и стоики

[iframe src=»/viewerjs/index.html#../docs/_i_stoiki.pdf» width=»500″ height=»500″]
Скачать презентацию и стоики Скачать презентацию и стоики

_i_stoiki.ppt

  • Размер: 2 Mегабайта
  • Количество слайдов: 32

Описание презентации и стоики по слайдам

Слайд 1

Основы философииМодуль 2: История философииТема 3. 5 Эпикурейцы и стоики. Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессиональногоОсновы философииМодуль 2: История философииТема 3. 5 Эпикурейцы и стоики. Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Коми «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И. А. Куратова» Подосенов Олег Викторович909-127-06-35sgpc-phil@yandex. ruСыктывкар,

Слайд 2

Эпикурейцы и стоики Сократические школы • Киренаики : этика гедонизмаАристипп: обоснование гедонизмаФеодор: аморалистическая интерпретация гедонизмаГегесий: пессимистическаяЭпикурейцы и стоики Сократические школы • Киренаики : этика гедонизмаАристипп: обоснование гедонизмаФеодор: аморалистическая интерпретация гедонизмаГегесий: пессимистическая интерпретация гедонизмаАнникерид: гедонистический оптимизм • Киники : этика аскетизмаАнтисфен: обоснование кинизмаДиоген: практика кинизмаКратет: критика гедонизма Эллинистическая философия • Эпикурейцы : этика эвдемонизмаСтрахи и их преодолениеКлассификация желаний • Стоики : автаркия разумаОнтология («физика» ) Ранней СтоиЭтика Римской Стои

Слайд 3

Сократические школы и их преемникиСократ469-399Элидо-эри-трейскаяшкола. Аристиппок.  435  –  ок.  365 Евклидок. Сократические школы и их преемникиСократ469-399Элидо-эри-трейскаяшкола. Аристиппок. 435 – ок. 365 Евклидок. 430 – ок. 360 Платон428/ 2 7 – 348/ 4 7 Федон417 – ок. 350 Антисфенок. 435 — 376Киренскаяшкола Мегарскаяшкола Академия(платоники) КиническаяшколаЭпикур341-271 Зенон336-264Эпикурей-цы Стоики. Аристотель384 – 322/ 2 1ДревняяАкадемияСредняяАкадемия Ликей(перипате-тики)

Слайд 4

Рафаэль. «Афинская школа» . Афины – центр греческой философии ПифагорГераклит. Парменид Сократ Платон Аристотель. АнтисфенДиоген. Эпикур.Рафаэль. «Афинская школа» . Афины – центр греческой философии ПифагорГераклит. Парменид Сократ Платон Аристотель. АнтисфенДиоген. Эпикур. Зенон ПлотинАверроэс ПлатоникиПерипатетики

Слайд 5

КиренаикиЭтика гедонизмаМилет. Эфес. Элея АбдерыАфины. СтагираКирена5    КиренаикиЭтика гедонизмаМилет. Эфес. Элея АбдерыАфины. СтагираКирена

Слайд 6

КиренаикиЭтика гедонизмаАристиппок. 435  - ок. 365АретаАристипп (Младший)ГегесийIV в. ФеодорIV - III в. АнникеридIV - IIIКиренаикиЭтика гедонизмаАристиппок. 435 — ок. 365АретаАристипп (Младший)ГегесийIV в. ФеодорIV — III в. АнникеридIV — III в. Аморализм Пессимизм Гедонистическийоптимизм. Гедонизм( греч. ήδονή , удовольствие ) –этическое учение, отождествляющееблагос удовольствием.

Слайд 7

Аристипп Обоснование гедонизма   Единственное подлинное благо – телесное     удовольствие; Аристипп Обоснование гедонизма Единственное подлинное благо – телесное удовольствие; единственное зло – телесное страдание. Люди несчастны потому, что принимают за благо то, что является лишь средством для его получения (например, богатство). Мудр тот, кто знает, что есть истинное благо и что есть действительное зло, и знает, как использовать это знание; мудрость – это умение (искусство) быть счастливым. Но в стремлении к удовольствиям мудрец руководствуется принципом меры: он – не раб, а господин своих удовольствий. Аристиппок. 435 – ок.

