия
Эпоха Средневековья (V век – XV век) Достопримечательности: фреска – живопись по сырой штукатурке рельеф – объемное изображение Данте Алигъери и Джефри Чосер церковь монастыря Мария Лах (Германия) Бодэмский замок (Австрия) Реймский собор (Франция) Миланский собор (Италия) собор в Кентербери (Англия) собор Нотр-Дам (Париж) Великие мастера: Ян ван Эйк – нидерландский живописец
Эпоха Возрождения (XV в. – XVI в. ) Периодизация: раннее Возрождение высокий Ренессанс Достижения: «восстановление» античности демократизация культуры гуманизм примирение интересов всех сословий универсализм человека, мастера
Эпоха Возрождения (XV в. – XVI в. ) Великие мастера Италии: Филиппо Брунеллески - архитектор (основатель классического стиля) Донателло – скульптор Джотто – живописец (автор 28 фресок о Христе) Сандро Ботиччелли – живописец Рафаэль – живописец, скульптор, архитектор Леонардо да Винчи – живописец, скульптор, архитектор Микеланджело – скульптор, живописец, архитектор Франческо Петрарка – поэт Джованни Боккаччо - новеллист Великие мастера Франции: Франсуа Рабле – писатель-гуманист
Эпоха Возрождения (XV в. – XVI в. ) Великие мастера Испании: Доменико Теотокопули, прозванный Эль Греко, – живописец, колорист Лопе де Вега - драматург Великие мастера Нидерландов: Питер Брейгель Старший – живописец Иеронимус Босх – живописец Альбрехт Дюрер – живописец Великие мастера Англии: Вильям Шекспир – поэт, драматург Великие мастера Германии: Эразм Роттердамский – публицист, оратор
Эпоха Нового времени (XVII – XIX вв. ) Периодизация: культура XVII века: барокко, классицизм, реалистические тенденции; культура XVIII века – Просвещение: рококо, сентиментализм, поздний классицизм, ранний реализм; культура рубежа XVIII – XIX веков: романтизм; культура XIX века: критический реализм. Достижения: формирование процесса капиталистических отношений; создание национальных культур; научный и культурно-художественный подъем (Уильям Гарвей – система кровообращения, Галилео Галилей – телескоп и Вселенная, Иоганн Кеплер – математический аппарат, Исаак Ньютон – закон всемирного тяготения.
Эпоха Нового времени. Культура XVII века. Мировоззрение: рационализм (Рене Декарт, Фрэнсис Бэкон); консерватизм мышления – пессимизм – иррационализм; взгляды на общество и государство: Томас Гоббс (государство – порождение сознательной деятельности людей); Бенедикт Спиноза (высшая форма власти – демократическое правление); Джон Локк (цель государства – сохранение свободы и собственности)
Эпоха Нового времени. Культура XVII века. Черты искусства: синтез искусств динамичный характер скульптуры развитие портрета и пейзажа в живописи; в литературе расцвет трагедии и комедии возрождение бытового жанра, исторического жанра, античной истории, натюрморта, анималистического жанра в живописи; рождение двух больших стилей: классицизм, барокко Барокко: в переводе – странный, вычурный, жемчужина неправильной формы; черты: мистика, фантастичность, иррациональность, повышенная экспрессия; система изображения: гипербола, контраст, асимметрия; принцип барокко – поразить и ошеломить.
Эпоха Нового времени. Культура XVII века. Классицизм: родина – Франция; философская основа – рационализм (Рене Декарт); черты: создает каноны – единство времени, места и действия; симметрия, гармония, порядок, трезвость мысли, подчинение гражданскому долгу; образец и источник – античное наследие; эстетический идеал – принесение счастья и жизни в жертву долга. Реалистические тенденции: установка на изображение жизни в формах самой жизни; творческий метод, сводимый к показу жизни в противоречиях и развитии; обращение к бытовому жанру, портрету, пейзажу.
