Скачать презентацию Идеи русской цивилизации философия Владимира Соловьева Ивченко Игорь Скачать презентацию Идеи русской цивилизации философия Владимира Соловьева Ивченко Игорь

Solovyev.pptx

  • Количество слайдов: 35

Идеи русской цивилизации: философия Владимира Соловьева Ивченко Игорь, 242 Идеи русской цивилизации: философия Владимира Соловьева Ивченко Игорь, 242

Содержание 1. Биография В. С. Соловьева 2. «Нравственность и политика. Исторические обязанности России» (1889 Содержание 1. Биография В. С. Соловьева 2. «Нравственность и политика. Исторические обязанности России» (1889 г. ) 3. «Славянофильство и его вырождение» (1889 г. ) 4. Заключение

В. С. Соловьев (1853 - 1900) • 1853 – родился в Москве в семье В. С. Соловьев (1853 - 1900) • 1853 – родился в Москве в семье русского историка С. М. Соловьёва • 1873 – окончил историко-филологический факультет Московского университета • 1874 – защитил в Санкт-Петербургском университете диссертацию на степень магистра философии "Кризис западной философии". Был избран штатным доцентом философии в Московский университет • 1875 -76 – совершил путешествие в Англию, Францию, Италию и Египет. • 1877 – оставил Московской университет и был назначен членом ученого комитета Министерства народного просвещения • 1880 – получил степень доктора философии за диссертацию "Критика отвлеченных начал". В том же году стал читать лекции в Санкт-Петербургском университете в качестве приват-доцента и на высших женских курсах. • 1881 – произнес в виде заключения к публичным лекциям о литературном движении XIX века известную речь против смертной казни. В том же году оставил службу в Министерстве народного просвещения, но чтение лекций окончательно прекратил лишь в 1882 г. • скончался 31 июля 1900 г. , в подмосковном имении (с. Узкое) кн. П. Н. Трубецкого

 «Нравственность и политика. Исторические обязанности России» (1889 г. ) • Нравственность и политика «Нравственность и политика. Исторические обязанности России» (1889 г. ) • Нравственность и политика разделены противоречие христианству, так как они должны совпадать. • Политика христианских народов суть безбожная вражда и раздор. • Христианская политика – переход от дурной действительности к царству Божиему. • Цель народной политики – соблюдение интересов народа или государства, но которые бы не допускали международного людоедства. • Людоедство англичан оправдывается их культурным призванием по приобщении низших рас к цивилизации.

О культурном призвании • Немцы превосходят англичан в культурном призвании по порабощении народов. «один О культурном призвании • Немцы превосходят англичан в культурном призвании по порабощении народов. «один (англичанин) грабит и давит народы, другой (немец) уничтожает в них самую народность. » • Борьба за культурное насилие, на которое претендуют многие народы, не даст результатов: перевес военной силы не есть свидетельство культурного превосходства. • Идея культурного призвания будет состоятельной, если: 1) она будет действительной обязанностью 2) служением, а не господством

О нравственных интересах и национальном эгоизме • Обязанности = нравственные интересы. • Бывают как О нравственных интересах и национальном эгоизме • Обязанности = нравственные интересы. • Бывают как у людей, так и у народов. • Общий интерес народов = равнодействующая всех частных интересов. • Наличие таких интересов предполагает совесть. • Отсутствие совести в политике обнажает национальный эгоизм. • «Возводить свой интерес, свое самомнение в высший принцип для народа, как и для лица, значит узаконять и увековечивать ту рознь и ту борьбу, которые раздирают человечество» .

О национальности и национализме • Христианство сохраняет национальность и упраздняет национализм. • Народность и О национальности и национализме • Христианство сохраняет национальность и упраздняет национализм. • Народность и национализм различаются по их плодам. • Разные народности как «органы» в теле человечества. • Если «органы» выделяются и обособляются от тела, то положительная сила народности превращается в отрицательное усилие национализма. • Народу необходимо перейти в сверхнародное состояние, отказавшись от национализма тогда лучшие стремления души прилагаются к политическим делам, а не противополагаются им.