Слайд 8

Если наслаждение естьединственное благо, а страдание – единственное зло, то всё прочее (что не естьни наслаждение,Если наслаждение естьединственное благо, а страдание – единственное зло, то всё прочее (что не естьни наслаждение, ни страдание)следует признать безразличным. Поэтому мудрец не считает зломни кражу, ни святотатство, никлятвопреступление, ни измену. Он избегает их, но не потому, чтосчитает их чем-то дурным самимпо себе, а потому что не желаетбыть наказанным, т. е. страдать. ФеодорАморалистическая интерпретация гедонизмаИмей он гарантию безнаказанности, он не колеблясь пошёл бы на эти такназываемые «преступления» , еслибы это сулило ему наслаждение.

Слайд 9

Жить стоит только радиудовольствий, но такая жизньневозможна, ибо удовольствиянеотделимы от страданий. 1) Удовольствие мы получаем, удовлетворяяЖить стоит только радиудовольствий, но такая жизньневозможна, ибо удовольствиянеотделимы от страданий. 1) Удовольствие мы получаем, удовлетворяя наши потребности, но сначала мы страдаем от того, что они не удовлетворены. 2) При этом пребывать всостоянии неудовлетворённостиможно долго, тогда как процессудовлетворения скоротечен. 3) Средства удовлетворенияпотребностей ограничены ипотому достаются с трудоми доступны лишь немногим. ГегесийПессимистическая интерпретация гедонизма4) Но и эти немногие не будутпо-настоящему счастливы, так както, что достаётся легко, большогоудовольствия не доставляет.

Слайд 10

ГегесийПессимистическая интерпретация гедонизмаВ  жизни какую избрать нам дорогу? В общественном месте –   ГегесийПессимистическая интерпретация гедонизмаВ жизни какую избрать нам дорогу? В общественном месте – Тяжбы, да спор о делах, дома – своя суета; Сельская жизнь многотрудна; тревоги полно мореходство; Страшно в чужих нам краях, если имеем мы что, Если же нет ничего – много горя; женатым заботы Не миновать, холостым – дни одиноко влачить; Дети – обуза, бездетная жизнь неполна; в молодёжи Благоразумия нет, старость седая слаба. Право, одно лишь из двух остаётся нам, смертным, на выбор: Иль не родиться совсем, или скорей умереть. Посидипп, «О жизни» ( III в. до н. э. )

Слайд 11

Жизнь, полная удовольствий, вполне возможна, еслине сводить удовольствияк телесным наслаждениям. 1) Признание духовныхнаслаждений расширяет самыйкруг возможныхЖизнь, полная удовольствий, вполне возможна, еслине сводить удовольствияк телесным наслаждениям. 1) Признание духовныхнаслаждений расширяет самыйкруг возможных удовольствий. 2) Удовлетворение духовныхпотребностей не связано суничтожением того, что нужнодля их удовлетворения. Значит, удовлетворяясвои духовные потребности, мыне лишаем других средств дляудовлетворения их потребностей. АнникеридГедонистический оптимизм3) В отличие от телесных, духовные наслажденияне скоротечны.

Слайд 12

АнникеридГедонистический оптимизмВ  жизни любая годится дорога. В общественном месте –     СлаваАнникеридГедонистический оптимизмВ жизни любая годится дорога. В общественном месте – Слава и мудрость в делах, дома – покой от трудов; В сёлах – природы благие дары, в мореплаванье – прибыль, В крае чужом нам почёт, если имеем мы что, Если же нет ничего, мы одни это знаем; женитьба Красит очаг, холостым – более лёгкая жизнь. Дети – отрада, бездетная жизнь без забот. Молодёжи Сила дана, старики благочестивы душой. Вовсе не нужно одно нам из двух выбирать – не родиться Или скорей умереть; всякая доля блага. Метродор, «О жизни» ( IV в. н. э. )

Слайд 13

КиникиЭтика аскетизмаАнтисфенок. 435- ок. 376 Диоген Синопскийок. 404 - 323 Кратет Фиванский IV в. Кинизм (КиникиЭтика аскетизмаАнтисфенок. 435- ок. 376 Диоген Синопскийок. 404 — 323 Кратет Фиванский IV в. Кинизм ( греч. , κύων , пёс, род. κυ ν ό ς ) Аскетизм( греч. , άσκητής , упражняющийся ) –этическое учение, проповедующее самоотречение иподавление чувственных влечений каксредство достижения высшего блага.