Эпоха Нового времени. Культура XVII века. Великие мастера Барокко: Лоренцо Бернини - скульптор (Италия) Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо - художник (Италия) Доминико Теотокопули , прозванный Эль Греко – художник (Испания) Хармес ван Рейн Рембрандт - художник (Голландия) Питер Пауль Рубенс – художник (Фландрия – современная Бельгия) Антонио Вивальди – итальянский композитор, скрипач, дирижер Педро Кальдерон – испанский драматург
Эпоха Нового времени. Культура XVII века. Великие мастера Классицизма: Пьер Корнель - драматург (Франция) Жан Расин – драматург (Франция) Жан-Батист Мольер – комедиограф (Франция) Никола Пуссен - художник (Франция) Клод Лоррен – художник (Франция) Великие мастера реалистического искусства : Мигель де Сервантес Сааведра – писатель (Испания) Диего Веласкес – художник (Испания)
Эпоха Нового времени. Культура XVIII века. Эпоха Просвещения: стремление к разуму; цель – заменить религиозные воззрения, на те, которые вытекают из требований человеческого разума; свобода мысли – главное средство культурного и социального прогресса; в центре идея естественного права личности, принадлежащего ей по рождению, данного Богом, независимо от общественного положения, национальности и вероисповедания; родина – Англия, родоначальник Джон Локк; французское просветительство открыло просветительскую литературу: Вольтер (Франсуа Мари Аруэ), Дени Дидро, Шарль Луи Монтескье, Жан-Жак Руссо; немецкое просветительство продолжает традиции французского: Иммануил Кант
Эпоха Нового времени. Культура XVIII века. Литература эпохи Просвещения: Даниэль Дефо – французский писатель, основатель жанра «робинзонада» «Робинзон Крузо» ; Джонатан Свифт – английский писатель-сатирик «Путешествие Гулливера» ; Генри Филдинг – английский писатель «История Тома Джонса – найденыша» ; Фридрих Шиллер - немецкий поэт, драматург; Иоганн Вольфганг Гете – немецкий поэт.
Эпоха Нового времени. Культура XVIII века. Драматургия и театр Просвещения: Франция – Пьер Огюстен Бомарше трилогия о Фигаро; Италия – Карло Гольдони, создатель театра нравов, «Трактирщица» ; Англия – Ричард Бринсли Шеридан, основатель комедии характеров , «Школа злословия» . Искусство эпохи Просвещения. Рококо. в переводе – раковина, прихотливость, причудливость форм; зародился в среде французской аристократии – Людовик XV, мадам Помпадур; атмосфера рококо – легкомысленность, веселье, наслаждение; черты: буйная декоративность, асимметрия, пышность. детали рококо: зеркала, панно, завитки, гирлянды, узоры, шелковые обои, лепнина, вычурная мебель с инкрустациями, изящные столики, пуфики, фарфоровые безделушки, табакерки, флакончики, в моде – фарфор и перламутр, дамы в кринолине, париках, фижме.
Эпоха Нового времени. Культура XVIII века. Искусство эпохи Просвещения. Сентиментализм. название от произведения Лоренса Стерна «Сентиментальное путешествие по Греции и Италии» , сентиментализм - чувства; утвердился как литературное направление; проявляется в изображении быта людей третьего сословия. Искусство эпохи Просвещения. Поздний классицизм. был связан с буржуазной революцией; в искусство вернулись строгие канонические формы и правила, античные идеалы; в архитектуре стал стилем официальных построек. Искусство эпохи Просвещения. Ранний реализм. означает вещественный, действительный; заявляет о себе как способ восприятия действительности; проявляется в живописи как предтеча критического реализма.
