Л6 Игра как интерактивный метод обучения.pptx
- Количество слайдов: 21
Игра как интерактивный метод обучения Тема 6
Содержание 1. 2. 3. 4. Понятие «игра» . Принципы реализации игровых технологий. Деловые игры. Ролевые игры. 2
Понятие «игра» Игра – это вид человеческой деятельности, который отражает (воссоздает) другие ее виды. Игра одновременно условна и серьезна. 3
Понятие «игра» Реальная информация Псивдоинформация Реальные работники Исполнители ролей работников Реальное время Сокращение, сжатие времени 4
Детская игра и игра как ИМО Правила – главное. Правила дают старт игре. Можно игру прервать и начать с этого места или сначала. Чаще происходит освоение межличностный ролей Неутилитарна Необходимо завершение, принятие решения, оценка, рефлексия. Для освоения профессиональных и социальных ролей. Имеет прагматический характер, нужна для чего-либо. 5
Игра Модель Имитация 6
Принципы реализации игровых технологий • Игровые технологии служат для развития творческого (теоретического и практического, а также профессионального) мышления, выражающегося в способности к анализу возникающих ситуаций, постановке, решению и доказательству субъективно новых для обучающихся задач. 7
• Предметным содержанием игры выступает имитация конкретных условий, деятельности и отношений занятых в ней людей, проблемы, возникающие по ходу этой деятельности. • Игровые технологии являются двухплановыми по своей целевой направленности, то есть способствуют достижению игровых и образовательных целей, при доминирующей роли последних. 8
• Игровые технологии реализуются как форма совместной деятельности обучаемых. Совместная деятельность имеет характер ролевого взаимодействия, развертываемого в соответствии с предписанными или принимаемыми в ходе игры правилами и нормами. • Основным способом включения участников игры в совместную деятельность и одновременно способом создания и разрешения игровых проблемных ситуаций является общение, обеспечивающее возможность выработки индивидуальных и групповых решений, достижение промежуточных и конечных результатов 9
Деловые игры Деловая игра представляет собой имитационное моделирование реальных процессов. Осуществляется по заданным или выработанным участниками правилам. 10
Свойства деловой игры • моделирование процесса труда (деятельности); • реализация процесса ``цепочки решений‘’( игра не ограничивается решением одной задачи, а требует ``цепочки решений'', где каждое последующее решение увязывается и вытекает из решений ранее принятых и реализованных в деятельности); • распределение ролей между участниками игры; • различие ролевых целей при выработке решений способствуют возникновению противоречий между участниками, своеобразного конфликта интересов; • наличие управляемого эмоционального напряжения; • непрерывное взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли; • наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива; • коллективная выработка решений участниками игры; • многоальтернативность решений; • наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры, ее конечных результатов. 11
Преимущества деловых игр • • Познавательный интерес; Навыки принятия решений; Мотивация; Самооценка; Оценка реальных ситуаций; Коммуникативная компетентность; Системность мышления; Аналитическое и профессиональное мышление. 12
Разработка деловой игры 1. 2. Источники деловой игры. Базовой для деловой игры является модель социально-экономической, политической, правовой или любой другой системы в целом, включая объект управления, управляющую систему и элементы обратной связи. Основные характеристики и параметры модели, а также исходные условия ее функционирования должны быть изначально охарактеризованы. Материалами для игры могут быть результаты исследования, проведенного в организации, печатные материалы, конкретная деятельность по управлению предприятием или персоналом, организационному развитию, конкретное поведение сотрудников. Сценарий деловой игры. Сценарий обычно включает в себя развернутое изложение сущности игры и логическую последовательность ее реализации, а также вопросы, связанные с управлением игрой. Сценарий подкрепляется подробными инструкциями организаторам, участникам игры, экспертам, приводятся при необходимости варианты расчетов, справки, таблицы, схемы и вся вспомогательная документация, обосновывается система оценки результатов деятельности учебных 13 групп.
Разработка деловой игры 3. Система оценивания результатов игры экспертами. С этой целью в описание игры включаются специальные разработки методик оценивания: бланки, таблицы. 4. Вспомогательный материал. Обычно он включает тесты, упражнения, ситуации и специальные задания для разного целевого предназначения. 14
Порядок проведения деловой игры 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Введение в игру. Погружение в игру. Проблематизаци. Игровой процесс. Общая дискуссия. Подведение итогов игры. Рефлексия. Выгружение из игры. 15
Ролевые игры Цель ролевой игры не столько моделирование процесса, сколько отработка поведения полезного для профессиональной деятельности. Ролевая деловая игры в большей степени отличаются финишными этапами: для деловой игры результат состоит в решении проблемы, для ролевой игры – в оценке ролевого поведения участников. 16
Составление сценария ролевой игры 1. Определение цели ролевой игры. 2. Формулировка умения (навыка). Которое будет отрабатываться в ходе игры. 3. Разделение умения (навыка) на элементарные действия. 4. Определение количества игроков (активные и пассивные) и их ролей. 5. Определение контекста игры (имена, организация, возможно сказочные герои). 6. Определение исходной информации. 7. Определение цели активного игрока через формируемое умение. 8. Определение задач наблюдателей. 9. Написание инструкций. 17
Структура инструкции к ролевой игре • Название персонажа • Описание явных элементов ситуации – информации, которой в равной степени обладают и активный и пассивный игроки • Описание скрытых элементов ситуации – информации, которой обладает данный игрок, но не обладает другой и, может быть, группа • Цель – для активного игрока • Линия поведения – для пассивного игрока 18
Структура инструкции к ролевой игре для наблюдателей • Название персонажей • Описание контекста игры, информации, которой должны владеть наблюдатели • Задачи для наблюдателей • Программированные инструкции по наблюдению за поведением игроков 19
Процедура проведения и разбора ролевой игры 1. Преподаватель сообщает тему игры, обозначает игровую ситуацию, уточняет, насколько эта ситуация значима для участников. Дается инструкция о ходе игры. 2. Распределяются роли. 3. Еще раз формулируется проблема, которую нужно решить, организуется пространство, вводятся роли и объявляется регламент. За организацию пространства отвечает активный участник. Важно пространство организовать так, чтобы именно активному участнику было удобно. Введение игроков в роли происходит следующим образом: Иван, сейчас вы – Х, Мария – У. Ваша цель – Z, у вас есть 5 минут. 20
4. Подведение итогов игры по следующей схеме: -Спасибо, уважаемые участники, прошу вас занять свои места, теперь вы не Х и У, вы Иван и Мария. -Насколько Х (активный) достиг цели? Что удалось, что не получилось? Что нужно изменить, чтобы цель была достигнута? (вопрос для Х) -Как менялось эмоциональное состояние У (пассивного) в процессе игры? Чего ожидал от Х, чего не хватило в его поведении, что еще мог сделать Х, чтобы достичь цели? (вопрос для У) -Что в поведении Х способствовало достижению цели, что мешало? (вопрос для наблюдателей) • Обратная связь и резюме тренера. • Итоговый вопрос Х: «Как ты прокомментируешь высказывания, которые услышал? Что из сделанного, сказанного было полезным для тебя? » 21
Л6 Игра как интерактивный метод обучения.pptx