Скачать презентацию Игра-драматизация и инсценировка как средство формирования художественноречевой компетенции Скачать презентацию Игра-драматизация и инсценировка как средство формирования художественноречевой компетенции

Игра-драмматизация и инсценировка.pptx

  • Количество слайдов: 27

Игра-драматизация и инсценировка как средство формирования художественноречевой компетенции детей дошкольного возраста Игра-драматизация и инсценировка как средство формирования художественноречевой компетенции детей дошкольного возраста

План • Понятие игры-драматизации и инсценировки. • Значение игр-драматизаций, инсценировок для формирования художественно-речевой компетенции. План • Понятие игры-драматизации и инсценировки. • Значение игр-драматизаций, инсценировок для формирования художественно-речевой компетенции. • Задачи и содержание работы по формированию театрально-игровой компетенции. • Разновидности игр-драматизаций. • Подготовка к игре-драматизации. • Общие рекомендации по руководству играмидраматизациями в разных возрастных группах.

Литература – – – Александрова О. Разыгрываем сказки. //Дошк. воспит. № 12, 1997, с. Литература – – – Александрова О. Разыгрываем сказки. //Дошк. воспит. № 12, 1997, с. 26. Артемова Л. А. Театрализованные игры дошкольников. – М. , 1991. Барсукова Л. Поговорим об играх-драматизациях. //Дошк. воспит. № 11, 1982. Богуш А. , Гавриш Н. , Котик Т. Методика організації художньо-мовленнєвої діяльності у дошкільних навчальних закладах. – Київ. : Видавничий Дім “Слово”, 2006. – 304 с. Ботнарь В. Д. , Суслова Э. К. Игры-драматизации – основа знакомства с культурой других народов. //Дошк. воспит. № 3, 1994. Гончарова Н. Театрализованные игры в коррекции заикания. //Дошк. воспит. - № 3, 1998, с. 82. Гурович Л. М. , Береговая Л. Б. Ребенок и книга. – М. , 1992. Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. – М. , 1975. Игра дошкольника. /Под ред. С. Л. Новоселовой. – М. , 1989. Игры-драматизации. Эмоциональное развитие дошкольника. /Под ред. А. Д. Кошелевой – М. , 1985. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольника. //Дошк. воспит. - № 11, 1999, с. 6. Художественная самодеятельность детей 4 -7 лет. /Под ред. Н. А. Ветлугиной. – М. , 1979.

 • Р. И. Жуковская, Н. С. Карпинская, Т. А. Маркова, Д. В. Менджерицкая, • Р. И. Жуковская, Н. С. Карпинская, Т. А. Маркова, Д. В. Менджерицкая, Л. П. Стрелкова определяют игрудраматизацию как разновидность сюжетно-ролевой игры со своими особенностями. • По мнению Менджерицкой Д. В. , эти игры-драмматизации представляют собой разыгрывание сказок и рассказов, синтез восприятия произведений и ролевой игры. • Л. В. Артемова, Е. Л. Трусова, Л. С. Фурмина относят игрудраматизацию к театрализованным играм. • По мнению Фурминой Л. С. , игры-драматизации являются играми-представлениями, где в лицах разыгрываются определенное литературное произведение.

Особенности игры-драмматизации • Игра-драматизация строится на основе литературного произведения: сюжет игры, роли, поступки героев, Особенности игры-драмматизации • Игра-драматизация строится на основе литературного произведения: сюжет игры, роли, поступки героев, их речь определена текстом произведения. • Игра-драматизация – деятельность, которая требует от ее участников необходимых способностей, умений и навыков. Ведь в тексте художественного произведения нет указаний на выполнение ролей, игровых действий. Эти действия детям нужно придумать, творчески воплотить в жизнь с помощью мимики, текстов, интонаций, движений. • Наличие заранее заданного сюжета и ролей сближает игрудраматизацию с играми, имеющими готовые правила. Это отличает ее от сюжетно-ролевых игр на темы литературных произведений, в которых связь с литературным произведением менее устойчива и определена, в ней возможно совмещение событий из разных литературных источников, введение новых действующих лиц, свободная передача содержания.

 • Игра-драматизация является прежде всего игрой, которая должна удовлетворять основные, ведущие в дошкольном • Игра-драматизация является прежде всего игрой, которая должна удовлетворять основные, ведущие в дошкольном возрасте потребности в игре, дети играют для себя, получая радость, удовольствие. • Инсценировка – это точное и последовательное воспроизведение авторского литературного текста. Дети инсценируют для зрителей, поэтому в отличии от игры-драматизации тут используют специальное заучивание текста, точное воспроизведение авторских слов.