 «Должно, хотя бы сперва только в теории, признать высшим руководящим началом всякой политики «Должно, хотя бы сперва только в теории, признать высшим руководящим началом всякой политики не интерес и не самомнение, а нравственную обязанность» .

Христианское начало в политике • Христианский принцип обязанности: 1) Единственно состоятельный, так как доводит Христианское начало в политике • Христианский принцип обязанности: 1) Единственно состоятельный, так как доводит до конца самопожертвование во имя всемирного спасения, которое есть высшее и безусловное добро; 2) единственно определенный, так как христианская обязанность указывает, как мы должны поступать; 3) единственно полный, так как объединяет законные интересы и истинное призвание каждого народа.

Чего не стоит делать христианским народам • Политика интереса, стремление к своему обогащению – Чего не стоит делать христианским народам • Политика интереса, стремление к своему обогащению – дело языческое. • Обоготворение своей народности – дело древнеиудейское. • Давить и поглощать других для собственного насыщения – дело бесчеловечное и безбожное. • Величаться своим высшим призванием – дело нехристианское. ============================ • Исповедать свой долг и признать свою обязанность есть начало богочеловеческой жизни.

Три великих вопроса: польский, восточный и еврейский • Исторические формы великого спора между Востоком Три великих вопроса: польский, восточный и еврейский • Исторические формы великого спора между Востоком и Западом. • Определяют внешнюю и внутреннюю политику России. • Церковный раскол – проявление этого спора.

Поляки – братья по крови, но не по вере • 1814 – Россия сохранила Поляки – братья по крови, но не по вере • 1814 – Россия сохранила Польшу от неизбежного онемечения. • 1864 – принят Указ об устройстве крестьян Царства Польского, ликвидировавший остатки крепостничества и широко наделивший крестьян землей. Русская власть еще раз спасла Польшу. • Русское управление доставило Польше невиданное ранее социально-экономическое благосостояние. • Однако поляки предпочитают «потонуть в немецком море» примирению с русскими.

Почему так? 1) Дух сильнее крови: поляки-католики ближе по духу к Западу, чем по Почему так? 1) Дух сильнее крови: поляки-католики ближе по духу к Западу, чем по крови к Востоку. Поляки выберут онемечение, чем обрусение. 2) Вражда Польши к России есть выражение вечного спора Востока и Запада.

Третий Рим • Москва – продолжение Второго Рима или примиряющая сила первых двух? • Третий Рим • Москва – продолжение Второго Рима или примиряющая сила первых двух? • Реформы Петра I показывают, что Россия не призвана быть только Востоком. В споре Востока и Запада она должна выполнять роль третейского судьи. • Преобразования были формальными и внешними. Примирение с Западом возможно только при соглашении с западными духовными началами. • Дело России – показать, что она есть действительно третий Рим, не исключающий первого, а примиряющий собою обоих.

 «Для нас, православных, высшим и безусловно обязательным авторитетом в делах веры и Церкви «Для нас, православных, высшим и безусловно обязательным авторитетом в делах веры и Церкви служат доселе семь вселенских соборов, которые все были до разделения церквей, а потому и дело о папстве не могло быть рассмотрено и решено никаким вселенским собором. В силу всего этого мы воздержимся от самовольного осуждения Запада и постараемся расчистить мысленный путь, ведущий к сближению двух христианских миров» .

 «Славянофильство и его вырождение» (1889 г. ) • Славянофилы – искусственное движение, археологические «Славянофильство и его вырождение» (1889 г. ) • Славянофилы – искусственное движение, археологические либералы. • В их основе – двойственность непримирённых и непримиримых мотивов: борьба против Петровских реформ во имя древней Руси и прогрессивно-либеральная борьба против зол современной России. • Всё, против чего они боролись во имя европейский идей, было плодами допетровских времен. • «Зло русской жизни состояло в том, что у нас было слишком мало европейского содержания, а не в том, что у нас было слишком много европейских форм» .

