Prezentatsia_9.pptx
- Количество слайдов: 9
Идея "неспециализированности" человека. Подготовила: Студентка 3 курса Маматова Юлия.
Человек – это… • Человек - это животное, биологическая неспециализированность которого делает его "ущербным существом потому что он (в отличие от других животных) плохо оснащен инстинктами и не может вести чисто естественное существование. Это делает человека существом незавершенным и открытым миру.
• Идея неспециализрованности человека была сформулирована (как центральная философскоантропологическая проблема) философами XX века Арнольдом Геленом, Максом Шелером, Гельмутом Плесснером, Пьером Тейяром де Шарденом, Альбером Камю и почти неизвестным нам русским психологом Петром Демьяновичем Успенским.
Отличие человека от животного. • 1. Человек сам создаёт для себя окружающую среду, преобразуя и изменяя природную среду. Животное же может только приспосабливаться к условиям природы. • 2. Человек эволюционирует по биологической и социально -культурной программам. Поведение животных подчиняется лишь инстинктам. • 3. Человек создает продукты материальной и духовной культуры, творит, созидает. Животное ничего нового не создаёт и не производит. • 4. Человек в результате своей деятельности преобразует самого себя, свои способности, изменяет потребности, жизненные условия. Животные фактически ничего не меняют ни в себе самих, ни во внешних жизненных условиях
Биологическое направление: Арнольд Гелен (1904— 1976) • В его основной работе «Человек, его природа и место в космосе» (1940) человек рассматривается как «специальная биологическая проблема» . У животного специализированность органов и среда соответствуют другу. В отличие от животного, человек лишен биологической специализации, т. е. органической приспособленности к существованию в определенной природной среде. Человек является «недостаточным сушеством» . неполноценным, он отличается от животного только своими недостатками: неприспособленностью. неспециализированностыо, неразвитостью с точки зрения биологической организации. У человека в результате биологической неспециализированности сформировался особый практический интеллект, с помощью орудийной деятельности он стал приспосабливать природу к себе, создавать собственную среду своего обитания - мир культуры, сделав его природной основой своей жизни
Макс Шелер • Шелер полагал, что сущность человека- это дуализм духа и жизни. Между животным и человеком есть отличие- оно обусловлено наличием духа у человека (в нем происходят противоборства духа и жизненных влечений- витальных). У Шеллера дух- нечто противоположное жизни. Наиболее важная характеристика духа- открытость его миру. Он подчеркивал, что животное полностью зависит от естественных влечений и ограничено средой обитания. Дух человека преодолевает это и выходит в открытый мир, осознает его. Сущность человека- его антропологическая свобода. Благодаря ей человеческий дух предстает как объективность- человек способен к бескорыстному постижению предметов в их собственном бытии
Культурологическое направление. • Культурологическое направление в антропологии сосредоточивает внимание на культурных основаниях человека. Представителями этого направления являются, например, М. Ландман, Э. Ротхакер. Их работы относятся к 50 - 60 гг. XX в. Для них человек - творец и творение культуры. Благодаря неспециализированности, человек вынужден создать свой собственный мир, который затем он сужает до уровня "окружающей среды" - смыслонаполненного, языкового окружения, в которое он встраивается, врастает. Окружающая среда человека отличается от среды животных и тем, что в мире животных обитателем среды является вид, у человека - особая группа (профессиональная, социальная, этническая).
Вывод. • Все философы, которые занимались вопросом сущности человека, сходились в том, что он сам должен был решить задачу своего жизнеобеспечения. Человек может жить во всех условиях- пластичное существо. Сущность человека- культура. В основе культуры лежит духовное начало, таким образом в человеке присутствует дуалистическая сущность. Человек и животное живут из своих собственных оснований, из которых их и следует понимать. Духовность - подлинное начало человека: дух формирует тело человека и все его существо. Человек - произведение и оружие духа, он формируется культурой и сам ее формирует.
Спасибо за внимание!