икона худ образ и символика.ppt
- Количество слайдов: 22
ИКОНА – художественный образ и символика
Рассматриваемые вопросы: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Формирование иконографии Пространство Время Свет Символика цвета Образ человека Икона Богоматерь Знамение
1. Формирование иконографии Родиной иконы является православный Восток, где античное откровение о красоте мира и человека соединилось с библейским откровением о Едином Боге и его могуществе. Духовное семя христианского благовестия упало на добрую почву богатейшей эллинской культуры, сформировавшей яркий образный язык изобразительного искусства. Из их соединения и родилось искусство иконы. Икона Спас Вседержитель
Икона — не просто изображение и даже не иллюстрация Евангелия, это образное выражение христианской веры, поэтому и художественный язык ее своеобразен и глубоко символичен. Это художественносимволический код, укорененный в учении церкви о Христе как Боге и Человеке, пришедшем в мир ради спасения людей. Богоматерь Умиление
Основная иконография сформировалась в период Вселенских соборов с IV по VIII в. , параллельно тому как формировалась христианская догматика и богословие. Церковь стремилась утвердить истинную веру во Христа — православие (ортодоксия, греч. — правильное, истинное мнение). По сравнению с первыми натуралистическими изображениями иконы становятся все более условными, тяготеющими к плоскостности. Христос Пантократор
Возникновение иконописи связано с традициями позднеэллинистической живописи, в особенности с её фаюмским портретом. Фаюмский портрет представляет собой серию портретов религиознокультового назначения, получивших название по месту первой находки (1887) – оазис Фаюм в Египте. Датируются 1 в до н. э. - 4 в. Выполнялись в технике восковой живописи на доске или полотне, являясь заупокойными портретами, которые клали в саркофаг.
Если картину называют окном в окружающий мир, то икону можно назвать окном в мир невидимый. Она не изображает окружающий нас мир, а являет иную реальность, поэтому икона использует символы и знаки, не прямо описывающие нам, как выглядит иная реальность, а лишь указывающие на нее. Икона — образ вечности, поэтому в ней все иное: мир и человек, свет и цвет, пространство и время. Отечество
2. Пространство Своеобразие построения иконного пространства в том, что в иконе нет единой точки горизонта, где все линии сходятся, в ней предметы не уменьшаются, но увеличиваются по мере удаления от нашего глаза. Оно призвано показать, что мир духовный бесконечен и наши нынешние представления о нем несовершенны. Сошествие во ад
Название «обратная перспектива» (термин предложен отцом Павлом Флоренским) возникло по аналогии с прямой перспективой, на основе которой строится реалистическая картина, где все линии сходятся на точке горизонта, создавая иллюзию глубины. Точка пересечения линий иконы — геометрических и смысловых — находится перед иконой, там, где стоит зритель. Пространство иконы как бы выстраивается вокруг него, вовлекая его внутрь иконного мира, и поэтому все предметы кажутся развернутыми, они видны с трех, а то и с четырех сторон.
3. Время В иконном пространстве течет и другое время, вернее, это вечность, в которой совмещаются события, происходившие в разное время и в разных местах. Особенно ясно это видно в праздниках, входящих в состав иконостаса. В иконе «Рождество Христово» пространство мыслится как образ всей земли: здесь изображена пещера с младенцем Христом в яслях и возлежащей рядом Богородицей, благовествующие ангелы и внимающие им пастухи, волхвы, скачущие по горам вслед за Вифлеемской звездой, праведный Иосиф и омовение Младенца. Все события, связанные с Рождеством, собраны в одном пространстве, которое похоже на свиток, разворачивающийся на наших глазах. Рождество Христово
Икона «Рождества» изображает начало земного пути Спасителя, но в ней же просматривается и его конец: если мы приглядимся к образу младенца Христа на фоне темной пещеры, то увидим, что ясли напоминают гроб, а младенческие пелены — погребальную плащаницу. Стоящий рядом с пещерой ангел в этом контексте воспринимается уже не только как вестник Рождества, но и как вестник Воскресения. Так иконописец соединяет конец и начало земной жизни Христа, выводя нас к вечности. Рождество. детали
4. Свет Совершенно иначе, чем в нашем мире, в иконе существует свет. Икона изображает свет и не изображает тьму, тела не отбрасывают тени, в ней нет ночи, а вечно длится день. В традиционной иконе невозможен эффект светотени, возникающий вследствие внешнего источника света, при котором одна сторона становится освещенной, а противоположная остается в тени, ибо божественный (нетварный) свет освещает все изнутри. Богоматерь Донская. Феофан Грек
Свет наиболее явно показывает инобытие иконы. Свет формирует композицию образа и взаимоотношение фигур и фона, который также мыслится как свет, образ как бы растворен в свете, четкий прорисованный силуэт словно выдвигает фигуру из светоносной среды на первый план. Светом сияет лик святого, светом же пронизаны и его одежды. Святой пребывает в свете и сам являет собой свет. Николоай Чудотворец с житием
Синий цвет — цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность. Белый — это свет преображения и цвет белых одежд праведников. 5. Цвет также имеет богатую символику в иконе, он, как радуга, берет свое происхождение из света. Золотой — цвет Горнего Иерусалима, который описан в Откровении Иоанна Богослова как сияющий город: стены его выложены из драгоценных камней, а улицы «чистое золото и прозрачное стекло» (Ин. 21: 18 -21).
