ИДЕЙНАЯ БОРЬБА И ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в..pptx
- Количество слайдов: 18
ИДЕЙНАЯ БОРЬБА И ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
Во второй половине 50 х годов XIX в. (период подготовки крестьян ской реформы) В общественно политической жизни России наметилось определенное сближение разных идейных направлений. Все общество понимало необходимость обновления страны. Оно подталкивало и стимулировало начавшуюся преобразовательную деятельность правительства. Однако реализация реформы и её итоги вызвали обострение идейно политической борьбы, еще большее размежевание общества.
Причины подъема общественного движения • • • Главная — сохранение старой социально политической системы и, в первую очередь, самодер жавного строя с его полицейским аппаратом привилегированным по ложением , дворянства, отсутствием демократических свобод. Не менее значимая причина — нерешенность аграрно крестъянского вопроса, ко торый оставался центральным в общественной жизни страны. К преж ним социальным противоречиям (между крестьянами и помещиками) добавились новые, вызываемые развитием капитализма, — между рабо чими и предпринимателями, либеральной буржуазией и консерватив ным дворянством, между самодержавием и народами, входившими в состав Российской империи. Половинчатость реформ 60 70 х годов и колебания правительственного курса (то меры в сторону либерализа ции, то усиление репрессий) также активизировали общественное дви жение. Отличительной чертой общественной жизни России второй полови ны XIX в. была политическая инертность широких народных масс. Кре стьянские волнения, вспыхнувшие после 1861 г. , быстро сошли на нет, рабочее движение находилось в зачаточном состоянии. Народ сохранял царистские иллюзии. Политическую инертность проявляла и буржуазия. Это давало почву для торжества воинствующего консерватизма и обусловливало крайне узкую социальную основу для деятельности револю ционеров. В пореформенный период окончательно оформились три направле ния в общественном движении — консерваторы, либералы и радикалы. У них были разные политические цели, организационные формы и методы борьбы, духовные и морально этические позиции.
• • Консерваторы Социальную основу этого направления составляло реакционное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значи тельная часть крестьянства. Консерватизм второй половины XIX в. остался в идеологических рамках теории «официальной народности» . Самодержавие по прежнему объявлялось важнейшим устоем государства, обеспечивающим величие и славу России. Православие провозглашалось основой духовной жизни народа и активно насаждалось. Народность означала единение царя с народом, что подразумевало отсутствие почвы для социальных кон фликтов. В этом консерваторы видели своеобразие исторического пути России. Во внутриполитической области консерваторы боролись за незыбле мость самодержавия, свертывание реформ и проведение контрреформ. В социально экономической сфере они ратовали за укрепление позиций дворянства, сохранение помещичьего землевладения. Во внешней поли тике ими развивались идеи панславизма — единение славянских народов вокруг России. В духовной сфере представители консервативной интел лигенции отстаивали принципы патриархального образа жизни, религи озности, безусловного подчинения власти. Основной мишенью для их критики стала теория и практика нигилистов, отрицавших традицион ных моральные принципы. (Ф. М. Достоевский в романе «Бесы» обна жил безнравственность их деятельности. ) Идеологами консерваторов были К. П. Победоносцев, Д. А. Толстой, М. Н. Катков. Распространению их идей способствовали чиновничье бюрократический аппарат, церковь и реакционная печать. М. Н. Катков в газете «Московские ведомости» доступно для народа формулировал основные идеи консерватизма и формировал в этом духе общественное мнение.