Значение игры-драмматизации • Игра-драматизация является средством всестороннего воспитания ребенка дошкольного возраста • Игра-драматизация способствует Значение игры-драмматизации • Игра-драматизация является средством всестороннего воспитания ребенка дошкольного возраста • Игра-драматизация способствует развитию психических процессов и различных качеств личности – самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, воображения • Оказывает большое влияние на развитие речи • Ребенок в игре усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует выразительные интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли • Игра-драматизация способствует освоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса) • Содержание игр влияет на нравственное развитие, и в первую очередь на овладение своеобразным тренингом в усвоении этикета • Осмысливая содержание сказок разных народов в игредраматизации, ребенок осознает, что сказка представляет особую ценность культурного наследия народа • Игра-драматизация развивает творчество детей • Игры-драматизации, инсценировки помогают решать задачи формирования художественно-речевой компетенции •

 • Содержательной стороной художественноречевой деятельности является формирование разных видов компетенций. Таковыми являются: художественноречевая • Содержательной стороной художественноречевой деятельности является формирование разных видов компетенций. Таковыми являются: художественноречевая компетенция, когнитивно-речевая компетенция, выразительноэмоциональная компетенция, поэтическиэмоциональная компетенция, оценивающеэтическая компетенция и театральноигровая компетенция.

Задачи и содержание работы по формированию театрально-игровой компетенции • В процессе формирования театрально-игровой компетенции Задачи и содержание работы по формированию театрально-игровой компетенции • В процессе формирования театрально-игровой компетенции у детей формируются разнообразные нижеследующие умения и навыки. • 1. Дети четвертого года жизни в игре-драматизации могут: • - произносить простые предложения и отрывки литературного текста от лица какого-либо персонажа; • - передавать простые движения, основанные на подражании движений животных, человека; • - вести диалог с одним персонажем (в игре одновременно взаимодействуют два героя); • - драматизировать сказки. • Дети 4 -го года жизни драматизируют две сказки: "Репка", "Рукавичка".

2. Дети пятого года жизни могут: • - интонационно выразительно произносить отрывки литературного текста, 2. Дети пятого года жизни могут: • - интонационно выразительно произносить отрывки литературного текста, модулируя голосом (говорить громко, тихо, высоким, низким голосом); • - имитировать движения различных животных, возрастные изменения в жизни человека; • - согласовать свою речь и действия с партнером по игре, вести диалоги, передавать простые взаимоотношения героев; • - помогать взрослому раскрашивать и рисовать элементы декораций, костюмов по предложению воспитателя; • - оформлять место действия отдельными атрибутами. • Дошкольники 5 -го года жизни драматизируют сказки: "Снегурушка и лиса", "Кто сказал "мяу"? " В. Сутеева, "Кот и петух", "Сказка о глупом мышонке" С. Маршака, "Красная шапочка" Ш. Перро, "Умей обождать" К. Ушинского.

 • - интонационно передавать эмоциональное состояние героев, самостоятельно подбирать интонацию в конкретном отрывке • - интонационно передавать эмоциональное состояние героев, самостоятельно подбирать интонацию в конкретном отрывке литературного текста с учетом авторских ремарок; • - подбирать характерные движения персонажей; • - активно участвовать в оформлении места действия декорациями реквизитом, созданным совместно со взрослыми; • - располагать декорации по личному замыслу, с учетом особенностей происходящих событий. • Дошкольники 6 -го года жизни драматизируют следующие тексты: Сутеев В. "Под грибом", "Три поросенка", Маршак С. Я. "Теремтеремок", Донченко О. "Петрусь и золотое яичко", Осеев В. "Сыновья", Михалков "А что у вас? ", "Снегурочка".

4. Для детей седьмого года жизни характерны следующие умения: • - умение разыгрывать небольшие 4. Для детей седьмого года жизни характерны следующие умения: • - умение разыгрывать небольшие литературные произведения, самостоятельно организовывать игровой коллектив; • - находить речевую интонационную канву для передачи художественного образа, находить выразительные движения и взаимодействовать с другими детьмиактерами, проявлять инициативу при создании декораций и атрибутов, находить предметы для создания выразительного образа и организации игровой среды. • Для драматизации можно предложить детям произведения: Крылов И. "Стрекоза и Муравей", "Ворона и Лисица", Маршак С. "Двенадцать месяцев", Юсипов Н. "Голубь и пшеничное зерно", "Сивка-бурка" (русская народная сказка), "Хроменькая уточка" (украинская народная сказка), Пушкин А. С. "Сказка о рыбаке и рыбке", Одоевский В. "Мороз Иванович".