Православие в славянофильстве • Место религии в системе славянофильских воззрений не определено (искусственное православничанье). Православие в славянофильстве • Место религии в системе славянофильских воззрений не определено (искусственное православничанье). • Славянофилам важен только национальный элемент. Религия играет второстепенную роль. • Критика «детской веры» И. В. Киреевского.

Критика Хомякова • Православие было и есть истинной чертой русского народа, по мнению славянофилов. Критика Хомякова • Православие было и есть истинной чертой русского народа, по мнению славянофилов. • Выступление против духовных сил Запада со стороны славянофилов проявилось в «блестящих полемических брошюрах Хомякова» . • Основатель и учитель славянофильства Хомяков наглядно на историческом примере доказывал несостоятельность западных верований. • При всех упоминаемых им фактах, непонятно, чем же православие лучше. • Религиозная борьба с Западом была безуспешна и бесплодна.

 • И на западе, и в России были церковные расколы. Но западе в • И на западе, и в России были церковные расколы. Но западе в итоге все закончилось расхождением по двум путям и мирной полемикой, а в России насильственным преследованием старообрядцев. • К тому же, Хомяков говорил, что весь раскол на западе произошел из-за чересчур умных людей и на Руси такого не могло быть (а раскол все равно произошел).

 • Идеалом православия для славянофилов было православие как религиозный «синтез единства и свободы • Идеалом православия для славянофилов было православие как религиозный «синтез единства и свободы в любви» . Это противоречило действительности и было беспочвенной выдумкой. • Кто выглядит большими варварами: западники с их просветительскими идеями о религии, или русские, сжигающие и убивающие тысячи людей ради Христа?

Свобода духа и жизни Аксакова • «Русский народ отделил себя от государства и взамен Свобода духа и жизни Аксакова • «Русский народ отделил себя от государства и взамен этого предоставил себе нравственную свободу» . • Государство есть принудительно сохраняемое состояние равновесия частных сил, и оно не является высшим практическим идеалом для русского народа. • Государство необходимо для исторической жизни человечества. • Крепкое государство необходимо для достойного существования человечества на основах внутренней нравственной солидарности.

Разделение прав и свобод между народом и государством • Государство владеет политическими правами, а Разделение прав и свобод между народом и государством • Государство владеет политическими правами, а народ получает свободу духа и мнения. • Свобода слова, т. е. публичного мнения, является уже не нравственным правом, а полноценным политическим действом. • Но если право слова – право действия, что является уже политическим проявлением, то народ не будет иметь свободу мнения, ибо это будет ограничением государственного полновластия. • А ограждать общество и государство от всякого вреда есть, по взгляду Аксакова, исключительное право и обязанность правительственной власти.

 «Государство не должно защищать истину принудительными мерами не потому только, что истина не «Государство не должно защищать истину принудительными мерами не потому только, что истина не нуждается в такой защите, но главным образом потому, что само государство вовсе не призвано и не способно решать вопрос об истинности тех или других мыслей, и, следовательно, вместо поддержания истины и подавления лжи оно может по ошибке действовать как раз в обратном направлении» .

Фальшивый идеал исторического прошлого • Идеал прошло для славянофилов заключался в царствовании Ивана Грозного, Фальшивый идеал исторического прошлого • Идеал прошло для славянофилов заключался в царствовании Ивана Грозного, когда правительство не вмешивалось в народную жизнь и ничем не стесняло ее свободу, а народ не вмешивался в дела управления. • Разгром купеческого мирного Новгорода, мучения митрополита Филиппа, массовые казни мирного населения – примеры невмешательства? • Славянофильский национализм основывается на принципе отрицания всех объективных понятий о добре и истине.