• • • Либералы Социальную основу либерального направления составля ли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции (ученые, писатели, журналисты, врачи и др. ). Они отстаивали идею об общем с Западной Европой пути историче ского развития России. Либералы настаивали на введении конституци онных начал, демократических свобод и продолжении реформ. Они вы ступали за создание общероссийского выборного органа (Земского со бора), расширение прав и функций местных органов самоуправления (земств). Политическим идеалом для них была конституционная монар хия. Во внутриполитической области либералы ратовали за сохранение сильной исполнительной власти, полагая ее необходимым фактором стабильности России. В социально экономической сфере они приветст вовали развитие капитализма и свободы предпринимательства, предла гали ликвидировать сословные привилегии, понизить выкупные плате жи, провести мероприятия, способствующие становлению в России правового государства и гражданского общества. Признание неприкосно венности личности, ее права на свободное духовное развитие было ос новой их морально этических взглядов. Либералы стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом социально политической модернизации России. Они были готовы к сотрудничеству с самодержавием. Поэтому их деятель ность в основном состояла в подаче на имя царя «адресов» — ходатайств с предложением программы преобразований. Наиболее «левые» либера лы иногда использовали конспиративные совещания своих сторонников. Идеологами либералов являлись ученые, публицисты, земские деяте ли (К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, В. А. Гольцев, Д. И. Шаховской, Ф. И. Ро дичев, П. А. Долгоруков). Их организационной опорой были земства, журналы ( «Русская мысль» , «Вестник Европы» ) и научные общества. Либералы не создали устойчивой и организационно оформленной оппо зиции правительству. Особенности российского либерализма: его дворянский характер из за политической слабости буржуазии и близость к консерватизму. Ли бералов и консерваторов объединяла боязнь народного «бунта» и дейст вий радикалов.
• • • Радикалы антиправительственную Представители этого направления развернули активную деятельность. В отличие от консерваторов и либералов они стремились к насильственным методам преобразования России и коренному переустройству общества (революционный путь). Во второй половине XIX в. радикалы не имели широкой социальной основы, хотя объективно они выражали интересы крестьян и рабочих. В их движении участвовали выходцы из разных слоев общества, посвя тившие себя служению народу. Радикализм во многом провоцировался реакционной политикой пра вительства и условиями российской действительности (полицейский произвол, отсутствие свободы слова, собраний и организаций). Поэтому в самой России могли существовать только тайные организации. Теоре тики радикалов, как правило, были вынуждены эмигрировать и действо вать за границей. Это способствовало укреплению связей русского и западно европейского революционных движений. В радикальном направлении второй половины XIX в. господствую щее положение занимало течение, идейным основанием которого была теория особого, некапиталистического развития России и «общинного социализма» . В истории движения радикалов второй половины XIX в. выделяются три этапа: 60 е годы — складывание революционно демократической идеологии и создание тайных разночинских кружков; 70 е годы оформление народнической доктрины и деятельность организаций рево люционных народников; 80 90 е годы — активизация либеральных на родников и начало распространения марксизма, на основе которого бы ли созданы первые социал демократические группы.