Зеленый — цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цветения (не случайно на Троицу церкви и дома на Руси украшают зеленью). Красный — цвет земной, цвет крови и жертвы, но в то же время и цвет царский. Черный — цвет тьмы, бездны ада, но темный или черный может, как ни странно, символизировать и свет — ярчайший до ослепления, божественный мрак, непостижимость тайны. Красочность, драгоценность, благородство цвета, разнообразие колорита иконы — это отблеск красоты Царства Небесного. Пророк Илия
Слово «фон» — в древности фон называли светом. Икона пишется светом по свету. Фон иконы обычно кроют золотом: золото — свет и цвет одновременно. Реже фон пишут серебром, его делают также цветным, но цвет фона всегда также подразумевает световую символику: желтый (свет), красный (огонь), зеленый (символ Св. Духа), реже голубой, синий (небо). Молящиеся новгородцы. 1467
6. Образ человека Святые на иконе преображены светом вечности. Они лишены телесных недостатков, даже если таковые были в жизни. Но преобладание духа над материей никогда не приводит к исчезновению телесного начала в иконе, к абстракции, в которой символы и знаки обходятся без антропоморфных форм. Икона не отрицает плоть, но освящает ее и придает ей новое, более высокое значение. Христианство нашло поистине царский путь между двумя крайностями — культом тела и отвержением его — в освящении и преображении плоти. Святой Георгий
Древние греки в классический период провозглашали: «в здоровом теле — здоровый дух» , в поздней античности стоики и неоплатоники утверждали, что «тело есть темница для души» . Христианство устами апостола Павла выражает иное представление о теле: «Тело — это храм Святого Духа» . Правда, в одном из своих посланий Павел пишет также, что «сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» (2 Кор. 4: 7). Икона дает зримое выражение такого понимания человека: она изображает святых в новой, преображенной плоти, которая, подобно храму или сосуду, несет драгоценное содержание. Тела святых невесомы, они едва касаются земли, они хрупки и нематериальны. В мире, где пребывают святые, «несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание» Апостолы Петр и Павел
Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Икона Фотографии Икона — не портрет, она являет не лицо человека, а лик. Но иконография не игнорирует индивидуальные особенности и внешние отличительные признаки святого: пол, возраст, социальное положение, индивидуальные особенности: прическа, форма бороды, головной убор и пр. Лик — это самое главное в иконе: он свидетельствует о личности святого.
Святой предстает отрешенным от земных страстей, он принадлежит иному миру и оттуда взирает на нас, поэтому в иконе исключено изображение душевных эмоций, аффектов, сильных страстей. Эмоции выражаются через жест, положение рук: волнение, отчаяние, страдание, мольба — все выражают руки.
Особое значение в иконе имеют глаза. На древних иконах их писали преувеличенными, широко раскрытыми. Известное выражение «глаза — зеркало души» как нельзя лучше подходит к иконе. А в Священном Писании сказано так: «Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло» (Лк. 11: 34). Именно через глаза икона и выявляет светоносность образа. Акцент на глазах создает эффект, будто не вы смотрите на икону, а она на вас. Богоматерь Одигитрия.
икона худ образ и символика.ppt