Иконостас Самостоятельное изучение. Алтарная преграда,

Скачать презентацию Иконостас Самостоятельное изучение.  Алтарная преграда, Скачать презентацию Иконостас Самостоятельное изучение. Алтарная преграда,

Иконостас.ppt

  • Количество слайдов: 24

>  Иконостас Самостоятельное изучение. Иконостас Самостоятельное изучение.

>Алтарная преграда, разделяющая два мира, есть иконостас. Но иконостасом можно было бы именовать кирпичи, Алтарная преграда, разделяющая два мира, есть иконостас. Но иконостасом можно было бы именовать кирпичи, камни, доски. Иконостас есть граница между миром видимым и миром невидимым, и осуществляется эта алтарная преграда, делается доступной сознанию сплотившимся рядом святых, облаком свидетелей, обступивших Престол Божий, сферу небесной славы, и возвещающих тайну. Иконостас есть видение. Иконостас есть явление святых и ангелов — агиофания и ангелофания, явление небесных свидетелей, и прежде всего Богоматери и Самого Христа во плоти, — свидетелей, возвещающих о том, чтó по тý сторону плоти. Иконостас есть сами святые. И если бы все молящиеся в храме были достаточно одухотворены, если бы зрение всех молящихся всегда было видящим, то никакого другого иконостаса, кроме предстоящих Самому Богу свидетелей Его, своими ликами и своими словами возвещающих Его страшное и славное присутствие, в храме и не было бы. П. А. Флоренский ИКОНОСТАС

>Иконостас (от греч.  eikwn - образ и stasi. V - место стояния) – Иконостас (от греч. eikwn - образ и stasi. V - место стояния) – вид монументального искусства. Стройное гармоничное целое со строгой иерархией образов. Перегородка с рядами икон (чинами), отделяющая алтарь от основной части православного храма.

>Иконостас Ипатьевского монастыря,  XVII в. Кострома.  Иконостас Ипатьевского монастыря, XVII в. Кострома.

>1 – Царские врата (а –  «Благовещение» , б, в,  г, д 1 – Царские врата (а – «Благовещение» , б, в, г, д – евангелисты); 2 – «Тайная вечеря» ; 3 – икона Спасителя; 4 – икона Богоматери; 5 – северные врата; 6 – Южные врата; 7 – икона местного ряда; 8 – храмовая икона; I – праотеческий ряд; II – пророческий ряд; III – праздничный ряд; IV – деисусный чин.

>Иконостас был в церкви не всегда; Византия,  которой Русь обязана распространением монументального искусства Иконостас был в церкви не всегда; Византия, которой Русь обязана распространением монументального искусства и иконописи, не знала иконостаса. В греческих храмах алтарь отделяла от молящихся лишь невысокая преграда или решетка, на Руси же она превратилась в стену из икон, возвышающуюся перед алтарем. Сейчас Царские врата также часто устраиваются решетчатыми, а сам иконостас редко доходит до потолка. Это делается для того, чтобы возгласы священника в алтаре были слышны во всем храме.

> Поскольку, храмы на Руси в основном строились из дерева (такие храмы невозможно украшать Поскольку, храмы на Руси в основном строились из дерева (такие храмы невозможно украшать мозаикой и фреской), постепенно на иконостас переносится система росписи православного храма, характерная для Византии, утверждающая иерархию церкви, с Христом Пантократором в куполе и Богородицей Орантой в конхе апсиды.

>Сюжеты икон в иконостасе и их порядок имеют определенные сложившиеся традиции.  Иконографический состав Сюжеты икон в иконостасе и их порядок имеют определенные сложившиеся традиции. Иконографический состав иконостаса выражает содержание и смысл происходящего в храме богослужения. Однако некоторые из сюжетов могут заменяться или варьироваться, что вызвано историческим развитием иконостаса и наличием местных особенностей.

>Классический русский высокий иконостас состоит из пяти ярусов или рядов, или, по- другому, чинов Классический русский высокий иконостас состоит из пяти ярусов или рядов, или, по- другому, чинов Иконостас в церкви Ильи- Пророка, Ярославль.

>Нижний ряд (или по-другому «чин» ) —   местный. Нижний ряд (или по-другому «чин» ) — местный.

>В местном чине, прямо перед престолом располагаются Царские врата (название же врат Царскими обычно В местном чине, прямо перед престолом располагаются Царские врата (название же врат Царскими обычно объясняется тем, что Господь Иисус Христос, Царь Славы, незримо проходит через них в Святых Дарах). с изображением на двух створках Благовещения (фигуры Архангела Гавриила и Богоматери в рост )и четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над Царскими вратами находится икона "Тайная вечеря" — символ таинства Евхаристии.

>Слева от Царских врат (по отношению к зрителю, стоящему перед иконостасом) — Северные врата, Слева от Царских врат (по отношению к зрителю, стоящему перед иконостасом) — Северные врата, справа — Южные. Боковые врата иконостаса называются дьяконскими дверями. Царские врата принято открывать только во время богослужения (в русском богослужении только в определенные моменты). Через них могут проходить только священнослужители, совершая положенные богослужебные действия. Дьяконские двери могут в любое время использоваться для простого (не имеющего символического смысла) входа и выхода из алтаря.

>На дьяконских дверях чаще всего изображены архангелы Гавриил и Михаил. На дьяконских дверях чаще всего изображены архангелы Гавриил и Михаил.