«Шестидесятники» Подъем крестьянского движения в 1861 1862 гг. был ответом народа на несправедливость реформы 19 февраля. Это ак тивизировало радикалов, которые надеялись на крестьянское восстание. • В 60 е годы сложилось два центра радикального направления. Один — вокруг редакции «Колокола» , издаваемого А. Г. Герценом в Лондоне. Он пропагандировал свою теорию «общинного социализма» и резко критиковал грабительские условия освобождения крестьян. Второй центр возник в России вокруг редакции журнала «Современник» . Его идеологом стал Н. Г. Чернышевский, кумир разночинной молоде жи того времени. Он также критиковал правительство за сущность ре формы, мечтал о социализме, но, в отличие от А. И. Герцена, видел не обходимость использования Россией опыта европейской модели разви тия. • На основе идей Н. Г. Чернышевского образовалось несколько тайных организаций: кружок «Великорусе» (1861 1863), «Земля и воля» (1861 1864). В них входили Н. А. и А. А. Серно Соловьевичи, Г. Е. Благосветлов, Н. И. Утин и др. «Левые» радикалы поставили задачу подготовки народной революции. Для этого землевольцы развернули активную изда тельскую деятельность в своей нелегальной типографии. В журнале «Земля и воля» , в прокламациях «Барским крестьянам от их доброжела телей поклон» , «К молодому поколению» , «Молодая Россия» , «К солда там» , «Что нужно делать войску» , «Великорусе» они разъясняли народу задачи предстоящей революции, обосновывали необходимость ликвида ции самодержавия и демократического преобразования России, справед ливого решения аграрного вопроса. Своим программным документом землевольцы считали статью Н. П. Огарева «Что нужно народу? » , опуб ликованную в июне 1861 г. в «Колоколе» . Статья предостерегала народ от преждевременных, неподготовленных выступлений, призывала к объ единению всех революционных сил. •
• • • «Земля и воля» Это была первая крупная революционно демократи ческаяорганизация. В нее входило несколько сотен членов из разных социальных слоев: чиновники, офицеры, литераторы, студенты. Органи зацию возглавлял Русский центральный народный комитет. Отделения общества были созданы в Петербурге, Москве, Твери, Казани, Нижнем Новгороде, Харькове и других городах. В конце 1862 г. к «Земле и во ле» примкнула русская военно революционная организация, созданная в Царстве Польском. Первые тайные организации просуществовали недолго/. Спад кресть янского движения, поражение восстания в Царстве Польском (1863), усиление полицейского режима — все это привело к их самороспуску и разгрому. Одни участники организаций (в том числе Н. Г. Черны шевский) были арестованы, другие эмигрировали. Правительству уда лось отбить натиск радикалов первой половины 60 х годов. В общест венном мнении наметился резкий поворот против радикалов и их рево люционных устремлений. Многие общественные деятели, прежде сто явшие на демократических или либеральных позициях, перешли в ла герь консерваторов (М. Н. Катков и др. ). Во второй половине 60 х годов вновь возникли тайные кружки. Их члены сохранили идейное наследие Н. Г. Чернышевского, но, разуверив шись в возможности народной революции в России, перешли к узко заговорщической и террористической тактике. Свои высокие нравст венные идеалы они пытались воплотить безнравственными средствами. В 1866 г. член кружка Н. А. Ишутина Д. В. Каракозов совершил поку шение на царя Александра II. В 1869 г. учитель С. Г. Нечаев и журналист П. Н. Ткачев создали в Петербурге организацию, призывавшую студенческую молодежь гото вить восстание и использовать любые средства в борьбе с правительст вом. После разгрома кружка С. Г. Нечаев на время уехал за границу, но уже осенью1869 г. вернулся и основал в Москве организацию «Народная расправа» . Он отличался крайним политическим авантюриз мом, требовал от участников слепого подчинения своим распоряжени ям. За отказ подчиниться диктатуре студент И. И. Иванов был ложно обвинен в предательстве и убит. Полиция разгромила организацию. С. Г. Нечаев скрылся в Швейцарию, он был выдан как уголовный преступ ник. Правительство использовало судебный процесс против него для дискредитации революционеров. «Нечаевщина» на некоторое время ста ла серьезным уроком для следующих поколений революционеров, пре достерегая их от неограниченного централизма. На рубеже 60 70 х годов, во многом на основе идей А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского, оформилась народническая идеология. Она стала весьма популярной у демократически настроенных интеллигентов по следней трети XIX столетия. Среди народников сложилось два направ ления: революционное и либеральное.
