1-slavyane-igor.pptx
- Количество слайдов: 28
И не вылетел…
СЛАВЯНЕ • Возникновение славян. Вопрос о прародине • Юг Польши: Висла-Одер; • Средний Дунай; • Висла-Эльба; • Одер-Днепр; • Великое переселение народов и миграция славян на • Юг - Балканы; • Запад - Висла и Днепр; • Восток - Левобережье Днепра;
СЛАВЯНЕ В VI – IX ВВ.
ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В VI – IX ВВ. • Общественное устройство: • Родовая община; • Соседская община; • Племенные союзы; • Отношения внутри племени; • Основные занятия: • Земледелие: подсечно-огневое и переложное, короткий рабочий сезон; • Охота; • Рыболовство; • Бортничество; • Верования: • Языческий пантеон; • Культ предков и сил природы;
РЕЛИГИЯ СЛАВЯН • Откуда у славян иранские боги? ? ? (Хорес, Семаргл, Стрибог) зыбочник, водяной • Разные полудемоны (человеки, которые не избыли свой жизненный • Как и у многих других народов, боги и мифические путь): упыри, вурдалаки, ведуньи, русалки) существа у славян делились на небесных, земных и подземных, а также высшего и низшего уровня (своя иерархия крч). • Религия славян имеет что-то общее с верованиями германских племен и балтов. • Рай есть, ада нет. Что такое душа, славяне понимали посвоему. • Разные бесы: леший,
ПАНТЕОН СЛАВЯНСКИХ БОГОВ • Перун – бог молнии и грома, а также покровитель боевой дружины • Велес – бог скота, а также покровитель поэзии • Семаргл – бог с неопределенными функциями • Мокошь – женское начало (исключительно положительные качества) • Стрибог – бог ветра • Даждьбог – бог солнца • Сварог – бог огня
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ Факторы: • Социальное расслоение; • Образование протогородских центров и наличие торговых путей; • Разложение родоплеменных отношений; • Соперничество военной и родоплеменной знати; • Уменьшение роли народных собраний;
ВАРЯЖСКАЯ ЛЕГЕНДА • Появление Варяжских дружин в землях восточных славян: “Они дань даяху варягом от мужа по белеи веверице и насилье деяху словеном, кривичем и мерям и чуди”. Но потом Славяне дали отпор: “Всташа на варягы и изгнаша я за море и начаша владети сами собе” • Разлад между славянами: “Всташа град на град и не беше в них правды”; • Решение пригласить князя – “Иже бы владел нами и судил ны по праву”; – Новгородская I летопись;
ВАРЯЖСКАЯ ЛЕГЕНДА • «В год 6370 …И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и воладети нами“. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене…»
ОЛЕГ (879 -912) • Происхождение; • Объединение Киева и Новгорода – 882 г. ; • Присоединение древлян, северян, радимичей; • Походы на Византию – 907 и 911 гг. ;
НОРМАНСКАЯ И АНТИНОРМАНСКАЯ ТЕОРИИ Антинорманисты: Племена • Норманнисты: Государство в Древней Руси создали восточных славян уже шведы-норманны ввиду обладали государственными неразвитости славянского образованиями без общества – Г. З. Байер, Г. Ф. варяжского вмешательства – Миллер, Н. М. Карамзин, М. В. Ломоносов, Б. А. С. М. Соловьёв; Рыбаков; Современная позиция: Зарождение новой социально-политической организации шло в условиях острого соперничества двух центров власти – родоплеменной знати и военного предводителя (князя), но процесс усиления обоих этих центров был замедленным. Приход норманнских воинов способствовал усилению роли военного центра, что предопределило образование государства. •
ИГОРЬ (913 -945) • Подчинил древлян; • Походы на Царьград 941 -944 гг. ; • Восстание древлян 945 г. ; Царский титулярник, 17 в. В. И. Суриков “Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря”
ОЛЬГА (945 -965) • Месть древлянам; • Установление уроков и погостов; • Присоединение тиверцев, уличей; • Крещение и посольство в Византию; «Тысячелетие России» , скульптор М. О. Микешин.
Миниатюры из Радзивилловской летописи
МНЕНИЕ ИСТОРИКОВ • Н. М Карамзин: «Предание нарекло Ольгу хитрой, церковь – святой, история – мудрой. Она не воевала, а правила государством. С деятельностью великого мужа учредила порядок в государстве, не писала законов, но давала уставы, простые и самые нужные. При Ольге Россия стала известна в отдаленных странах Европы» . (“История государства Российского”) • С. М. Соловьёв: «Олег и Ольга соединены в предании одним характером: оба представляются нарядниками земли, мудрыми, вещими; Игорь между ними является воином неотважным, князем недеятельным, вождём дружины крыстолюбивым» (“История России с древнейших времен”) • Н. Л Пушкарева: «Не меч, но мудрость и ум служили ей оружием в осуществлении этого замысла – создания империи Рюриковичей» (“Женщины Древней Руси”)
СВЯТОСЛАВ (965 -972) • Восточные походы и разгром Хазарского каганата; • Присоединение вятичей, Тмутаракани; • Война с Болгарским царством 968 -969 гг. ; • Посадил Ярополка в Киеве, Олега у древлян, Владимира в Новгороде и уехал: “Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае”; • Война с Византией 970 -971 гг. и гибель; «Тысячелетие России» , скульптор М. О. Микешин.
МНЕНИЕ ИСТОРИКОВ С. М Соловьев: «Святослав представлен образцом воина и только воина, который с своею отборною дружиною покинул Русскую землю для подвигов отдаленных, славных для него и бесполезных для родной земли» ” (“История России с древнейших времен”) Н. М Карамзин: “Святослав, образец великих полководцев, не есть пример Государя великого: ибо он славу побед уважал более государственного блага, и, характером своим, пленяя воображение Стихотворца, заслуживает укоризну Историка” (“История государства Российского”) А. Н. Сахаров: “Внешняя политика князя Святослава явилась закономерным продолжением усилий, предпринятых еще Олегом и особенно Игорем по укреплению позиций Руси. ” (“Дипломатия Святослава”)