Слайд 14

КиникиЭтика аскетизмаМилет. Эфес. Элея АбдерыАфины. СтагираКирена СинопаФивы14     КиникиЭтика аскетизмаМилет. Эфес. Элея АбдерыАфины. СтагираКирена СинопаФивы

Слайд 15

Если счастье зависит отудовлетворения потребностей, то оно тем достижимее, чемменьше у нас потребностей. 1) Кратчайший иЕсли счастье зависит отудовлетворения потребностей, то оно тем достижимее, чемменьше у нас потребностей. 1) Кратчайший и вернейший путьк счастью лежит поэтому черезограничение потребностей. (В таком ограничении нетничего невозможного, ибонаши потребности побольшей части искусственны). 2) Чем меньше наши нужды, темменьше наша зависимость от другихлюдей и внешних обстоятельств, тем больше наша свобода. АнтисфенОбоснование кинизма

Слайд 16

Джон Уотерхаус. «Диоген» . ДиогенПрактика кинизма16 Джон Уотерхаус. «Диоген» . ДиогенПрактика кинизма

Слайд 17

Н. Пуссен. «Пейзаж с Диогеном» . ДиогенПрактика кинизма17 Н. Пуссен. «Пейзаж с Диогеном» . ДиогенПрактика кинизма

Слайд 18

«Диоген и Александр» . ДиогенПрактика кинизма18 «Диоген и Александр» . ДиогенПрактика кинизма

Слайд 19

ЭпикурейцыЭтика эвдемонизмаЭвдемонизм( греч.  εύδαιμονία ,  счастье ) –этическое учение, утверждающее, что цель жизни –ЭпикурейцыЭтика эвдемонизмаЭвдемонизм( греч. εύδαιμονία , счастье ) –этическое учение, утверждающее, что цель жизни – счастье. Эпикур341-271 ГермархIV — III в. Метродор330-277 Тит Лукреций Кар(ок. 99-55)

Слайд 20

ЭпикурейцыЭтика эвдемонизмаМилет. Эфес. Элея АбдерыАфины. СтагираКирена СинопаФивыСамос ЛампсакМитилена20       ЭпикурейцыЭтика эвдемонизмаМилет. Эфес. Элея АбдерыАфины. СтагираКирена СинопаФивыСамос ЛампсакМитилена

Слайд 21

ЭпикурейцыЭтика эвдемонизма • Эпикур. О природе (не сохр. ) • Эпикур. Письмо к Геродоту • Эпикур.ЭпикурейцыЭтика эвдемонизма • Эпикур. О природе (не сохр. ) • Эпикур. Письмо к Геродоту • Эпикур. Письмо к Менекею • Эпикур. Главные мысли • Тит Лукреций Кар. О природе вещей Основные сочиненияЭпикур341-271Тит Лукреций Кар(ок. 99-55)

Слайд 22

Непрерывная больнедолговременна, а затяжные немощидоставляют плотибольшенаслаждения, чем боли. Этика эпикурейцевСтрахи и их преодолениеСтрахи –причины несчастийСтрах передбогамиБогиНепрерывная больнедолговременна, а затяжные немощидоставляют плотибольшенаслаждения, чем боли. Этика эпикурейцевСтрахи и их преодолениеСтрахи –причины несчастийСтрах передбогамиБоги – существабессмертные иблаженные, а такие ни самизабот не имеют, ни другимне доставляют. Смерть не имеетк нам никакогоотношения: покамы есть, смертиещё нет, а когдасмерть наступает, то нас уже нет. Страхсмерти Страх передстраданием

Слайд 23

Этика эпикурейцевКлассификация желанийЖелания бываютЕстественныеИзбавляющиеот страданий, например, питьё при жажде Разнообразящиенаслаждение, например, изысканная пища Не естественныеи неЭтика эпикурейцевКлассификация желанийЖелания бываютЕстественныеИзбавляющиеот страданий, например, питьё при жажде Разнообразящиенаслаждение, например, изысканная пища Не естественныеи не необходимые, например, венкии почётные статуи. Необходимые ВздорныеНе необходимые

Слайд 24

СтоикиАвтаркия разумаРанняя СтояIV-III вв. до н. э. Средняя СтояII - I вв. до н. э. ПоздняяСтоикиАвтаркия разумаРанняя СтояIV-III вв. до н. э. Средняя СтояII — I вв. до н. э. Поздняя СтояI-II вв. н. э. Зенон из Кития336-264Луций Анней Сенека4-65 н. э. Клеанфок. 331/30 – ок. 232Хрисиппок. 280/277 – ок. 208/204 Панэтийок. 180 – после 110Посидонийок. 135 – ок. 50Эпиктеток. 50 – 138Марк Аврелий121-180 Стоя( греч. , Σ τ ο ά ) – Портик