Разновидности игр-драматизаций • 1. Непосредственные игры-драматизации, роли выполняют дети. • 2. Игры-драматизации с пальчиками. Разновидности игр-драматизаций • 1. Непосредственные игры-драматизации, роли выполняют дети. • 2. Игры-драматизации с пальчиками. • 3. Игры-драматизации с куклами БИБАБО.

Этапы подготовки игры-драмматизации • Подготовка и руководство воспитателем игрой-драматизацией заключается в том, что он Этапы подготовки игры-драмматизации • Подготовка и руководство воспитателем игрой-драматизацией заключается в том, что он прежде всего подбирает произведения, исходя из следующих требований к ним: • - имеют воспитательное значение; • - доступные, с легко запоминающимся сюжетом; • - есть четко противоположные персонажи; • - наличие большого диалога; • - важно наличие "сквозных" героев и диалогов; • - высокохудожественные с прекрасным языком; • I этап. Включает мероприятия, направленные на усвоение литературного произведения, которое драматизируется. • II этап. Реализуется в общей системе обучения и воспитания детей группы. Определяют свое отношение к происходящему, находят выразительные средства для передачи речи, движений героев, создания декораций, костюмов, реквизита, упражняются в имитации движений, голоса, композиционном построении сцен. • III этап. Включает саму игру-драматизацию, в которой реализуются ранее полученные впечатления, знания, навыки.

Общие рекомендации по руководству играми-драматизациями в разных возрастных группах • - Не следует специально Общие рекомендации по руководству играми-драматизациями в разных возрастных группах • - Не следует специально разучивать текст произведения (прекрасный язык, увлекательный текст, повторы в тексте, динамика развития действия); • - В игре-драматизации не надо показывать ребенку те или иные выразительные приемы. Играет большое значение в развитии игры-драматизации интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности при чтении или рассказывании. • - В драматизациях, поставленных в группе впервые, принимает участие и взрослый. Воспитатель может незаметно направить игру в нужное русло, включая в сказочные ситуации моменты из жизни детей, не нарушая тем самым общего развития сюжета игры.

 • - Развитие творчества происходит на занятиях по обучению рассказыванию, а также специальная • - Развитие творчества происходит на занятиях по обучению рассказыванию, а также специальная работа по обучению кукловождению: • а) сначала с вождения объемных кукол настольного театра, плоскостных игрушек; • б) потом можно ввести пальчиковый театр; • в) петрушки, би-ба-бо, марионетки.

 • Игры-драматизации проводятся во 2 -ой младшей группе, средней группах на занятии, в • Игры-драматизации проводятся во 2 -ой младшей группе, средней группах на занятии, в старшей, подготовительной группе – как развлечение во вторую половину дня.

 • - В игре-драматзации одновременно могут участвовать несколько человек и педагог должен сделать • - В игре-драматзации одновременно могут участвовать несколько человек и педагог должен сделать так, чтобы все дети поочередно были ее участниками. • - Воспитатель может принять участие в сговоре и подготовке игры. • - Декорации и костюмы должны быть очень простыми и выразительными. Лучше, если воспитатель будет готовить костюмы и декорации вместе с детьми. • - Распределение ролей. Объясняют, что сказку смогут сыграть несколько раз и поэтому в ней должно участвовать несколько человек. Самый ответственный момент в этом распределении – подбор артистов для исполнения противоположных ролей.

Распределение ролей: • 1. Л. Стрелкова считает, что роль положительного персонажа желательно предоставить ребенку Распределение ролей: • 1. Л. Стрелкова считает, что роль положительного персонажа желательно предоставить ребенку с низким уровнем социальных эмоций, а роль отрицательного героя предложить дошкольнику, который отличается нравственным поведением (если ребенок отказывается, тогда воспитатель либо вызывает добровольцев, либо берет ее сам (особенно в первых играх-драматизациях). • Если ребенок пристрастно и эмоционально выполняет отрицательные роли, то воспитателю следует показать жестокость поступков отрицательного героя. • 2. Артемова Л. В. считает, что роль отрицательного героя может выполнить кукла с отталкивающей внешностью.

 • Во время игры не следует исправлять неудачные выражения, обращаться к детям с • Во время игры не следует исправлять неудачные выражения, обращаться к детям с вопросами о выразительности персонажа – это может нарушить ритм игры. Можно организовать несколько играющих групп. Роль ведущего первое время берет воспитатель, а затем передает детям.