Эпоха Нового времени Культура XVIII века Великие мастера стиля рококо. Антуан Ватто – художник (Франция) Франсуа Буше - художник (Франция) Жан Оноре Фрагонар – художник (Франция) Великие мастера сентиментализма: Жан Батист Симеон Шарден – художник (Франция) Жан Батист Грез – художник (Франция) Великие матера позднего классицизма: Жан Антуан Гудон – скульптор (Франция) Антонио Канова – скульптор (Франция) Жак Луи Давид - художник (Франция) Великие мастера реализма: Уильям Хогарт – художник (Англия) Томас Гейнсборо – художник (Англия)
Эпоха Нового времени. Культура XVIII века. Великие композиторы века Просвещения: Иоганн Себастьян Бах - немецкий композитор Георг Фридрих Гендель – немецкий композитор Франц Йозеф Гайдн – австрийский композитор Кристоф Глюк – немецкий композитор Вольфганг Амадей Моцарт - австрийский композитор
Эпоха Нового времени. Культура рубежа XVIII - XIX веков. Эпоха романтизма: • возникает как реакция на буржуазную действительность • занимает значительное место • не отрицает Просвещение • охватывает все виды искусства Мироощущение романтизма: • человеческое бытие богаче его социального измерения • человек с помощью воображение переносится в иные культурные миры, может их сам творить • отрекаясь от действительности, романтик вступает в неизведанные зоны собственного бытия, постигает в себе нечто уникальное, независимое • романтик углубляет представление о внутренней жизни человека
Эпоха Нового времени. Культура рубежа XVIII - XIX веков. Черты романтизма: • неприятие действительности • меланхолия • скорбь • чувство одиночества • настроение мистики • подъем религиозного чувства • политическая индифферентность • внимание к внутренней жизни человека философская база – идеалистическое мировоззрение • пафос гражданственности, борьбы • протест против пошлости и зла • стремление освободить личность от суеверий и власти •
Эпоха Нового времени. Культура рубежа XVIII - XIX веков. Литература эпохи романтизма: Джордж Гордон Байрон – английский поэт Виктор Гюго – французский писатель Эрнст Гофман – немецкий писатель Жорж Санд – французский писатель Генрих Гейне – немецкий поэт братья Гримм Якоб и Вильгельм – немецкие сказочники Архитектура и скульптура: вырождение классицизма – господство нового стиля «ампир» (империя) – стремление придать величие и героическую простоту античных памятников; Триумфальная Звезды арка на площади Пантеон Ганс Христиан Андерсен – датский сказочник Живопись: Теодор Жерико – французский художник Вальтер Скотт – английский писатель Эжен Делакруа – французский художник
Эпоха Нового времени. Культура рубежа XVIII - XIX веков. Музыка : • Фридерик Шопен – польский композитор • Рихард Вагнер – немецкий композитор • Роберт Шуман – немецкий композитор • Ференц Лист – венгерский композитор • Иоганн Штраус (стар. и млад. ) – австрийские композиторы Искусство братства прерафаэлитов (дорафаэлевского времени: • Джон Рёскин – английский писатель, художник • Уильям Моррис – английский поэт, художник
Эпоха Нового времени. Культура XIX века. Мировоззрение критического реализма: • отражение и оценка буржуазного общества • неприятие буржуазного общества • подъем рабочего движения • уловить закономерности жизни • постигнуть материальные экономические факторы, влияющие на поведение людей, характеры • философская основа – позитивизм (исходит из данного, фактического, устойчивого) • основатель позитивизма Огюст Конт стремился объединить все формы приобретения научной мысли в одну систему
Эпоха Нового времени. Культура XIX века. Литература: жанр – социальный роман принцип изображение – создание типичного образа в типичных обстоятельствах, образ социально детерминирован (обусловлен средой) элементы сатиры Чарльз Диккенс и Уильям Теккерей – английские писатели Шарлотта Бронте – английская писательница Бернард Шоу - английский драматург Стендаль (Анри Мари Бейль) – французский писатель Проспер Мериме – французский писатель Оноре де Бальзак – французский писатель Гюстав Флобер – французский писатель Ги де Мопассан – французский писатель Эмиль Золя – французский писатель (натурализм – естественный)
Эпоха Нового времени Культура XIX века. Живопись: жанр – пейзаж первый период – барбизонцы (городок Барбизон, куда съехались художники писать пейзажи) - Теодор Руссо и Франсуа Добиньи крестьянская тема, сельский труд – Жан-Франсуа Милле зрелый период – Камиль Коро – мастер пейзажа настроения реалистическое пейзажа - Гюстав Курбе революционные события – Оноре Домье академизм (следование формам классического искусства)