Слайд 25

СтоикиАвтаркия разумаЗенон из Кития(336-264)Хрисипп(ок. 280/277 – ок. 208/204)Луций Анней Сенека(4-65 н. э. )Марк Аврелий(121-180)Автаркия( греч. ,СтоикиАвтаркия разумаЗенон из Кития(336-264)Хрисипп(ок. 280/277 – ок. 208/204)Луций Анней Сенека(4-65 н. э. )Марк Аврелий(121-180)Автаркия( греч. , αύτάρκια ) –самодовление, самодостаточность.

Слайд 26

СтоикиАвтаркия разумаМилет. Эфес. Элея АбдерыАфины. СтагираКирена СинопаФивыСамос ЛампсакМитиленаКитий. АссСолы. РимГиераполь← Кордуба26     СтоикиАвтаркия разумаМилет. Эфес. Элея АбдерыАфины. СтагираКирена СинопаФивыСамос ЛампсакМитиленаКитий. АссСолы. РимГиераполь← Кордуба

Слайд 27

СтоикиАвтаркия разума • Сенека. Нравственные письма к Луцилию • Сенека. О благодеяниях • Сенека. Рассуждения оСтоикиАвтаркия разума • Сенека. Нравственные письма к Луцилию • Сенека. О благодеяниях • Сенека. Рассуждения о природе • Сенека. О блаженной жизни • Сенека. О скоротечности жизни • Сенека. О провидении • Эпиктет. Беседы (записаны Ф. Аррианом) • Марк Аврелий. К самому себе Основные сочиненияЛуций Анней Сенека(4-65 н. э. )Марк Аврелий(121-180)

Слайд 28

СтоикиОнтология («физика» ) Ранней Стои  Космос представляет собой единый    одушевлённый организм, СтоикиОнтология («физика» ) Ранней Стои Космос представляет собой единый одушевлённый организм, отождествляемый с Богом (пантеизм). Душа мира (пневма), состоящая из смеси огня и воздуха, есть манифестация божественного разума – Логоса, который и правит миром, подобно тому как душа управляет телом. Всё сущее, будучи лишь частью единого космического организма, всецело определяется последним (отождествление логической необходимости с причинностью, отрицание случайности – абсолютный детерминизм). Всё, что происходит с человеком, также предопределено (фатализм). Зенон из Кития(336-264)

Слайд 29

СтоикиФатализм Ранней СтоиФатализм( лат. ,  fatum ,  судьба; fatalis ,  роковой, предопределённый )СтоикиФатализм Ранней СтоиФатализм( лат. , fatum , судьба; fatalis , роковой, предопределённый ) –философское учение, отождествляющая необходимостьс предопределённостью и неизбежностью всего происходящего в природе и жизни человека, и на этом основании исключающее случайность и свободу.

Слайд 30

СтоикиФатализм Ранней СтоиВластитель неба, мой отец, веди меня, Куда захочешь! Следую не мешкая, На всё готовый.СтоикиФатализм Ранней СтоиВластитель неба, мой отец, веди меня, Куда захочешь! Следую не мешкая, На всё готовый. А не захочу – тогда Со стонами идти придётся грешному, Терпя всё то, что претерпел бы праведным. Покорных рок ведёт, влечёт строптивого. Луций Анней Сенека (перевод из Клеанфа)

Слайд 31

Высшим благомможно признать лишь то, что ни при каких обстоятельствахне может стать причиной несчастья. Всё, принадлежащееВысшим благомможно признать лишь то, что ни при каких обстоятельствахне может стать причиной несчастья. Всё, принадлежащее нам внешнимобразом (богатство, здоровье и т. п. ), может быть утрачено, утрата же того, что мы ценим, делает нас несчастными. Поэтому ни богатство, ни здоровье, ни высокое общественное положение, ни семейное благополучиене могут считаться высшим благом. Единственное достояние человека, которое не может быть у него отнято, это мудрость, следовательномудрость и есть высшее благо. СтоикиЭтика Римской СтоиМудр тот, кто понимает, что такоевысшее благо, счастлив – тот, кто имобладает, а так как высшее благо –это мудрость, то мудрец счастлив.

Слайд 32

Вопросы?32 Вопросы?