>Справа от царских врат икона Спасителя, слева — икона Богоматери. Справа от иконы Спасителя Справа от царских врат икона Спасителя, слева — икона Богоматери. Справа от иконы Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящен данный храм. Слева — «икона местного ряда» . Из-за этого ряд и назван местным. по ней можно определить, какого святого наиболее почитают в этих краях.

>Второй ряд — деисус (деисис) или деисусный чин. Деисусный чин — главный ряд иконостаса, Второй ряд — деисус (деисис) или деисусный чин. Деисусный чин — главный ряд иконостаса, с которого началось его формирование. Слово «деисис» в переводе с греческого означает «моление» , «прошение» . Это моление всей Церкви ко Христу; моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном суде.

>В центре ряда (непосредственно над Царскими вратами и иконой В центре ряда (непосредственно над Царскими вратами и иконой "Тайной вечери") находится "Спас в силах". Христос, сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата с вытянутыми концами (земля), синего овала (мир духовный) и красного ромба (мир невидимый). Этот образ представляет Христа как грозного судию всего мироздания.

>Справа и слева иконы предстоящих и молящихся Христу: справа находится образ Иоанна Предтечи, Крестителя Справа и слева иконы предстоящих и молящихся Христу: справа находится образ Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, слева — икона Божией Матери. Не случайно это — "Заступница (Агиосоритисса). Богородица изображена в полный рост, смотрящей влево и со свитком в руке. Далее архангелы Михаил (слева) и Гавриил (справа), апостолы Петр и Павел. При большем количестве икон состав деисуса может быть разным. Либо изображаются святители, мученики, преподобные и любые святые, угодные заказчику, либо изображаются все 12 апостолов. Изображенные на иконах деисуса святые должны быть повернуты в три четверти оборота ко Христу, так что они показаны молящимися Спасителю. являющих собой святую Церковь Христову

>Третий ряд — праздничный. В нем помещаются иконы основных событий Евангельской истории, то есть Третий ряд — праздничный. В нем помещаются иконы основных событий Евангельской истории, то есть двунадесятых праздников. Его еще можно назвать историческим: он знакомит нас с событиями Евангельской истории. Первая икона здесь — Рождество Пресвятой Богородицы, далее идут Введение во Храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Преображение, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение, Вознесение, Сошествие Святого Духа, Успение. (Количество праздничных икон может быть разным). В более расширенном варианте могут быть иконы страстей Христовых, Тайной вечери (иногда даже Евхаристия, как над Царскими вратами) и иконы связанные с Воскресением.

>  Иконы праздничного чина.  Иконы праздничного чина.

>    Четвертый ряд — пророческий Если иконы третьего ряда являются своеобразными Четвертый ряд — пророческий Если иконы третьего ряда являются своеобразными иллюстрациями к Новому Завету, то четвертый ряд вводит в нас во времена ветхозаветной Церкви, Здесь изображены пророки, возвещавшие о грядущем: Мессии и о Деве, от которой родится Христос. В нем помещены иконы ветхозаветных пророков со свитками в руках, где написаны цитаты их пророчеств. Здесь изображаются не только авторы пророческих книг, но и цари Давид, Соломон, Илья пророк и другие люди, связанные с предвестием рождения Христа. «Царь Давид» , икона из В центре ряда обычно икона Богоматери Знамение, пророческого ряда, «заключающая в лоне Своем образ «родившагося церковь Преображения, Монастырь Кижи от Нея Сына» , или Богоматерь с Младенцем на престоле (в зависимости от того, поясные или ростовые изображения пророков).

>  Пятый ряд — праотеческий Этот ряд называется Пятый ряд — праотеческий Этот ряд называется "праотеческим". Располагается под крестом, в самом верху. Это образ Церкви ветхозаветной, еще не получившей Закон. В нем ставятся иконы ветхозаветных святых, в основном предков Христа, в том числе первых людей — Адама, Евы, Авеля. Его иконы отсылают нас к событиям еще более давнего времени. В центре ряда помещается "Ветхозаветная Троица" — символ предвечного совета Святой Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление человеческого грехопадения. «Авраам» . Икона из праотеческого чина. Ок. 1600 г.

>  Завершение Завершается иконостас крестом или иконой Распятия (так же в форме креста). Завершение Завершается иконостас крестом или иконой Распятия (так же в форме креста).

>Использованные материалы:  Алексеев С. В. Энциклопедия православной иконы. СПб, 2001. Бобров Ю. Г. Использованные материалы: Алексеев С. В. Энциклопедия православной иконы. СПб, 2001. Бобров Ю. Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб, 1995. Лохтина М. П. , Шадрин И. А. Очерки русской художественной культуры IX-XVII в. в. СПб, 1993. Трубецкой Е. Три очерка о русской культуре. М, 1991.

>lib. eparhia-saratov. ru/books/04 g/glad_ner/dictionary/81. html  slovari. yandex. ru/dict/bse/article/00022/16900. htm  ru. wikipedia. org/wiki/Иконография_Спасителя lib. eparhia-saratov. ru/books/04 g/glad_ner/dictionary/81. html slovari. yandex. ru/dict/bse/article/00022/16900. htm ru. wikipedia. org/wiki/Иконография_Спасителя ru. wikipedia. org/wiki/Иконография_Богородицы www. ikona. ru/bm_igr. html www. vehi. net/florensky/ikonost. html ru. wikipedia. org/wiki/Иконостас