Икона в творчестве Лескова.pptx
- Количество слайдов: 18
Икона в творчестве Н. С. Лескова На материале повести «Запечатленный ангел» и апокрифического сказания «Сошествие в ад» Выполнила: Энс Елизавета, Л-092.
Статьи Н. С. Лескова о иконописи: • «О русской иконописи» , 1873 • «Об адописных иконах» , 1878 • «О художнем муже Никите и совоспитанных ему» - об иконописце Н. С Рачейскове, 1886
Повесть «Запечатленный ангел»
Прототипом старца является Серафим Саровский. Мысль о том, что прототипом Памвы в «Запечатленном ангеле» является Серафим Саровский, была высказана С. Н. Дурылиным еще в 1916 году. Главной чертой, связывающей старца и Серафима, является портрет героя
Внешность старца Памвы описывается так: «очень небольшой старичок в колпачке, и видно мне даже, что в поясу у него топор заткнут, а на спине большая вязанка Дров, и вышел он на поляночку» или «старичок впереди грядет, и как раз он точно такой же, как мне с первого взгляда показался: маленький и горбатенький; а бородка по сторонам клочочками, как мыльная пена белая» .
Серафим Саровский, икона начала XX века
Ангел-Хранитель в христианстве — ангел, добрый дух, данный человеку Богом при крещении для помощи и руководства. Ангелы-хранители не оставляют верных Богу, «и распоряжаются нашими делами, и помогают нам» не только в течение земной жизни, но и в минуты смерти и после нее.
Повествование рассказчика построено на слиянии принципов композиции житийной иконы с деяниями и литературного жития. Традиционная композиция иконы с деяниями – разграфление плоскости на клейма и средник. Икона. Архистратиг Михаил с деяниями, 1671 г.
Ангел Хранитель с деяниями. Икона. XIX в
Вторая глава повести представляет собой описание лика ангела. Следующие главы – деяния ангела. Первый ряд – главы, рассказывающие историю запечатления ангела, второй – поиски изографа, третий – события, связанные с вызволением и распечатлением лика ангела. Деяния заключены в тринадцать главклейм.
Деяния ангела: Первый ряд – главы, рассказывающие историю запечатления ангела, второй – поиски изографа, третий – события, связанные с вызволением и распечатлением лика ангела.
Апокрифическое сказание Н. С. Лескова «Сошествие в ад» .
Композиция иконы «Сошествие в ад» Композиция иконы – трехчастная: события на земле, в преисподней, на небе. Причем Иисус изображен в едином часе трижды: в центре – Иисус воскресший, внизу – Иисус, выводящий праотцов и праведников из ада, вверху – Иисус в раю вместе с праведниками.
Дионисий. Сошествие во ад. Около 1502. Икона из местного ряда иконостаса собора Рождества Богородицы Феропонтова монастыря.
Сошествие в ад, вт. половина XVI века
Относительно иконы текст Лескова является попыткой нарративного расшифрования ее посредством апокрифа. Центральная часть текста - пересказ Евангелия от Никодима. Обрамление – описание иконы.
Литература: 1. Видмарович Н. П. , Иконный текст «Сошествия во ад» Н. С. Лескова. 2. Водолазкин Е. Г. Образ Серафима Саровского в «Запечатленном ангеле» Лескова // Русская литература. 1997. № 3. С 136 -141. 3. Евдокимова О. В. Живописание в структуре произведений Н. С. Лескова // Русская литература и изобразительное искусство. Л. , 1988. С. 184 -201. 4. Православная Энциклопедия. Электронный ресурс [http: //www. pravenc. ru/]
• Презентацию выполнила Володеева Марина • Л-091