Революционные народники Основные идеи революционных народ ников капитализм в России насаждается : «сверху» и на русской почве не имеет социальных корней; будущее страны — в общинном социализ ме; крестьяне готовы к восприятию социалистических идей; преобразо вания должны осуществляться революционным методом. • М. А. Бакуниным, П. Л. Лавровым и П. Н. Ткачевым были разработа ны теоретические основы трех течений революционного народничест ва — 1. бунтарского (анархического), пропагандистского и заговорщиче ского М. А. Бакунин. считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и готов к революции. Поэтому задача интеллигенции — идти в народ и разжигать всероссийский бунт. Рассматривая государство как инструмент несправедливости и угнетения, он призывал к его уничто жению и созданию федерации самоуправляемых свободных общин. 2. ПЛ. Лавров не считал народ готовым к революции. Поэтому основ ное внимание он придавал пропаганде с целью подготовки крестьянства. «Разбудить» крестьян должны были «критически мыслящие личности» — передовая часть интеллигенции. 3. П. Н. Ткачев, так же как и ПЛ. Лавров, не считал крестьянина гото вым к революции. В то же время он называл русский народ «коммунис том по инстинкту» , которого не надо учить социализму. По его мнению, узкая группа заговорщиков (профессиональные революционеры), захва тив государственную власть, быстро вовлечет народ в социалистическое переустройство. • В 1874 г. , опираясь на идеи М. А. Бакунина, более 1000 молодых ре волюционеров организовали массовое «хождение в народ» , надеясь под нять крестьян на восстание. Результаты были ничтожны. Народники столкнулись с царистскими иллюзиями и собственнической психологи ей крестьян. Движение было разгромлено, агитаторы арестованы. •
«Земля и воля» (1876 1879) В 1876 г. уцелевшие участники «хож дения в народ» образовали новую тайную организацию, с 1878 г. при нявшую название «Земля и воля» . Еепрограмма предусматривала осу ществление социалистической революции путем свержения самодержа вия, передачу всей земли крестьянам и введение «мирского самоуправ ления» в деревне и городах. • Во главе организации стояли Г. В. Плеха нов, А. Д. Михайлов, С. М. Кравчинский, Н. А. Морозов, В. Н. Фигнер и др. • Было предпринято второе «хождение в народ» — для длительной аги тации крестьян. Землевольцы также занимались агитацией среди рабо чих и солдат, помогли организовать несколько стачек. В 1876 г. при участии «Земли и воли» в Петербурге на площади перед Казанским собором была проведена первая в России политическая демонст рация Перед. собравшимися выступил Г. В. Плеханов, призвавший бо роться за землю и волю для крестьян и рабочих. Полиция разогнала демонстрацию, многие ее участники были ранены. Арестованных приго ворили к каторге или ссылке. Г. В. Плеханову удалось скрыться от по лиции. • В 1878 г. часть народников вновь вернулась к идее необходимости террористической борьбы. В 1878 г. В. И. Засулич совершила покуше ние на петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова и ранила его. Однако настроение общества было таково, что суд присяжных оп равдал ее, а. Ф. Ф. Трепов был вынужден уйти в отставку. Среди землевольцев начались дискуссии о методах борьбы. К этому их побуждали и правительственные репрессии, и жажда активной деятель ности. Споры по тактическим и программным вопросам привели к расколу. •
«Черный передел» В 1879 г. часть землевольцев (Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, Л. Г. Дейч, П. Б. Аксельрод) образовали организацию «Черный передел» (1879 1881). Они сохранили верность основным программным принципам «Земли и воли» и агитационно пропагандистским методам деятельности.
• • «Народная воля» В том же году другая часть землевольцев создала организацию «Народная воля» (1879 1881). Ее возглавили А. И. Желя бов, А. Д. Михайлов, СЛ. Перовская, Н. А. Морозов, В. Н. Фигнер и др. Они входили в Исполнительный комитет — центр и главный штаб орга низации. Программа народовольцев отражала их разочарование в революци онной потенции крестьянских масс. Они считали, что народ задавлен и доведен до рабского состояния царским правительством. Поэтому своей главной задачей они полагали борьбу с этим правительством. Про граммные требования народовольцев включали: подготовку политиче скогопереворота и свержение самодержавия; созыв Учредительного собрания и установление в стране демократического строя; уничтоже ние частной собственности передачу земли крестьянам, фабрик — , рабо чим. (Многие программные положения народовольцев восприняли на рубеже XIX XX вв. их последователи — партия социалистов революционеров. ) Народовольцы провели ряд террористических акций против предста вителей царской администрации, но главной своей целью считали убий ство царя. Они предполагали, что это вызовет политический кризис в стране и всенародное восстание. Однако в ответ на террор правительст во усилило репрессии. Большинство народовольцев было арестовано. Оставшаяся на свободе СЛ. Перовская организовала покушение на ца ря. 1 марта 1881 г. Александр II был смертельно ранен и через не сколько часов скончался. Этот акт не оправдал ожиданий народников. Он еще раз подтвердил неэффективность террористических методов борьбы, привел к усиле нию реакции и полицейского произвола в стране. В целом деятельность народовольцев в значительной степени затормозила эволюционное раз витие России.
