Скачать презентацию И. А. Ильин о современной культуре и кризисе Скачать презентацию И. А. Ильин о современной культуре и кризисе

Ильин о кризисе нецельного духа 1.ppt

  • Количество слайдов: 27

И. А. Ильин о современной культуре и кризисе нецельного духа Выполнила: Шипунова Василиса Олеговна, И. А. Ильин о современной культуре и кризисе нецельного духа Выполнила: Шипунова Василиса Олеговна, Спб. ГУП, Юридический факультет, 1 курс, 2 группа

Иван Александрович Ильи 28 марта (9 апреля) 1883, Москва — 21 декабря 1954, Цолликон Иван Александрович Ильи 28 марта (9 апреля) 1883, Москва — 21 декабря 1954, Цолликон (Швейцария)

Предмет анализа: Душа человека современного автору, его ценностное сознание Предмет анализа: Душа человека современного автору, его ценностное сознание

Основные труды: Основные труды:

 «Закон духовного отождествления через веру» Человек уподобляется тому, что любит и во что «Закон духовного отождествления через веру» Человек уподобляется тому, что любит и во что верит. По мнению Ильина, уподобиться можно хорошему, то есть богу, и плохому, то есть стать одержимым

 «Крушение культуры» Причины: 1. «Духовное варварство» 2. «Формальная цивилизация» 3. «Чувственное разложение» 4. «Крушение культуры» Причины: 1. «Духовное варварство» 2. «Формальная цивилизация» 3. «Чувственное разложение» 4. «Хозяйственная жадность»

Современный культурный кризис, по мнению автора - это «кризис нецельного духа, расколотого, расщепленного человека» Современный культурный кризис, по мнению автора - это «кризис нецельного духа, расколотого, расщепленного человека»

Жизнь – поток, несущий плохое и хорошее. Задача человека – постоянная фильтрация этого потока, Жизнь – поток, несущий плохое и хорошее. Задача человека – постоянная фильтрация этого потока, а фильтром, по мнению Ильина, является любовь. Человеческое волеизъявление – всего лишь орудие этой любви

В процессе достижения духовной жизни (с помощью воли и любви), человек утверждает объективно-ценные жизненные В процессе достижения духовной жизни (с помощью воли и любви), человек утверждает объективно-ценные жизненные содержания

Вера Важнейший духовный механизм Вера Важнейший духовный механизм

Ценности: 1. Внутренний опыт 2. Умение отличить дающее наслаждение от «объективнопрекрасного» , совершенного, божественного Ценности: 1. Внутренний опыт 2. Умение отличить дающее наслаждение от «объективнопрекрасного» , совершенного, божественного

Духовный человек умеет выбрать прекрасное, опираясь на опыт. Только внутренний духовный опыт делает «человекообразное Духовный человек умеет выбрать прекрасное, опираясь на опыт. Только внутренний духовный опыт делает «человекообразное существо духовной личностью

В обществе происходит духовнонравственная деградация. Ильин формулирует важнейшую аксиому человеческого духовного опыта – без В обществе происходит духовнонравственная деградация. Ильин формулирует важнейшую аксиому человеческого духовного опыта – без духовных идеалов, без ориентации на «Совершенство» не может быть полноценной духовной жизни

 «Разочароваться» в идеале - значит пережить духовное крушение, опустошить и обессмыслить свою жизнь, «Разочароваться» в идеале - значит пережить духовное крушение, опустошить и обессмыслить свою жизнь, обесценить не «идеал» , а самого себя.

Ильин ставит вопрос о необходимости освоения личностью уже в детском возрасте важнейших духовных ценностей, Ильин ставит вопрос о необходимости освоения личностью уже в детском возрасте важнейших духовных ценностей, которые позволят ему, став взрослым, обрести «духовное измерение вещей» . Детская природная доверчивость и чистота – это лучшая почва для восприятия духовного

Душа – «это весь поток нетелесных переживаний человека» , его помыслов, чувствований, болевых ощущений, Душа – «это весь поток нетелесных переживаний человека» , его помыслов, чувствований, болевых ощущений, деловых соображений, праздных фантазий и т. д. Дух — это «то, что объективно значительно в душе» , то, что связано с созерцанием или осуществлением красоты, с совершением добра, с общением с Богом

Жить — значит различать, ценить и выбирать; кто этому не научится, тот будет засыпан Жить — значит различать, ценить и выбирать; кто этому не научится, тот будет засыпан пылью жизни» . Процесс очищения от этой «пыли» Ильин видел в постоянной рефлексии Без неё духовная жизнь невозможна

 «Зрелый духовный центр подобен городу с единым крепким кремлем, в котором покоятся почитаемые «Зрелый духовный центр подобен городу с единым крепким кремлем, в котором покоятся почитаемые им святыни. Так он должен быть подобен художественному произведению искусства, в котором все обосновано единою, главною идеею»

Личность обретает духовный характер тогда, когда научается самостоятельно наблюдать, исследовать и мыслить. Когда приобретает Личность обретает духовный характер тогда, когда научается самостоятельно наблюдать, исследовать и мыслить. Когда приобретает способность ставить себе жизненные цели и осуществлять их верными средствами

Концепция духовной культуры личности стала для Ильина теоретическим фундаментом осмысления тех будущих задач, которые Концепция духовной культуры личности стала для Ильина теоретическим фундаментом осмысления тех будущих задач, которые встанут перед Россией

Возрождение Отчизны возможно «через сочетание и примирение трех основ, трех законов духа: свободы, любви Возрождение Отчизны возможно «через сочетание и примирение трех основ, трех законов духа: свободы, любви и предметности»

 «Жить предметно» - значит связать себя с такой «ценностью, которая придаст жизни высший, «Жить предметно» - значит связать себя с такой «ценностью, которая придаст жизни высший, последний смысл»

 «Всякое вообще воспитание мнимо и призрачно и всякое вообще образование мертво и формально «Всякое вообще воспитание мнимо и призрачно и всякое вообще образование мертво и формально без нравственности»

Предметность по Ильину имеет два измерения: «субъективно личное» и «объективно ценностное» Предметность по Ильину имеет два измерения: «субъективно личное» и «объективно ценностное»

Современный человек, живущий в рамках «культуры без сердца» , переживает «внутренний раскол, душевную расщепленность, Современный человек, живущий в рамках «культуры без сердца» , переживает «внутренний раскол, душевную расщепленность, духовную нецельность. Причина болезни - духовное опустошение человека, оно связано с категорическим разрывом с христианством

Новые поколения русских людей должны «воспитываться к сердечной и предметной свободе» . Этот путь Новые поколения русских людей должны «воспитываться к сердечной и предметной свободе» . Этот путь – «на сегодня, и на завтра, и на века. Это единственно верный и главный путь, ведущий к расцвету русского духа и к осуществлению христианской культуры в России»

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