Методы и приёмы по подготовке игр-драмматизаций. Младшая группа • Организуются игры на темы литературных Методы и приёмы по подготовке игр-драмматизаций. Младшая группа • Организуются игры на темы литературных произведений. ("Игрушки" А. Барто, "Котик и козлик" Жуковского) • Можно также проводить игры, носящие характер упражнений: двум детям предлагается выбрать себе по любой игрушке, всем вместе придумать небольшой сюжет и затем обыграть его. • Используется метод чтения художественной литературы: "Маша и медведь", "Мой мишка" З. Александровой. • Рассматривание иллюстраций с детьми, диафильмы. • Беседа с детьми о поступках героев. • Показ движений, упражнений с одним ребенком или подгруппой. • Создаются различные ситуации для детей с целью реализации роли. • Игра"Паровоз". Воспитатель показывает, какими разнообразными могут быть интонации, мимика, жесты, походка, поза, движения.

Средняя группа • Происходит усложнение рассмотренных выше методов. • В игре Средняя группа • Происходит усложнение рассмотренных выше методов. • В игре "Паровоз" предложить детям вести рассказ от первого лица, сопровождая слова движениями, представить себя кем-нибудь, рассказать о себе. Например, я – хитрая, пушистая лиса. Посмотрите, какая я красивая, какой у меня хвост, какие ушки. • Использование настольного театра. Рекомендуется менять состав участников. • Совместное изготовление атрибутов. • Сначала проводится драматизация отрывков произведения, если в нем есть повторы ("Лиса, заяц и петух"), затем игра-драматизация всей сказки

Старшая группа • Специальные экскурсии, прогулки, наблюдения за окружающими (учить детей присматриваться к поведению Старшая группа • Специальные экскурсии, прогулки, наблюдения за окружающими (учить детей присматриваться к поведению животных, особенности поведения людей, их интонации, движения). • Для развития воображения предлагаются детям разные задания, например: "Представьте себе море, песчаный берег, мы все лежим на теплом песке, загораем, у нас хорошее настроение, поболтали ногами, опустили их, разгребли теплый песок руками" и т. п.

 • Мимические этюды – один ребенок рассказывает, другой показывает с помощью мимики и • Мимические этюды – один ребенок рассказывает, другой показывает с помощью мимики и жестов то, о чем говорится. Изобразить несколько персонажей сразу: "Щенок лежит на коврике, сладко спит. Вот он проснулся, потянулся, зевнул, посмотрел по сторонам, побежал на улицу, там встретил кошку и т. д. " • Упражнения с воображаемыми предметами типа: "Представь себе мяч, возьми его". Показать какого-либо персонажа в движении сначала без слов, потом со словами, а все должны отгадать, кто это был. Показать, как просят игрушку заяц, лиса, волк. Представить, как обращается к колобку заяц (волк): если он голодный, сытый, злой и т. д. • Отражение сюжетов сказок в изодеятельности.

Подготовительная к школе группа • Прием нравственной лесенки. • Рассматривание иллюстраций, книг, анализ эмоциональных Подготовительная к школе группа • Прием нравственной лесенки. • Рассматривание иллюстраций, книг, анализ эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинке. Разыгрывание различных сюжетов. Изменение конца в знакомой сказке. Из двух драматизаций сделать одну (способ морфологического анализа). Перевирание сказки (метод Джани Родари). Сказка по-новому. Сказка с открытым концом. Программы "Развитие", "Одаренный ребенок", предлагают решать задачу развития умения использовать условные обозначения при планировании игр-драматизаций. В подготовительной группе планируются в устном плане, самостоятельное распределение ролей.

Инсценировка • Инсценирование – это точное и последовательное воспроизведение авторского литературного произведения. Поэтому в Инсценировка • Инсценирование – это точное и последовательное воспроизведение авторского литературного произведения. Поэтому в отличии от игрыдраматизации тут используются специальной заучивание текста. • Инсценирование литературных произведений проводят лишь с детьми старших групп, в основном во время литературных утренников, концертов, праздников. Обязательно использовать декорации, костюмы, атрибуты. • В инсценировке, как правило, есть ведущий, который произносит слова от автора. Инсценировать можно также стихотворные произведения.

 • С инсценировкой художественных литературных произведений дети могут познакомиться, слушая грамзапись инсценировки в • С инсценировкой художественных литературных произведений дети могут познакомиться, слушая грамзапись инсценировки в исполнении артистов художественного слова. • Дети могут инсценировать фрагменты того или другого литературного произведения при проведении праздника сказки литературной викторины, клуба веселых и находчивых, праздников устного народного творчества, литературных утренников, посвященных творчеству писателей и т. д. • Указанные виды работы способствуют литературному развитию детей, воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.