Либеральные народники Это направление, разделяя основные тео ретические взгляды революционных народников, отличалось от них не приятием насильственных методов борьбы. Народники либералы не иг рали заметной роли в общественном движении 70 х годов. В 80 90 е годы их влияние возросло. Это было связано с потерей авторитета рево люционных народников в радикальных кругах из за разочарования в террористических методах борьбы. Либеральные народники выражали интересы крестьян, требовали уничтожения остатков крепостничества и ликвидации помещичьего землевладения. Они призывали к проведению реформ для постепенного улучшения жизни народа. Основным направ лениемсвоей деятельности они избрали культурно просветительскую работу среди населения. С этой целью они использовали печатные орга ны ( урнал «Русское богатство» ), земства и различные общественные ж организации. Идеологами либеральных народников были Н. К. Михай ловский, Н. Ф. Даниельсон, В. П. Воронцов. • Первые марксистские и рабочие организации. В 80 90 е годы XIX в. в радикальном движении произошли коренные изменения. Рево люционные народники потеряли свою роль главной оппозиционной си лы. На них обрушились мощные репрессии, от которых они не смогли оправиться. Многие активные участники движения 70 х годов разочаро вались в революционном потенциале крестьянства. В связи с этим ради кальное движение раскололось на два противостоящих и даже враждеб ных другу лагеря. Первый сохранил приверженность идее кресть янского социализма, второй — увидел в пролетариате главную силу об щественного прогресса. •
Группа «Освобождение труда» • Бывшие активные участники «Черного передела» Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, Л. Г. Дейч и В. Н. Игнатов обратились к марксизму. В этой западно европейской теории их при влеклаидея достижения социализма путем пролетарской революции. • В 1883 г. в Женеве была образована группа «Освобождение труда» . Ее программа: полный разрыв с народничеством и народнической идео логией; пропаганда социализма; борьба с самодержавием; опора на ра бочий класс; создание рабочей партии. Важнейшим условием социаль ного прогресса в России они считали буржуазно демократическую ре волюцию, движущей силой которой будут городская буржуазия и про летариат. Крестьянство они рассматривали как реакционную силу об щества. В этом проявилась узость и односторонность их взглядов. • Пропагандируя марксизм в русской революционной среде, они раз вернули резкую критику народнической теории. Группа «Освобождение труда» действовала за границей и не была связана с возникавшим в Рос сии рабочим движением. • В самой России в 1883 1892 гг. образовалось несколько марксист ских кружков (Д. И. Благоева, Н. Е. Федосеева, М. И. Бруснева и др. ). Свою задачу они видели в изучении марксизма и пропаганде его среди рабочих, студентов и мелких служащих. Однако и они были оторваны от рабочего движения. • Деятельность группы «Освобождение труда» за рубежом, марксист ских кружков в России подготавливали почву для возникновения рос сийской социал демократической партии.