Эпоха Нового времени. Культура XIX века. Демократическое движение XIX века: мысль о социальной сущности человека (социализм) Людвиг Фейербах – немецкий философ (антропологический материализм) Сен-Симон, Фурье (Франция) и Роберт Оуэн (Англия) основатели социализма научный социализм Карл Маркс и Фридрих Энгельс Культурный прогресс XIX века: машинная индустрия, железнодорожный транспорт, техническая революция - электричество, телефон, радиосвязь, кино, авто, каналы, тоннели, торпеды, броненосцы трамвай (1885 г. , Торонто), метрополитен (1890 г. , Лондон)
Эпоха Нового времени. Культура XIX века. Научные знания: популярность научной фантастики Жюль Верн и Герберт Уэллс теория Чарльза Дарвина – учение о естественном отборе, борьба за существование среди организмов Фарадей и Максвелл – физики, ввели понятия поля и электромагнетизм. Философские учения: Артур Шопенгауэр – открывает эру иррационализма Фридрих Ницше – проповедовавший культ индивидуализма
Эпоха Нового времени. Культура XIX века. Литература: направление символизм теоретик Стефан Малларме – французский поэт-символист творческое объединение поэтов-символистов Франции - Поль Верлен, Анри Ренье, Артюр Рембо, Шарль Бодлер и Бельгии – Эмиль Верхарн символизм в прозе – Морис Метерлинк (Бельгия) Живопись: символизм в живописи: Гюстав Моро – французский художник импрессионизм - от фр. впечатление Клод Моне – французский художник- импрессионист Эдуар Мане - французский художник- импрессионист Эдгар Дега - французский художник- импрессионист Пьер Огюст Ренуар - французский художник- импрессионист Альфред Сислей - французский художник- импрессионист Камиль Писсаро - французский художник- импрессионист
Эпоха Нового времени. Культура XIX века. Живопись: постимпрессионизм – «те, кто пришел после» импрессионизма Поль Сезанн - французский художник-постимпрессионист Ван Гог – французский художник-постимпрессионист Поль Гоген - французский художник-постимпрессионист Поль Синьяк - французский художник-постимпрессионист Жорж-Пьер Сёра - французский художник-постимпрессионист Скульптура: импрессионизм в скульптуре – яркий представитель – Огюст Роден (Франция) Архитектура: Гюстав Эйфель. Эйфелева башня в Париже. Музыка: импрессионизм в музыке представляли: Клод Дебюсси, Морис Равель, Эманюэль Шабрие, Гюстав Шарпантье Литература: импрессионизм в литературе представляли Герхарт Гауптман, Карл Жюис Гюисманс, Оскар Уайльд
Эпоха культуры XX века. Достижения и новое мировоззрение: конец XIX – начало XX вв. ознаменовался началом второй научнотехнической революцией, давшей миру телефон, телеграф, радио, электричество, самолет, автомобиль, конвейерную систему производства и другие достижения: мадам Кюри открыта радий, Фрейд опубликовал «Толкование сновидений» , Эйнштейн создал теорию относительности, Амундсен достиг Южного полюса, Маркони изобрел беспроволочный телеграф, который связал Европу и Америку, первый полет братьев Райт положил начало эпохе авиации; вторая НТР обусловила изменения в материально-технической базе капиталистического общества, приведшие к переходу капитализма свободной конкуренции к монополистическому; тенденция к монополизации противоречила представлениям о свободном творческом характере индивида; кризис в западноевропейской культуре (Ф. Ницше);
Эпоха культуры XX века. экзистенциалисты полагают, что техногенное общество приводят к уничтожению внутренней свободы человека; развитие пессимистического взгляда на будущее западной культуры в результате победы техники над духовностью (О. Шпенглер, Н. А. Бердяев) рождение новой культуры возможно на основе бескорыстной любви и социальной солидарности (П. А. Сорокин) спасение культуры в сохранении духовных ценностей элитарной культуры, противодействие массовой и псевдокультуре (Х. Ортеги-и. Гассет); каждая национальная культура распалась на две части – господствующая буржуазно-аристократическую и демократическую, эта концепция выявила глубокий кризис европейский культуры (В. И. Ленин) возникновение новых и модернизация старых видов культуры; возникновение дизайна – активное включение художественного творчества в процесс создания предметов материальной культуры; создается резкое деление культуры на высокую (элитарную) и массовую» ;
Эпоха культуры XX века. Историческая обстановка: Первая мировая война для Европы – потрясение экономическое, социальное, культурное; из Второй мировой воны Европа вышла экономически и политически ослабленной, лишилась своего ведущего положения на мировой арене, уступив США И Советскому Союзу; Женевская Лига Наций была заменена на Организацию Объединенных Наций, с резиденцией в Нью-Йорке.