Заблуждения славянофилов • Неосмысленность православной веры, равнодушие религиозной мысли славянофилы определяют как преимущество России. Заблуждения славянофилов • Неосмысленность православной веры, равнодушие религиозной мысли славянофилы определяют как преимущество России. • Слабое развитие личности = слабое развитие общественности. • Культ сильной власти у славянофилов противопоставляется погибающему от идей законности и права Западу.

3 фазы русского национализма 1) Поклонение своему народу как носителю вселенской правды – славянофилы 3 фазы русского национализма 1) Поклонение своему народу как носителю вселенской правды – славянофилы в целом. 2) Поклонение народу как стихийной силе, независимо от вселенской правды – «ислам» Каткова. 3) Поклонение историческим аномалиям, отделяющих русский народ от образованного человечества – новейшие обскуранты

Славянофильский национализм как отголоски идей де Местра • «Настоящий патриотизм заключается в том, чтобы Славянофильский национализм как отголоски идей де Местра • «Настоящий патриотизм заключается в том, чтобы любить свою родину, потому что она моя родина, т. е. не задавая себе за сим никаких других вопросов. Если мы станем задавать себе вопросы, почему и за что мы любим, - мы начнем рассуждать, рассчитывать, т. е. , иначе говоря, перестанем любить» . • Идея неделимости власти. Лучшие люди страны должны только нести особые обязанности. • Свобода – поглощение личности народом и государством. Она не может быть личной, а только национальной.

Псевдопатриотизм славянофилов 1) Поклонение народной добродетели. 2) Поклонение народной силе. 3) Поклонение народной дикости. Псевдопатриотизм славянофилов 1) Поклонение народной добродетели. 2) Поклонение народной силе. 3) Поклонение народной дикости.

Если бы славянофилы действительно выражали самосознания русского народа • Народ устами славянофилов: «Фарисей, праведный Если бы славянофилы действительно выражали самосознания русского народа • Народ устами славянофилов: «Фарисей, праведный в своих собственных глазах, превозносящий во имя смирения свои добродетели, презирающий и осуждающий своих ближних во имя братской любви и готового стереть их с лица земли для полного торжества своей кроткой и миролюбивой натуры. »

Россия по Каткову: «Глупый атлет, который вместо всяких разговоров только показывает на свои могучие Россия по Каткову: «Глупый атлет, который вместо всяких разговоров только показывает на свои могучие плечи и свои крепкие мускулы»

Глазами новейших националистов: «Душевнобольной, который принимает все свои дикие и уродливые галлюцинации за настоящую Глазами новейших националистов: «Душевнобольной, который принимает все свои дикие и уродливые галлюцинации за настоящую действительность» .

Однако, эти представления есть заблуждение, так как они ничтожны по своему внутреннему достоинству перед Однако, эти представления есть заблуждение, так как они ничтожны по своему внутреннему достоинству перед судом разума и совести; они ничтожны как неоригинальные рабские заимствования.

Главные ошибки славянофилов • Неправильное представление о православии. • Неверное разделение прав и свобод Главные ошибки славянофилов • Неправильное представление о православии. • Неверное разделение прав и свобод между народом и государством • «Принципиальное отрицание добра, правды и всяких общечеловеческих идеалов. Вместо имени Христа, которым столько злоупотребляли, откровенно клянутся именем Ивана Грозного» . • Слепое заимствование чужих дурных идей.

Заключение • «Мы имеем одну общую вселенную, одну правду, одну красоту. . . Мы Заключение • «Мы имеем одну общую вселенную, одну правду, одну красоту. . . Мы знаем и верим в глубине нашего существа, что есть одна правда, один закон, который все должны признать, одна красота, которую все должны видеть. Без этого нечему было бы учить и учиться, не о чем спорить и соглашаться; без этого не было бы нравственной проповеди и художественного творчества. . . Сознание не может быть ни безличным, ни единоличным, ибо оно более чем лично, будучи соборным. Истина, добро и красота сознаются объективно, осуществляются постепенно в этом живом соборном сознании человечества» .

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!