Организации рабочих Рабочее движение в 70 80 х годах развива лось стихийно и неорганизованно. В отличие от Западной Европы рус ские рабочие не имели ни собственных политических организаций, ни профессиональных союзов. «Южно российский рабочий союз» (1875) и «Северный союз русских рабочих» (1878 1880) не сумели возглавить борьбу пролетариата и придать ей политический характер. Рабочие вы двигали лишь экономические требования — повышение заработной пла ты, сокращение рабочего дня, отмена штрафов. Наиболее крупным со бытием стала забастовка на Никольской мануфактуре фабриканта Т. С. Морозова в Орехово Зуеве в 1885 г. ( «Морозовская стачка» ). Ра бочие впервые потребовали государственного вмешательства в их отно шения с фабрикантами. В результате был издан закон 1886 г. о порядке найма и увольнения, упорядочении штрафов и выплаты заработной пла ты. Был введен институт фабричных инспекторов, обязанных следить за выполнением закона. Закон усилил уголовную ответственность за уча стие в стачках.
• • • «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» В 90 е годы XIX в. в России наметился промышленный подъем. Это способствовало увеличению численности рабочего класса и созданию более благопри ятных условий для развития его борьбы. Упорные стачки в Петербурге, Москве, на Урале и в других районах страны приобрели массовый ха рактер. Бастовали текстильщики, горняки, литейщики и железнодорож ники. Стачки имели экономический и слабо организованный характер. В 1895 г. в Петербурге разрозненные марксистские кружки объеди нились в новую организацию — «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» . Его создателями были В. И. Ульянов (Ленин), Ю. Ю. Цедербаум (Л. Мартов) и др. Аналогичные организации были созданы в Москве, Екатеринославе, Иваново Вознесенске и Киеве. Они попытались встать во главе стачечного движения, издавали листовки и направляли пропа гандистов в рабочие кружки для распространения марксизма среди про летариата. Под влиянием «Союза борьбы» в Петербурге начались стачки текстильщиков, металлистов, работников писчебумажной фабрики, са харного и других заводов. Забастовщики требовали сократить продол жительность рабочего дня до 10, 5 ч, повысить расценки, своевременно выплачивать заработную плату. Упорная борьба рабочих летом 1896 и зимой 1897 г. , с одной стороны, заставила правительство пойти на ус тупки: был издан закон о сокращении рабочего дня до 11, 5 ч. С другой, оно обрушило репрессии на марксистские и рабочие организации, часть членов которых сослали в Сибирь. Среди оставшихся на свободе социал демократов во второй половине 90 х годов начал распространяться «легальный марксизм» . П. Б. Струве, М. И. Туган Барановский и др. , признавая некоторые положения мар ксизма, отстаивали тезис об исторической неизбежности и незыблемо сти капитализма, критиковали либеральных народников, доказывали закономерность и прогрессивность развития капитализма в России. Они выступали за реформистский путь преобразования страны в демократи ческом направлении. Под влиянием «легальных марксистов» часть социал демократов России перешла на позиции «экономизма» . Главную задачу рабочего движения «экономисты» видели в улучшении условий труда и быта. Они выдвигали только экономические требования и отказывались от полити ческой борьбы. В целом среди российских марксистов в конце XIX в. не было един ства. Одни (во главе с В. И. Ульяновым Лениным) выступали за создание политической партии, которая повела бы рабочих на осуществление социалистической революции и установление диктатуры пролетариата (политической власти рабочих), другие — отрицая революционный путь развития, предлагали ограничиться борьбой за улучшение условий жиз ни и труда трудящихся России. Общественное движение во второй половине XIX в. , в отличие от предшествующего времени, стало важным фактором политической жиз ни страны. Многообразие направлений и течений, взглядов по идейно теоретическим и тактическим вопросам отразило сложность обществен ной структуры и остроту социальных противоречий, характерных для переходного времени пореформенной России. В общественном движе нии второй половины XIX в. еще не сложилось направление, способное осуществить эволюционную модернизацию страны, но были заложены основы для формирования в будущем политических партий.
ИДЕЙНАЯ БОРЬБА И ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в..pptx