Эпоха культуры XX века. Литература начала века: эстетика авангардизма: Анри Жид (Франция), Дэвид Герберт Лоуренс и Томас Стернз Элиот (Англия), Альфред Деблин (Германия), Луиджи Пиранделло и Габриэль Д`Аннунцио (Италия) реалистические тенденции: Бернард Шоу, Джон Голсуорси, Ричард Олдингтон (Англия), Ромен Роллан (Франция), Стефан Цвейг (Австрия), Эрих Мария Ремарк (Германия) экспрессионистское направление в театральном искусстве: М. Рейнгардт, Э. Пискатор (Германия), объединение театральных коллективов «Картель» (Франция), Л. Пиранделло и У. Бетти (Италия)
Эпоха культуры XX века. Искусство: возникло новое искусство, которое стремилось к достойной передаче природы, но ставило своей целью выражение чувств и настроений художника, именно такое искусство и принято назвать модернизмом. Сложились новые формы искусства, как ответ на кризис эпохи, они непривычны и нетрадиционны: набизм (от евр. наби – пророк) – попытка синтезировать литературный символизм, музыкальность ритмов, декоративную обобщенность форм – Пьер Боннар, Морис Дени, Эдуард Виллар (Вюйяр); фовизм (от фр. – дикий) – стремление к эмоциональной силе и стихийной динамике – Анри Матисс, Андре Дерен, Морис де Вламинк, Альбер Марке, Жорж Руо, Рауль Дюфи; кубизм (от фр. – куб) – попытка свести сложную реальность к простейшим геометрическим формам – Пабло Пикассо, Жорж Брак, Хуан Грис, Робер Делоне, Фернан Леже;
Эпоха культуры XX века. дадаизм (от фр. – конек, деревянная лошадка, детский лепет) – пестрое, хаотичное направление , лишенное логики – Марсель Дюшан, Хуан Миро, Франсис Пикабия; сюрреализм (от фр. - сверхреализм) – направление, провозгласившее источником художественного творчества сферу подсознательного (интуиция, инстинкты, сновидения) и допускающее «соединение несоединимого» , «правило несоответствия» , «свободные ассоциации» – Андре Массон, Макс Эрнст, Сальвадор Дали, Ив Танга; экспрессионизм (выражение) – цель - подчеркнутое выражение душевных состояний художника, его чувств, настроений: Пауль Клее, Эрнст Людвин Кирхнер, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Отто Дикс, Кете Кольвиц футуризм (будущее) – цель – создать новое искусство – «искусство будущего» , призывали отвергнуть достижения прошлого и возвеличить технику и промышленный дух нового времени: Джакомо Балла, Джино Северини, Карло Карра;
Эпоха культуры XX века. абстракционизм – отказ изображать видимые формы реальности, нередко употребляется название «беспредметное искусство» : Пит Мондриан; «оп-арт» – вышел из абстракционизма, использует воздействие геометрических фигур и цветовых контрастов на человеческий глаз, создавая различные оптические иллюзии: Виктор Вазарелли; «без названия» – вышел из абстракционизма, отказ от сознательного построения картины и философского обоснования своих действий, картины состоят из цветовых пятен, небрежных мазков, густых и шершавых слоев краски: Пьер Сулаж, Ханс Хартунг, Джексон Поллок; поп-арт – цель – сделать искусство популярным (поп - сокращенно популярный, арт – искусство): Роберт Раушенберг, Рой Лихтенштейн, Энди Уорхол, Клас Ольденбург, Джордж Сигел, . наивное искусство – творчество художников-любителей, или так называемые «художники выходного дня» : Анри Руссо, Нико Пиросманашвили.
Эпоха культуры XX века. Западноевропейская литература: период после первой мировой войны; ораторским искусством блистает философ Анри Бергсон; расцвет французского романа и языка Марсель Пруст, Жорж Бернаноса, Франсуа Мориак, Мартен дю Гар; верность классическим традициям – Томас Манн, Генрих Бёлль (Германия), Анри Труайя, Анатоль Франс (Франция); влияние модернизма в поэзии Поль Элюар, Луи Арагон, в прозе Джеймс Джойс (Ирландия), Франц Кафка (Чехия); период после Второй мировой войны; экзистенциалистская окрашенность литературы: Альбер Камю, Жан Поль Сартр; европейская литература становится плюралистичной – литература на любой вкус: Грэм Грин (Англия), Эрве Базен (Франция), Сэмюэл Беккет (Ирландия), Мишель Турнье, Патрик Модиано (Франция).
Эпоха культуры XX века. Европейский театр: французский театр: Жан Ануй, Жан Жироду – театр античных сюжетов; Жан-Поль Сартр и Альбер Камю проявили экзистенциалистские взгляды в драматургии; немецкий театр: Бертольт Брехт предложил концепцию эпического театра; с 1950 года во французском театре появляется «Новый театр» - театр «драмы абсурда» – Сэмюэл Беккет, Эжен Ионеско, Артюр Адамов; конец ХХ века – театр разнообразен: во Франции классика ставится в известнейших театрах мира – «Комеди Франсез» и «Одеон» , современные пьесы ставятся в авангардистских театрах и «театрах бульваров» ; на древних римских аренах проходят театральные фестивали, сочетанием массовости и классики являются постановки Робер Оссейна, Жан-Клод Каррьер в содружестве с английским режиссером Питером Бруком поставил древнеиндийский эпос «Махабхарата» (масштабы огромны: три вечера подряд или 12 часов подряд); конец ХХ века: в Италии на развалинах Форума, Колизея, Терм Каракаллы проходят спектакли, постановки классических итальянских опер на античные сюжеты.
Эпоха культуры XX века. Архитектура. на развитие архитектуры повлияли: демографические процессы, рост численности населения, рост городов, развитие научно-технической революции, появление бетона и железобетона; появляется стиль модерн – внешние черты стиля – множество кривых линий и нагромождение декоративных элементов: Антонио Гауди; стиль функционализм – черты утилитаризм, техницизм, рационализм: Огюст и Гюстав Рэрэ, Ле Корбюзье – создатель урбанистической теории строительства; стиль дезурабанизации – разукрепление и разуплотнение больших городов за счет создания городов-спутников, городов-садов в радиусе 3050 км от главного города: П. Аберкромби; в Англии сохраняются исторические стили – неоклассицизм и неоготика: Э. Скотт.
Эпоха культуры XX века. Развитие кинематографа: кинематограф – «седьмое искусство» , стал звуковым в 1927 году с приходом таких личностей, как Марсель Карне, Жан Ренуар, Жан Кокто (Франция); после Второй мировой войны продолжили Ален Рэсне, Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо (Франция); европейский кинематограф: Роберто Росселини (Италия), Фриц Ланг (Германия), Фернан Леже (Франция), Александр Корда (Англия), Луис Бонюэль (Испания), Ингмар Бергман (Швеция), Лукино Висконти, Паоло Пазолини, Федерико Фелини (Италия); проблемные фильмы «новой волны» , расцвет комедии с Луи де Фюнесом и Бурвилем, боевики с Аленом Делоном и Жан-Полем Бельмондо; синтетический вид искусства – кино, вобрало в себя элементы музыки, литературы, театра и открыло зрителям выдающихся актеров: Джульетта Мазина, Софи Лорен, Анна Маньяни (Италия), Лоуренс Оливье, Вивьен Ли (Англия), Марлен Дитрих (Германия), Ц. Леандр (Швеция), Анук Эме, Ани Жирардо, Изабель Аджани, Филипп Нуаре, Жан-Луи Трентиньян, Жерар Депардье (Франция)
История европейской культуры продолжает развиваться… А какие произведения станут шедеврами и кто из художников-мастеров будет признанным, Тебе решать!